Суббота, 03.12.2016, 03:22

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Пожалуйста, не забудьте ознакомиться с правилами Форума.
Участие в Форуме подразумевает, что Вы согласны со всеми правилами и принимаете их.
Правила Форума.


Страница 1 из 11
Модератор форума: ZhogolevaEE, ShestakovaNP 
Форум » Форум «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО» на тему: «Реальная практика внедрения ФГОС» » «Системно-деятельностный подход» » «Системно-деятельностный подход»
«Системно-деятельностный подход»
ZhogolevaEEДата: Вторник, 28.06.2016, 17:14 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 999
Репутация: 10
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Приветствуем Вас на  Форуме " Открытое письмо" на тему:
" Реальная практика внедрения ФГОС"!
Сроки нашей дискуссии:
01.07.2016 –30.07.2016

На этой ветке мы будем вести разговор на тему: 
" Системно - деятельностный подход".


Обсуждаемые вопросы:
 
"Новое- хорошо забытое старое"- гласит поговорка. На  каких принципах
педагогической деятельности  и технологиях основан
системно-деятельностный подход?


Приглашаем к обсуждению! 


С уважением Елена Евгеньевна.
 
elenamix09Дата: Вторник, 05.07.2016, 15:12 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Я проработала по системе развивающего обучения Л.В.Занкова 17 лет. Хочу сказать, что в этой системе, наиболее полно реализуется этот подход. Как говорится "каждый кулик, свое болото хвалит", но очень жаль , что школы просто не хотят реализовывать эту систему. Ключевымусловием реализации системно-деятельностного подхода в начальном
общем образовании является организация детского
самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, отказ от
репродуктивных методов и способов обучения со
стороны педагогов, ориентация на различные
коллективные формы взаимодействия детей и
педагогов.
 Занков писал: "Не сообщать детям вготовом виде то, к чему дети могут прийти путем
собственных внутренних усилий".
 Ребенок неполучает знания в готовом виде, а добывает их сам
в процессе собственной учебно-познавательной
деятельности.

Учебники системы Л. В. Занкова идут в  полном соответствии ФГОС НОО.Принципы деятельностного подхода в учебном
процессе эффективно реализуются в этих.учебниках.

Учебники построены так, что всякоеусвоение нового идет через микроакты
собственных внутренних усилий ребенка, через
множество микроактов его собственных поисков,
вопросов и ответов. Подавляющее большинство
правил, выводов, закономерностей, обобщений,
умозаключений младшие школьники, обучающиеся по
системе Занкова, формулируют сами, сами приходят
не только к ответам на вопросы, но и зачастую к
постановке самих вопросов. Учитель и учебник
только создают условия для этой самостоятельной
умственной работы детей.
 Основные задачи образования сегодня –не просто вооружить выпускника фиксированным
набором знаний, а сформировать у него умение и
желание учиться всю жизнь, работать в команде,
способность к самоизменению и саморазвитию на
основе рефлексивной самоорганизации. Именно
этому, по моему мнению, способствует система Л.В.
Занкова. На первый план наряду с общей
грамотностью выступает умение выпускников
разрабатывать и проверять гипотезы, умение
работать в проектном режиме, проявлять
инициативу в принятии решений и т.п.
В условиях деятельностного подходачеловек, личность выступает как активное
творческое начало. Взаимодействуя с миром,
человек учится строить самого себя. Именно через
деятельность и в процессе деятельности человек
становится самим собой, происходит его
саморазвитие и самоактуализация его личности. Ведь такое поколение нужно современному обществу? Не правда ли?
 
ZhogolevaEEДата: Четверг, 07.07.2016, 07:52 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 999
Репутация: 10
Статус: Offline
Уважаемая Елена Анатольевна!
Согласнас Вами,  что системно – деятельностный подход   ориентирован на   выпускника совершенно другого типа,  нежели предыдущий  стандарт и его подход к организации образовательного процесса.
 Не буду перечислять или « рисовать» качества выпускника,  обращу Ваше внимание на    педагогическую деятельность в рамках системно – деятельностного подхода.

Да,  системно – деятельностный подход – это качественно   другая деятельность  учителя на уроке. Это не
столько  сама деятельность учителя,  сколько организация деятельности  детей. Не столько много  учитель работает на уроке,  сколько он работает  за его рамками при подготовке и после урока  по анализу  результатов деятельности и  качества процесса  обучения.
 Системно – деятельностный подход   - это  организация обучения  в смысле  создания условий,  ориентированных на получение конкретного
запланированного учителем   результата обучения.


С помощью каких  педтехнологий будет организован такой  процесс обучения,   для ФГОС не столь важно. Ведь понятно,  что   традиционными методиками такого  результата не достигнешь.  И система  Занкова   как раз работает на  результаты по  ФГОС.

Сама работаю  в основной и старшей школе,  но много лет работала завучем. Помню,  что  обучение
по  этой системе  вызывало еще в рамках    предыдущего стандарта  много вопросов и у родителей,  и у
учителей,  были  трудности в обучении детей.


Много работала  с родителями,  спрашивала – что именно их не устраивает в обучении по этой системе?

Ответ был  таков -  они не привыкли  к заданиям,  которые предлагаются  их детям и не готовы и не могут  помочь своим детям  в выполнении домашних заданий. Дети не успевают
работать  на уроке. Родителям не понятны результаты обучения, которые  их ребенок должен  достичь.
Но …  были и родители,  которые  радовались успехам своих детей,  хвалились их успехами и были рады,  что дети попали к педагогу, который   реализовал систему Занкова.


 Спрашивала упедагогов  -   в чем трудности? Что не нравится и чтонравится?

Ответы были: это совершенно новая ОРГАНИЗАЦИЯ   образовательного пространства урока,  новое его качество,  много надо работать до урока,  чтобы он прошел на хорошем уровне.    Не все дети  успевают  качественно отработать на уроке и достичь поставленного учителем результата,  поэтому некоторые родители просто переводили своих детей в классы с традиционной системой обучения.

Вскоре стали просто   по желанию родителей  набирать детей в классы с системой Занкова.Некоторые учителя  вздохнули спокойно. Но… потом пришел ФГОС и оказалось,  что выиграли те   учителя и те дети,  которые в начальной школе  шли по Занкову.
 
Ведь    в  рамках старого стандарта  после системы Занкова  дети в основной школе   не продолжали  такое инновационное обучение, а 
успешно  переходили на
традиционное обучение в рамках предыдущего стандарта!!!  Вот 
они наши парадоксы системы образования!!!
 Но дети успешнообучавшиеся по системе Занкова  
оказались в выигрыше, их подготовка, мобильность,   адаптация к
условиям инновационного обучения гораздо выше.
 


С уважением Елена Евгеньевна.
 
ShestakovaNPДата: Воскресенье, 17.07.2016, 21:28 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 43
Репутация: 2
Статус: Offline
Уважаемые коллеги!
Мне как учителю физики почти с сорокалетним стажем приходилось работать в параллелях, где были ученики занковских классов. Даже спустя 2 года (5 и 6 кл) обучения по традиционной системе ученики этих классов резко выделялись на фоне остальных своим умением перестраиваться, входить в процесс обучения. С этими классами можно было смело давать открытый урок любого уровня. Очень жаль, что далеко не все учителя средней и старшей школы воспринимали занковскую систему и продолжали бы по ней работать. Что уж говорить о родителях. Тоже самое наблюдается и сейчас: упорное непринятие ФГОСовских требований. В школах работает более половины учителей советской системы воспитания, большая часть которых привыкли выполнять только указания свыше. Что удивляться, что педагогов пенсионного возраста стараются деликатно отправить на отдых. Мало того, такие педагоги составляют отрицательный рейтинг для школы. Как бы это и не обидно слышать. Но и молодых педагогов продолжают выпускать по традиционной системе обучения. Поэтому и буксовала занковская система, и фгосовская будет тоже долго буксовать . Выход я вижу в ежегодных краткосрочных курсах подготовки учителей именно практического направления, дистанционных ли или оффлайн.


Шестакова Наталья
 
taranecanДата: Понедельник, 18.07.2016, 02:37 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Более25 лет я работала по традиционной системе обучения. Не буду её ругать. Она дала
миру немало умных и талантливых людей. Но я замечала, что желание учиться у
детей пропадает, несмотря на то, что я использую новые формы и методы на
уроках, много даю дидактического материала. 12 лет я учила детей по математике
Л.Г. Петерсон, очень понравилось и мне, и детям, и родителям (последним, когда
дети стали учиться в 5 классе). Теперь жизнь в современном мире кардинально
изменилась и продолжает изменяться. Объём информации, которую надо знать любому
образованному человеку, постоянно увеличивается и информация эта очень быстро
устаревает. Поэтому, как ни меняй учебные программы и планы, а вложить в голову
ребёнка всё необходимое просто невозможно. Надо по-другому готовить ребёнка к
жизни – так, чтобы он сам мог разобраться в этой лавине знаний. А для этого
надо развивать его способности, творческий потенциал, развивать школьника, как
личность, чтобы он потом смог найти своё место в жизни. Именно так я поняла для
себя системно-деятельный подход.Разделяюмнение Елены Евгеньевны о совершенно новом учителе. Одна из главных задач современного
учителя: умение передать знания детям не репродуктивно, аорганизовать их собственную поисковую активность, не даваяготовых образцов действия, размышления, словесного выражения мысли.Правила, алгоритмы, образцы, инструкции дети могут  создавать самостоятельно.Выготский, Леонтьев, Ильенков, Эльконин,Давыдов, Гальперин, Репкин, Боданский, Дусавицкий, Цукерман – вот далеко не полный
список тех ученых, стараниями которых родились и реализуются идеи, лежащие в
основе системы развивающего обучения. «Знания нельзя передать, считают
сторонники этой системы. Они должны быть сконструированы учащимися для самого
себя». А задача педагога – создать условия для рождения этогонового знания. Кто-то сказал: «Даже самый искушенный учитель не может понять за своего ученика объясняемый  материал».Инымисловами, ребёнок каждый раз при новой теме «изобретает свой велосипед».
Изобретая, он получает знание и вместе с тем развитие. Образно говоря, если он
его создал, то может его  и разобрать, и
собрать, и поездить на нём. И всегда будет помнить, как и что, потому что он
это прочувствовал. А если предложить ребёнку «садись, я тебе сейчас покажу, как
он устроен», то половина информации забудется». УМК в начальной школе много, и
их придумал не сам учитель. По самой-самой развивающей программе можно просто
выдавать уроки как 25 лет назад. Ведь этому продолжают учить учителей. Точно
знаю, программу надо изучить, съездить на курсы (к авторам), принять душой. Я
так и сделала. Теперь чувствую, что я сама изменяюсь. Стала свободнее, смелее,
терпимее в оценках и мыслях. Вначале было сложно, мне и сейчас ужасно тяжело.
Идёт страшная ломка психики. Очень трудно отказаться от авторитаризма! Так
хочется всё объяснить ребятам самой! Имея такой опыт (36 лет в начальных
классах), это так просто! А тут надо выслушивать собственное мнение ребёнка.
Сейчас я поняла:  в вопросах творчества
дети сильнее и активнее нас.

С уважением, Антонина Николаевна Таранец

Добавлено (18.07.2016, 02:37)
---------------------------------------------

Прошу прощения, Елена Евгеньевна, я ведь изначально думала написать о родителях. Сейчас прочитала то, что отправила и поняла, что "дай мне поле, я его засею даже без семени" - это про меня. Хочу всё же добавить. Оченьтрудно учителю работать с родителями. Они не знают и не понимают, как учатся
дети. Надо не уставать им объяснять, что системно-деятельностный подход имеет
совершенно иные теоретические основания.Ранее в основе учения были такие понятия, как ассоциация, наглядность, слово и упражнение. Сейчас - задачаи действие, а учебная работа организована совершенно непривычным для нихобразом. Надо родителям растолковать, что сегодня детям не дают готовых знаний. Входе совместной работы знания рождаютсяи осваиваются. Особой ценностью является самостоятельные действияребенка. Надо что-то делать с предметом, чтобы он раскрылсвои тайны. И каждому действию надо
учиться. А научившись – научить другого (возможно своих родителей).  Ведь давно известно:  человек, когда учит другого учится сам!   
Я родителям я отвожу принципиально инуюроль: они не делают урок с ребёнком, а напротив, он рассказывает им урок,
показывает, что делал в классе. Если такая форма воспитания в семье войдёт в
привычку - в будущем родителям не придётся вечерами заниматься уроками – дети
их выполнят самостоятельно. Для родителей выделен специальный день, когда они
могут присутствовать на уроках, консультироваться по любым вопросам.  Но у нас договор: я ни в коем случае не
объясняю родителям, как лучше и правильно выполнить то или иное задание
(принципиально не усаживаю за парты мам и пап, бабушек и дедушек – они своё
отучились), для них важно общение с ребёнком обо всём на свете.
С уважением, Антонина Николаевна

Антонина
 
ZhogolevaEEДата: Понедельник, 18.07.2016, 12:16 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 999
Репутация: 10
Статус: Offline
Уважаемая Антонина Николаевна!
  Огромное спасибо Вам за  такое продуктивное общение! Думаю,  что для молодых коллег, которые только включаются во  ФГОС,  Ваш опыт  будет очень нужен. Спасибо,  что Вы так   щедро им делитесь. 
 Сейчас  отвечала    на вопросы молодых педагогов, которые только  начинают работать   в школе  и  столкнулись с ФГОСами.  Девочки   страшно напуганы: не понимают,  о чем речь,  что это такое  ФГОСы и  что  им придется делать на уроке. Уже на какой - то ветке шел  разговор о том,  что у нас   " не учат" в  вузах работать по ФГОС.  У меня на курсах по ФГОС  учились  преподаватели  вузов. Сначала растерялась и  не знала,  что делать,  как учить  людей,  у которых  научные степени и должны были бы  сами  учить нас педагогов и методистов. Ан - нет! О ФГОСах, точнее реальной практике их внедрения и воплощения  идей  в образовательный процесс -  ответ на вопрос  ЧТО ДЕЛАТЬ? -   они  узнавали из курса и  практических материалов коллег - обычных школьных учителей и воспитателей.  А ведь  эти люди учат студентов,  будущих педагогов. Что - то в этом процессе  не соблюдена логика! Вам так не кажется?
 И   еще  к  одной Вашей цитате: 
Цитата taranecan ()
Оченьтрудно учителю работать с родителями. Они не знают и не понимают, как учатсядети. Надо не уставать им объяснять, что системно-деятельностный подход имеет
совершенно иные теоретические основания.Ранее в основе учения были такие понятия, как ассоциация, наглядность, слово и упражнение. Сейчас - задачаи действие, а учебная работа организована совершенно непривычным для нихобразом. Надо родителям растолковать, что сегодня детям не дают готовых знаний. Входе совместной работы знания рождаютсяи осваиваются. Особой ценностью является самостоятельные действияребенка. Надо что-то делать с предметом, чтобы он раскрылсвои тайны. И каждому действию надо
учиться. А научившись – научить другого (возможно своих родителей).  Ведь давно известно:  человек, когда учит другого учится сам!   
Я родителям я отвожу принципиально инуюроль: они не делают урок с ребёнком, а напротив, он рассказывает им урок,
показывает, что делал в классе. Если такая форма воспитания в семье войдёт в
привычку - в будущем родителям не придётся вечерами заниматься уроками – дети
их выполнят самостоятельно. Для родителей выделен специальный день, когда они
могут присутствовать на уроках, консультироваться по любым вопросам.  Но у нас договор: я ни в коем случае не
объясняю родителям, как лучше и правильно выполнить то или иное задание
(принципиально не усаживаю за парты мам и пап, бабушек и дедушек – они своё
отучились), для них важно общение с ребёнком обо всём на свете.
 
Хотела  сразу написать о работе с родителями,  да пришла  соседка,  мама    ученицы  5 класса.  Она просила   даже не о помощи,  а о подсказке,  как ей помочь дочери учиться. Девочка  Маша очень умная, отличница,  но  по  складу характера очень ранимая,  страшно переживает по поводу неудач. Мама очень хочет помочь. Но..... не знает как! Домашние задания ей не понятны,  что и где взять,   как понять логику учебного процесса?????? 
Мы долго проговорили с ней,  библиотекарем по профессии и образованию. Я рассказала ей о Вас  и Вашем опыте работы. Очень пригодилось Ваше выступление  о роли родителей в  образовательном процессе,  о том,  как они могут помочь  учиться своим детям. Мне поручено сказать Вам   " Огромное спасибо!" И правда,  Ваши слова успокоили маму Маши,  она очень переживала,  что не сможет помочь,  для нее это очень и очень важно.  
 Более того  мы разговорились  о том,  что для родителей  надо организовывать вот такие "ликбезы",  привлекать их  к  общению  и работе  с детьми совместной,  и еще    Мама - библиотекарь предложила свою помощь   в  поиске   методической,  популярной  литературы  по  вопросам взаимодействия  с современными детьми в современных условиях.   Согласитесь,  это очень ценно. Но важно,  что  мама почувствовала себя   не только  спокойно  ( она может  помочь дочери),  но   и   включилась в образовательный процесс, обогатив его своими знаниями ,  возможностями и т. д.   Наверное,  это и есть  мотив  использования системно -деятельностного подхода  к обучению детей. Как Вы считаете?


С уважением Елена Евгеньевна.
 
albina_rizaeva1505Дата: Среда, 20.07.2016, 17:25 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Посредственный учитель излагает.Хороший учитель объясняет.Выдающийся учитель показывает.Великий учитель вдохновляет.Уильяма Уорд Школа сегоднястремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же
изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение
темпов развития. А значит, школа должна готовить своихучеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтомусегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний,
сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательноеразвитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.Главной цельюобразования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие
личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря –
формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен
системно-деятельностный подход.
Переход к моделиобучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой
методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление
учителем
 познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения вшколе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации —освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с
этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом,
меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей.
Для того чтобы знания учащихся были результатом ихсобственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися,
развивать их познавательную деятельность.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, училисьсамостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для
него материал» — слова К. Д. Ушинского отражаютсуть урока современного типа, в основе которого заложен принцип
системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое
управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.Чему долженнаучиться ребенок?Мы все помнимстарую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны.
Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но Притча гласит: не надо
давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт,
который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть
универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в
действии порождается знание.           Учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями,с помощью которых можно реализовать новые требования.
          У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса
на системно-деятельностной основе. Это не совокупность образовательных технологий,
методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая
дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися
мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников
универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению
образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.Жизнь не стоит наместе. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить
ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение
мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем
просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти
знания для решения жизненных проблем.Вместо простой передачи ЗУНот учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится
развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря,
умение учиться. С уважением, АльбинаТакидиновна
 
taranecanДата: Четверг, 21.07.2016, 01:28 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, коллеги.
Елена Евгеньевна я очень рада, что вашей соседке-мамочке стало спокойнее. Это Вы сумели ей помочь, пусть и моими словами. Значит Вы умеете убедить, помочь. Молодец!!!
Вы правы относительно того, что в обучении студентов и их преподавателей нарушена логика. Но ФГОС был введён для начальной школы, мы его и изучали и  пробовали на практике, и сейчас ещё туго идёт. А преподаватель вуза читал его в таких научных формулировках, как, например, у Альбины Такидиновны и не понимал, что же делать в классе. Сейчас уже много других новых стандартов и для вузов тоже, поэтому потихоньку крен у корабля знаний выравнивается.Я помню после первого прочтения ФГОС подумывала о пенсии. Да и сейчас, как послушаю коллег на семинарах, так одолевают мысли, что я ничего не знаю. 
Когда то давно я прочитала, что детям надо говорить: "Для меня ты самая лучшая, ты мой ребёнок, мой бриллиант, но как выйдешь за порог, знай, ты - песчинка, одна из миллиона таких же песчинок. Не жди там любви, веди себя так, чтоб не смущать других песчинок. Потому что у тёти Кати соседки есть Маша. Она для неё бриллиант, но для меня она песчинка". 
Тогда дети ищут любви у родителей и не говорят, что их воспитатель, учитель не любит. Подскажите это своей маме-соседке, может пригодиться. Рада, что помогла. Спасибо, Елена Евгеньевна, за добрые слова

С уважением, Антонина Николаевна


Антонина
 
ZhogolevaEEДата: Суббота, 23.07.2016, 13:47 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 999
Репутация: 10
Статус: Offline
Уважаемая Альбина Такидиновна! Спасибо большое. Актуальная сегодня теория.

С уважением Елена Евгеньевна.
 
Форум » Форум «ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО» на тему: «Реальная практика внедрения ФГОС» » «Системно-деятельностный подход» » «Системно-деятельностный подход»
Страница 1 из 11
Поиск:

© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz