Воскресенье, 04.12.2016, 02:49

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
alisa579

Как научиться организовывать исследовательскую деятельность детей?

Мы уже говорили о сущности и понимании исследовательской деятельности. Теперь насущным вопросом для нас становится ее организация.
 
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным для учащихся решением, с открытием нового знания и предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в изучении и объяснении.
 
Савенков А.И. отмечает, что процесс исследовательского поиска ученого и этапность учебного исследования школьника в основных чертах очень схожи. Но, если в науке главной целью является получение новых знаний, то основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным.
 
Педагоги должны ясно осознавать, что на всех этапах этой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученных материалов. Это самый важный, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения. Можно назвать его педагогическим результатом.
 
Обратим внимание на аспект понимания фразы «учебные исследования». Научное исследование предполагает поиск нового и неизведанного до сих пор. Оно имеет абсолютную новизну. Учебное исследование - тоже имеет новизну и поиск нового и неизведанного. Только это новое и неизведанное относительное: оно является таковым для ученика, для юного исследователя. Поэтому когда мы говорим о новизне, то новые знания новы для того ученика (или учеников) , который проводит это исследование.
 
Учебное оно и потому, что происходит обучение ребенка исследовательской деятельности, формирование исследовательского мышления и поведения учащегося.
 
Учебные они для нас, педагогов, а для детей они научные, так как проводят по путям постижения истины научного знания.
 
Реализация исследований началось с внеурочной деятельности. Учителя пытались ее реализовать и на уроке, но урок ограничен по времени и материалам. Поэтому сложилось мнение, что реализовать полноценное исследование даже учебное в процессе урока невозможно. Поэтому педагоги шли пошли несколько другим путем, пытаясь распределить всю организацию исследовательской деятельности между различными формами учебной и внеучебной деятельности.
 
А как же научные исследования в школе? А как же исследования детей? Учебные исследования? Где их взять? Ну, хотя бы темы? Ах , если бы все было так просто! К сожалению, готовых шаблонов нет, адаптированных методик, позволяющих тему урока превратить в тему исследования, по большому счету нет.
 
Как подойти к организации учебных исследований, например в лингвистике? На мой взгляд, смысл преподавания русского языка не только в формировании навыка грамотного письма, но и представление о нем, как живом развивающемся организме, меняющемся в современном мире.
В основе исследования – проблема.
Что значит проблема?
 
Это какой – то парадокс для ребенка, то явление или процесс, который не подчиняется общим правилам, которые ребенок знает:
 
1. В селе есть слово «курын (индюк)» или «курышка ( индющка)», а в литературном языке того слова нет. Почему?
 
2. В школе ученики соблюдают орфоэпические нормы, но как только переступают порог школы , то эти нормы ими не соблюдаются. Почему?
 
3. Прилагательные и причастия обозначают признак предмета, но в некоторых предложениях могут быть сказуемым. Почему?
 
Каждая из предложенных тем содержит какую – то проблему, которую ребенок понять и объяснить сам самостоятельно с помощью имеющихся у него знаний не может. Сами темы не так уж и сложны, нужно лишь чуть – чуть направить рассуждения ученика и , естественно, пополнить его знания в этом направлении. Объем этих тем не так уж и велик, они вполне могли бы стать учебными.
 
Значит, ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ успешности реализации исследовательской деятельности в образовательном процессе - определенная/ ограниченная глубина учебного исследования, объем необходимых мероприятий, которые ребенку надо провести, чтобы докопаться до самой сути, найти решение проблемы.
ВТОРОЕ, на мой взгляд, немаловажное условие – это наличие определенных предметных знаний. Ребенок уже должен накопить определенные предметные знания по изучаемому предмету, хотя бы в пределах школьной программы. Необходима подготовка детей к исследовательской деятельности. Дети должны быть готовы работать с учебной литературой в объеме , превышающем обычный. Для этого они должны уметь к пятому классу реально хорошо и осмысленно читать. Но и это еще не все!
ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ. Исследования часто носят текстологический, теоретический характер, что влечет за собой работу с большим количеством научной или художественной литературы, то непременным условием исследовательской работы является обучение детей навыкам рациональной работы с текстами научного стиля – приемы скоростного чтения, конспектирования, тезирования, реферирования. Без этого продуктивной исследовательской работы не будет! Следовательно, ребенок должен уметь рационально работать и этими источниками:
- иметь представление о научном стиле речи, его хотя бы самыми яркими отличиями от других стилей;
- понимать специфику построения научных текстов, систему поиска необходимых знаний в научной статье;
- композицию научной статьи, методы поиска тезиса, аргументов, выводов; микротем и т.д.
 
Необходимо сказать, что все эти проблемы решаются на уроках русского языка – это часть содержания предмета преподавания русского языка. Но эта работа рассредоточена по классам и по темам. А начинать работу по обучению надо уже в 5 классе. Поэтому очень хорошо было бы, если исследовательская деятельность реализуется не одним педагогом, а коллективом учителей, где все задачи организации исследования могут решаться сообща.
 
ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ. Учитель должен тщательнейшим образом организовать работу ребенка с научной литературой - сам отобрать источники для ребенка и , если сама статья большая, то подсказать или ориентировать на страницы, главы и т.д. для рационального поиска необходимых сведений и знаний. Необходимо не только в процессе работы с научной литературой напоминать о приемах переработки текста, но и использовать специально разработанные для этого памятки.
ПЯТОЕ УСЛОВИЕ. В урочной деятельности необходимо осуществлять формирование исследовательских умений и навыков, использовать различные исследовательские методы для изучения предмета с помощью различных упражнений. Они зачастую являются и общеучебными умениями, так что формирование не потребует дополнительного времени или усилий. Все это облегчит задачу учителя в процессе организации исследования во внеурочной деятельности. Многие методы, которые использует учитель в процессе урока, являются универсальными, то есть и исследовательскими в том числе, поэтому реализуя их в процессе урока, мы подготавливаем детей к реализации исследований.
 
Процесс обучения исследовательской деятельности учащихся требует большой подготовительной работы учителя, а кроме этого еще и постоянную рефлексию, самоанализ профессиональной деятельности в данном направлении и коррекцию.
 
 Каким образом вместить все этапы проведения исследования, когда исследование не укладывается в урок или цикл уроков?
Опыт исследовательской работы позволяет сделать заключение о необходимости распределения этапов исследования в различных формах учебной и внеучебной деятельности учащихся: урок, кружковая работа, факультативы, элективные курсы и т.д. Если же исследование проводится в рамках урока, то оно должно быть адаптировано: строго ограничено по времени, используемой литературе и т.д.
 
Хотелось бы затронуть еще один вопрос: организация исследовательской технологии в общем процессе обучения. Множество публикаций последнего времени позволяет сделать вывод, что в основном исследовательская работа с учащимися проводится во внеучебное время и учреждениями дополнительного образования. А для решения новых задач нужны и новые формы организации обучения . Данный вопрос уже обсуждался и вызывал противоречивые отклики, но однозначный ответ так и не был получен. Получается цели обучения новые, а средства и формы старые.
 
Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, а также при соответствующих изменениях организации образовательного процесса в целом, создание в учреждении особой развивающей образовательной среды.
 
Введение исследовательской деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
 
Список использованных ресурсов:
1. Форум ТГ «Исследовательские умения и навыки» http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=133205&tmpl=Thread&BoardId=282240&ThreadId=443724&page=0
2. Вяйзинен М.А. Подготовка педагогов к реализации исследовательской технологии. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=133205&d_no=289292&ext=Attachment.aspx?Id=140343
3. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии./ А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999.- №10. 4. Жоголева Е.Е. Исследовательская работа на уроках русского языка и не только….
Автор: Жоголева Е.Е.
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz