Суббота, 10.12.2016, 17:41

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс Мой ФГОС - урок » предметы естественного цикла

Образ Герасима в рассказе И.С.Тургенева "Муму" -5класс
[ Скачать с сервера (180.9Kb) ] 15.03.2016, 13:32
ПРИЛОЖЕНИЯ

Оглавление
Приложение 1 «Аннотация конкурсного материала для размещения на сайте» 1
Приложение 2 «Краткое описание урока/занятия» 1
Приложение 3 «Технологическая карта урока». 2

Приложение 1
Аннотация конкурсного материала для размещения на сайте
(размещается только на сайте Центра подготовки педагогов к аттестации http://moi-rang.ru
в разделе «Краткое описание»)

1. Название – Второй Всероссийский открытый профессиональный конкурс педагогов «Мой ФГОС - урок».
2. Тема урока: : Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
3. Предмет - литература
4. Класс – 5А
5. Автор урока: Лаврова Лидия Николаевна, учитель русского языка и литературы
6. Образовательная организация МБОУ «Любино - Малоросская СОШ»
7. Страна - Россия
8. Республика/край
9. Город/поселение с. Любино – Малороссы , Любинского района, Омской области
10. Краткое описание (1-3 предложения)
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу),
метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, кластер, синквейн.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению.

Приложнние 2
Краткое описание урока/занятия
(размещается только на сайте Центра подготовки педагогов к аттестации http://moi-rang.ru
в разделе «Полный текст материала»)

1. Тема урока : Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
2. Цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
3. Задачи урока: образовательные: проанализировать рассказ (образ Герасима и его окружения);
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки);
- обогащать словарный запас .
Развивающие: развивать устную речь учащихся;
- развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;
- развивать умения обобщать изученное.
Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову;
- гуманное отношение к человеку.
4.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
5. Личностные : формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие мышления, внимания, фонематического слуха;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
6. Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД:
- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД:
- формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- формировать умение договариваться, находить общее решение;
- владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.



Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя Лаврова Лидия Николаевна
Класс: 5А
Дата:
Предмет - литература
Тема урока: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
Место и роль урока в изучаемой теме:
Цель урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Задачи урока:
образовательная: проанализировать рассказ (образ Герасима и его окружения);
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки);
- обогащать словарный запас .
развивающие: развивать устную речь учащихся;
- развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;
- развивать умения обобщать изученное.
воспитательная: воспитывать чуткое отношение к художественному слову;
- гуманное отношение к человеку.
Личностные результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие мышления, внимания, фонематического слуха;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД:
- формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД:
- формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- формировать умение договариваться, находить общее решение;
- владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство?

- Когда вы смотрели друг на друга, на что обращали внимание?

-Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
- Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
- Правильно. Вот мы с вами и составим кластер, по которому можно познакомиться с человеком, то есть с героем литературного произведения (Слайд 2).
Дети демонстрируют своё настроение.

(Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом).

(на внешний вид, на причёску,
на настроение, на речь, на поведение).

( этих признаков не достаточно)

( на взаимоотношения человека с окружающими, с кем он дружит, общается)

Составление кластера «Знакомство» Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, чтобы сегодня состоялось наше общение, что необходимо?
- Дома вы познакомились с творчеством великого русского писателя И.С. Тургенева, его рассказом «Муму». При подготовке к уроку вы узнали биографию писателя. Какие основные факты из жизни И.С. Тургенева вам запомнились больше всего? Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникли во время чтения рассказа?
-Кто вызвал эти чувства?

- Давайте вспомним и назовём основных героев рассказа. ( запись на доске)
- Посмотрите, героев много. Можем ли мы за один урок хорошо познакомиться с каждым?
Ребята, действительно, этот рассказ мы будем изучать несколько уроков, чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение.
- Как вы думаете, с каким из перечисленных вами героев мы начнём знакомство?
- Почему именно с ним?

- Молодцы! Действительно, Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
- Как вы думаете: может ли этот кластер нам при знакомстве с Герасимом?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.

Необходима тема для общения.

(чувства сострадания, жалости, сочувствия)

(люди, которые живут у барыни и служат ей )
(Герасим, барыня, Татьяна, Муму, Гаврила, Капитон ).
Нет



С Герасимом

- Герасим – главный герой рассказа.

Да.

- Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму».
(Слайд 3)

Коммуникативные.
Регулятивные.
Личностные.
3.Постановка учебной задачи.
- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?
- Исходя из темы и опорных слов на доске, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?



С барыней, с Татьяной, с дворовыми.

Анализировать рассказ (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре, группе: уважать мнение собеседника (Слайд 4) Регулятивные
( прогнозирование)
Коммуникативные
4. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.



5.Физкультминутка -Ребята, сегодня на уроке мы попробуем разобраться, что из себя представляет Герасим.
1. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
- Как выглядит дом барыни?
Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? (Слайд 5 ).
-Как вы понимаете слова «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи?

2. Историко – культурный контекст рассказа.
- Ребята, о каком времени в России пишет И.С. Тургенев в рассказе «Муму»?
Историческую справку о крепостных крестьянах нам расскажет Журбина Екатерина (Слайд 6 ).
- Рассказ «Муму» был написан И.С. Тургеневым в 1852 году, за 9 лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право
3.Работа в группе с терминами: «портрет, «сравнение», «гипербола», «интерьер».
- На прошлом уроке мы изучили с вами сравнения и гиперболы.
У вас на каждом столе лежат памятки – инструкции для работы в группе. (Приложение к уроку. Памятки – инструкции №1 – 4).
Задание для 1 группы: (Слайд 10)
Найти в словаре литературоведческих терминов значение слова «портрет».
Описать портрет Герасима
• (внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
• Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?

Ответы подтверждайте цитатами из учебника литературы
Задание для 2 группы: ( Слайд 11)
Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима.

Задание для 3 группы: ( Слайд 12)

Что такое гипербола?
Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

Задание для 4 группы: (Слайд 13)
Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по – вашему, автор так подробно описывает жильё героя?

Наклонились, ну- ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два
Думай, думай, голова
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
- И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою?

Докажите примерами из текста.

Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.

- Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна.

- Что она была за человек?
(СЛАЙД №15)

-Что означало её имя?

- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Ге¬расима?
- Что решила причудливая старуха?

Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. (Слайд 16 )
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?
Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны».

- Как ведет себя Герасим после этого случая?

- Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

-Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной.
(Слайд 17)

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?


(Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость совсем мрачной)

(О крепостном праве в России
в 19 веке).

Портрет – изображение внешности героя : лица, фигуры, одежды, манеры поведения ( Слайд7)

(стр.189 – 190)

Сравнение – это художественное
определение одного предмета
или явления при помощи сопоставления с другими (Слайд 8)
Зачитывают примеры из рассказа на стр.190 - 191

Гипербола – сильное преувеличение ( Слайд 9)
он работал за четверых;
- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой… (стр.190)

Зачитывают описание каморки
( стр.192)
Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать
характер героя: нелюдимый, сильный.

Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»
(Слайд 14)

(Зачитывают примеры из текста на стр.191)
Отвечают на вопросы. Зачитывают примеры из учебника литературы ( стр.191 -192)
«Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»
Отвечают

Это имя в христианской
истории принадлежало греческой великомученице Татьяне. В народе считалось, что человек, который был крещён именем мученика, и в жизни будет мучиться. Так и говорили: «По имени и житие»

Отвечают

(Выдать замуж Татьяну за башмачника Капитона)

Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны»( стр. 202)

Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на доро¬ге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним призна¬кам.

( Он изредка мычал, пел, закрывал глаза и встряхивал головой)

Выразительное чтение эпизода прощания Герасима с Татьяной.
(стр.202 – 203)

Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок....

Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные :
контроль и оценка
(прогнозирование).

Познавательные:
- группировать и классифицировать объекты;
- выделять аналогии и решать задачи на основе их.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- быть готовым изменить свою точку зрения;
- работать в группе, выполнять различные роли

Познавательные:
-извлекать информацию из текста;
- выделять аналогии;
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- оформлять свои мысли в устной речи;
Регулятивные:
- сверять свою работу с эталоном.

6. Итог урока.
Самостоятельная работа с проверкой.
- Ребята, чтобы посмотреть, как вы усвоили тему урока, я предлагаю
Составить небольшую характе-
ристику героям, используя
материалы сегодняшнего урока
в виде синквейна по группам:
1гр. – Герасим
2гр.- Татьяна
3 гр.- барыня
4 гр.- Муму


(Слайд 18)

Познавательные:
- группировать и классифицировать объекты;
- выделять аналогии и решать задачи на основе их.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- быть готовым изменить свою точку зрения;
- работать в группе, выполнять различные роли

7.Рефлексия деятельности.
- Одной из главных достопримечтельностей старинного парка – заповедника И.С. Тургенева «Спасское – Лутовиново» является огромный дуб, который посадил в детстве сам Иван Сергеевич.
Несколько дубков - потомков тургеневского дуба растут в парке
Спасского – Лутовинова и на Бежином лугу. И у нас на уроке тоже есть дуб. Посмотрите на него внимательно, чего на нём не хватает? У вас на столах есть дубовые листочки трёх цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочки и прикрепить его к дубу.
- Если на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листок. Если было не всё понятно, то прикрепите жёлтый листок. А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.
А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его
Иван Сергеевич Тургенев.
( Слайд 19)

( листвы)

Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные
- волевая саморегуляция,
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
(прогнозирование).

8. Информация о домашнем задании. ПО ВЫБОРУ:
1. Рассмотрите иллюстрации к рассказу И. С. Тургенева «Муму» в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте иллюстрации или описание (устное) рисунка к рассказу.
2. Подготовить историю Герасима и Муму, стр.203 – 215. Записывают домашнее задание.

(Слайд 20) Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные (прогнозирование).

Приложение №1

Памятка-инструкция №1 (для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Прочитайте инструкцию до конца. В словаре литературоведческих терминов найти определение слова «портрет»
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
• Каким вы представляете Герасима? Опишите его внешность.
• Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!

Приложение №2

Памятка-инструкция №2 (для групповой работы)

Что такое сравнение?
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
• Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
• Почему автор сравнивает героя с гусаком?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
5. Спасибо за работу!



Приложение №3

Памятка-инструкция №3 (для групповой работы)
Что такое гипербола?

1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
• Найдите в тексте примеры гипербол.
• Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
5. Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №4 (для групповой работы)

Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
• Найдите описание каморки Герасима.
• Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
• На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
• Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
• Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
5. Спасибо за работу!





Приложение №2 Кластер «Знакомство»



Приложение №3
Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:
1. Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

3. Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 СЦЕНКИ
***
– А что, Гаврила, – заговорила вдруг она, – не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.
– Отчего же не женить-с! Можно-с, – ответил Гаврила, – и очень даже будет хорошо-с.
– Да; только кто за него пойдет?
– Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Все же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.
– Кажется, ему Татьяна нравится?
Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.
– Да!.. пусть посватает Татьяну, – решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, – слышишь?
– Слушаю-с, – произнес Гаврила и удалился.
***
Дворецкий несколько раз прошелся по комнате.
– Ну, позовите теперь Татьяну, – промолвил он наконец.
Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога.
– Что прикажете, Гаврила Андреич? – проговорила она тихим голосом.
Дворецкий пристально посмотрел на нее.
– Ну, промолвил он, – Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.
– Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? – прибавила она с нерешительностью.
– Капитона, башмачника.
– Слушаю-с.
– Он легкомысленный человек – это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.
– Слушаю-с.
– Одна беда... ведь этот глухарь-то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает. И чем ты этого медведя к себе приворожила? А ведь он убьет тебя, пожалуй, медведь этакой...
– Убьет, Гаврила Андреич, беспременно убьет.
– Убьет... Ну, это мы увидим. Как это ты говоришь: убьет! Разве он имеет право тебя убивать, посуди сама.
– А не знаю, Гаврила Андреич, имеет ли, нет ли.
– Экая! Ведь ты ему этак ничего не обещала...
– Чего изволите-с?
Дворецкий помолчал и подумал:
“Безответная ты душа!” – Ну, хорошо, – прибавил он, – мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница.
Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолку и ушла.
“А может быть, барыня-то завтра и забудет об этой свадьбе, – подумал дворецкий, – я-то из чего растревожился?
Дополнительная информация
Каким образом данный урок/ занятие будет содействовать реализации новых ФГОС
Ресурсы, оборудование и материалы компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению.
Список учебной и дополнительной литературы 1.Рассказ И.С. Тургенева «Муму»
2.Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – Москва «Просвещение», 2013
2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе», 5 класс. Изд.3 –е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2011
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
Дидактическое обеспечение урока/ занятия ССЫЛКИ
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, ИКТ (авторская презентация);
- технология оценивания учебных достижений
- работа фронтальная
- работа индивидуальная
- работа в парах – взаимоконтроль;
- работа в группах
- проблемно-поисковые методы (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом;
- игровые технологии, технология критического мышления (кластер, синквейн), здоровьесберегающие технологии.
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений
Дополнительная необходимая информация



Технологическая карта урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство?

- Когда вы смотрели друг на друга, на что обращали внимание?

-Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
- Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
- Правильно. Вот мы с вами и составим кластер, по которому можно познакомиться с человеком, то есть с героем литературного произведения (Слайд 2).
Дети демонстрируют своё настроение.

(Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом).

(на внешний вид, на причёску,
на настроение, на речь, на поведение).
( этих признаков не достаточно)

( на взаимоотношения человека с окружающими, с кем он дружит, общается)

Составление кластера «Знакомство» Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, чтобы сегодня состоялось наше общение, что необходимо?
- Дома вы познакомились с творчеством великого русского писателя И.С. Тургенева, его рассказом «Муму». При подготовке к уроку вы узнали биографию писателя. Какие основные факты из жизни И.С. Тургенева вам запомнились больше всего? Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникли во время чтения рассказа?
-Кто вызвал эти чувства?

- Давайте вспомним и назовём основных героев рассказа. ( запись на доске)
- Посмотрите, героев много. Можем ли мы за один урок хорошо познакомиться с каждым?
Ребята, действительно, этот рассказ мы будем изучать несколько уроков, чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение.
- Как вы думаете, с каким из перечисленных вами героев мы начнём знакомство?
- Почему именно с ним?

- Молодцы! Действительно, Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
- Как вы думаете: может ли этот кластер нам при знакомстве с Герасимом?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.

Необходима тема для общения.

(чувства сострадания, жалости, сочувствия)

(люди, которые живут у барыни и служат ей )
(Герасим, барыня, Татьяна, Муму, Гаврила, Капитон ).

Нет



С Герасимом

- Герасим – главный герой рассказа.

Да.

- Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму».
(Слайд 3)

Коммуникативные.
Регулятивные.
Личностные.
3.Постановка учебной задачи.
- Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем сравнивать Герасима?
- Исходя из темы и опорных слов на доске, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?



С барыней, с Татьяной, с дворовыми.
Анализировать рассказ (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; учиться работать в паре, группе: уважать мнение собеседника (Слайд 4) Регулятивные
( прогнозирование)
Коммуникативные
4. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.



5.Физкультминутка -Ребята, сегодня на уроке мы попробуем разобраться, что из себя представляет Герасим.
1. Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
- Как выглядит дом барыни?
Что мы узнали о ней в самом начале рассказа? (Слайд 5 ).
-Как вы понимаете слова «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи?

2. Историко – культурный контекст рассказа.
- Ребята, о каком времени в России пишет И.С. Тургенев в рассказе «Муму»?
Историческую справку о крепостных крестьянах нам расскажет Журбина Екатерина (Слайд 6 ).
- Рассказ «Муму» был написан И.С. Тургеневым в 1852 году, за 9 лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право
3.Работа в группе с терминами: «портрет, «сравнение», «гипербола», «интерьер».
- На прошлом уроке мы изучили с вами сравнения и гиперболы.
У вас на каждом столе лежат памятки – инструкции для работы в группе. (Приложение к уроку. Памятки – инструкции №1 – 4).
Задание для 1 группы: (Слайд 10)
Найти в словаре литературоведческих терминов значение слова «портрет».
Описать портрет Герасима
• (внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
• Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?

Ответы подтверждайте цитатами из учебника литературы
Задание для 2 группы: ( Слайд 11)
Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима.

Задание для 3 группы: ( Слайд 12)

Что такое гипербола?
Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

Задание для 4 группы: (Слайд 13)
Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по – вашему, автор так подробно описывает жильё героя?

Наклонились, ну- ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо – влево, раз и два
Думай, думай, голова
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
- И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою?

Докажите примерами из текста.

Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.

- Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна.

- Что она была за человек?
(СЛАЙД №15)

-Что означало её имя?

- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Ге¬расима?
- Что решила причудливая старуха?

Инсценировка. Барыня и Гаврила. Гаврила и Татьяна. (Слайд 16 )
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?
Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны».

- Как ведет себя Герасим после этого случая?

- Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.

-Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной.
(Слайд 17)

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?


(Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость совсем мрачной)

(О крепостном праве в России
в 19 веке).

Портрет – изображение внешности героя : лица, фигуры, одежды, манеры поведения ( Слайд7)

(стр.189 – 190)

Сравнение – это художественное
определение одного предмета
или явления при помощи сопоставления с другими (Слайд 8)
Зачитывают примеры из рассказа на стр.190 - 191

Гипербола – сильное преувеличение ( Слайд 9)
он работал за четверых;
- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой… (стр.190)

Зачитывают описание каморки
( стр.192)
Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать
характер героя: нелюдимый, сильный.

Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»
(Слайд 14)

(Зачитывают примеры из текста на стр.191)
Отвечают на вопросы. Зачитывают примеры из учебника литературы ( стр.191 -192)
«Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает!»
Отвечают

Это имя в христианской
истории принадлежало греческой великомученице Татьяне. В народе считалось, что человек, который был крещён именем мученика, и в жизни будет мучиться. Так и говорили: «По имени и житие»

Отвечают

(Выдать замуж Татьяну за башмачника Капитона)

Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны»( стр. 202)

Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на доро¬ге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним призна¬кам.

( Он изредка мычал, пел, закрывал глаза и встряхивал головой)

Выразительное чтение эпизода прощания Герасима с Татьяной.
(стр.202 – 203)

Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок....

Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные :
контроль и оценка
(прогнозирование).

Познавательные:
- группировать и классифицировать объекты;
- выделять аналогии и решать задачи на основе их.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- быть готовым изменить свою точку зрения;
- работать в группе, выполнять различные роли

Познавательные:
-извлекать информацию из текста;
- выделять аналогии;
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- оформлять свои мысли в устной речи;
Регулятивные:
- сверять свою работу с эталоном.

6. Итог урока.
Самостоятельная работа с проверкой.
- Ребята, чтобы посмотреть, как вы усвоили тему урока, я предлагаю
Составить небольшую характе-
ристику героям, используя
материалы сегодняшнего урока
в виде синквейна по группам:
1гр. – Герасим
2гр.- Татьяна
3 гр.- барыня
4 гр.- Муму


(Слайд 18)

Познавательные:
- группировать и классифицировать объекты;
- выделять аналогии и решать задачи на основе их.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- быть готовым изменить свою точку зрения;
- работать в группе, выполнять различные роли

7.Рефлексия деятельности.
- Одной из главных достопримеча тельностей старинного парка – заповедника И.С. Тургенева «Спасское – Лутовиново» является огромный дуб, который посадил в детстве сам Иван Сергеевич.
Несколько дубков - потомков тургеневского дуба растут в парке
Спасского – Лутовинова и на Бежином лугу. И у нас на уроке тоже есть дуб. Посмотрите на него внимательно, чего на нём не хватает? У вас на столах есть дубовые листочки трёх цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочки и прикрепить его к дубу.
- Если на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листок. Если было не всё понятно, то прикрепите жёлтый листок. А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.
А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его
Иван Сергеевич Тургенев.
( Слайд 19)

( листвы)

Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные
- волевая саморегуляция,
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
(прогнозирование).

8. Информация о домашнем задании. ПО ВЫБОРУ:
1. Рассмотрите иллюстрации к рассказу И. С. Тургенева «Муму» в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте иллюстрации или описание (устное) рисунка к рассказу.
2. Подготовить историю Герасима и Муму, стр.203 – 215. Записывают домашнее задание.

(Слайд 20) Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные (прогнозирование).

Познавательные:
-извлекать информацию из текста;
- выделять аналогии;
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- оформлять свои мысли в устной речи;
Регулятивные:
- сверять свою работу с эталоном.

6. Итог урока.
Самостоятельная работа с проверкой.
- Ребята, чтобы посмотреть, как вы усвоили тему урока, я предлагаю
Составить небольшую характе-
ристику героям, используя
материалы сегодняшнего урока
в виде синквейна по группам:
1гр. – Герасим
2гр.- Татьяна
3 гр.- барыня
4 гр.- Муму


(Слайд 18)

Познавательные:
- группировать и классифицировать объекты;
- выделять аналогии и решать задачи на основе их.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование
Коммуникативные:
- воспринимать информацию в явном виде;
- быть готовым изменить свою точку зрения;
- работать в группе, выполнять различные роли

7.Рефлексия деятельности.
- Одной из главных достопримеча тельностей старинного парка – заповедника И.С. Тургенева «Спасское – Лутовиново» является огромный дуб, который посадил в детстве сам Иван Сергеевич.
Несколько дубков - потомков тургеневского дуба растут в парке
Спасского – Лутовинова и на Бежином лугу. И у нас на уроке тоже есть дуб. Посмотрите на него внимательно, чего на нём не хватает? У вас на столах есть дубовые листочки трёх цветов. С их помощью вы оцените наш урок. Вам надо выбрать листочки и прикрепить его к дубу.
- Если на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листок. Если было не всё понятно, то прикрепите жёлтый листок. А если материал урока вам показался сложным, то прикрепите красный листок.
А теперь вы видите, какой нарядный у нас получился дуб. Наверное, именно таким хотел бы видеть его
Иван Сергеевич Тургенев.
( Слайд 19)

( листвы)

Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные
- волевая саморегуляция,
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
(прогнозирование).

8. Информация о домашнем задании. ПО ВЫБОРУ:
1. Рассмотрите иллюстрации к рассказу И. С. Тургенева «Муму» в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте иллюстрации или описание (устное) рисунка к рассказу.
2. Подготовить историю Герасима и Муму, стр.203 – 215. Записывают домашнее задание.

(Слайд 20) Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные (прогнозирование).
Категория: предметы естественного цикла | Добавил: Лаврова
Просмотров: 639 | Загрузок: 85 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Лидия Николаевна! Ваш материал прошёл первичную экспертизу и допущен к участию в конкурсе. Вы можете заказать сертифкат участника. Технический эксперт Малюков С.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz