Воскресенье, 04.12.2016, 11:08

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 4
Пользователей: 2
lara_ice, tata4010

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс Мой ФГОС - урок » предметы естественного цикла

урок по теме "Растения"
[ Скачать с сервера (39.2Kb) ] 15.03.2016, 00:35
Второй всероссийский открытый профессиональный конкурс
«Мой ФГОС - урок»

Прошкина Алла Федоровна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Назаровская школа»

2016 год

Технологическая карта урока/ занятия №4
Ф.И.О. учителя Прошкина Алла Федоровна
Класс/группа: 5 класс
Дата: 10 ноября 2015
Предмет биология
Тема урока/ занятия: Растения
Место и роль урока/ занятия в изучаемой теме: четвертый урок в теме «Многообразие живых организмов», урок получения новых знаний
Цель урока/ занятия: Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений, находить отличительные признаки клеток растений и бактерий, деление царства растений на группы. Изучить строение и размножение растений; роль цветковых растений в жизни человека.
Задачи урока/ занятия:
образовательная: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.
Планируемые результаты: предметные (ученик научится/ ученик получит возможность научиться): Выделять существенные признаки растений; определять различные растения к определённым систематическим группам; выявлять существенные признаки споровых и семенных растений; уметь сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладеет умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп
Личностные: Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.
Метапредметные: умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения.
Формируемые УУД:
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом при работе в группах.
Характеристика этапов урока/ занятия
Этап урока/ занятие Цель Содержание учебного
материала Методы и приёмы работы ФОУД Деятельность учителя/ педагога Деятельность обучающихся/ воспитанников
Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности Прием «Ладошка к ладошке”. Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Подготовка обучающихся к открытию нового знания, выполнение пробного учебного действия. Фиксация затруднения Вопрос:- Что изучали на прошлом уроке?
Выберите иллюстрации бактерий (остались изображения растений). (Слайд 2)

Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)
• размер
• особенности строения
• многообразие
• местообитания
- Каково значение бактерий в природе и для человека?

Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.
1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий
2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий
3 группа – “судьи” выносят решение
- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

Что оказалось лишним? (Слайд 2) По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану: (Слайд 3)
• особенности строения
• многообразие
местообитания Побуждающий диалог от проблемной ситуации Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ. Побуждает учащихся к проблемному диалогу Беседа с учителем.
Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану
Выявление места и причины затруднения Выявить место и причину затруднения - Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану?
- Каких знаний не хватает?
- Что хотели бы узнать?
- Каким способом можно получить нужную информацию? Побуждающий диалог от проблемной ситуации Познавательные: умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Побуждает учащихся к проблемному диалогу Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения
Построение проекта выхода из затруднения Продумать проект будущих учебных действий Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения)
- Предположите тему урока.
- Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 4) Побуждающий диалог от проблемной ситуации Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера Побуждает учащихся к постановке целей и планированию шагов по ее достижению.
Реализация построения проекта Выдвижение гипотез и построение модели исходной проблемной ситуации 1) Отличительные особенности растений от других организмов
- Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах.
Маршрутный лист №1
1. Определите преобладающий цвет растений. Он зависит от присутствия пигмента хлорофилла, который находится в хлоропластах клеток растений.
2. Выясните, почему растения являются автотрофами. Используйте текст учебника на стр.46, 2 абзац.
3. Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.
2). Изучение многообразие растений
- Что изучает систематика?
На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные.

Маршрутный лист №2
1. Выясните главный признак, благодаря которому растения выделили в отдельную группу, изобразите признак схематично на листе бумаги.
2. Составьте рассказ по плану:
• особенности строения
• местообитание
• значение
3) Сравнение клеток растений и бактерий(Слайд 5)
Выдвижение гипотезы, Сравнение с эталоном.

Работа с источниками информации (маршрутный лист, учебник), работа в парах
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Организует работу учащихся по добыванию новых знаний и выработке алгоритма, координирует и корректирует действия учащихся Предлагают свои определения, сравнивают с определением в учебнике.

Выясняют общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делают записи в тетради.

Знакомятся с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2.

4) Самооценка
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Умение решать типовые задачи на новый способ действий с проговариванием во внешней речи 1) Назовите общие признаки растений.
2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей.
3). Какова роль растений в природе?
4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй. Фронтальная работа Коммуникативные:
управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Координирует действия учащихся Выполняют задания
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление знаний и умений, первичная проверка и самопроверка по эталону Выберите правильные суждения (Слайд 6)
1. Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.
2. Растения растут только определённый период в жизни.
3. Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.
4. Семена голосеменных защищены оболочкой плода.
5. Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.
6. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.
Проверьте правильность выполнения задания.
Ответы (1,3,5,6) Групповая работа,
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Координирует работу групп Выбирают правильные суждения, взаимодействуя в группах.
Осуществляют самопроверку по эталону.
Физкультминутка
Включение в систему знаний и повторение Выявление границы применимости нового знания Дайте обоснованный ответ.
- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это? (Слайд 7)
- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8)
- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили?(Слайд 9)
- Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10)
- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения? Групповая работа Регулятивные: прогнозирование Организует проблемный диалог, координирует работу групп Высказывают предположения.
Решают биологические задачи
Рефлексия учебной деятельности Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности Подведение итогов урока, самооценка и
рефлексия
Достигнуты ли цель и задачи урока?
Продолжите любое высказвание:
- Я узнал (а)...
- Меня удивило...
- Работая в группе, я ...
- Мне трудно представить, что... (Слайд 12)
Оценка деятельности учащихся. Беседа Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Организует диалог. Осуществляют рефлексивную оценку: степень достижения цели, самооценка.
Дополнительная информация
Каким образом данный урок/ занятие будет содействовать реализации новых ФГОС Урок построен с позиции системно-деятельностного подхода. В ходе урока обучающиеся самостоятельно добывают знания, вырабатывают алгоритмы, выстраивают взаимоотношения в парах и группах.
Ресурсы, оборудование и материалы Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли; мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку “Растения” (Приложение1.ppt), дидактический раздаточный материал

Список учебной и дополнительной литературы 1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2015. - 128 с.: ил.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы Видеофрагмент
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc98133d-268f-4272-9520-f845f1e6a5d1/%5BBIO6_01-01%5D_%5BMV_01%5D.wmv
Особенности организации низших и высших растений
Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000358-1000-4ddd-2a2b-1b0046bb2fd2/0090.jpg

Дидактическое обеспечение урока/ занятия ССЫЛКИ Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник .

Используемые педагогические технологии, методы и приемы Системно-деятельностный подход, методы проблемного обучения, игровые методы. эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, тестирование, решение биологических задач.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений нет
Дополнительная необходимая информация нет
Категория: предметы естественного цикла | Добавил: 1a9l6l5a
Просмотров: 257 | Загрузок: 34 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Алла Федоровна! Ваш материал прошёл первичную экспертизу и допущен к участию в конкурсе. Вы можете заказать сертификат участника. Технический эксперт Малюков С.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz