Вторник, 06.12.2016, 03:46

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс Мой ФГОС - урок » предметы гуманитарного цикла

"Философия и научная картина мира"
[ Скачать с сервера (696.0Kb) ] 12.03.2016, 09:10
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
открытого урока
по дисциплине «Основы философии»
в группе 84-т (1 курс)
специальности 35.01.02 Технология деревообработки

Тема урока Философия и научная картина мира
Тип урока Сообщение и усвоение новых знаний
Форма проведения Урок-лекция с элементами беседы, групповая
Цели урока

обучающая развивающая воспитательная
изучить взаимосвязь философии и науки, функции, этапы эволюции и основные категории научной картины мира развить навыки самостоятельной работы, умения применять полученные знания и общенаучные понятия в дисциплинах специальности сформировать интерес к философии, целостное представление о мире, основанное на знаниях различных наук
Виды используемых
на уроке средств ИТ Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация темы
Актуальность использования средств ИТ Наглядность,
повышение эффективности восприятия учебного материала
Межпредметные связи Дисциплины естественнонаучного цикла, обществознание
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1 Организационный момент
Цель Ознакомить студентов с планом урока, целями его проведения, порядком работы
Оснащение Средства ИТ
Длительность этапа 5 минут
Форма организации деятельности студентов Индивидуальная
Основные виды деятельности преподавателя Объявление темы урока, постановка целей проведения урока, объяснение последовательности работы на уроке
Основные виды деятельности студентов Знакомство с рабочим планом темы
ЭТАП 2 Актуализация полученных знаний
Цель Повторить материал предыдущих тем, характеризующих возникновение и развитие философии как формы знания
Оснащение Средства ИТ
Длительность этапа 5 минут
Форма организации деятельности студентов Индивидуальная, фронтальная
Основные виды деятельности преподавателя Актуализация знаний
Основные виды деятельности студентов Ответы на вопросы преподавателя
ЭТАП 3 Объяснение нового материала
Цель Изучить взаимосвязь философии и науки, функции, этапы эволюции и основные категории научной картины мира
Оснащение Средства ИТ, рабочие планы темы
Длительность этапа 45 минут
Форма организации деятельности студентов Индивидуальная
План объяснения нового материала 1. Взаимосвязь философии и науки.
2. Научная картина мира, ее функции и этапы эволюции.
3. Материя и ее свойства.
Основные виды деятельности преподавателя 1. Объяснение нового материала.
2. Применение иллюстративного материала.
3. Побуждение студентов к познавательной активности.
4. Формирование навыков применения теоретического материала к анализу конкретных явлений и процессов.
5. Контроль за заполнением рабочих планов.
Основные виды деятельности студентов 1. Ответы на вопросы преподавателя.
2. Запись в рабочих планах основных понятий, характеристик, примеров, графических символов.
3. Заполнение таблиц и схем.
ЭТАП 4 Закрепление полученных знаний
Цель Закрепить изученный материал, выполняя предложенные задания
Оснащение Средства ИТ, задания, кроссворд
Длительность этапа 20 минут
Форма организации деятельности студентов Индивидуальная, в парах
Основные виды деятельности преподавателя Объяснение порядка работы над заданиями и кроссвордом, проверка правильности выполнения заданий
Основные виды деятельности студентов Работа с заданиями и кроссвордом
ЭТАП 5 Заключительная часть урока
Цель Подвести итоги урока
Оснащение Средства ИТ
Длительность этапа 10 минут
Основные виды деятельности преподавателя Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок, домашнее задание:
 заполнить таблицу в рабочем плане – привести примеры использования общенаучных понятий в дисциплинах специальности

Литература:
1. Горбачев В.Г. Основы философии: учебное пособие. – М., 2003.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М., 2008.
3. Основы философии в вопросах и ответах: учебное пособие. – Ростов-на Дону, 1997.

КОНСПЕКТ ТЕМЫ

Философия и научная картина мира (Слайд № 1)

«Наука без теории познания
становится и примитивной, и путаной»
А. Эйнштейн

1. Взаимосвязь философии и науки (Слайд № 2)
В древности философия и наука не разграничивались, и не случайно многие ученые одновременно являлись и философами, и наоборот – философы занимались наукой. Среди них Пифагор, Декарт, Лейбниц, Паскаль и многие другие (Слайд № 3).
В общем виде под наукой принято понимать деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.
Современное научное знание чрезвычайно многообразно и включает в себя множество дисциплин, которые условно можно разбить на 4 группы (Слайд № 4):
1. естественные, изучающие мир природы (физика, химия, астрономия и др.);
2. технические, изучающие мир техники (архитектура, механика, электротехника и др.);
3. гуманитарные, изучающие мир человека (история, языкознание, психология и др.);
4. социальные, изучающие мир общества (социология, экономика, демография и др.)
Структура и содержание общенаучного знания
Реальность, в которой существуют человек и общество, чрезвычайно многогранна. Каждая из частных наук изучает лишь отдельные фрагменты этой реальности, свойственные им связи и закономерности (Слайд № 5). Но наряду с частнонаучным принято выделять общенаучное знание. Оно пронизывает все области знаний частных наук. В первой половине 20 в. к общенаучному знанию относили философию, учитывая, что философское знание проявляет общенаучную, мировоззренческую, методологическую функции и может быть применено во всех областях научного познания. Помимо философии к разряду общенаучного знания относили математику. Долгое время считалось, что «та область знания является научной, где применяется математика». Математика может использоваться в любой области научного знания, т.к. она относительно безразлична к содержанию и качеству различных объектов. Общенаучный характер сближает философию и математику. Более того, в истории развития науки наблюдалось определенное смешение философии и математики, попытка отождествить их основания и методы, построить на этой основе картину мира (Пифагор, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Э. Гуссерль и др.)
Таким образом, философия относится к традиционному общенаучному знанию, т.е. непосредственно связана с наукой. Кроме этого, по своему происхождению философия является донаучной формой знания. Она возникла раньше науки и сделала первую попытку постичь мир как единое целое и дать рациональное его объяснение. А для этого требовалось получить необходимый материал, собрать и обобщить различные факты, наблюдения, экспериментальные данные и т.д. По этой причине дальнейшее развитие научного знания происходило тем образом, что в рамках философии стали возникать частные науки, которые со временем отделялись от неё (Слайд № 6). Каждая такая наука направляла свои усилия на изучение какой-либо конкретной части мира, собственно, поэтому они и стали называться конкретными, или частными науками. Благодаря деятельности конкретных наук создавался тот материал, который был необходим для построения научной картины мира. Но общим недостатком частных наук является то, что все вырабатываемые ими определения мира находятся в них в своей разобщённости. А философия, ее подход к миру как единому целому, позволяет объединить знания, накопленные частными науками и сформировать научную картину мира.
Как же связаны философия и наука?
Взаимосвязь философии и науки (Слайды № 7-8)

Философия

Наука

1. Включает в себя только теоретический уровень знания
2. Ставит предельно широкие, глубокие и существенные вопросы и проблемы, на которые нет однозначного ответа

1. Включает теоретический и эмпирический уровни знания
2. Ставит проблемы, которые можно решить сегодня или завтра, т.к. тесно связана с практикой

 Рациональное отношение к миру и человеку
 Формулирование специальных понятий и их определение
 Использование специальных форм и методов познавательной деятельности
 Системность, доказательность и критичность
 Постановка проблем и попытка их решения

Постановка проблем в философии подталкивает науку расширять свои горизонты (Слайд № 9).
Общенаучное знание опирается на особые общенаучные понятия (Слайд № 10).
Общенаучные понятия – это понятия, которые могут применяться во всех, почти во всех или во многих областях научного познания.
Отечественными учеными было выделено около 10 общенаучных понятий, в числе которых: система, структура, элемент, функция, информация, модель, вероятность, симметрия, определенность и неопределенность, линейность и нелинейность, алгоритм, множество и др. На базе этих понятий общенаучных понятий формировались общенаучные подходы и методы познания, а на базе подходов и методов разрабатывались общенаучные концепции и даже дисциплины.
Общенаучные понятия используются не только на уровне фундаментальной науки, но и на уровне частных наук.
В качестве примера рассмотрим понятие «система» (Слайд № 11).
Система – (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Это понятие используется практически всеми научными дисциплинами:
1. естественными (термодинамическая, молекулярная, экологическая, солнечная и др. системы);
2. техническими (автоматизированная, операционная, энергетическая, механическая и др. системы);
3. гуманитарными (лингвистическая, воспитания, ценностей, языковая и др. системы);
4. социальными (социетальная, партийная, налоговая, судебная и др. системы).
Общенаучные понятия используются и в тех дисциплинах, которые вы изучаете по специальности, важно понимать их смысл и уметь их грамотно использовать.
Заключение
1. философия относится к сфере общенаучного знания;
2. формирует общенаучные понятия и методы, которые затем могут использоваться в частных науках;
3. формирует базовый понятийный аппарат студента, учит его мыслить научно, что немаловажно для специалиста среднего звена.

2. Научная картина мира, ее функции и этапы эволюции (Слайд № 12)
Представления людей об окружающем мире строились на самых разных формах знания. В зависимости от того, какие знания ложились в основу таких представлений, выделяют мифологическую, религиозную, философскую и научную картины мира (Слайд № 13).
Научная картина мира – это совокупность знаний о природе, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты (Слайд № 14).
Функции научной картины мира (Слайд № 15)
1. интегративная, т.е. научная картина мира обеспечивает синтез знаний, полученных различными науками;
2. нормативная, т.е. научная картина мира влияет на формирование социокультурных, методологических и логических норм научного исследования, определяя ориентиры научного поиска;
3. психологическая, т.е. научная картина мира влияет на стиль мышления, способы общения, особенности отражения человеком окружающего мира.
Этапы эволюции научной картины мира
1. Классическая картина мира (Слайд № 16) основана на достижениях Галилея и Ньютона (Слайд № 29 по ссылке – справка). Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее, поэтому грядущие события могут быть просчитаны и предсказаны. Однозначная причинно-следственная зависимость являлась основой теорий, объясняющих окружающий мир, причем отдельные события не имеют значения.
2. Неклассическая картина мира (Слайд № 17) основана на достижениях естественных наук конца 19 – начала 20 в.в. и теории относительности А. Эйнштейна (Слайд № 30 по ссылке – справка). Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. Возникает более гибкая система детерминации нежели в линейном процессе и учитывается роль случая. Развитие системы имеет направление, но ее состояние в каждый момент времени неопределенно. Изменения осуществляются подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Такая форма детерминации вошла в теорию под названием статистическая закономерность.
3. Постнеклассическая картина мира (Слайд № 18) основана на достижениях брюссельской школы И. Пригожина (Слайд № 31 по ссылке – справка). Ее образ – древовидная ветвящаяся графика. С самого начала и в любой момент времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Упорядоченность, структурность, равно как и хаос, и стохастичность признаются объективными, универсальными характеристиками действительности, поэтому будущее абсолютно непредсказуемо.
Иллюстрация: сюжет фильма немецкого режиссера Тома Тыквера «Беги, Лола, беги» (Слайд № 19).
3. Материя и ее свойства (Слайд № 20)
Научная картина мира основывается на принципах материализма. Понятие материи («вещь», «вещество») является основным в философском материализме.
Первые представления о материи возникли в древнегреческой философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой представлялась вода, для Гераклита – огонь, а для Демокрита – атомы.
Понятие «материя» появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней некую бесформенную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Платоном материя рассматривалась как низшая ступень бытия, косная и пассивная масса. Она служит как бы строительным материалом для воплощения идей в конкретные вещи.
Философия Средних веков считала, что материальный мир был создан в течение весьма краткого времени актом воли Творца. Сотворив мир, Бог наметил и определенный порядок в нем.
В Новое время материя рассматривалась как совокупность физических тел. В ней выделялись различные виды вещества. Во французском материализме 18 в. подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Природа есть колоссальная мастерская, снабженная всеми необходимыми инструментами и материалами.
В диалектическом материализме появляется новое понимание материи (Слайд № 21).
Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества.
В современной науке выделяют два вида материи – вещество и поле, переходящие друг в друга.
Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и сосредоточено в пространстве. Формы вещества разнообразны – атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела.
Поле – это сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов (Слайд № 32 по ссылке – справка). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле существует в различных видах – гравитационное, электромагнитное, биологическое.
Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят небесные тела типа Солнца. Очень тесное взаимодействие между веществом и полем имеет место на уровне элементарных частиц в микромире.
По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположного – прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Наличие вещества и поля друг около друга свидетельствуют именно об этом.
Материя обладает неотъемлемыми свойствами, без которых не может существовать. Эти свойства называют атрибутами материи (Слайд № 22). К атрибутам относят движение, пространство и время. Рассмотрим каждый из них.
Движение – это любые изменения, способность переходить из одного состояния в другое.
Движение является коренным способом и условием существования всех без исключения вещей материального мира. Движению присущи такие характеристики, как объективность и абсолютность, неуничтожимость и относительность, вечность и др.
Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он относителен, т.к. постоянно разрушается силой неумолимого движения. Покой всегда мимолетен, краток. Движение вечно, а покой временен – такова формула их связи.
Формы движения материи представляют собой особые ее изменения. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.
Механическое движение – это перемещение тел в пространстве по определенной траектории (падение камня, полет спутника, колебание маятника часов и т.д.)
Физическое движение включает в себя такие явления, как теплота, свет, электричество, магнетизм и т.д. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения.
Химическое движение включает в себя сложные взаимодействия атомов, что порождает в результате новые реакции, более сложные вещества.
Биологическое движение – это существование и развитие живых организмов, включая и растения. Носителем жизни является белок.
Социальное движение включает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни. Их носителем является человек. Это самая сложная форма.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи.
Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято считать, что свойства пространства – это его трехмерность (длина – ширина – высота), изотропность (равенство всех трех измерений) и обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства). История убеждает, что человек властен над пространством. Это очевидно на примере активного освоения земных недр, Мирового океана и космоса.
Время – это длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний.
Время представляет собой поток событий. Разным материальным системам присуще свое время и его характеристики – физическое и биологическое. Можно вести речь о социальном и космическом времени.
Принято считать, что время имеет три измерения – настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Время необратимо, поскольку оно течет только в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему. Еще никому не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому.
Таким образом, представления о материи и ее атрибутах лежат в основе современных научных представлений, формирующих научную картину мира.
Необходимо отметить, что наука находится в постоянном движении и развитии, постоянно появляются новые знания и факты, которые каждый раз заставляют пересматривать уже сложившиеся научные представления.
Подведение итогов урока. Вы сегодня плодотворно поработали. Спасибо за работу. Оценки за урок…
Рефлексия:
При выходе с урока, каждый из Вас возьмет из корзины яблоко, если урок понравился и вы многое узнали и открыли для себя яблоко красное, если нет – то зеленное. В группе 25 человека присутствовало на занятии 21.В корзине остались только зеленные яблоки.
Урок удался.


Приложение № 1
РАБОЧИЙ ПЛАН ТЕМЫ

Тема 7. Философия и научная картина мира

1. Взаимосвязь философии и науки
2. Научная картина мира, ее функции и этапы эволюции
3. Материя и ее свойства

1.

Наука - _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимосвязь философии и науки

Философия

Наука





 Рациональное отношение к миру и человеку
 Формулирование специальных понятий и их определение
 Использование специальных форм и методов познавательной деятельности
 Системность, доказательность и критичность
 Постановка проблем и попытка их решения
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общенаучные понятия

Общенаучные понятия
Примеры их использования в дисциплинах специальности

1. Система


2. Структура


3. Функция


4. Элемент


5. Информация


6. Модель


7. Вероятность


8. Алгоритм


9. Симметрия


10. Множество


2.

Научная картина мира - _________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции научной картины мира

Функции

Сущность
1. обеспечивает синтез знаний, полученных различными науками
2. влияет на формирование норм научных исследований, определяет ориентиры научного поиска
3. влияет на стиль мышления, способы общения, особенности отражения человеком окружающего мира

Этапы эволюции научной картины мира

Этапы эволюции
Основной принцип
Графический символ
Научная основа
1. Классическая
______________________

- каждое явление имеет свою причину, прошлое определяет настоящее, а настоящее определяет будущее, поэтому грядущие события могут быть просчитаны и предсказаны
Достижения ______________________
______________________

Однозначная причинно-следственная зависимость являлась основой теорий, объясняющих окружающий мир, отдельные события не имеют значения
2. Неклассическая
______________________
______________________

- развитие системы имеет направление, но ее состояние в каждый момент времени неопределенно, изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел
Достижения
______________________

и теория относительности ______________________

Возникает более гибкая система детерминации нежели в линейном процессе, т.к. учитывается роль случая
3. Постнеклассическая
______________________

- универсальной характеристикой действительности признается не только упорядоченность, но и хаос, поэтому будущее абсолютно непредсказуемо
Достижения
______________________

С самого начала и в любой момент времени будущее неопределенным, развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что определяется каким-либо незначительным фактором


3.

Материя и ее свойства



Приложение № 2
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
(Слайды № 29-33)

ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564—1642) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, основоположник классической механики, астроном, математик, физик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, основатель новой механистической натурфилософии. Первым осуществил разграничение естествознания и философии.

НЬЮТОН Исаак (1643—1727) — английский физик, математик, философ и теолог, который создал теоретические основания механики и астрономии, открыл закон всемирной гравитации, разработал (совместно с Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисление в математике, написал важнейшие труды в области экспериментальной оптики (и изобрел первый в мире зеркальный телескоп).

ЭЙНШТЕЙН Альберт (1879—1955) – выдающийся мыслитель 20 в., создатель физической теории пространства, времени и гравитации, для которой исторически утвердилось название "теория относительности". Нобелевская премия по физике за заслуги в области теоретической физики и особенно за открытие законов фотоэффекта (1921).

ПРИГОЖИН Илья Романович (1917-2003) — бельгийский физик и философ русского происхождения. Лауреат Нобелевской премии по химии (1977). Основатель Брюссельской школы статистической механики и физической химии. Профессор Брюссельского свободного университета. Директор Центра термодинамики и статистической физики при Техасском университете. Член Бельгийской Королевской Академии наук, литературы и изящных искусств. Иностранный член Академии наук СССР (1982).

Квант (от лат. quantum — «сколько») — неделимая порция какой-либо величины в физике. В основе понятия лежит представление квантовой механики о том, что некоторые физические величины могут принимать только определённые значения.
Кванты некоторых полей имеют специальные названия, например:
 фотон — квант электромагнитного поля;
 глюон — квант векторного (глюонного) поля в квантовой хромодинамике (обеспечивает сильное взаимодействие);
 гравитон — гипотетический квант гравитационного поля;
 фонон — квант колебательного движения атомов кристалла.
Излагая сжато сущность общей теории относительности, А. Эйнштейн говорил: «Сущность такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные предметы исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».

Приложение № 3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Задание № 1. (Слайд № 23)

Какая из характеристик в большей степени раскрывает сущность науки?
1. Наука есть система теоретических знаний о мире, возникших под влиянием потребностей общественного производства.
2. Наука есть особая форма деятельности по производству духовных ценностей.
3. Наука является в настоящее время непосредственной производительной силой.
4. Наука – это система упорядоченных знаний, истинность которых проверяется в ходе общественной практики.

Задание № 2. (Слайд № 24)

Какое из утверждений в большей степени раскрывает взаимосвязь философии и науки?
1. Философия – это одна из форм научного знания.
2. Развитие науки стало основной причиной возникновения философии.
3. Философия относится к общенаучному знанию, она пронизывает области знания частных наук.
4. Философия стала началом науки.

Задание № 4. (Слайд № 26)

К каждой форме движения из первого столбца подберите подходящий пример из второго столбца:

А. Механическое движение
Б. Физическое движение
В. Химическое движение
Г. Биологическое движение
Д. Социальное движение

Е. Размножение бактерий
Ж. Экономический рост
З. Работа двигателя
И. Окисление железа
К. Инерция


Задание № 3. (Слайд № 25)

Составьте логические цепочки




Приложение № 4
КРОССВОРД
(Слайды № 27-28)

Ответьте на вопросы, определите ключевое понятие, дайте его определение:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

1. Вид материи, которая, в отличие от поля слагается из элементарных частиц, масса покоя которых не равна нулю (в основном из электронов, протонов, нейтронов).
2. Английский физик, математик, философ и теолог, автор работы «Математические основы натуральной философии».
3. Одно их общенаучных понятий, характеризующее степень возможности появления какого-либо определённого события в тех или иных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.
4. Одно их свойств пространства.
5. Особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания.
6. Одно из измерений времени, «… миг между прошлым и будущим».
7. Одна из форм традиционного общенаучного знания.
8. Категория, характеризующая и перемещение тела в пространстве, и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида.
9. Форма движения материи, примером которой может служить электрический ток.
10. Функция научной картины мира, предполагающая синтез знаний, полученных различными науками.
11. Картина мира, для которой характерно следующее представление: «Вначале существовал вечный и безграничный хаос, в котором заключались в свернутом виде все источники жизни мира. Из хаоса возник весь мир и бессмертные боги. Первые люди были созданы богами и жили, не зная ни забот, ни тяжкого труда, ни печалей. То был «золотой век», первый век человечества. На смену ему пришли «серебряный», «медный», «железный» и т.д. Так возникла история человеческого рода и общества».
12. Научные дисциплины, изучающие мир общества.
13. Выдающийся мыслитель 20 в., создатель «теории относительности», лауреат Нобелевской премии по физике за заслуги в области теоретической физики и, особенно, за открытие законов фотоэффекта.
14. Французский религиозный философ, писатель, математик и физик, основоположник теории вероятности, создатель суммирующей машины, автор философской работы «Мысли».

Ответы:
1. Вещество.
2. Ньютон.
3. Вероятность.
4. Трехмерность.
5. Наука.
6. Настоящее.
7. Математика.
8. Движение.
9. Физическое.
10. Интегративная.
11. Мифологическая.
12. Социальные.
13. Эйнштейн.
14. Паскаль.
Ключевое слово – стохастичность.
САМОАНАЛИЗ УРОКА

Группа: 84-т, специальность :35.01.02 Технология деревообработки.
Тема урока: Философия и научная картина мира
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний
Тема урока относится к третьему разделу «Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)» и направлена на формирование у студентов научного мировоззрения, навыков использования общенаучных понятий по своей специальности.
На уроке достигаются следующие цели:
1. студенты: изучить взаимосвязь философии и науки, функции, этапы эволюции и основные категории научной картины мира;
2. развивающая: развить навыки самостоятельной работы, умения применять полученные знания и общенаучные понятия в дисциплинах специальности;
3. воспитательная: сформировать интерес к философии, целостное представление о мире, основанное на знаниях различных наук.
Цели урока взаимосвязаны между собой. Их достижение обеспечивается правильной организацией урока. Выбранная структура урока рациональна для достижения поставленных целей. Время на уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления распределено рационально. Все этапы урока соблюдены, все запланированные на каждом этапе урока задания, выполнены.
Актуализация знаний проводится в форме собеседования со студентами. Студенты называют этапы развития философии, особенности каждого этапа, прослеживают периоды истории, когда наука развивалась как часть философии, когда отделилась от философии и приобрела самостоятельность.
Главный акцент на уроке сделан на изучении нового материала: взаимосвязи философии и науки, этапах эволюции научной картины мира, материалистических представлениях, лежащих в основе науки. В каждом вопросе выделяется главное, делаются необходимые выводы и обобщения. Преподаватель, объясняя новый материал, побуждает студентов к познавательной активности, формирует навыки применения теоретического материала к анализу конкретных явлений и процессов, контролирует заполнение рабочих планов. Студенты записывают в рабочих планах основные понятия, характеристики, примеры, графические символы, заполняют таблицы и схемы.
На этапе закрепления студенты выполняют задания, в парах работают над кроссвордом. Проверка заданий и подведение итогов показывает, что полученные знания студентами усвоены. Каждый студент получает оценку за работу на уроке.
На уроке используются проектор, компьютер, интерактивная доска. Использование мультимедиа делает урок более наглядным и динамичным. Тематические планы, заполняемые студентами в процессе урока, способствуют четкой организации труда, лучшему усвоению изучаемого материала.
Высокая работоспособность, активность студентов обеспечивается за счет правильной организации урока, смены видов деятельности, большого количества наглядного, иллюстративного и справочного материала, характеризующего основные теоретические положения темы.
Поставленные цели урока достигнуты полностью. Внеаудиторное задание является продолжением урока – привести примеры использования общенаучных понятий в дисциплинах специальности.
Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: pantera-voina
Просмотров: 232 | Загрузок: 10 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Елена Павловна!
К сожалению, Ваш материал не может быть допущен к участию в конкурсе, т.к. его оформление не соответствует приложению к Положению.
Технический эксперт Малюков С.А.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz