Суббота, 10.12.2016, 00:18

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс Мой ФГОС - урок » предметы гуманитарного цикла

Открытый урок по русскому языку в 8 классе урок-экспрессия
[ Скачать с сервера (45.8Kb) ] 27.11.2016, 17:58
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Урок – экспрессия
Автор: Стельмашенко С.А., учитель русского языка и литературы.
Тема: Экспрессивные и стилистические возможности односоставных предложений
Цели: систематизировать и обобщить знания по теме, рассмотреть стилистические и экспрессивные возможности односоставных предложений; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся; пробудить желание выйти за рамки учебного пособия; вырабатывать эстетический вкус, используя синтез искусств; ввести культурологический аспект, формировать активное отношение к процессу познания; вырабатывать потребность обращаться к прекрасным образцам слова, музыки, живописи.
Оборудование: учебное пособие; выставка книг по теме; сборники афоризмов; коллекция-экспозиция «Нетающая свеча»; подсвечники; аудиозаписи песен М. Шуфутинского «Свеча» и группы «Машина времени» «Пока горит свеча»; репродукция картин (зимний пейзаж, натюрморт со свечой).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

….ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Комментарий к эпиграфу
Учитель. У нас сегодня необычный урок. Особенность его в переплетении теории и практики, многих разделов лингвистики, в предстоящей самостоятельной творческой работе, использовании синтеза различных видов искусства. Это урок обобщения, систематизации, расширения знаний и «приложения сил». На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» поэтам, художникам, композиторам и при этом побываем в их роли.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что лучше режет: нож или ножницы?
Оба инструмента режут одинаково, только абсолютно разные предметы. Нож действует так же хорошо, как и ножницы, хотя состоит из одной режущей части, а не из двух.
Условно можно рассматривать нож и ножницы как символы односоставных и двусоставных предложении. Первые имеют один член предложения, вторые – два. Но вы не думайте, односоставные предложения это не калеки, они так же хорошо справляются с обязанностями сообщать, как и двусоставные. Им еще в большей степени свойственны экспрессивные возможности.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Орфографическая дуэль
Учитель. Известного французского писателя М. Пруста вызвал на дуэль безграмотный «писака». Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю Вам право выбора оружия!
- Превосходно, – ответил Пруст, предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Вопрос к учащимся – Что такое орфография?
Правильно, орфография – раздел науки о языке, изучающий правильное написание слова. Проведем и мы орфографическую дуэль. Напишем выборочный словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах). Но сначала выберем себе слово, с которым будем работать.
Каждое время года имеет свои слова» (Лео Ботнару). Сейчас преддверие зимы. С чем у вас ассоциируется зима?



ЗИМА мороз
снег
Новый год
Новогодняя ночь
свеча

Я буду читать поэтические строки, посвященные зимней теме, а вы будете выписывать эпитеты к слову снег
- Но для начала давайте вспомним, что такое троп?
- Что такое эпитет?
Эпитет – образное определение.

Взор пылающий, томный рассвет,
Робкий ветер – здесь каждый увидит:
Применил ты, почти как поэт,
Троп, который зовется эпитет
Итак, бросаем перчатку друг другу.

• Что значит «бросить перчатку»?
• Как называются такие выражения?
• Какая наука их изучает?
• Итак, каким бывает снег?
(Чтение учителем отрывков из стихотворений, создающих лирическое настроение, звучит классическая музыка)
***
Новогодний белый снег.
И планета молодеет.
Чуть взрослеет человек,
А душа его светлеет.
Марк Лисянский

***
Воздух редок, темен свет
От крещенского мороза.
Слеп сухой сыпучий снег,
Немы елка и береза.
Г. Степин

***
Снег делает ветку хрустальной,
А кариатиду живой.
И вдруг исчезает, печальный,
Как будто и свой и не свой.
В Соколов

***
В лощинах снег, слоистый, как слюда,
От падающих капель конопатый.
Н. Матвеева

***
Над полем, над голою рощей
Зима протрубила в рожок.
Младенческий, заячий, тощий
Распластался первый снежок.
Я Аким

***
Я нынче ходил по чудесному снегу –
Дышал чистотой, веял свежестью он.
Как на берег выглянувший из ковчега,
Его новизною я был потрясен.
К. Кулиев
***
Ждут морозного снега,
Чтоб шел он, как лебеди-гуси,
Белый, мягкий, пушистый,
Над Русью.
С. Орлов

***
О снег, мягка твоя печальность.
В снегу поляны, как во сне.
Покой, задумчивая плавность –
Все краски, звуки – в белизне.
И боль, и нега, нега снега.
О мудрый снег под Новый год!
Как будто с неба, с неба, с неба
Не снег, а музыка идет!
Н.Доризо

Пока учащиеся обмениваются тетрадями для самопроверки на фоне классической музыки Чайковского «Времена года» (зима) звучит стихотворение
***
Снег мой! Рыцарская кольчуга,
Зимний сторож уснувших хлебов,
Ты для нас всероссийское чудо,
Всенародная наша любовь.
В. Боков

Проверка: новогодний, белый, сухой, сыпучий, печальный, густой, слоистый, конопатый, младенческий, заячий, тощий, чудесный, колючий, морозный, мягкий, пушистый, мудрый,

А знаете ли Вы, что
В словаре эпитетов дано шестьдесят семь эпитетов к слову «зима» (сказочная, хмурая, морозная, задорная, затяжная, долгожданная, снежная, коварная, лютая, а еще алмазная, классическая)?

***
И дирижер склонился к партитуре,
И, кажется, не все сошли с ума.
Как памятник исчезнувшей культуре –
Классическая снежная зима.
Е. Дунаевская

2. Устная синтаксическая разминка (предложение выведено на экран)
Определите типы простого предложения в поэтических текстах.
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

«Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год».

Интересно знать! Этимологический этюд
Почему декабрь называют декабрем?
- Название декабрь родственно слову дециметр. Что же общего у календарного месяца и меры длины? Оба эти слова образованы от латинского «децем», что значит десять. Декабрь у римлян был десятым месяцем.
- В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: приходила стужа, становилось студено. В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Работа по развитию речи (на выбор учащимся предлагается отрывки для стилистического и грамматического разбора)
***
Пришла зима, Нет, не завыла вьюга –
Ноябрь легко сменился декабрем,
И за окошком плавно и упруго
Качнуло ветку с толстым снегирем.
З. Эзрохи

***
Декабрь откроется раствором
Небесной сини сединой,
Припорошит снежком заборы,
Пройдет обочиной лесной
Н. Браун

***
Ну, замело, Дорога в рощу теперь
И вправду тяжела.
Мой пес сегодня тоже ропщет,
Идти не хочет со двора.
Не видать ни зги за два шага.
Мутно расплываются огни.
Стужу и метельные снего
В декабре, озлобясь, не кляни.
Н. Грачев

***
В декабре снега хмельные, -
Пьян от холода мороз!
Мчатся сани голубые
С колокольчиками звезд.
А. Рязанова

***
Декабрь, декабрь!
И предвкушенье чуда.
На ветках мокрый снег дрожит.
И клин травы, как шапка Робин Гуда,
Тревожной зеленью горит
Л. Тарасова
3. Повторение теоретических сведений о видах односоставных предложений (работа в парах)
Термин «определенно-личное предложение» говорит о том, что в предложении достаточно легко определить деятеля, так как форма глагола-сказуемого его подсказывает (1-е, 2-е лицо единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения).
Термин «неопределенно-личное предложение» говорит о том, что деятеля трудно определить, а может быть, и не нужно (3-е лицо множественного числа прошедшего времени).
Термин «безличное предложение» говорит о том, что в таком предложении нет и не может быть подлежащего (деятеля, субъекта действия).
Термин «обобщенно-личное предложение» говорит о том, что в таком предложении глагол-сказуемое обозначает действие, которое производится любым лицом (афоризмы, пословицы).
Термин «назывное предложение» говорит о том, что такое предложение только называет явление или предмет, но не показывает действия.

4. Блицопрос (в приложении даны ключи к заданию)

Учитель читает вопросы, ученики записывают в тетрадях ответы «Да» или «Нет», затем обмениваются тетрадями в парах.

Определенно-личные предложения:

1. Предложения определенно-личные – это односоставные предложения?
2. Это двусоставные предложения?
3. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым?
4. Это предложения с одним главным членом, совпадающим с подлежащим?
5. Это предложения, в которых отсутствует подлежащее, указывающее на говорящего или слушающего?
6. Это предложения, в которых иногда глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения?

Неопределенно-личные предложения:

1. Неопределенно-личные – это односоставные предложения?
2. Это двусоставные предложения?
3. В них можно восстановить подлежащее?
4. Нужно ли им подлежащее?
5. Можно ли вводить в них подлежащее – местоимения 3-го лица?
6. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1-го, 2-го лица?

Безличные предложения:

1. Изменяются ли безличные предложения по лицам и числам?
2. Есть ли подлежащее в предложениях с безличными глаголами?
3. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
4. Безличные предложения – это односоставные предложения?
5. Безличные – это двусоставные предложения?
6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?

Обобщенно-личные предложения:

1. Это односоставные предложения?
2. Это двусоставные предложения?
3. Они указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом?
4. Согласны ли вы, что обобщенно-личные предложения чаще всего используются в устно речи в виде пословиц?
5. Согласны ли вы, что в обобщенно-личном предложении нет и не может быть подлежащего?
6. Глагол-сказуемое стоит чаще всего в форме 2-го лица единственного числа?

Назывные предложения:
1. Назывные предложения – односоставные предложения?
2. Назывные – двусоставные предложения?
3. Согласны ли вы, что назывные имеют только один главный член предложения?
4. Может ли назывное предложение быть нераспространенным?
5. Может ли оно быть распространенным?
6. Может ли главный член предложения в них распространяться определением?

5. Физкультминутка
Проводится с использованием текста, состоящего из односоставных предложений.
6. Эмоциональная зарядка (медитация со свечой)
Медитация (от лат.) – сосредоточенное размышление.

Учитель. Архаическая память людей, сидевших когда-то у первобытного костра, так сильна, что никакие новшества не смогли уничтожить желание погружаться в созерцание живого пламени свечи. Оно завораживает, увлекая от повседневных мыслей, пронизывает щемящим чувством чего-то таинственного, утраченного.
Чтение стихотворения Б. Ахмадулиной «Свеча»
Всего-то - чтоб была свеча,
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Все чаще, способом старинным,
И сталактитом стеаринным
Займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут свечи,
И нежный вкус родимой речи
Так чисто губы холодит.
(Звучит композиция в исполнении А. Макаревича «Пока горит свеча»)
Обращается внимание учащихся на экспозицию «Нетающая свеча». Отмечается, что коллекционирование свечей и подсвечников называется шандалофилия.
Опорным словом к следующему этапу урока станет слово свеча.

7. Употребление односоставных предложений в поэтической речи. Экспрессивные и стилистические возможности односоставных предложений

***
Свечи мерцающий огарок,
Морозной ночи кутерьма
И томик Тютчева, Подарок
Любимой матери. Зима!
М. Дудин

***
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Б. Пастернак

***
Ночь, Ни звезды, ни месяца,
Ни вспышки, ни луча.
Но светит, светит, светится
Старинная свеча.
М. Дудин

***
Голубое основанье.
Золотое острие.
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее мое.
И. Бунин

***
Кругом тревожно и темно,
Но на оплошке
Светилось малое окно
В ночной сторожке.
Бессветно было на земле,
Но все же смело
Свеча горела на столе, свеча горела…
Я. Смеляков

***
Свечи нечаянной горенье
И желтый отсвет фонаря.
Скорей приди благоговенье
В последний вечер декабря.
Л. Латынин

***
При свете болдинской свечи
Юлить и празднословить стыдно.
И, как цветисто ни кричи,
Всю подоплеку духа видно.
Не знаю пламени святей,
Чем то, над канделябром медным.
И лампы в тысячу свечей
Перед его мерцаньем меркнут.
О, судьбоносные лучи!
При них душе с пути не сбиться,
И истиной не поступиться
При свете болдинской свечи
З. Вальшонок

***
Благородная свечка прозрачного воска.
От нее на стене золотая полоска.
Тонко светит свеча, и ее не смущает,
Что одна целый космос она освещает.
Б. Сиротин
Проводится работа по словообразованию и морфемике: светит, свеча, освещает
Обращается внимание учащихся на чередование: т//ч//щ
Лучше зажечь одну свечу, чем всю жизнь проклинать темноту. (Английская пословица)
Выводы: Михаил Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению и важности служит».

Подводим итоги, делаем выводы:
Определенно-личные предложения придают высказыванию живость и легкость звучания, подчеркивая динамизм изложения, делают рассуждение четким, точным, ясным и экономичным, что позволяет использовать их в разных стилях высказывания.

Неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить внимание на действии, а не на действующем лице, которое мыслится неопределенно. Они широко используются в научных текстах, публицистическом и художественном стиле как выразительное средство.

Обобщенно-личные предложения предпочтительнее, когда важно подчеркнуть часто повторяющееся действие без акцента на том, кто совершает это действие. Они часто используются в описаниях, придавая речи экспрессию непринужденности, лирической взволнованности.

Безличные предложения придают высказыванию оттенок пассивности, отсутствия проявления воли действующего лица.
Широко используются при изображении явлений природы, состояний, не зависящих от воли человека, могут выражать оценку, чувства и переживания человека. Безличные инфинитивные предложения выражают значение невозможности действия, причем раскрывают это значение предельно экспрессивно, что важно для поэзии.

Номинативные предложения (назывные), содержащие указание лишь на наличие, существование тех или иных предметов или
Явлений, давая отдельные детали в виде ярких штрихов, имеют исключительно описательный характер и отличаются значительной смысловой емкостью, картинностью, выразительностью, наглядностью и живостью изложения. Поэтому их широко используют при описании обстановки и места действия.

8. В мире мудрых мыслей
а). Работа со сборниками афоризмов. Нахождение афоризмов, представляющих односоставные предложения:
- Хотите достать мед – не опрокидывайте улей. (Пословица)
- Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало. (Монтень)
- Детству следует оказывать величайшее уважение. (Ювенал)
Б). Презентация рекламы новых игрушек с использованием односоставных предложений (задание учащиеся готовили дома).

V. Творческая работа (дифференцированная).
Учитель. Слово, музыка, живопись, соединяясь, воссоздают впечатляющую картину. Мы попытаемся соединить эти понятия, выполняя творческую работу. Опишите пейзаж (марина, ноктюрн), портрет, натюрморт (фр. – неживая природа) – жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы, вещи).

Искусствоведческое эссе – этюд, представляющий общие содержания по какому-либо предмету (представление картины).
Условие: использование односоставных предложений.

Напутствие- рекомендация
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово.
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звезд, немного перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз и два,
И много-много раз все это
Теперь пишите! Вы поэты.
Кено
Примеры текстов
Кругом удивительно красиво. Поляна. Лес. Сверкающий пушистый снег. Зимнее солнце золотит верхушки деревьев.
Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо. Огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает реку. Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного шедевра.

Вывод: чаще употребляйте безличные и назывные односоставные предложения (при описании неосознанных, немотивированных состояний или в тех случаях, когда хотят выделить само действие или состояние безотносительно к субъекту).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель. Выразительные возможности односоставных предложений так богаты, что для их досконального рассмотрения потребовалось бы еще много уроков. Сегодня мы убедились в богатстве выразительных средств языка, в его способности выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных конструкций. Особенная экспрессия достигается в поэтических текстах, художественных текстах-описаниях. Односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. Часто они выступают как синтаксические синонимы двусоставных предложений, отличаясь от них нередко большей степенью эмоциональности, экспрессивности, сферой употребления. Умелое и бережное отношение к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогает насладиться поэтическим языком.
VII. Дифференцированное домашнее задание
Необходимо использовать односоставные предложения при выполнении заданий ( на выбор)
1. Составить рецепт новогоднего блюда.
2. Придумать рецепт пожелания.
3. Написать миниатюру о чувстве восторга, вызванном от общения с природой.
4. Придумать рекламу новогодних игрушек, свечей, елок.
5. Написать эссе «Какой будет свеча через тысячу лет».

Литература
1. Ларикова И.Е. Односоставные предложения //Русский язык. – 2008.-№ 2.
2. Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре
речи /Под редакцией В.Д. Бондалетова. – М., 1978.
3. Иконников С.Н. Стилистический анализ текста. – К., 1982.
Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: svetlay777y
Просмотров: 96 | Загрузок: 8 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Светлана Анатольевна!
Конкурс "Мой ФГОС-урок" закончился еще в прошлом учебном году и работы на данный конкурс больше не принимаются. Спасибо за понимание!  Если Вы подали заявку на участие в конкурсе "Методическая работа педагога", Вам необходимо перезагрузить работу на конкурс "Методическая работа педагога". Перезагрузите работу выбрав в категории правильный конкурс. Спасибо за понимание!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz