Суббота, 03.12.2016, 20:40

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
tatiana2016

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс Мой ФГОС - урок » предметы гуманитарного цикла

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина"
[ Скачать с сервера (313.5Kb) ] 04.04.2015, 21:56
Тема: Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.А.Есенина.

Цель: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения».

Задачи:
• повторить материал по теме, увидев своеобразие односоставных предложений;
• развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
• расширить представление учащихся о личности С.А.Есенина, его роли в развитии русской литературы;
• формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

Результаты:
• Предметные: Отработать способ действия при определении односоставных предложений в тексте, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в определении вида односоставных предложений.
• Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать синтаксическую и пунктуационную зоркость.
• Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к русской литературе посредством более детального знакомства с поэзией Сергея Есенина.

Оборудование:
• толковые словари;
• портрет С.А.Есенина, фонограмма песен на стихи поэта;
• старославянское написание слов прения, преть;
• мультимедийное оборудование
• раздаточный материал

Рабочая программа блока теоретиков:
1. Вид односоставного предложения.
2. Чем выражен главный член.
3. В чем особенность употребления предложения.

Рабочая программа блока практиков:
1. Двусоставное или односоставное предложение. Доказать.
2. Выделить главные члены предложения, определить, чем выражены.
3. Определить вид односоставного предложения.

Рабочая программа блока рецензентов:
1. Ответ правильный.
2. Ответ точный.
3. Ответ полный.

Тип урока: интегрированный

Ход урока:

I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности. Создание «ситуации успеха»)
(Коммуникативные УУД, планирование, постановка вопросов)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: -Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я предлагаю вам провести в импровизированном зале заседаний, в котором разгорятся прения по вопросу: Односоставные предложения в поэзии Сергея Александровича Есенина. Перед нами стоит задача – увидеть своеобразие односоставных предложений, а помогут нам в этом стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина. В зале заседаний присутствуют представители двух блоков.
Блок Теоретиков - ваша функция – теоретический материал.
Блок Практиков – ваша функция – практические задания.
и Комиссия Рецензентов – ваша функция – критика и оценка. Председателем Рецензентской комиссии является учитель. (Устанавливаются значки принадлежности группе.) На партах есть рабочие программы, которые можете использовать при выступлении.

Словарная работа:
(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Учитель. Запишите слово прения.
Предположите, каково значение этого слова.
Это слово старославянское по происхождению. Образовалось от слова пьреть и обозначало «ссориться». Каково современное значение слова прения? Теоретики, ответьте на этот вопрос.
Работа с толковым словарем: прения – обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам. Открыть прения по докладу. Жаркие прения.

Задание:
• Составить словосочетание, выполнить синтаксический разбор.

Синтаксическая пятиминутка.
Учитель: Выполните синтаксический анализ предложения.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
-Ребята, откуда это стихотворение? («Берёза» С.А.Есенина) Верно, а что вам известно о Есенине как поэте? Какие его стихотворения вы помните? Обратите внимание на его портрет. Какое впечатление он на вас производит? Что бы вы могли о нем рассказать?
-А сейчас мы повторим все виды односоставных предложений с помощью стихотворений Сергея Есенина.

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
(Познавательные УУД, действия постановки проблемы, формулирование проблемы)

III. Повторение и анализ видов односоставных предложений.
(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
(Коммуникативные УУД, постановка вопросов)

1. Повторение и анализ безличных предложений.
Учитель. Обратите внимание на стихотворные строчки Сергея Есенина: (Слайд)
Еду. Тихо. Слышны звоны Грустно… Душевные муки
Под копытом на снегу, Сердце терзают и рвут…
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Орфографическая и синтаксическая работа

Задания:
1. Распределить слова по группам орфограмм.
2. Дать характеристику предложениям.
Проанализируйте предложения. Встретились ли односоставные? Таблица поможет сосредоточиться. Охарактеризуйте их.

Слово блока Практиков.
Учитель: Оценка Комиссии Рецензентов
Какие предложения называются безличными?

Выступление блока Теоретиков:
-Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.

2. Повторение и анализ определенно-личных предложений.
Учитель: Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.
Ученики: Это высказывание об определенно-личных предложениях.
Учитель: Ребята, прежде чем мы выслушаем наших уважаемых Теоретиков, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). На что они похожи? (девиз, речёвка) Да, верно, эти слова и станут девизом нашего сегодняшнего урока. Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.

(Физминутка)
ДУМАЮ,
ТВОРЮ,
ПИШУ,
ПОДНИМУСЬ И
РАССКАЖУ.

Выступление партии Теоретиков об определенно-личных предложениях.
Ученики: Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.
Учитель: Работа с поэтическим текстом С.А.Есенина:
Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Найдите определенно-личные предложения.
Оценка Рецензентской комиссии.

3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.
Игровой момент.
Учитель. К нам в зал заседаний пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос.
(Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт)
Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.
Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский? Слово блоку Теоретиков.
Ученики. А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.
Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.
Учитель. Выборочный диктант. Я прочитаю отрывки из стихотворений С.Есенина, выпишите неопределенно-личные предложения.
Снова пьют тут, дерутся и плачут Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Под гармоники жёлтую грусть. Загрустила шибко обо мне,
Проклинают свои неудачи, Что ты часто ходишь на дорогу
Вспоминают московскую Русь. В старомодном ветхом шушуне.

Слово блока Практиков.
Оценка Рецензентской комиссии.

4. Повторение и анализ назывных предложений.
Учитель: -Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко основную мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?
Ученики: С помощью назывных предложений.
Учитель: Приведем примеры из стихотворений:
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
Это назывные предложения, так как главный член – подлежащее, выраженное существительным.
Учитель. Оценка Рецензентской комиссии.
Выступление блока Теоретиков.
Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется ) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

5. Повторение и анализ обобщённо-личных предложений:
-Уважаемые теоретики, какие предложения называются обобщённо-личными?
-Давайте приведем примеры.
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Всё принимая, что есть на свете.
V. Вывод:
Учитель: Ну, что ж наше заседание подходит к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?
Ученики: Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.
Учитель: -Верно, а в заключение я хотела ещё раз обратить ваше внимание на то, что сегодня нашими помощниками были стихотворения С.А.Есенина. И, я думаю, большинству из вас известен тот факт, что многие стихотворные произведения Сергея Есенина положены на музыку и с успехом вот уже не один год исполняются знаменитыми русскими певцами. А возможным это стало потому, что поэзию в целом и стихи Есенина в частности отличают необыкновенная музыкальность, мелодичность и лиричность. И в какой-то степени это заслуга односоставных предложений. Я предлагаю завершить нашу встречу на замечательной ноте, прослушав фрагменты песен на стихи Сергея Есенина.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр. № 279 (выборочный диктант)

V. Рефлексия (подведение итогов урока).
(Личностные УУД, самоопределение, мотивация (мотивация учения), смыслообразование).
Рефлексия по вопросам:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
-Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить данные знания?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Выставление оценок за урок.
Категория: предметы гуманитарного цикла | Добавил: Oxana
Просмотров: 1512 | Загрузок: 190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Оксана Юрьевна!                                      
К сожалению, Ваша работа отклонена от участия в конкурсе из-за  несоответствия  техническим требованиям:
  • в раздела "Краткое описание"  не соблюдаются рекомендации Приложения 1; 

  • в разделе "Полный текст материала" не соблюдаются рекомендации Приложения 2; 

  • текстовый файл подписан не в соответствии с требованием; 
  • технологическая карта и колонтитулы отсутствуют.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz