Понедельник, 20.11.2017, 06:39

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс Мой ФГОС - урок » предметы точных дисциплин

Литература и живопись
31.10.2016, 07:36
«Литература и живопись Серебряного века»
(программа элективного курса
исследовательской направленности
по литературе)

Пояснительная записка


Цели курса - развитие исследовательских способностей учащихся (формирование когнитивной, информационной и коммуникативной компетенций), расширение представления учащихся о культуре Серебряного века.
Задачи: .
1) формировать учебную мотивацию и мотивацию достижения успеха;
2) обучить учащихся эффективным технологиям и методам работы с информацией;
3) создать условия для самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
4) обеспечить экспертную оценку продукта самостоятельной когнитивной деятельности учащихся и его продвижение для получения обратной связи.
5) познакомить учащихся с социолингвистикой как направлением современного языкознания.

Под исследовательской деятельностью подразумевается «совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом». * Ключевые слова здесь - процесс совместной деятельности, который имеет конкретный результат в виде фундаментальных для ребёнка новообразований (мировоззрение, стиль мышления); она кладёт в основу обучения личностную, мотивационную сферу – с одной стороны, и предполагает определённую свободу в выборе тем, при помощи которых будут формироваться ключевые компетенции учащихся – с другой стороны. Под ключевыми здесь подразумеваются когнитивная (познавательная), информационная (умение работать с информацией) и коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) компетенции. Исследовательская деятельность, таким образом, становится системообразующим фактором для решения целого ряда педагогических задач.
соответствовали задачам школы: были трудноосуществимы, малодоступны каждому учащемуся, поскольку предполагали факультативный характер. Новая программа решает эту проблему при помощи системы практических работ, соответствующих этапам исследования как деятельности. Практические работы посильны каждому, они позволяют оценить уровень соответствующих компетенций. При этом наиболее мотивированные учащиеся выполняют задания, выходя на конкретный продукт (исследовательскую работу), остальные, справляясь с заданиями на базовом уровне, осваивают методологию исследования.
Программа разработана на основе технологии, предложенной Intel, и методики поэтапного проведения учебно-исследовательской деятельности по русскому языку (материалы дистанционного курса педагогического университета «Первое сентября» ). Для реализации программы берётся один час из школьного компонента. Таким образом, программа рассчитана на 35 учебных часов, из которых 19 (блок 1-3) являются аудиторно-учебными и проходят в кабинете, оснащённом компьтерной техникой; 13 часов носят консультативный характер (блок 4).
Структура курса.
Блок 1 Ориентация в теме (6 часов)
Блок 2 Операционный (10 часов)
Блок 3 Структурирование исследовательской работы и формы представления
результата (3 часа)
Блок 4 Самостоятельная работа над темой (13 часов)
Блок 5 Итоговый. Представление результата (3 часа)

Представляемый вариант программы разработан для учащихся 11 класса по теме «Литература и живопись Серебряного века». Тема дополняет представление учащихся о культуре Серебряного века, изучаемой в курсе литературы 11 класса и предполагает выполнение самостоятельных исследований, связанных со спецификой изучаемого периода. Главной особенностью культуры Серебряного века была синкретичность разных видов искусства, поэтому тематика исследований связана с поиском связей между литературой и живописью.
Первый блок – «Ориентация в теме и специфика методов исследования.
На первом занятии проводится установочная диагностика в форме анкетирования, используются элементы тренинга для установления благоприятной атмосферы в группе, выясняется степень мотивированности учащихся и их ожидания. Это необходимо для анализа работы по программе.
Ориентация в теме происходит в форме лекции, в процессе которой дети знакомятся с основными понятиями темы, с ключевыми проблемами, возможными ресурсами. Дома учащиеся знакомятся с указанными ресурсами и составляют вопросы, которые ложатся в основу дискуссии на следующих занятиях. Завершением работы в этом блоке является выбор темы исследования, определение проблемы, подбор дополнительной литературы по выбранной теме. Происходит знакомство с литературоведческими методами исследования.
Второй блок - «Операционный» - направлен на формирование коммуникативной компетенции: умение работать с текстом, отбирать материал в соответствии с темой; умение формулировать выводы на основе прочитанного, сравнивать два и более источника по теме, сопоставлять разные точки зрения; умение анализировать таблицы и диаграммы, систематизировать материал, обобщать и излагать при помощи речевых формул. Формирование когнитивной компетенции происходит в процессе знакомства учащихся с универсальными и специальными (связанными с конкретной предметной областью) методами исследования. Поскольку операционный блок опирается на тематические тексты (подобранные на предыдущем этапе работы), происходит погружение в разрабатываемую тему, набирается материал, проводятся эксперименты, делаются предварительные выводы.
Третий блок – обучение структурированию работы, созданию текста учебно-исследовательской работы и её презентационного варианта.
На следующем этапе происходит предзащита работы в рамках школьного этапа конференции «Заяви о себе» и самостоятельная доработка тем. Как правило, на муниципальный этап конференции школа представляет не больше одной работы в каждой предметной области, но достойных работ может быть больше, поэтому на финальном этапе, этапе защиты получившихся работ (не прошедших на муниципальный этап) рассматривается возможность участия в дистанционных конкурсах и проектах.


*1 Цитируется по С.В.Абрамова «Организация исследовательской работы по русскому языку»: лекции. - М. :Педагогический университет «Первое сентября», 2006, с. 4.


Тематическое планирование занятий по предмету
«Исследовательская деятельность»
тема курса: « Литература и живопись Серебряного века»
35 часов (1 час в неделю) 11 класс

Номер урока Тема, проблема урока Форма проведения дополнение

БЛОК 1 Ориентация в теме

1 Введение.
Структура программы, цели, ожидаемый результат.
Установочная диагностика.

Ориентация в теме: «Серебряный век – незнакомое в знакомом» Беседа, анкетирование,
элементы тренинга Установочная диагностика предполагает определение ожиданий, мотивированности, готовности к исследовательской работе; создание комфортного микроклимата в группе
2
Синкретичность культуры Серебряного века.
Основные модернистские течения: символизм, аскмеизм, футуризм, экспрессионизм.
Лекция,
список ресурсов по теме

Деление на группы по выбранным темам,
работа в группах Задание: знакомство с ресурсами, подготовка индивидуальных сообщений о представителях модернистских течений и их творчестве.
3 Символизм в живописи и литературе Серебряного века дискуссия
4 Художественные принципы «Цеха поэтов» и эстетика Бакста, Сомова, М.Шагала
5 -6 Л. Андреев. Знакомство с экспрессионизмом в литературе.
В. Кандинский, П.Филонов
7 Принципы поэтов-футуристов и абстрактная живопись
8 Мозговой штурм: поиск связей выбор тем для исследования, постановка целей и конкретизация задач исследований Подбор литературы по темам исследования Практическая работа №1

БЛОК 2 Операционный

9 9 Логика. Умение формулировать выводы на основе прочитанного,
сравнивать два и более источников по теме, сопоставлять разные точки зрения по теме. Практическая работа № 2
10 Анализ и классификация.
Умение анализировать таблицы и диаграммы, систематизировать материал, обобщать и излагать при помощи речевых формул. Практическая работа № 3 Сформулировать выводы (ДЗ)
11-12 Универсальные методы исследования: анализ, сравнение и синтез как методы исследования.
Лекция
13-14 Лингвистические методы исследования Практическая работа № 4
15 ИКТ – технологии в исследовании: Power Point, Excel , конструктор школьных сайтов.

16 Отчёт по теме слушания


БЛОК 3 Структура исследовательской работы

3 17 Структура и планирование работы,
методологический аппарат исследования Практическая работа №5
18 Требования к языку и оформлению результатов исследования
19 Создание текста учебно-исследовательской работы и формы её представления. Критерии оценки. Работа с образцами и положениями конференций

БЛОК 4 Работа над темой

13 20-21 Работа в группах по теме Самостоятельная работа в группах
22 -23 Предзащита. Предварительная оценка учебно-исследовательской работы. Школьная конференция
24-32 Работа в группах по теме.
Создание текста учебно-исследовательской работы. Самостоятельная работа в группах

БЛОК 5 Представление результата

3 33-34 Представление результатов исследований Открытое мероприятие Рассмотрение возможностей участия работ в заочных конкурсах и конференциях
35 Итог работы по программе. Диалог, анкетирование

Литература
1. Т.В.Кожекина Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие . – М..: УЦ Перспектива, 2009.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Кааламская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю ___________
Директор _________/ М.Е./Кравцова/



«Литература и живопись
Серебряного века»

(программа элективного курса
исследовательской направленности
по литературе)



Составитель
Казьмина Юлия Сергеевна,
учитель руского языка и литературы
первой квалификационной категории

п. Кааламо 2016
Категория: предметы точных дисциплин | Добавил: Yulia_Kazmina
Просмотров: 261 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Юлия Сергеевна!
Конкурс "Мой ФГОС-урок" закончился еще в прошлом учебном году и работы на данный конкурс больше не принимаются. Спасибо за понимание!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz