Четверг, 21.09.2017, 20:49

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Эл.сборники
На память!
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Edu-family
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс "Методическая работа педагога" » Внеклассная работа

Методическая разработка "Я бы с песни начал свой рассказ"
[ Скачать с сервера (33.9Kb) ] 01.12.2016, 10:36
Методическая разработка
«Я бы с песни начал свой рассказ… »
для учащихся 5-10 классов

Автор-составитель:

Николаева Елена Варсонофьевна,
старший вожатый МБОУ «Гимназия №1»г.Чебоксары
высшая квалификационная категория

Аннотация
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Этой теме посвящена методическая разработка «Я бы с песни начал свой рассказ…», которая подходит для всех, кому небезразлична память своей страны, своей семьи, своих дедов и прадедов, прошедших Великую Отечественную войну. Разработка рекомендуется классным руководителям, старшим вожатым, педагогам-организаторам для проведения мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества.

Введение
Мы часто говорим: «В наше сложное время…» Время всегда сложно для того, кто в нем живет. Это старая истина, и не нам с ней спорить. Но бывают особенные времена, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. И такие времена с завидным постоянством выпадают нашей отчизне. Отчизна, Родина, Россия! Как много тебе пришлось выдержать, вынести, выстоять! Сколько испытаний выпало на твою долю! Но самым большим испытанием за всю твою историю стала Великая Отечественная война.
С каждым годом все дальше от нас уходит весна 1945 года. Но с каждым годом мы все яснее осознаем величие подвига советского народа, значение великой победы для нас и для всего мира. Это тем более актуально сейчас, когда националистическое фашистское движение снова поднимает голову в мире. Именно сегодня, сейчас, в наше такое непростое время мы должны воспитывать в подрастающем поколении любовь к Родине, уважение к её прошлому, чувство долга и ответственности перед своей страной, чувство гордости за своё Отечество. Для этого и проводятся в школах месячники патриотической и оборонно-массовой работы, мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Предлагаемая методическая разработка может использоваться для проведения творческого конкурса в рамках такого месячника или при праздновании 9 Мая.
В данной работе рассматривается роль песни в жизни военного и мирного населения во время Великой Отечественной войны. Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой. И в минуты передышки между боями нередко звучала фронтовая гармошка, пелись лирические песни. Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. «Второй фронт» снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовой подвиг. К сожалению, сегодняшние песни не могут похвастаться таким же действием на тех, кто их слушает. Поэтому мы в гимназии часто проводим творческие конкурсы, мероприятия, где дети не только слушают, но и сами исполняют авторские песни, песни о России, песни второй половины XX века. Разработку одного из таких мероприятий мы предлагаем вашему вниманию.

Цель мероприятия: формирование у обучающихся представления о жизни людей во время Великой Отечественной войны, о значении культуры и искусства в годы войны, о значении музыки и песни на войне
Задачи:
1) познакомить обучающихся с историей создания популярных в годы войны песен;
2) приобщить детей и подростков к Отечественной истории, развивать у них чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к старшему поколению;
3) создавать благоприятные условия для развития патриотического и национально-исторического самосознания;
4) создавать оптимальные условия для выявления творческого потенциала детей и подростков, способствовать формированию у детей активной жизненной позиции.

Участниками творческого конкурса являются учащиеся 8-10 классов. Основой мероприятия являются исторические данные о создании военных песен. Класс представляет на конкурс одну песню на военную тематику времён ВОВ или современную песню. В конкурсе могут принимать участие солисты, дуэты, ансамбли. Конкурсные номера, должны отражать актуальность, историческую значимость Победы в Великой Отечественной войне. Фестиваль поможет подрастающему поколению понять выдающуюся роль Отечества в Победе над фашизмом, проникнуться глубоким уважением к героической истории нашей Родины, понять роль песни, художественного слова в жизни военного и мирного населения во время ВОВ..
До проведения конкурса ведётся подготовительная работа: подбираются песни, минусовки для исполнения, костюмы для выступления, готовится мультимедийная презентация, сопровождающая всю конкурсную программу. Все видеоролики и минусовки вставляются в слайды презентации.
Ведущий – взрослый, чтецы – дети.

Ход мероприятия

Звучит сигнал «Внимание»
Вед. Отчизна, Родина, Россия! Как много тебе пришлось выдержать, вынести, выстоять! Сколько испытаний выпало на твою долю! Но самым большим испытанием за всю твою историю стала Великая Отечественная война.
Фильм «Самый лучший ролик о ВОВ»
Без объявления - песня «Закаты алые» (Аня Майорова)
Чтец 2: Мы в мирное время с тобой рождены,
Суровых препятствий в пути не встречали,
Но эхо далекой суровой войны
Нам в песнях поры той звучали.

Вед.2 Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

Чтец 1: Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!

Чтец2: От песни сердцу было тесно: она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню, защищая Родину собой.

Вед. Сегодня мы с вами услышим немало песен в исполнении наших учащихся.
Следить за нашими выступлениями будут наши старшие товарищи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(тихо звучит фонограмма «Журавли», на экране фильм, на фоне фильма - чтецы и ведущие)

Чтец 2 Я бы с песни начал свой рассказ, с той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз эта песня нас в землянках согревала.

Чтец 1 Если песня, значит, рядом друг, значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг, если песня над тобой кружится!

Вед.1 Как верный друг, песня не покидала фронтовика, она шла с солдатом в бой. И в минуты передышки между боями, когда часто уходили на переформирование, нередко звучала фронтовая гармошка, и пелись лирические песни. В часы отдыха звучала и песня «Темная ночь», которую сейчас нам исполнят учащиеся … класса

Выступление 10Б класса «Тёмная ночь»

Вед.1 Судьба многих песен удивительна и волнующа. Всего несколько четверостиший, предельно простая мелодия. Но если в песне запечатлено большое чувство, искреннее переживание и отражено время, эта поэтически- музыкальная миниатюра становилась значительным произведением искусства. Песня «В землянке» в годы войны была напечатана единственный раз в 1942 году. Некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага” упадническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». Но менять что-либо,
т.е. портить песню, было уже поздно, она, как говорится, «пошла». А ведь известно: «из песни слов не выкинешь». На сцене – учащиеся 10В класса с песней «В землянке»

Выступление 10В класса «В землянке»

Чтец 2 Я бы с песни начал свой рассказ…Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час песни взяли в руки автоматы.

Чтец 1 Им наград не вешали на грудь, и портретов не было в газете…
Трижды славен их нелегких путь и народ, создавший песни эти!

Вед.2 Трудными дорогами шли солдаты, в долгом походе им помогала песня «Эх, путь-дорожка фронтовая», которую нам сейчас исполнят учащиеся 8Б класса
Выступление 8Б класса «Эх, путь дорожка фронтовая»

Вед.1 Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Поэтому и профессиональные артисты считали своим долгом поддерживать бойцов на фронте.
(показ фильма «Артисты - фронту», озвучивают ведущие)

Вед.2 Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. «Второй фронт» снабжал солдат военной техникой, оружием, одеждой и обувью, продовольствием. Песня «Огонек» восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла их на трудовой подвиг. Встречаем песню «Огонёк» в исполнении учащихся 8А класса

Выступление 8А класса «Огонёк»
Чтец 1 Я бы с песни начал свой рассказ,с той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась над Варшавой, Будапештом, Веной…

Чтец 2: Пешим ходом и в грузовике, жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке самой драгоценной ношей…

Вед.1: В 1943 году в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от любимых, другие сообщения. Названием рубрика была обязана песне, которую нам споют учащиеся 8В класса.
Выступление 8В класса «На солнечной поляночке»
Вед.1: Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о близкой победе, о возвращении солдат домой, о мирной жизни, о встрече с любимыми и близкими людьми. Об этом песня в исполнении 8Г класса.
Выступление 8Г класса «В городском саду играет духовой оркестр»
Вед.1: После окончания войны прошло почти семь десятилетий. Время стирает в памяти многое. Однако ему неподвластна героика прошлого. Подвиги, совершённые в боях с врагами Родины, бессмертны.
Вед.2: И в эти предпраздничные дни мы, внуки и правнуки солдат Великой Отечественной, знакомимся с боевыми свершениями наших дедов и прадедов, восхищаемся их подвигами, слушаем песни тех лет, смотрим художественные фильмы о Великой Отечественной войне. «Мы из будущего» - так называется фильм, романс из которого споют нам ребята 10А класса.

Выступление 10А класса

Вед.1 Война закончилась. Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время — какое счастье, какая радость! Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Чтец1. Мир – это лучшее слово на свете,
Взрослые к миру стремятся и дети
Чтец 2. Птицы, деревья, цветы на планете.
Мир – это главное слово на свете.

Дети (по очереди говорят свои слова и прикрепляют рисунки на большой лист. На верхней части листа написано цветными буквами МЫ - ЗА МИР! На нижней части листа чёрным цветом слово ВОЙНА. Дети крепят свои рисунки на слово война, полностью закрывают его)
- Я нарисую яркое солнце,
- Я нарисую синее небо,
- Я нарисую цветы на лужайке,
- Я - школу, друзей, ручей очень звонкий.
Все: И мы не допустим, чтоб вновь на планете пылали пожары и плакали дети!
Песня «День Победы» - все вместе, весь зал
Показ фильма «Негромко о войне» Подведение итогов, слово жюри.

Заключение
Мы живём в мирное время. Мирное время — какое счастье, какая радость! Но мы знаем, какой ценой были завоеваны мир и Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, ведь многие стихи той поры стали известными песнями. Эти песни – свидетели тех героических лет. Их пел весь наш народ. И спустя годы и десятилетия они продолжают жить в народной памяти. Поют их прошедшие войну ветераны, поют их внуки и правнуки, знающие войну по воспоминаниям, книгам, фильмам и песням, которые и есть наша общая память.

Список литературы
1. Побединская Л.А. Ради жизни на Земле: сборник сценариев. – М.: ТЦ «Сфера», 2000
2. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
3. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
4. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
5. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Кн.для учителя – М., Просвещение,1987
6. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1101227.html
7. http://festival.1september.ru/articles/210091/
8. http://uchi.ucoz.ru/publ/meroprijatija/scenarij_literaturno_muzykalnoj_kompozicii_ja_by_s_pesni_nachal_svoj_rasskaz_5_11_klassy/2-1-0-10625
9. http://ru.wikipedia.org
10. http://sovmusic.ru
11. http://festival.1september.ru/articles/593079/
Приложение Мультимедийная презентация, отзывы о мероприятии

Отзывы о мероприятии:
Нина Сергеевна Моисеева, уроженка Краснодарского края, ныне живёт в Чебоксарах
Спасибо вам за то, что пригласили к себе в школу, спасибо, что не забываете нас. С большим удовольствием слушала сегодня песни, которые пели ребята со сцены. Молодцы все, очень хорошо, душевно поют.
Во время войны я была девчонкой, жила и училась в одной из станиц Краснодарского края, которая была занята немцами. Хорошо помню, как мы боялись фашистов, как старались не попадаться им на глаза. А ещё помню, что, как бы тяжело ни было, мама не расставалась с песней, и мы часто просили её спеть. И она нам пела, и от этого становилось легче на душе.

Надежда Ивановна Михайлова, ведущая мероприятия, стаж педагогической работы – 46лет.
Когда мы задумывали это мероприятие, мы опасались, что песни времён ВОВ не будут интересны современным детям. Это мы в молодости с упоением пели «Катюшу», «Смуглянку», «Тёмную ночь», «В землянке». Это песни моей молодости. Современная молодёжь, к сожалению, слушает другие песни, где не всегда содержание преобладает над музыкой, да и музыкой это не всегда можно назвать. Нашей целью было познакомить детей с ролью песни на войне, на поле битвы и в тылу, показать, что «после боя сердце просит музыки вдвойне». Во время проведения мероприятия я с удивлением, но с большим внутренним волнением и радостью видела, что ребята неравнодушны к содержанию этих песен, видела на их глазах слёзы сопереживания, и по спине ползли мурашки. А я по себе знаю, что если «мурашки побежали», то мероприятие проведено не зря, что мы достигли цели, которую ставили перед собой.

Никандров Алексей, ученик 11А класса, член жюри
Я нисколько не жалею, что мне пришлось побывать сегодня на этом мероприятии, в котором мы, 11-классники, не принимали участие, так как у нас на носу ЕГЭ. Мне очень понравилась песня в исполнении ребят 10А класса из кинофильма «Мы из будущего», так как мне нравится этот фильм, очень хорошо спела Аня Майорова песню «Закаты алые». Я сегодня смотрел видеоролики, многие из них нельзя смотреть без волнения, и радовался тому, что мы живём в мирное время. Пусть никогда не будет войны, пусть «всегда будет солнце», пусть всегда будет мир!
Категория: Внеклассная работа | Добавил: Dfhcjyjamtdyf
Просмотров: 170 | Загрузок: 8 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Сообщаю Вам, чтоданная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Первом  всероссийском конкурсе методическихразработок «Методическая работа педагога»! С уважением,технический эксперт Кутузова Е.Ю.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz