Пятница, 24.11.2017, 08:35

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс "Школа - территория здоровья" » Программы здоровьесбережения

МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
[ Скачать с сервера (171.9Kb) ] 15.12.2015, 15:00

МБОУ Молодежнинская средняя общеобразовательная школа
Приаргунский район Забайкальский край

Модель
здоровьесберегающей среды в МБОУ Молодежнинская СОШ

Работу выполнена:
Администрация МБОУ Молодежнинская СОШ

п. Молодежный

В МБОУ Молодежнинская СОШ реализуется проект «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся».
Цель проекта :
Создание условий для формирования и развития у обучающихся установок активного, здорового, безопасного образа жизни, понимание личной и общественной значимости приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей.
Система здоровьесберегающей деятельности школы осуществляется по блокам, представленным в следующей схеме:
.

Сроки и этапы реализации проекта:
Подготовительный – 2014-2015
Практический – 2015-2017
Обобщающий – 2017-2018
Здоровьесберегающая инфраструктура школы:
Здание школы по состоянию и содержанию соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и требованиям охраны труда и здоровья.
Функционируют следующие составляющие : кабинет здоровья (имеются тренажеры, наглядная информация по исправлению осанки, нарушений стопы), кабинет психолога, кабинет логопеда с элементами сенсорной комнаты, медицинский кабинет.
В школе имеется собственная столовая с необходимым набором помещений для хранения продуктов и приготовления пищи. Питание осуществляется в обеденном зале на 150 мест. Примерное меню составлено на 10 дней с учетом требований СанПиН и физиологических потребностей школьников. Бракеражная комиссия, медицинский работник школы осуществляют ежедневный контроль за качеством приготовляемой пищи. Имеется так же программа производственного контроля (за последние 3 года качество приготовляемой пищи и санитарное состояние пищеблока нареканий не вызывало, смывы на БКГП – отрицательные).
Работники пищеблока регулярно проходят санитарно-гигиеническое обучение и курсы повышения квалификации на базе ПСХТ п Приаргунск.
Для столовой был разработан и реализован проект «Дизайн столовой», в результате которого изменился внешний вид зала для приема пищи – была подобрана цветовая гамма для обновления интерьера – стен, штор, декоративных панно (натюрморты). Оборудование столовой соответствует требованиям СанПиН. За последние 2 года в столовую был приобретены- морозильная камера, кухонный комбайн и пароконвектомат, постоянно идет обновление столовой и кухонной посуды.
Питание детей осуществляется на основании «Положения об организации питания в МБОУ Молодежнинская СОШ»(приложения 1)
Физическое воспитание детей осуществляется на следующей платформе:
спортивный зал, зал для пауэрлифтинга, волейбольная и баскетбольная площадки, тренажерный зал, зал для занятий по программе «Безопасное колесо», плац, полоса препятствий, хоккейная коробка ( в летнее время – как футбольное поле).
Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся нашей школы позволило:
- снизить негативные последствия учебной нагрузки;
- укрепить здоровье учащихся;
- увеличить уровень двигательной активности;
- обучить школьников основам знаний по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;
- повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.
Третий урок физической культуры, как важнейшее средство для оздоровления учащихся в школе, предполагает:
-изменение содержания урока физической культуры и превращения его в действенную меру укрепления здоровья школьников;
-превращение урока физической культуры в предмет гуманитарного и естественно-научного цикла, благодаря формированию устойчивого интереса к самопознанию своих физических (телесных) возможностей;
-реализация индивидуально-топологического подхода к учащемуся в процессе его физического развития и совершенствования;
-создания новых форм организации физического воспитания школьников на основе современных информационных технологии.

Медицинский контроль за проведением уроков физкультуры осуществляется медицинским работником школы, где отмечается:
- Санитарно-гигиеническое состояние спортзала (если урок на улице – погодные условия),
- выборочное наблюдение за учащимися, с отметкой группы здоровья:
Пульс до урока
Пульс через 5 минут
Пульс через 10 минут
Пульс в середине урока
Пульс в конце урока
АД до урока
АД после урока
Моторная плотность
Общая плотность
В основном заключения по урокам физкультуры следующие: физическая нагрузка соответствует возрасту и состоянию здоровья учащихся, структура урока не нарушена, внешние признаки утомляемости средние. Моторная плотность урока в зависимости от его типа колеблется от 30 до 90%.
Паспортизация здоровья детей и подростков проводится с 2014 г. (паспорт в приложении)
Медицинский кабинет расположен на 1 этаже школы, площадь кабинета и оборудование позволяет измерить остроту зрения, проводить профилактические осмотры, измерение антропометрических показателей. Кабинет оборудован бактерицидной лампой, холодильником, шкафами для хранения медицинских препаратов и перевязочных средств, документации. В штате школы предусмотрен медицинский работник – работает медицинская сестра. Распределение детей по группам здоровья:
Группы здоровья 1 2 3 Имеющиеся заболевания
2014г 30 160 2 Сколиоз, нарушение осанки, хронический тонзиллит, бронхиальная астма, ФСШ. функциональная кардиопатия
2015 год 33 155 6 Нарушения осанки, гипертензионный синдром, тугоухость, аденоиды, хр тонзиллит, ДЖВП, задержка роста, ФСШ, деформация грудной клетки, нарушения сердечного ритма, кардиопатия, нарушения зрения
Наблюдается увеличение количества детей с 1 группой здоровья, но так же и увеличиваются дети 3 группы - дети-инвалиды, поступившие на обучение в этом году..
5% детей школы имеют различные нарушения зрения. Для профилактики нарушений в рекреации начальной школы имеется офтальмотренажер (нарисованная схема на стене, и на потолке в кабинете), на уроках используются физминутки для глаз. Имеется комплекс гимнастик, которые реализует мед работник школы с данной группой детей.
Диспансеризация детского населения в поселении организована совместно с медицинскими работниками ЦРБ п. Приаргунск. Положительная динамика наблюдается по исправлению нарушений осанки, плоскостопия, уменьшение количества заболеваний гриппом и ОРЗ.
диагноз Нарушения осанки плоскостопие Грипп и ОРЗ
2013 12 32 83
2014 10 27 70
1 полуг 2015 8 20 14
Для организации психологической помощи детям имеется кабинет психолога, в котором установлена мягкая мебель, имеются программы, пособия, игры. Работает психолог, стаж работы более 20 лет. В школе организована медико-социально-психологическая и логопедическая служба сопровождения образовательного процесса, руководителем которой является школьный психолог. В работе во внеурочной деятельности используются следующие методы и технологии: снятие эмоционального напряжения, личностной и школьной тревожности, развитие памяти, мышления и других познавательных процессов, создание благоприятного психологического климата в коллективе, пропаганда ЗОЖ.
С 2004 года Молодежнинская средняя общеобразовательная школа Приаргунского района Забайкальского края являлась краевой экспериментальной площадкой по теме: «Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста сельской общеобразовательной школы как фактор повышения качества их образовательных результатов», с 2009 тема эксперимента приобретает следующий формат «Реализация здоровьесберегающей деятельности как фактор компенсации проблем в образовательном учреждении».
В результате проводимой экспериментальной работы на базе начальной школы был создан оздоровительный центр, который в 2011 получил статус муниципального ресурсного центра по здоровьесберегающей деятельности на базе которого проводятся различные районные мероприятия ( семинары, единые методические дни, конференции )
Положительные результаты ОЭР показали прямую зависимость качества образовательных результатов от уровня здоровья учащихся, над развитием которого работали педагоги и специалисты ресурсного центра.
Деятельность ресурсного центра распространяется на все образовательные учреждения Приаргунского района.
Основными направлениями деятельности Ресурсного центра являются:
-научно-исследовательское (освоение и внедрение существующих здоровьесберегающих методик и технологий в практику работы ОУ);
-учебное (повышение информированности педагогов в области организации здоровьесберегающей школьной среды и знаний, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни);
-методическое (создание на базе Ресурсного центра опорной методической площадки для распространения опыта работы по здоровьесберегающим технологиям);
-организационное (реализация социально-значимых проектов и программ, направленных на повышение престижа ЗОЖ в подростковой и молодежной среде; организация в районе семинаров, мастер-классов и др. мероприятий)
Обеспечение школьников возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни можно только с помощью комплексной, системной, совместной работы педагогов, специалистов служб сопровождения, учащихся, их родителей.
Изучив о работы М.М. Безруких,, Е.Н. Дзятковской, В.Ф. Базарного, мы остановились на следующих принципах здоровьесберегающих технологий:
- сознательности и активности;
- систематичности и последовательности;
- доступности и индивидуализации;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
- комплексного междисциплинарного подхода;
- формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;
- акмеологического подхода к учебно-воспитательному процессу;
- аксиологического подхода;
Решая проблемы сохранения здоровья детей, мы можем решить педагогические проблемы.
Диагностическая база , используемая в нашей школе, представлена методиками Е.П. Ильина, Н.А. Курдюкова (мотивационная сфера), Ф. Филипса, Ч. Спилбега (психоэмоциональнаясфера), П.А. Ковалева, Н.И. Хромова (познавательная сфера).
Развитие личности ребенка начинается с формирования коллектива класса и формирование уклада жизни. Формирование уклада жизни включало:
- воспитание и привитие полезных привычек, норм поведения;
- организацию самоуправления в классе;
- содействие выполнению правил, законов классного коллектива;
- организацию режима дня;
- организацию внеклассной работы.
Воспитание полезных привычек, норм поведения осуществляется через:
1) создание условий, т. е наличия индивидуальных полотенец, мыла, туалетной бумаги, щетки, крема черного, коричневого, бесцветного для обуви;
2) занятия в «Школе Айболита», по программам М.М.Безруких «Разговор о правильном питании», Е.Н.Дзятковской «Учусь в радость»;
3) ежедневный утренний контроль санитаров за внешним видом учеников;
4) привитие навыков поведения за столом, гигиена питания;
5) контроль за чистотой рук в течение дня;
6) на переменах – навыки общения детей друг с другом, мальчиков с девочками.
Формирование навыков здорового образа жизни в рамках опытно-экспериментальной работы мы проводили через следующие виды деятельности Центра:
- мероприятия класса, (школы, района, области), стенды «Здоровячок», «Учусь у доктора Айболита», специальный выпуск школьной розничной газеты «Серпантин»;
- занятия «Школы Айболита»;
- пятиминутки санинструкторов «03».
В рамках проводимой нами экспериментальной работы нами был создан кабинет здоровья.
Кабинет здоровья школы небольшой по размеру, но уютный и светлый. В кабинете имеются тренажеры, шведская стенка, зеркала, дорожки для коррекции плоскостопия, два тематических стенда: «Здоровячок» и «Будь стройным и здоровым!», где представлены виды нарушений ОДА и упражнения для осанки и стопы. В качестве оформления служат стендовые материалы, на которых крупно и ярко изображены стопа нормальная и стопа с нарушениями, осанка нормальная и с отклонениями, основные правила ортопедического режима.
Кабинет Здоровья предназначен для учащихся начальной школы. Ежегодно состав группы детей , посещающих данный кабинет, варьируется в зависимости от возрастных особенностей. Занятия проходят после учебных занятий. Длительность занятий – 30 минут.
В Кабинете дети занимаются в спортивной форме. Занятия в кабинете здоровья осуществляют учителя начальных классов и учителя физической культуры.
Для занятий используются комплексные упражнения, разработанные физкультурно-оздоровительным диспансером города Читы, ООЦ города Краснокаменска, упражнения, рекомендованные массажистом Центра Здоровья п. Приаргунск, а также методики, опубликованные в журнале «Здоровье детей» и других изданиях.
В рекреации школы имеются напольные игры и настенные игры (слоговое лото, «Выше руки!», «Шашки»), здесь можно поиграть в «классики», попрыгать, дотянувшись до нарисованных ладошек, подсчитать свои баллы)
Экологический аспект является одним из направлений деятельности нашей школ и включен в содержание учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования. Он является основой для проведения исследований, созданий проектов учащихся. Школьниками реализованы следующие проекты: «Фитодизайн классной комнаты», «Зимний сад», «Дизайн школьной столовой», посадка саженцев на Аллее Победы и Аллее выпускников в данное время учащиеся школы работают над проектом «Дизайн пришкольной территории».
В школе работает летний профильный отряда «Эколог», проводятся акции «Сохраним сейчас, чтобы не жалеть потом», «Охранять природу-значит любить Родину».
Разработаны и реализуются программы : «Школа Айболита» с 1 по 11 класс, «Безопасность движения» (по ПДД); «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» на втором уровне обучения по ФГОС; программа «Здоровье»; «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся»; программы медико-социально-психолого-педагогического и логопедического сопровождения образовательного процесса.
Введены комплексы здоровьесберегающих технологий, основанных на методологии В.Ф.Базарного, М.М.Безруких, элементов методик Е.Н.Дзятковской.
Определены и реализуются индивидуальные темы педагогов- экспериментаторов по следующим направлениям:
- Экотуризм в системе образовательной деятельности Молодежнинской средней общеобразовательной школы как фактор повышения образовательных результатов (Макарова Е.А.);
- Волонтерская деятельность как средство формирования личностных качеств учащихся с высокой мотивацией познавательной деятельности (Колобов А.Г.);
- Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет с помощью методов сказкотерапии (Мироманова Н.В.);
В рамках работы по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» на втором уровне обучения в соответствии с требованиями ФГОС в нашем образовательном учреждении реализуются программы М.Безруких «Разговор о правильном питании» и Е.Н. Дзятковской «Экология учебной деятельности. Учусь учиться».
Данные программы реализуются на базе начальной школы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учащиеся школы являются участниками в конференциях по здоровьесбережения, конкурсах по реализации профилактической программы «Разговор о правильном питании» , олимпиады «Неболит».
Педагоги нашего образовательного учреждения , распространяя свой опыт, принимают участие в конкурсах различного уровня, краевых педчтениях и мастер-классах по проблемам здоровьесбережения, имеют публикации в краевых сборниках «Экологосообразная здоровьесберегающая деятельность: опыт реализации в условиях ОУ» .
Таким образом, рассмотрев деятельность нашей школы в рамках создания модели здоровьесберегающей среды, мы можем сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения школьников формирует у них представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных достижений.

Категория: Программы здоровьесбережения | Добавил: lenaigymnova
Просмотров: 544 | Загрузок: 24 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
2  
Мироманова Наталья Викторовна , Гусева Елена Сергеевна

0
3  
Спасибо! Ваша работа допущена до участия в конкурсе. Вы можете заказать сертификат участника.

0
1  
Уважаемая Елена! Необходимо указать состав творческого коллектива(пофамильный список), участвовавшего в разработку материала. У нас получается работа без автора.
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz