Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Программу составил руководитель ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ: Герасименко Ирина Юрьевна, Преподаватель – организатор ОБЖ.
Нефтекумск, 2014
Пояснительная записка Актуальность программы. Данная программа направлена на формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития. В современном мире происходит изменение ценностных ориентаций, меняется отношение к службе в Вооруженных Силах. Среди подростков авторитет Российской Армии очень низок. Психологически подростки не подготовлены к экстремальным ситуациям, изменилась шкала ценностей, а это ведет к тому, что человек без жизненных идеалов потерян для общества. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего. Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа Российской Армии составлена программа «Юнармеец». Цели и задачи программы - воспитание высоких духовных, нравственных и физических качеств у детей и подростков, их подготовка к служению Отечеству на гражданском поприще - воспитание у молодежи чувств патриотизма и интернационализма, национальной гордости и любви к своей Родине -формирование морально-волевых качеств и практических навыков, необходимых будущим защитникам Отечества - совершенствование форм и методов работы с молодёжью, осуществление методической и практической помощи в вопросах их обучения и воспитания. Общая характеристика курса программы «ЮНАРМЕЕЦ». Предлагаемый авторский курс соответствует предметной области введённой в стандарт второго поколения (2010г.). Его изучение направлено на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений среднего звена и старшего звена подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях, умениях ориентироваться на местности, прохождение пожарной эстафеты, умений строевой подготовки и т.д. Главное назначение программы развивать общую культуру подростка, формировать осознание необходимости беречь своё здоровье, овладевать умениями и навыками решения жизненных задач, связанных с опасными ситуациями. Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие: Осознание необходимости знания правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них; Воспитание способности к восприятию и оценки жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления; Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них; Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения. При отборе содержания курса программы я исходила из следующих дидактических принципов: 1. Учёт требований стандарта основного общего образования по данной предметной области.
2. Актуальность для младших подростков обсуждаемых проблем. Например, правила повеления в домашней обстановке, на прогулкахизучаются 5-6 классах, а чрезвычайные ситуации, связанные с деятельностью экстремистских организаций, террористических групп и подобными социальными явлениями, обсуждаются со старшими подростками.
3. Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинён принципу интеграции субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами дорожного движения, строиться на основе рассмотрения вопросов дорожной безопасности как результата согласованной деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье человека, природные катаклизмы, криминогенные явления и проч.) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые, государственные.
4. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть не только объектом, сколько субъектом образовательной деятельности. В средствах обучения, реализующих программу, много материалов, формирующих контрольно-оценочные действия учащихся, их рефлексивную позицию. Особое внимание уделено оценке здоровья человека, роли психологического фактора в его сохранении, а также в регулировании отношений со сверстниками (рубрики учебника «Знаешь ли ты себя», «Проверь себя», «Оцени себя»). В учебниках представлена рубрика «Медицинская страничка», раскрывающая организационные моменты оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
5. Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во вне учебной деятельности. Особое внимание уделяется реализации краеведческого принципа, учёт которого позволяет младшему подростку обучаться в процессе непосредственных наблюдений, а затем воплощать знания в продуктивной деятельности - речи, рисунках, схемах, презентациях и проч.
6. Деятельностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника. Весь методический аппарат позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на проблемном уровне (рубрики «Обсудим вместе», «Работа в группах», «Участвуем в проекте»). Реализация данного подхода также предполагает интеграцию содержания и форм учебно-воспитательной деятельности на уроках, во вне учебной деятельности и на занятиях в объединениях дополнительного образования.
7. Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны. Из материалов рубрики «Для любознательных» дети получают дополнительные сведения, которые поддерживают их интерес к изучению этого предмета, раскрывают отдельные исторические факты, связанные с проблемами охраны безопасности жизни и деятельности людей.
Практическая направленность курса обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий. Требования к результатам обучения программы: Личностными результатами обучения являются: Осознание важности здорового образа жизни; Соблюдение правил здорового образа жизни; Соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках; Способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности; Способность предвидеть опасные ситуации и избегать их; Быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности. Расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения; Использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения; Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. II Участники отряда 9 человек – 4 человека (из них одна девушка) и 5 человек (4 мальчика + 1 девочка).
3.Содержание деятельности
№ Раздел программы Содержание деятельности Месяц Ответственные Кол-во часов 1 Многоборье «Один за всех, все за одного» Участвует все отделение – 9 человек. Время прохождения дистанции командой ограничено 20 минутами. Команда, не уложившаяся в КВ, называется штрафным временем. Многоборье проводится на пересеченной местности. Участники демонстрируют физическую выносливость, туристские навыки, и должны уметь преодолевать подъемы и спуски, естественные и искусственные препятствия. Ориентироваться на местности по местным предметам и с помощью компаса, преодолевать болото по кочкам. Подразумевается переползание по – пластунски. На этапе участники работают по одному. Касание верхней планки и боковых стоек является ошибкой и наказывается 1 баллом штрафа. В течение года( по выбору учителя) 5 2 Общая физическая подготовка (полиатлон). Упражнение 1: подтягивание на перекладине хватом сверху – количество повторений. Вис хватом сверху, сгибая руки, подтянуться подбородок выше грифа перекладины; разгибая руки, опуститься в вис. Положение виса фиксируется. Запрещается выполнение движений рывком и махом. Для девочек и девушек отжимание в упоре лежа на полу, касаясь грудью пола ( сгибание рук глубокое, полное, а туловище – прямое) – количество повторений. Упражнение 2: Бег 60 метров Упражнение 3: метание гранаты. Для девушек и мальчиков вес – 500 гр, для юношей – 700 гр. Упражнение 4: Кросс. Дистанции – девочки – 500 метров, мальчики – 1000 метров, юноши – 2000 метров. постоянно . На уроках физ-ры 4 3 Конкурс «Стрелковый поединок» Старт без оружия. Пробежать до огневого рубежа с преодолением естественных препятствий. На огневом рубеже взять оружие, принять изготовку для стрельбы стоя и приступить к поражению мишени противника. Октябрь- ноябрь 2 4 Статен, строен уважения достоин! Проводится в строгой последовательности, по программе включающей следующий перечень строевых приемов и элементов в соответствие со Строевым Уставом Вооруженных Сил РФ: 1.Вывод отделения из исходного положения к месту проведения конкурса; доклад командира отделения судье: ответ отделения на приветствие судьи. 2. Проверка внешнего вида отделения ( форма одежды, аккуратность причесок). 3. Проверка одиночной строевой подготовки у командира отделения и одного юнармейца по выбору командира: выход из строя; повороты на месте (по 1-2 раза); повороты в движении ( по 1-2 раза); выполнение воинского приветствия в движении; подход к начальнику и доклад: возвращение в строй; строевой шаг. 4. Выполнение команд: «Разойтись», «Становись», «Равняйсь», «Смирно». 5. Повороты отделения на месте: «Направо», «Налево», «Кругом» ( по 1-2 раза) 6. размыкание от середины и смыкание к середине. 7. Перестроение отделения из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. 8. Перестроение отделения из одношереножного строя в колонну по два. 9. Повороты отделения в движении: «Направо», «Налево», «Кругом» ( по 1-2 раза). 10. Перестроение отделения в движении из колонны по два вколону по одному и обратно. 11. Выполнение отделением воинского приветствия в движении, 12. Прохождение с песней ( исполняют 1 куплет и припев). 13.Дисциплина строя отделения. 14. Строевой шаг отделения. 15. Действия командира отделения. март, апрель 5 5 Юные пожарные Участвуют 4 человека (только юноши) в пожарной эстафете. 1 этап. В 15 метрах от старта находится 2 скатки рукавов, в 40 метрах от скаток установлено разветвление, в 25м от него проведена линия отсоединения ствола. Участник стартует, берет рукава, соединяет их между собой, подбегает к разветвлению, присоединяет к нему полугайку рукава, к другой полугайке присоединяет ствол, и ствол отсоединяется от рукава для передачи следующему участнику только за «линией отсоединения ствола».В этот момент рукава должны быть соединены между собой и с разветвлением. 2 этап. В 50 м от начала этапа забор 170 см, участник приняв пожарный ствол преодолевает забор и передаёт эстафету в «зоне передачи». 3 этап. В 25м – бум. Участник с пожарным стволом преодолевает бум и передает эстафету. 4 этап. В 20м от этапа стоит огнетушитель, в 50м – железный противень. Участник приняв пожарный ствол и взяв огнетушитель, бежит с горючей жидкостью, гасит пламя и пересекает финиш. Март ,апрель (по выбору пожарных) 4 6 Штурм (эстафета) Стоя, по команде судьи метнуть гранату по площадке 1 х 2.6 м (засчитывается прямое попадание); при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание, но не более 3-х раз до поражения цели. Пробежать по дорожке по направлению к линии средней полосы препятствий; преодолеть полосу препятствий, побежать к столу и произвести неполную разборку и сборку автомата. Изучение АК-47. Декабрь январь, в течение года 5 7 История Отечества Юнармейцы должны ответить и выполнить практические задания по следующей тематике: Гос-ная и военная символика – история и современность (сущность значение гос-ных символов РФ – Флага РФ, Герба РФ, Гимна РФ, Знамени Победы, Знамен ВС РФ, ВВС РФ, ВМФ РФ, и иных видов ВС РФ, Боевых Знамен, Военной Присяги), символика городов-Героев, Северный Кавказ и Ставропольский край в ХХ века. Сентябрь- Октябрь 4 8 Конкурс «Гражданин и право» Участники должны ответить на вопросы и выполнить практические задания по следующей тематике: -основы обороны гос-ва, Вооруженные силы РФ (предназначение, состав, традиции и т.п) -воинская обязанность и воинская служба граждан (подготовка прохождение службы по призыву и контракту); Общевоинские Уставы ( права и обязанности военнослужащих, начальники и подчиненные , сущность воинской дисциплины, обязанности и практические действия суточного наряда, обязанности и практические действия караула и т.п. ) -гражданин и общество. Январь - Февраль 4 9 Соревнования по оказанию первой помощи. 1й этап – Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Здоровый образ жизни. Этап теоретический. В форме тестирования и ответов на билеты. Вначале весь состав санпоста отвечает на тест, затем на теоретические вопросы. 2 этап: Лекарственные травы и их применение. Выбрать из карточек лекарственные растения (5 растений) и рассказать об назначении и способах применения. Список для изучения – использование в медицине основных видов лекарственных растенийСтавропольского края (травы, цветы, корни, плоды): бузина, боярышник, донник, зверобой, календула, крапива, мать-и-мачеха, мята, одуванчик, подорожник, пустырник, пырей ползучий, ромашка, солодка, цикорий, чистотел, шиповник. 3 этап: Оказание первой медицинской помощи при травмах, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Транспортировка больных Сентябрь, октябрь 3 Всего часов: 35
Уважаемая Ирина Юрьевна! Ваша работа прошла первичную техническую экспертизу и допущена до участия в конкурсе. Вы можете заказать сертификат участника. Удачи Вам в конкурсе!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]