Краткое описание 1.Первый Всероссийский открытый профессиональный конкурс педагогов «Школа – территория здоровья» 2.Программа здоровьесбережения "Здоровье-путь к победе!" 3.7-18 лет 4.Курилова Татьяна Борисовна, методист МБУ ДО ДЮСШ №7 5.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа №7 г.Орла" 6.РФ 7.Орловская обл 8.Орел 9.Cоздание здоровьесберегающей среды в ДЮСШ №7, направленной на сохранение,укрепление,формирование культуры здоровья обучающихся и на повышение качества образования.
Полный текст материала
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДА ОРЛА”
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МБУ ДО ДЮСШ № 7 «ЗДОРОВЬЕ – ПУТЬ К ПОБЕДЕ!» на 2015-2018 годы
Срок реализации программы 4 года Составитель: методист ДЮСШ № 7 Курилова Т.Б.
Орел, 2015
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо
Пояснительная записка Здоровьесбережение – это одна из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день. Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье современных воспитанников во всем его комплексном проявлении – здоровье души и тела. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять здоровье. Народная мудрость гласит «Береги здоровье смолоду». И эти слова достаточно точно характеризуют современную реальность. Именно проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является актуальнейшим вопросом современности. Специалисты разных областей в один голос заявляют о резком ухудшении основных показателей здоровья среди детей и подростков: медики отмечают увеличение процента детей так называемой группы риска; психологи и социальные работники заявляют о низкой степени адаптированности подрастающего поколения к социуму, и как следствие склонности к противоправным и ассоциальный действиям. Источником данных проблем является целый ряд факторов: это плохая экология, низкий социально-экономический статус жизни, различные патологии беременности и родов, отсутствие четких нравственных критериев и ориентиров, чрезмерное эмоционально-психологическое напряжение, влекущее за собой развитие хронического срессового состояния, недостаточное внимание со стороны государства к потребностям и проблемам развития подрастающего поколения. И здесь на помощь обществу в воспитании духовно и физически здорового поколения может прийти физическая культура и спорт, как одно из эффективнейших и действенных средств. Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Нормативно-правовая база Программа здоровьесжережения МБУ ДО ДЮСШ № 7 «Здоровье – путь к победе!» разработана с учетом основных законодательных актов и нормативно-правовых документов: - Международная Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; - Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.; - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; - Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ; - Постановление правительства РФ Распоряжение от 22.11.2012 № 2148-р Развитие образования на 2013-2020 годы - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014 г № 22660) - Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - Указ Президента Российской Федерации от 1.06.2012 г. № 761 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010 г. № 613-н 2Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.09.2010 № 18428) - Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27 декабря 2013 г. № 1125. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010 г. № 614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» - Устав МБУ ДО ДЮСШ № 7. Участники: - обучающиеся - тренеры-преподаватели - родители - педагогические работники - педагог-психолог, медицинская сестра - социальные партнеры (БУД ОО «Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер», ДОЛ «Ветерок», отдел ГИБДД, ПЧ №5 Заводского района г. Орла, Управление МЧС по Орловской области)
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса: Детско-юношеская спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Обучение и проведение учебно-тренировочной работы в группах осуществляется по видам спорта с постоянным составом детей в возрасте преимущественно с 6 до 18 лет поэтапно. На этапе спортивного совершенствования возраст обучающегося не ограничивается, если его спортивные достижения соответствуют установленным требованиям. Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся 20 лет (для учащейся молодежи). Воспитательные задачи реализуются в процессе учебно-тренировочных занятий и во внеурочной деятельности обучающихся. Психолого-педагогическая служба в рамках спортивной школы позволяет скоординировать усилия тренеров-преподавателей, методиста, педагога-организатора, педагога-психолога, обучающихся, родителей в решении поставленных воспитательных задач. Здание МБУ ДО ДЮСШ № 7 располагается по адресу: г. Орел, Кромское шоссе, д. 17. В здании размещаются административные и вспомогательные помещения (раздевалки, душевые кабины, туалеты), а также 2 спортивных зала: игровой (267,1 м2) и атлетический (250,6 м2). Последний оснащен спортивными тренажерами и столами для игры в настольный теннис. Согласно договорам о сотрудничестве используются спортивные залы общеобразовательных школ г. Орла №№ 1, 6, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 21, 25, 27, 28, 32, 36, 38, 45, Городской спортивно-оздоровительный центр стадион «Южный». Техническое оснащение образовательного процесса составляет 60% и представлено наличием спортивного инвентаря и оборудования. Обеспечение безопасности Учреждения осуществляется в соответствии с Планом мероприятий МБУ ДО ДЮСШ № 7. Медицинское обеспечение обучающихся осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2010 г. № 614н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» и других нормативных актов, принимаемых федеральным органом управления в сфере здоровьесбережения. Врачебный контроль за занимающимися на этапе начально подготовки, осуществляется врачом-педиатром в поликлинике по месту жительства 1 раз в год. Начиная с учебно-тренировочного этапа, все воспитанники проходят диспансерное обследование УМО во врачебно-физкультурном диспансере 2 раза в год. Перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы учащиеся проходят дополнительный медицинский осмотр. В 2013-2014 уч.г. прошли углубленны медицинский осмотр – 275 человек, из них были недопущены к учебно-тренировочным занятиям по состоянию здоровья 7 человек на отделении гиревого спорта, 5 человек на отделении волейбола, 2 человека на отделении футбола. Всего 14 человек. Педагог-психолог и тренеры преподаватели диагностируют проблемы обучающихся с помощью таких методов, как дискуссия, анкетрирование, опрос, тестирование. Также при разработке образовательной программы учтены: - возможности образовательной среды МБУ ДО ДЮСШ № 7; - уровень квалификации и профессионализма тренеров-преподавателей; - материально-техническое обеспечение учебного процесса; - традиции, сложившиеся за годы работы МБУ ДО ДЮСШ № 7: традиционные турниры и соревнования, участие в городских и областных конкурсах различной направленности и т.д.
Анализ организации рабочего пространства спортивного зала МБУ ДО ДЮСШ № 7 (адрес: г.Орел, Кромское шоссе, д. 17)
№ Требование СанПиН Соответствует/ не соответствует (в чем несоответствие) Негативное воздействие на уч-ся (при несоответствии) Меры предупреждения/минимализа-ции негативных воздействий (при несоответствии) 1 Стены, пол дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. соответствует 2 Помещение спортзала имеет естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями и СанПиН 2.4.4.3172-14 соответствует 3 Состав и площадь спортивного зала соответствует 4 Режим занятий детей соответствует 5 Оборудование помещений для переодевания соответствует 6 Система отопления и вентиляции соответствует 7 Воздушно-тепловой режим Не соответствует в зимний период (температура воздуха иногда ниже 17-20°С) Вероятность травм Наиболее активная разминка перед УТЗ, наличие у детей спортивного костюма (необходимость в замене оконных проемов) 8 Требования к помещениям для занятий спортом и их оборудованию соответствует 9 Организация образовательного процесса соответствует 10 В спортивном зале имеется термометр, рекомендованную температуру легко поддерживать, имеется возможность осуществлять как сквозное, так и частичное проветривание соответствует
Срок и этапы реализации программы Срок реализации: 4 года (2015-2018 гг.) Первый этап: Подготовительный (2015-2016 гг.) 1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в ДЮСШ. 2. Подготовка программно-методического обеспечения. 3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава. 4. Ознакомление родителей и обучающихся с Программой здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!». 5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!». Второй этап: Практический (2015-2018 гг.). Реализация Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!». Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2016-2018 гг.). 1. Анкетирование родителей, обучающихся, тренеров-преподавателей на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы. 2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья обучающихся и спортивных результатов до и после реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!». 3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у обучающихся ДЮСШ на здоровый образ жизни. 4. Обсуждение итогов реализации Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» в педагогическом коллективе ДЮСШ, родителей, обучающихся. 5. Коррекция Программы здоровьесбережения «Здоровье – путь к победе!» по итогам реализации. Публикации, распространение опыта.
Цель и задачи программы Цель программы: создание здоровьесберегающей среды в МБУ ДО ДЮСШ № 7, направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здоровья обучающихся и на повышение качества образования.
Реализации поставленной цели способствует решение трех групп задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных. Образовательные: - четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ДЮСШ; - освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения воспитанников, использование технологий занятий, сберегаю¬щих здоровье учащихся; - внедрение новейших методик физической и спортивной подготовки обучающихся; - повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и программ по видам спорта; - развитие психолого-медико-педагогической службы ДЮСШ для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся.
Воспитательные: - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения детей и подростков; - реализация комплекса мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни; - культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи; - проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.
Оздоровительные: - совершенствование системы спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий; - разработка комплекса мероприятий способствующих максимальной адаптации организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки; - укрепление здоровья и развитие навыков здорового образа жизни и стойкого интереса к занятиям в избранном виде спорта; - ведение диагностики динамики состояния здоровья воспитанников.
Направления деятельности Медицинское направление предполагает: - создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья; - составление расписания учебно-тренировочных занятий на основе санитарно-гигиенических требований; - четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния ДЮСШ; - организацию плановых медицинских осмотров обучающихся; - реабилитационную работу: - обязательное медицинское обследование; - соблюдение питьевого режима. Просветительское направление предполагает: - организацию деятельности с обучающимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, приема допинга, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена; - организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, а также, гигиены спорта, режима дня спортсмена, здоровое питание спортсмена; - пропаганда здорового образа жизни (тематические часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни); - культивирование идеалов мужества, уважения к сопернику, дружбы и взаимопомощи. Психолого-педагогическое направление предполагает: - использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; - предупреждение проблем развития ребенка; - обеспечение адаптации на разных этапах обучения; - развитие мотивации к занятиям спортом; - формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; - совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы ДЮСШ для своевременной профилак¬тики психологического и физиологического состояния обучающихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения. Спортивно-оздоровительное направление предполагает: - организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; - широкое привлечение обучающихся, родителей, социальных партнёров ДЮСШ к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. Диагностическое направление предполагает: - проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: - общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; - текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей); - режим дня.
Ожидаемые результаты - увеличение числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни; - повышение функциональных возможностей организма воспитанника; - развитие физического потенциала обучающихся; - рост спортивных результатов; - повышение приоритета здорового образа жизни; - повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; - апробирование элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам; - повышение уровня самостоятельности и активности; - установка на использование здорового питания; - повышение профессиональной компетенции и заинтересованности тренеров-преподавателей в сохранении и укреплении как здоровья воспитанников, так и своего здоровья; - использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; - сформированность навыков безопасного поведения; - сведение к минимуму случаев спортивного травматизма. - разработка программы по здоровьесбережению и подпрограмм; - разработка рекомендаций для родителей, администрации ДЮСШ и тренеров-преподавателей, позволяющих систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения; - создание комнаты психологической разгрузки для обучающихся.
Системы организации контроля за выполнением программы Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы. - проведение заседаний Методического совета школы; - посещение и взаимопосещение занятий, а также мероприятий, проводимых по здоровьесбережению; - создание методической копилки опыта; - мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в группах; - сбор статистики о динамике развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом; - контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, образовательной и воспитательной деятельностью обучающихся в свете формирования здорового образа жизни.
План мероприятий по реализации программы Мероприятия Сроки Ответствен-ный Планируемый результат Лекции по профилактике спортивного травматизма Октябрь, июнь Медсестра, тренеры-преподаватели Ознакомление воспитанников со спортивными травмами и обучение оказанию первой медицинской помощи при них. Профилактика спортивного травматизма «Жизнь человека – ценность» (игра-беседа по основам безопасности жизнедеятельности) Сентябрь, июнь Тренеры-преподаватели, методист Обучение основам безопасности жизнедеятельности «Дорожный лабиринт» беседа-игра по ПДД Декабрь, июнь Инспектор ГИБДД, тренеры-преподаватели Обучение и закрепление полученных знаний по правилам дорожного движения, профилактика дорожно-транспортного травматизма Семинар-практикум для педагогов и родителей «Психологическая подготовка спортсмена в предстартовый и стартовый периоды» Октябрь, март Педагог-психолог Помощь и рекомендации тренерам-преподавателям и родителям юных спортсменов в рамках данного вопроса «Пусть поколения знают и помнят» тематический час о подвиге народа в годы Великой Отечественный Войны Апрель-май Зам.директора по УВР Содействие развитию в детях чувства гражданина-патриота своей Родины Беседа «Туристическая тропа». Туристический поход по родному краю Июнь Тренеры-преподаватели, методист Развитие экологической культуры, любви к природе. Игра-дискуссия профилактической направленности «Твой выбор!» Ноябрь, март Педагог-психолог Актуализация у воспитанников потребности к ведению здорового образа жизни и систематическому занятию спортом. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Семинар с родителями «новичков» на тему: «Организация жизни и деятельности юных спортсменов» Сентябрь Тренеры-преподаватели, педагог-психолог дать рекомендации относительно того, как поддерживать мотивацию ребенка в занятии избранным видом спорта, а также проконсультировать по вопросу «Роль спорта в формировании личности» Летний пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания детей Июнь Тренеры-преподаватели, воспитатели, вожатые, педагог-психолог Оздоровление воспитанников средствами физической культуры и различных мероприятий, направленных на формирование у детей сознательного отношения к здоровью. Загородный летний оздоровительный лагерь Август Тренеры-преподаватели, воспитатели, вожатые, педагог-психолог Оздоровление воспитанников средствами физической культуры и различных мероприятий, направленных на формирование у детей сознательного отношения к здоровью. Подготовка к предстоящему спортивному сезону
Методическое обеспечение Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение: 1. Состав педагогического коллектива В реализации программы участвуют опытные педагоги: тренеры-преподаватели, педагог-психолог, а также медицинский работник и инспектор ДПС. 2. Территория, помещения При работе используются территории общеобразовательных школ, МБУ ДО ДЮСШ №7, пришкольных и загородных оздоровительных лагерей. 3. Оборудование Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь: спортивный: мячи, сетки, эспандеры, скакалки, обручи, кегли, а также настольные игры. Аппаратура: магнитофон, аудиокассеты, компакт-диски. Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве. Фотоаппарат, видеокамера. Канцелярские товары. Призы, грамоты. Необходима и методическая литература: сценарии мероприятий, викторин, конкурсов, опросники, тесты, анкеты и пр. (Приложение).
Литература 1. Афанасьев С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. /М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. 2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004. Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003. 3. Давиденко Д.Н., Половников П.В., Глушков Ю.Ю. Здоровый образ жизни. - СПб.: 1996. 4. Здоровьесберегающая деятельность/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград: Учитель, 2009. 5. Здоровью надо учить! Абаскалова Н.П. /М.: ООО « Издательская компания «Лада», 2000. 6. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост. Трепетунова Л.И. и др. – Волгоград: Учитель, 2005. 7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007. 8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. 9. Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / Вологоград: Учитель, 2004.
ПРОЛОЖЕНИЕ
Перечень методических разработок к программе здоровьесбережения МБУ ДО ДЮСШ № 7 «Здоровье – путь к победе!»
1. Сценарий Игры-беседы «Дорожный лабиринт». 2. Сценарий проведения спортивно-массового мероприятия, посвященного Акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам». 3. Сценарий игры-беседы по оказанию доврачебной помощи при травмах и кровотечениях (презентация «Виды повязок»). 4. Презентация на тему: «Правильная осанка – залог здоровья». 5. Лекции по профилактике спортивного травматизма. 6. Сценарий игры-дискуссии «Твой выбор!». 7. Сценарий игры-беседы по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь человека – ценность». 8. План тематического часа о подвиге народа в годы Великой Отечественный Войны «Пусть поколения знают и помнят». 9. Положение конкурса рисунков на асфальте профилактической направленности «НЕТ вредным привычкам!». 10. Положение конкурса плакатов «Я выбираю СПОРТ!». 11. Материалы и программа семинара-практикума для педагогов и родителей «Психологическая подготовка спортсмена в предстартовый и стартовый периоды». 12. Материалы и программа семинара с родителями «новичков» на тему: «Организация жизни и деятельности юных спортсменов». 13. Лекции на тему: «Гигиена спорта». 14. План и материалы беседы «Туристическая тропа». Туристический поход по родному краю.
Уважаемая Татьяна Борисовна! Ваша работа прошла первичную техническую экспертизу и допущена до участия в конкурсе. Вы можете заказать сертификат участника. Удачи Вам в конкурсе!
К сожалению, из-за технических характеристик материал с полным объемом данных в разделе "Краткое описание" не размещался. Пришлось данный раздел вставить в "Полный текст материала". Надеюсь, что эо не является грубым нарушением требований
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]