Воскресенье, 11.12.2016, 14:48

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс "Школа - территория здоровья" » Программы здоровьесбережения

Программа "Здоровёнок''
[ Скачать с сервера (101.0Kb) ] 14.12.2015, 19:05

Конкурс «Школа – территория здоровья»

Программа «Здоровенок» по физическому развитию детей 4-7 лет,
по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни

Выполнила Цветкова Марина Анатольевна,
МБДОУ № 39 «Белоснежка»
г. Сургут, ХМАО

Содержание
1. Паспорт программы…………………………………………………………3
2. Пояснительная записка……………………………………………………..8
3. Принципы построения программы………………………………………10
4. Этапы формирования двигательного навыка ……………………………..12
5. Двигательный режим, Схема двигательного режима …………………….13
6. Содержание образовательной и оздоровительной работы (область «Физическая культура»……………………………………………………..16
7. Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей………………………………………………………….26
7.1 Формы работы с детьми дошкольного возраста по физическому
развитию (4-7 лет) 2013-2016 г……………………………………………28
7.2Формы работы с детьми дошкольного возраста по физическому
Воспитанию праздники и развлечения (4-7 лет) 2013-2016 г……………31
8. Перспективные планы ………………………………………………………32
8.1 Перспективное планирование упражнений, развивающие разные группы мышц для детей среднего и старшего дошкольного возраста……...
8.2 Перспективный план оздоровительной гимнастики старший дошкольный
возраст (5-7 лет)…………………………………………………………….35
8.3 Перспективный план упражнений для развития гибкости «Веселый
тренинг» для детей дошкольного возраста (3-7 лет)……………………..36
8.4 Перспективный план гимнастики для глаз старший дошкольный возраст
(5-7лет)……………………………………………………………………….37
8.5 НОО « Речевая» перспективный план пальчиковой гимнастики
старший дошкольный возраст (5-7 лет)………………………………….38
8.6 НОД «Социально-коммуникативная» перспективное планирование
психосоматической гимнастики (4-7лет)………………………………...39
8.7 НОД «Познавательная» перспективный план дыхательной гимнастики
для детей дошкольного возраста (3-7 лет) с учетом КТП……………….40
8.8 НОД «Познавательная» перспективное планирование «Художественное
слово» (4-7 лет)………………………………………………………………42
8.9Перспективное планирование физкультминуток и игровых упражнений
по КТП (См. приложение №1)
9. Перспективный план подвижных игр народов Севера, помогающих
овладеть техникой национальных видов спорта. …………………………43
10. Коррекционная работа (См. приложение №3)……………………………..44
11. Перспективный план работы по физическому развитию детей………..45
дошкольного возраста с педагогами 2013-2016г. Перспективный план «Беседы о здоровье» (5-7 лет), перспективное планирование занимательных, познавательных и развивающих материалов по ОБЖ и ЗОЖ (4-7 лет), сказок и рассказов для чтения детям старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Перспективный план раскрасок на спортивную тему для детей среднего, старшего дошкольного возраста. (См. приложение № 2)
12. Перспективный план работы с родителями 2013-2016г…………………..51
12.1 Перспективный план консультаций для родителей детей младшего
дошкольного возраста (3-4 года)………………………………………….54
12.2 Перспективный план консультаций для родителей детей среднего
дошкольного возраста (4-5 лет) ………………………………………….55
12.3 Перспективный план консультаций для родителей детей старшего
дошкольного возраста (5-6лет) ………………………………………….55
12.4 Перспективный план консультаций для родителей детей старшего
дошкольного возраста (6-7лет) ………………………………………….56
13. Перспективный план работы преемственности между МБДОУ и МОУ
СОШ № 8, Научно-естественным лицеем………………………………...57
9. Система мониторинга……………………………………………………….58
9.Результаты освоения программы…………………………………………...69
10.Учебно-методическое сопровождение…………………………………….71
11.Литература…………………………………………………………………..73
12.Приложения …………………………………………………………………74




I. Паспорт программы

Полное наименование Программа по физическому развитию детей 4-7 лет, формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни «Здоровенок»
Основание для разработки программы 1. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
2. «Семейный кодекс РФ» от 29.12.2012г.
3. Конституция РФ ст. 38, 41, 42, 43.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666.
5. Законы РФ «Об образовании» № 273 ФЗ от 29.12 2012
6. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 8/№124-Ф3 от 24.07.1998г./.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений /утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.
8. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г
9. Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №39 « Белоснежка».
10. Указ президента РФ В.В. Путина «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» 0Т 14.03.2014г.
11. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» для диагностики кондиционной физической подготовленности, предложенной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации в контексте постановления Правительства РФ от 29.12.2001 года.
Проблемы 1. Увеличение количества простудных и иных заболеваний у детей дошкольного возраста;
2. Влияние северного климата на здоровье ребенка, резкая смена температурного режима в течение дня,
в межсезонье, недостаток кислорода;
3. Избыток информации, компьютерные игры,
просмотр телевизионных передач, накапливание отрицательной энергии;
4. Не правильное питание и гиподинамия.
5. Недостаточная сформированность основы здоровьесбережения родителей и ребенка.
Цель программы
образовательной области «Физическая культура» Сохранение и укрепление здоровья ребенка через приобщение к физической культуре.
Задачи программы образовательной области «Физическая культура» 1. продолжать укреплять физическое и психическое здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
2. выработать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды;
3. формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
4. поддерживать интерес к физической культуре и спорту (национальным видам спорта ХМАО), отдельным достижениям в области спорта;
5. развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;
6. обеспечивать разностороннее развитие личности ребёнка, воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, самостоятельность, творчество, фантазию;
7. совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения, соблюдая правила техники безопасности;
8. привлекать родителей и детей к активному формированию основ здорового образа жизни, и безопасности жизнедеятельности, к семейному проживанию в атмосфере занятий спортом и физическими упражнениями.
Период реализации Программа реализуется на возрастном этапе 4-7 лет:
1 год – младший дошкольный возраст (3-4года) (разрабатывается);
2 год – средний дошкольный возраст (4-5 лет);
3 год – старший дошкольный возраст (5-6 лет);
4 год – старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Этапы и сроки реализации программы 1 этап – организационно-подготовительный.
Цель: изучить, проанализировать методическую литературу, научные статьи, ознакомиться с исследованиями врачей – педиатров, степенью заболеваемости детей МДОУ, количеством посещаемости детей в группах, с группами здоровья детей, выявить умения и навыки ОВД воспитанников, разработать перспективный план работы, диагностический инструментарий.
2 этап – основной.
Цель: активное использование разработанных материалов, планов в работе с детьми, последовательное внедрение комплекса упражнений, игр для двигательной активности детей с оздоравливающим эффектом, с региональным компонентом, привлечение педагогов, родителей в помощь детям для совершенствования ОВД. Учитывать индивидуальный и дифференцирующий подход к детям.
3 этап – обобщающий.
Цель: провести мониторинг физической подготовленности воспитанников, спланировать по итогам мониторинга коррекционную работу, индивидуальную работу с одаренными детьми, рекомендовать родителям упражнения общей физической подготовленности и выбрать спортивную (оздоровительную) секцию для ребенка.
Ожидаемый результат Освоение детьми программы в полном объеме, формируя привычку использовать физические упражнения в повседневной жизни. Дети должны иметь представление о сохранении, укреплении и поддержание безопасности собственного здоровья. Активно посещать спортивные секции, вести здоровый образ жизни, быть активным в жизни (семье и в школе). Каждый воспитанник должен иметь свою формулу успеха при достижении им определенных результатов, не зависимо от индивидуальных параметров. Чувствовать себя при выполнении физических упражнений комфортно, свободно и радостно.
Дополнение
к программе Проект «Заботливые мамы и папы»
Подпрограмма «Тренажеры в работе с детьми»
Подпрограмма «Чудо-шашки»
Пособие «Бережем свое здоровье»
Источники финансирования программы Программа не требует дополнительных затрат.
Участие в грантовых конкурсах.
Разработчик программы Инструктор по физической культуре Цветкова Марина Анатольевна, высшей квалификационной категории.
Список имеющихся публикаций апробирования
программы
с указанием на источник опубликования и время его выхода 1. Статья «Обеспечение восхождения ребенка дошкольника от занятий физической культурой к спортивным достижениям» Сургутский педагогический вестник № 1-2 2011 год стр.30
2. статья «Программа «Здоровенок» как условие оптимизации физического воспитания в ДОУ» Материалы Х Международной научно-практической конференции Сургут 2011год стр.195
3. «Реализация программы «Здоровенок», как условие оптимизации физического воспитания в детском саду на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов» Сертификат к диплому № 218-958-306/ОУ-9. Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2012г.
Сведения об участии программы в профессиональных конкурсах, время их проведения, результаты 1. лауреат Всероссийского конкурса «Росточек: мир
спасут дети» г. Новосибирск 2010г.
2. лауреат I Всероссийского конкурса «Я – педагог» в номинации «Инновации педагогов в развитии базовых способностей детей» г. Омск 2011 г.
3. II Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности Номинация: «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении» г. Ярославль Всероссийский 2011 Диплом III степени (№04-10)
4. диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» 2012г.;
5. II Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку в области физической культуре и спорта «Здоровые дети – здоровое будущее» Номинация «Физическая культура в дошкольном учреждении» г. Ярославль Всероссийский 15/007/12-13 Диплом ш степени
6. диплом лауреата I степени конкурса инноваций по присуждению общественных наград Национальной премии «Элита российского образования» по теме «Качественное образование – будущее России» г. Москва 2012
7. «Обобщение педагогического опыта» Центр педагогических технологий им. К.Д.Ушинского «Новое образование» и Центр международного образования СIE г.Москва, Свидетельство АSW № 1360 24.12.2013
Сведения об участии программы в профессиональных конкурсах, время их проведения, результаты 8. IV Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку в области физической культуре и спорта «Здоровые дети – здоровое будущее» Номинация «Физическая культура в дошкольном учреждении» г. Ярославль 2013 Диплом III степени
9. XIII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России». «Актуальные вопросы педагогической практики современного российского образования» Номинация: Роль дошкольного образования в раскрытии потенциала человека тема: «Здоровьесберегающий подход в организации образования дошкольников» г. Обнинск Апрель 2014 Диплом лауреата II степени Приказ № 29 от 08.05.2014 г. Благодарственное письмо
10. Конкурс инноваций по присуждению общественных наград Национальной премии «Элита российского образования» по теме конкурсе инноваций «Здоровьесберегающие технологии в образовании» – 2014г. Москва Всероссийский 2014 Диплом I степени

2. Пояснительная записка
Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе.
Герберт Спенсер
«Здоровенок» — программа по физическому развитию детей (4-7 лет), разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.
Учитывая требования ФГОС, программа «Здоровенок» разработана в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100», «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и инновационной примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2010г, «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.
Программа предусматривает создание благоприятных условий для воспитания, развития физических качеств и двигательных навыков детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирует представление о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления.
Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены, осознанию у детей ценностей здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, с элементарными правилами безопасного поведения.
Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать
с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с предметами, получать удовольствие от игр, движений, упражнений.
На занятиях создаются условия для спортивного задора и успешного выступления на соревнованиях. Улучшаются физические качества детей, воспитывается в них стремление стать сильными, выносливыми, ловкими и быстрыми.
Здоровье рассматривается в программе не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире – и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие ребенка.
Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста,
реализация программы связана с решением следующих параметров:
1. укрепление здоровья дошкольников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2. совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых и национальных видов спорта;
3. формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
4. развитие интереса у воспитанников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга вместе с родителями:
5. обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности у старших дошкольников.
Программа «Здоровенок» направленна:
1. реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями воспитанников, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивная площадка), региональными климатическими условиями;
2. реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, в сочетании с областями непосредственной деятельности (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической);
3. соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
4. расширение социальных связей родительского партнерства и спортивных школ, ориентирующих планирование учебного материала, учитывающего нагрузку воспитанников и направленных, на всестороннее развитие ребенка;
5. усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Чтобы вырастить универсального ребенка, необходимо грамотно распланировать свою педагогическую деятельность, и компетентно использовать свои знания. Изучив труды кандидата психологических наук В.Г. Алямовской «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении», «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект». Доктора медицинских наук, профессора В.Н. Касаткина «Основы психологии и педагогики здоровья», опираясь на актуализации темы в дошкольном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур. Многолетний опыт работы с детьми показал, что дети даже одного возраста существенно отличаются по степени двигательной активности, уровню развития двигательных умений и навыков, двигательным предпочтениям. Учет природных задатков и склонностей детей к тем или иным видам двигательной деятельности позволяет обеспечить ребенку ситуацию успеха, положительную мотивацию, сформировать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями. Этому во многом способствуют проводимые в занимательной форме разминки, игровые упражнения, упражнения на дыхание, веселый тренинг, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, которые не только обеспечивают легкость запоминания, усвоения, но и позволяют сформировать интерес к физическим упражнениям и занятиям спортом.
Привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом, развить интерес к данному виду деятельности и, как следствие, воспитать физически полноценное, здоровое подрастающие поколение – первоочередная задача родителей и педагогов. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию и является средством увеличения биологических резервов организма. Благодаря, чему ребенок будет подготовлен к дальнейшему освоению рабочих и спортивных движений.
Проблемой физического развития и воспитания здорового человека занимались такие ученые – физиологи А.П. Ухтомский, педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский. Здоровье детей во все времена волновало взрослых. М.В. Ломоносов первым ставил вопрос о физическом воспитании детей, а в 1764 году академик А.А. Протасов выступил с докладом «О физическом воспитании детей, о необходимости движения для сохранения их здоровья». С тех пор физкультура неоднократно доказывала свою незаменимость для организма, особенно растущего. С давних пор доказано о положительном влиянии физических упражнений на умственную деятельность ребенка.
В настоящее время ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, поэтому в образовательных программах дошкольных учреждений приоритетной остается задача сохранения и укрепления здоровья детей. Создание условий полноценного физического развития, осознанного отношения к своему здоровью, укреплению традиций и принципов семейного воспитания говорится в послании Федеральному собранию РФ В.В. Путиным. Большую работу в поиске новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей провели известные в сфере дошкольного образования ученые – Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, М.Н. Кузнецова и другие.
3. Принципы построения программы
1. Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
3. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
4. Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
6. Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
7. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он сам способен успешно выполнить
8. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др.).
9. Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в детском саду создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.
10. Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования умения у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.
11. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе чего формируется социальная мотивация здоровья.
12. Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально - двигательного музыкального тренинга.
Особенность программы «Здоровенок»
- обучение и закрепление основных видов движений во всех частях занятий: в разминке, в комплексах общеразвивающих упражнений, в основных видах движений, в игровых упражнениях - «Весёлый тренинг», в подвижных играх, в ходе ежемесячных физкультурных развлечениях;
- включение в структуру занятия точечного массажа, дыхательной гимнастики, элементов игровых упражнений;
- регулярное закрепление и систематизация упражнений в игре «Полоса препятствий»;
- использование в части занятия и в отдельном виде «Тренажеры для детей).
Важным и существенным аспектом является поэтапный подход к обучению двигательным навыкам, соответствующим возрасту и физическому развитию ребенка. В этой связи физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. Поэтому в моей программе основное внимание уделяю организации работы именно на занятиях.
Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей детей: средняя группа 20 мин., старшая группа 30 мин., подготовительная к школе группа 35 минут.
В занятии используются разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, упражнения на дыхание, веселый тренинг, подвижные игры. На каждого ребенка ведется карта физического развития.
Обеспечение двигательной плотности на занятиях физкультуры:
• специальный подбор упражнений;
• повтор упражнений, дозировка;
• повышение темпа;
• использование подвижных и спортивных игр, бега;
• использование физкультурных пособий;
• организация детей на занятиях;
• проведение занятий и игр на воздухе;
• музыкальное сопровождение занятий.
Целью функционирования зала по физической культуре для детей дошкольного возраста является:
• укрепление физического и психического здоровья ребенка,
• формирование основ двигательной и гигиенической культуры,
• формирование творческой двигательной активности.
4. Программой предусмотрено
поэтапное формирование двигательного навыка
1 этап – знакомство с движением при помощи подводящих упражнений..
2 этап – коррекционная работа с использованием корригирующей и дыхательной гимнастики.
3 этап – переход от умения к появлению навыка (занятия на свободное творчество).
4 этап – переход от обучения и усвоения к совершенствованию.
5 этап – занятия по типу круговой тренировки.
6 этап – включение изученного движения в эстафеты, спортивные игры, игры по интересам.
7 этап – контрольная диагностика.
Первый этап – один из самых важных, поскольку то, как впервые ребенок воспримет движение, повлечет за собой дальнейшее желание или нежелание его совершенствовать.
На втором этапе решаются вопросы исправления возникших ошибок в освоении движения. Использование корригирующей и дыхательной гимнастики помогает почувствовать правильное положение своего тела.
Третий этап позволяет закрепить навык выполнения движения в нестандартной ситуации и требует творческого подхода к решению поставленной задачи.
Четвертый этап применяется с целью своеобразной двигательной разрядки. На этом этапе предполагается достижение наибольшей двигательной раскрепощенности и высокой творческой активности.
Пятый этап – это сочетание разных по сложности двигательных действий, изученных ранее и освоенных на предыдущих этапах, что позволяет развивать не только физические качества, но и двигательную память.
На шестом этапе дети могут почувствовать себя настоящими спортсменами. Этот этап несет еще и познавательную нагрузку, так как дети знакомятся с историей развития нашего спорта и историей Олимпийского движения.
Седьмой этап – заключительный. На этом этапе учитывается не только конечный результат, но и такие качества, как двигательные действия, ритмичность, пластичность, импульсивность, точность, живость, возбудимость.
Двигательный режим
В ходе реализации программы уделяется особое внимание обеспечению потребности ребенка в движении и оптимизации двигательного режима
Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от:
• физической подготовленности;
• состояния здоровья;
• индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности;
• уровня организации двигательного режима;
• постановки физического воспитания в условиях детского сада.
Это способствует усвоению возрастной программы, помогает сделать занятия полезными и интересными, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности.
На основе моих наблюдений можно детей разделить на 3 группы по степени подвижности:
- дети малой подвижности, часто вялы, пассивны, быстро устают, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать;
- дети средней подвижности, отличаются более ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего занятия. Движения у них обычно четкие, уверенные, целенаправленные;
- дети большой подвижности, подразделяются на 2 группы: с умеренной и высокой интенсивностью.
Умеренная: поведение ровное, спокойное, хорошее усвоение материала, точность выполнения движений.
Высокая: поведение неуравновешенное, чаще других попадают в конфликтные ситуации, из видов движений выбирают бег, прыжки; не любят движения, требующих точности; движения их быстры, резки, иногда бесцельны.
Результат физического развития детей зависит от моей профессиональной подготовки, от моих знаний, от использования традиционных и нетрадиционных методов работы, а также от оптимизации двигательного режима.
5. Схема двигательного режима
1. Этапы педагогического процесса:
• утренняя гимнастика;
• занятия по физкультуре;
• физкультминутки;
• игровые упражнения;
• проведение подвижных и спортивных игр;
• контроль физического развития, подготовленности и функционального развития ребенка.
2. Комплекс оздоровительных мероприятий:
• гимнастика после сна;
• массаж биологически активных зон;
• дыхательная гимнастика;
• корригирующая гимнастика;
• пальчиковые игры.
3.Закаливание:
• воздушные ванны с упражнениями;
• занятия босиком на физкультурных занятиях;
• плавание в бассейне;
• дорожки закаливания;
Задачи физкультурно-оздоровительной работы
Специфическими задачами физкультурно-оздоровительной работы являются:
- содействие улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными способностями;
- использование точечного массажа, мер профилактики плоскостопия и нарушения осанки; оздоровительные мероприятия в режиме дня детского сада, способствующие улучшению жизнедеятельности органов и систем организма;
- развитие у детей способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, не останавливаться на достигнутом, помогать слабому;
- обеспечение общей физической подготовки, направленной на развитие двигательной координации и индивидуальных физических способностей;
- развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами, талантами;
- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;
- воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
Формы работы:
• утренняя гимнастика,
• физкультурные занятия,
• спортивные игры и упражнения,
• физкультминутки,
• подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастика после сна,
• самостоятельная двигательная активность,
• спортивные развлечения и праздники.
Физкультурные занятия призваны решить следующие задачи по физическому воспитанию:
• обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
• удовлетворить естественную потребность в движении;
• формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
• давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
• создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни, способствующие активизации мышления, развитию творчества.
Отбор программного материала осуществляю с учетом возрастных особенностей детей:
- в среднем возрасте занятия должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучать приемам элементарной страховки;
- в старших группах – развивать физические качества, сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.
С целью развития и поддержания интереса детей к различным занятиям, использую разные формы физкультурных занятий.
Типы физкультурных занятий в области «Физическая культура»
Классические занятия (по схеме: вводно – подготовительная часть, основная, заключительная части).
Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры – эстафеты, игры – аттракционы и т.д.)
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору, проверка задания инструктором по физической культуре).
Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
Контрольно – проверочные занятия (выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).

6. Содержание образовательной и оздоровительной работы
в области «Физическая культура»

Средний дошкольный возраст.
Структура занятий.
Для детей 4-5 лет продолжительность занятия 20-25 мин., и состоит оно из 3-х частей. Занятий проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале.
1. Вводная часть:
занимательная разминка -4-5 мин.
2. Основная часть -15-19 мин.:
комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики-2 мин.;
общеразвивающие упражнения -3-5 мин.;
основные виды движений -5-7 мин.;
веселый тренинг-2 мин.;
подвижная игра -3 мин.
3. Заключительная часть:
игра малой подвижности -1мин.
Упражнения и задания
на развитие основных движений
Занимательная разминка.
Мой опыт показывает, что разминку можно увеличить по времени и
количеству упражнений для повышения интереса детей к занятию. В разминке более 16 видов упражнений (ходьба, ходьба на четвереньках, прыжки, бег и др.) Выполняются эти упражнения под рифмованные фразы педагога, музыкальное сопровождение, по занятному названию.
Виды ходьбы.
На носочках; на пятках, наружных сторонах стоп; одна нога на пятке, другая на носке, с измененным положением рук (вверх сгибая и разгибая пальцы рук, правая вверх - левая в сторону и наоборот, руки в стороны вращательные движения кистями рук); скрестным шагом вперед; в полуприседе; спиной вперед; пятки вместе, носки врозь; носки вместе, пятки врозь; приставным шагом, боком; с упражнениями для рук; обычная; с поворотами; с перешагиванием через предметы, по наклонной доске, с предметами на голове, в руках; «змейкой»; со сменой темпа.
В средней группе ставится задача закрепить умение ребенка ходить, координируя движение рук и ног. Во время ходьбы надо периодически напоминать детям, чтобы они не опускали голову, спину держали прямо. Закреплению навыка сохранять правильную осанку, укреплению мышц и связок стопы способствует ходьба на носках со сменой движения рук.
Виды бега. Лёгкий на носочках; сильно сгибая ноги назад; галопом правым и левым боком; бег со сменой движения; бег парами; «змейкой» между предметами; с высоким подниманием колен.
Упражняя детей в беге, уделяется основное внимание развитию ритмичности, обучению активному выносу и подниманию бедра, энергичному отталкиванию носком. Отработке этих элементов бега способствуют такие упражнения, как бег через линии, из кружка в кружок и т.п. Бег в медленном темпе в течение 1-1,5 мин. Обеспечивает постепенность в увеличении нагрузки на организм ребенка и развитие выносливости.
Виды ходьбы на четвереньках.
« Раки»: 1- исходное положение (далее, и. п.) – сидя, ноги
вместе, руки по бокам, на полу.
2- перенести туловище к ступням ног.
3- и. п.;
« Тараканчики»: высокие четвереньки.
« Муравьишки»: средние четвереньки на ладонях и коленях.
Виды прыжков.
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед; подскоки (прыжки с ноги на ногу); ноги вместе - ноги врозь. Дозировку прыжков следует давать небольшую вперемешку с ходьбой. Постепенно детей подводят к прыжкам через скакалку. По мере освоения техники прыжков со скакалкой можно увеличивать темп ее вращения. В начале года на одном занятии детям предлагают сделать от 10 до 20 прыжков, к концу – по 20 прыжков два - три раза с перерывами для отдыха. Следить за равномерным дыханием детей.
Перечень рифмованных фраз для упражнений в разминке.
Педагог произносит: Дети выполняют:

1. Мы на пальчиках идем, мы идем. Ходьба на носках.
Прямо голову несем, мы несем.
2. Мы шагаем, мы шагаем, выше Ходьба с высоко
ноги поднимаем, поднятыми коленями.
3. Шагают наши ножки прямо Обычная ходьба.
по дорожке.
4. Зайчик прыг, зайчик скок - Прыжки на двух
зайчик серенький хвосток.
ногах. 5. Заяц быстро скачет в поле,
Зайцу весело на воле.
6. Мы на пятках топ-топ-топ. Ходьба на пятках.
7. Подскоки. С ножки на ножку - Прыжки с одной ноги
прыг да скок. на другую.
8.Побежали, побежали, ни кого Легкий бег на носках.
не обогнали.
9. Раки, раки, раки, на хромой собаке, Упр. « Раки»
А за ними кот задом наперед,
А за ними зайчики - на речном. Сначала лицом
трамвайчике. вперед, а потом
Едут и смеются, пряники жуют. спиной вперед.
10.Все спиной мы побежали,
никого не обогнали. Бег спиной вперед.
11.Обезьянки, обезьянки Высокие
Бегут дружно по полянке. четвереньки.
12.Муравьишки, муравьишки,
Вы как будто бы из книжки.
Вместе весело и дружно Четвереньки на
Строим домик очень нужный. ладонях и коленях.
13.Побежали ножки прямо по дорожке. Обычный бег.

Комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую правую ноздрю, влияют на функционирование мозга.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Специальные дыхательные упражнения необходимы и полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания - это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
В программе предлагаются три комплекса точечного массажа и дыхательной гимнастики, которые проводятся на каждом физкультурном занятии перед общеразвивающими упражнениями в течении трех месяцев. Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 мин. На первых занятиях по разучиванию предлагаемых комплексов желательно, чтобы стояли в шеренгу, лицом к педагогу, который рассказывает об упражнениях комплекса и показывает их. При этом дети лучше смогут понять цель и смысл упражнений, а педагогу удобнее будет исправлять ошибки при разучивании упражнений.
Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь).
1. Соединить ладони и потереть ими о другую до нагрева.
2. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль).
1.Соединить ладони и потереть до нагрева одну о другую
поперек. Это упражнение оказывает положительное
воздействие на внутренние органы.
2.Слегка подергать кончик носа.
3.Указательными пальцами массировать ноздри.
4.Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами:
«примазывать, чтобы не отклеились».
5.Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м»,
постукивая пальцами по крыльям носа.
6.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь- « сдуваем
снежинку с ладони».
Третий комплекс (март, апрель, май).
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем надавливаем на
Каждый ноготь другой руки.
3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем от грудного отдела к
подбородку.
4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через
рот.
5. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Также можно использовать массаж биологически активных точек для профилактики простудных заболеваний со словами, например: « Снеговик».
Раз- рука, два- рука. Вытягивают вперед одну руку,
Лепим мы снеговика. потом- другую. Имитируют лепку
снежков.
Три- четыре, три- четыре, Поглаживают ладонями шею.
Нарисуем рот пошире.
Пять - найдем морковь Кулачками растирают крылья
для носа, носа.
Угольки найдем для глаз.
Шесть - наденем шляпу косо, Приставляют ладони ко лбу
Пусть смеется он у нас. « козырьком» и растирают лоб.
Семь и восемь, семь и Поглаживают колени ладошками.
восемь-
мы плясать его попросим.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить самочувствие.
Общеразвивающие упражнения.
В занятие включатся шесть - семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются четыре-шесть раз. Все комплексы включают в себя упражнения с предметами: обручами, палками, средними большими мячами, султанчиками, флажками, платочком, кубиками, кеглей и т. д. Применение предметов усиливает эффективность упражнений.

Вначале выполняется комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики, а затем переходят к общеразвивающим упражнениям. Комплекс выполняется в течение 3-5 мин. и проводится на протяжении двух недель
(вторая неделя усложнение). Каждый комплекс продуманно рассчитан так, чтобы ребенок при большей мышечной нагрузке не чувствовал однообразных, повторяющихся движений. В каждом комплексе есть упражнения, включающие в себя основные виды движений, чем достигается дополнительный обучающий эффект.
Общеразвивающие упражнения - лучше выполнять под музыку. Тогда движения становятся более совершенными.
Положения и движения головы: вверх, вниз. Повороты в сторону (4-5 раз), наклоны.
Положения и движения рук: одно направленные и поочередные вверх- вниз; махи рук (вперед- назад, перед собой), вращения (одновременные двумя руками вперед- назад); сжимание и разжимание пальцев, вращение кистей рук (7-8 раз), выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях; закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать.
Положения и движения туловища: повороты, наклоны (вправо, влево, вперед), 4-5 раз; сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя; поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет; приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.
Положения и движения ног: приседания (до 20 раз) держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны; подскоки на месте (30х3); подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на носок, на пятку; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд).
Упражнения с отягощающими предметами: мешочек с песком (100 г), набивной мяч (0,5 кг).
Статические упражнения: сохранения равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе.
Основные виды движений.
К основным видам движений относятся ходьба, прыжки, бег
(описанные выше), упражнения в равновесии, ползание, лазание, катание, бросание, ловля, метание, строевые упражнения.
Упражнения в равновесии: ходьба между линиями (расстояние 15-10 см), по линии, по веревке (диаметр 1.5-3 см), по доске, гимнастической скамейке (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя, ногу сноска, руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, ходьба и бег по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20см, высота 30-35 см).
Ползание и лазание: ползание на четвереньках по прямой (9 расстояние-10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Лазание по гимнастической стенке (перелезанию с одного пролета на другой вправо и влево).
Катание, бросание, ловля, метание: прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами; бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками из- за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м); бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд).
Метание предметов на дальность ( не менее 3,5- 6.5 м), в горизонтальную цель ( с расстояния 2- 2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель ( высота центра мишени1,5 м) с расстояния 1,5-2 м.
Строевые упражнения: построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; размыкание и смыкание.
Спортивные упражнения: катание на велосипеде, самокате, плавание.
Подвижные игры.
Игры для детей дошкольного возраста являются средством социальной физической адаптации. Они развивают интерес, смекалку, сообразительность; закрепляют основные виды движений и сопутствуют двигательной активности детей. Водящего в игре лучше всего выбирать по считалке, это организует и настраивает детей на игру.
Задачи, направленные на организацию подвижных игр в средней группе:
-продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д.;
- развивать психофизические качества, пространственную ориентировку;
-воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.
- приучать к выполнению правил без напоминания педагога;
- развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).
Веселый тренинг.
Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений или в конце ОРУ выполняются игровые упражнения. Упражнения способствуют развитию координации и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое освоенное упражнение для ребенка - это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений дает возможность педагогу оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Вместе с тем целый ряд упражнений требует физического напряжения в течение определенного времени, что может вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие подражание каким- либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений должно сопровождаться фразами и выражениями, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта подражания. Упражнения способствуют развитию гибкости, подвижности суставов, укреплению определенных мышц, шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

Занятия основаны на повышение интереса детей к выполнению задания за счет введения увлекательных упражнений во всех его частях, например: в разминке - увеличение количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом по кругу, змейкой, парами. Предлагаются разные виды ходьбы: одна нога на пятке, другая на носке; ходьба на четвереньках («слоники», «тараканчики», «раки», «пауки»).
Оригинальные игровые приемы: например, во время бега дети должны взять один или два пластмассовых шара (кубика) из корзины, и, пробежав один круг, положить их обратно в корзину; прыжки в высоту с разбега до какого-либо предмета (бубен, платочек); бег с заданием по сигналам: один сигнал - бег в другую сторону, два- поворот вокруг себя на 360◦, присесть на корточки, встать и продолжать бежать. Рифмованные фразы помогают детям запомнить последовательность, выполнение упражнений и их изображение( подражание).
Используемые разнообразные упражнения с предметами: ведение прямо, боком, спиной, на коленях, во время бега, броски вверх, ведение ногами и другие – позволяют детям лучше ими овладеть.
Структура занятий.
Для детей 5-6 лет продолжительность занятия 25- 30 мин. и состоит оно из 3-х частей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале.
1. Вводная часть.
Занимательная разминка- 4-6мин.
2. Основная часть (20мин.) включает:
Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики - 2 мин.;
общеразвивающие упражнения- 5-6 мин.
основные виды движений -10-12 мин.
веселый тренинг- 2 мин.
подвижную игру- 2-4 мин.

Категория: Программы здоровьесбережения | Добавил: marinaatsvetkova
Просмотров: 353 | Загрузок: 29 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Марина Анатольевна! Ваша работа прошла первичную техническую экспертизу и допущена до участия в конкурсе.      
Вы можете заказать сертификат участника.      
Удачи Вам в конкурсе!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz