Четверг, 23.11.2017, 21:42

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс "Школа - территория здоровья" » Внеурочные мероприятия здоровьесберегающей направленности

Комплексный план мероприятий по здоровьесбережению для детей с тяжелыми нарушениями речи «Мы здоровью скажем – ДА!»
[ Скачать с сервера (66.7Kb) · Скачать удаленно (27,9) ] 15.12.2015, 16:39
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«СИНЕГЛАЗКА»
муниципального образования город Ноябрьска

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
«МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ – ДА!»

Подготовила: учитель-логопед
Болковенко Ольга Антоновна

2015 г

«МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ – ДА!»

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении!
Жан-Жак Руссо

Согласно Закону об образовании на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. В этой связи, Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет ... здоровья человека» (п.1 ст.2), а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3. ст.32). В п. 1 ст. 51 Закона об образовании в дополнение к указанным положениям требуется от образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».

Усвоение программного материала во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье, безусловно, является одной из самых главных ценностей. Поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, здоровому образу жизни необходимо уделять пристальное внимание.
Здоровье, безусловно, является одной из самых главных ценностей. Поддержанию здоровья, профилактике заболеваний, здоровому образу жизни необходимо уделять пристальное внимание.
Здоровье – это состояние физического и душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков. Другими словами, это когда у нас все хорошо, а не просто неплохо.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагоги в состоянии сделать для здоровья ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагоги должны выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагогработает так, чтобы обучение и коррекция речевых расстройств у детей в детском саду не наносила ущерба здоровью ребенка.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе методов здоровьесбережения, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностного развития ребенка и сохранению его здоровья.

Методы и приемы системы оздоровления, которые применяются в работе специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-развивающее, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.
Ведущим направлением в работе учителя-логопеда является логопедическое. В нем представлены методы здоровьесбережения, которые применяет учитель-логопед в коррекционной работе:
1. Дыхательная гимнастика (на материале лексических тем)
2. Элементы психогимнастики
3. Артикуляционная гимнастика
4. Пальчиковая гимнастика
5. Логопедические физминутки
6. Зрительно-двигательная гимнастика
7. Алфавит телодвижений
8. Интеллектуальный массаж (Фриц Ауглин). Рекомендуется проводить в начале занятия; длительность – 3 минуты.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной коррекционно-оздоровительной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

Сказкотерапия - облачение занятия сказочным сюжетом, использование отрывков из сказок, введение в занятие сказочного героя, сочинение сказок. Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Работая над текстами сказок, обучаю детей правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в коррекционно-образовательной процесс способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
В начале непрерывной образовательной деятельности используется психогимнастика, которая способствует созданию положительного настроя на процесс обучения, пробуждению интереса к познанию нового, а так же коррекции психофизических функций. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости, улучшает работу лицевых мышц, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Упражнения на развитие речевого дыхания
Для формирования правильного произношения ребенку необходимо развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполняется 1–2 упражнения (д/з). Все эти упражнения помогают достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать листочки и снежинки с ладошки.

Упражнения на развитие голосового аппарата
Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребёнка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика – сочетание дыхания, звука и движения. Мы проделываем следующие упражнения…

Артикуляционные упражнения
Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений. Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, щек, губ, подъязычной уздечки.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Упражнения по тренировке движений пальцев
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки.
Физкультминутки тесно связаны с темой занятия и являются как бы переходным мостиком к следующей части занятия.
Основные задачи физкультминуток – это:
— снять усталость и напряжение;
— внести эмоциональный заряд;
— совершенствовать общую моторику;
— выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

Гимнастика для глаз способствует оздоровительному эффекту в процессе исполь¬зования предлагаемых упражнений; предупреждает зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз включает в себя до 5 уп¬ражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привы¬кания к комплексу в него включаются новые упражнения или услож¬няются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Упражнения можно делать под музыку.

Специальными исследованиями доказано, что дети с отклонениями в развитии чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, имеют нарушения осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям, особенно простудным. Противостоять им помогают нетрадиционные оздоровительные методики.

Алфавит телодвижений (Приложение 4, 5)
Методика, предложенная профессором А.А. Дмитриевым, способствует выработке устойчивой, правильной осанки, развитию и сохранению гибкости позвоночника, предотвращению его деформации, укреплению мышечной системы, нормализации работы опорно-двигательного аппарата. Алфавит телодвижений состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга.

Массаж профессора Ауглина— интеллектуальный массаж
Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р.Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению автора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. Существует еще одно название данного вида массажа — интеллектуальный массаж.
"Наши исследования показали, что массаж ушей, надбровий и носа увеличивает у ребенка возможности абстрактного мышления, пишет швейцарский детский психолог проф. Фриц Р. Ауглин. - Соответствующее массирование лица вызывает двукратное улучшение памяти и способность мозга сопоставить факты, что и называется интеллектом".

Такой интеллектуальный массаж прост и эффективен, и может проводиться как логопедом на дому, так и непосредственно родителями. Нужно постепенно учить ребенка самостоятельно выполнять следующие упражнения:
1 . Взяться за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.
Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.
Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.

2. Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массировать круговыми движениями) по контуру щек (от глазницы до ушей опускаясь к нижней челюсти и подниматься обратно через углы рта к крыльям носа и выше вдоль носа до глазницы).

3.Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза должны быть открыты). Движения пальцев следуют от медиальных концов бровей по глазнице до внутренних углов глаз.

4. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположном направлении (т.е. Правая рука массирует лоб по часовой стрелке, а левая рука в этот момент выполняет массирующие движения на подбородке против часовой стрелки).

5. Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки на каждую по очереди по 10 раз, точки парные находятся симметрично относительно переносицы:
- точка 1 находится на переносице, на уровне внутренних угла глаз;
- точка 2 - на середине носовой кости;
- точка 3 - у края носовой кости (над крыльями носа)
- точка 4 - поставит указательные пальцы на кончик носа и спускаться вниз по крыльям носа попадете в точку.

Чтобы сила надавливания на точку была достаточной, локти следует развести в в стороны, руки - параллельно полу.

Каждое упражнение проводится по 10 раз. Предпочтительнее в утренние часы. Количество дней не ограничено.

Применение системы методов здоровьесбережения обеспечивает полноценное развитие ребенка, реализует поставленные задачи. В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, появляется самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность. Возрастают показатели двигательной памяти, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия, а значит, применение системы методов здоровьесбережения в коррекционной работе является достаточно эффективным.

Используемая литература
1. 1. Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков»
2. 2. А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет»
3. 3. Е.В.Кузнецова И.А.Тихонова «Ступеньки к школе» (обучение грамоте детей с нарушениями речи).
4. Е.В.Колесникова «Развитие звуковой культуры речи»



КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
«МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ – ДА!»

Месяц

Неделя

Лексическая тема Пальчиковая гимнастика

(Приложение №1) Психогимнастика

(Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков») Физкультминутка

(Приложение №2) Дыхательная гимнастика

(А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет») Гимнастика
для глаз

(электронное
приложение №3)

Сентябрь
1-2
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

3

Детский сад. Игрушки
«Игрушки»
стр.26
«Заводные игрушки» стр.27

«Буратино» «Летят мячи», стр.94
«Вертушка» стр.94
«Качаем куклу» стр 95
«Красивая игрушка»
«Неваляшки» стр.95
Презентация 1 Слайд 3
4

Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

«Осенние листья»
стр.18

«Огородное пугало» стр.39

«Осень» «Шитье на швейных машинках» стр.85
«Застегиваем молнию на куртке» стр.85
«Укололи пальчик иголкой» стр.85
«Стираем белье» с 85
«Гладим белье» стр.85

Презентация 1 Слайд 11
5

Лес. Лиственные деревья
Хвойные деревья

«Ветер листики считал» стр.18
Сильный ветер» стр.76

«Лес» «Сосна» стр.73
«Елочка» стр.73
«Вдыхаем запах леса»
«Шум леса» стр.74
«Береза» стр.74
Презентация 2 Слайд 2

Октябрь 1

Домашние животные
«Веселая встреча»
стр.15
«Веселые поросята» стр.46, 91

«Кошка» «Кошка мяукает»
«Собака лает» стр.46
«Баран» стр.46
«Корова» стр.46
«Коза» стр.46
Презентация 2 Слайд 3
2

Человек. Части тела.
«Есть на пальцах наших ногти» стр.31
«Необитаемый остров» стр.52

«Подуем» «Расту большой» с.78
«Ушки» стр.79
«Носик» стр.80
«Ладошки» стр.81
«Веселое настроение» стр.81
Презентация 1
Слайд 2
3

Сад. Фрукты-Ягоды

«Апельсин»
стр.20
«Съешьте фрукт» стр.35

«Фрукты» «Арбуз» стр.91
«Щечки-яблочки» стр.91
«Спрячем абрикос за щечку» стр.91
«»Вкусная груша» стр.92
«Кислое яблоко» стр.92
Презентация 3
Слайд 3
4 Огород. Овощи «Овощи»
стр.2 «Овощи-толстячки, овощи-худышки» стр.31 «Капуста» «Синьор-помидор» с.91
«Капуста растет» стр.91
«Тянем морковь» стр.91
«Большая тыква» стр.92
«Чистим лук и плачем»
Презентация 1
Слайд 10

Ноябрь 1

Грибы
«Грибы»
стр.25

«Прогулка в лесу» стр.63



«За грибами» «Послушай тишину и подыши» стр.74
«Эхо в лесу» стр.74
«Звуки леса» стр.75
«Вдыхаем запах леса»
«Шум леса» стр.74
Презентация 2
Слайд 2
2

Домашние птицы
«Есть у курицы цыпленок»стр.15
«Шагающие утята» стр.94
«Петух» «Куры» стр.61
«Курица и цыплята» с.61
«Индюк» стр.61
«Гуси» стр.62
«Утки» стр.62
Презентация 1 Слайд 5
3

Перелетные птицы
«С юга птицы прилетели»
стр.16
«Мы - охотники» стр.85
«Ласточка» «Журавли» стр.54
«Аист» стр.55
«Крылья» стр.55
«Улетают птицы» стр.55
«Далеко-высоко» стр.55
Презентация 3
Слайд 8
4
Поздняя осень.
Изменения в природе.
«Поздняя осень»
стр.9
«Прогулка в лесу» стр.63

«Дождик»» «Дождик» стр.37
«Идем по лужам» стр.37
«Вода в лужах» стр.37
«Осенний ветерок» с.38
«Ветер» стр.38
Презентация 2
Слайд 2

Декабрь 1
Зима. Начало зимы.
«Снежок»
стр.23
«Погреемся» стр. 114
«Снежинка» «Снежинки» стр.26
«Снег идет» стр.27
«Снег скрипит» стр.27
«Холодно зимой» стр.27
«Греем ручки» стр.27
Презентация 1 Слайд 7
2
Зимующие птицы
«Кормушка»
стр.21
«Кормим птиц» стр.180

«Вороны» «Дятел» стр.53
«Синичка» стр.54
«Ворона» стр.54
«Сорока» стр.54
«»Воробей» стр.54
Презентация 1
Слайд 7
3

Новый год
«На ёлке»
стр.22

«Сказочные персонажи» стр.137
«Новогодний праздник» «Снежки» стр.27
«Вьюга» стр.27
«Катание с горки» стр.27
«Погреемся» стр.27
«Пурга» стр.27
«Лепим снеговика» с.28

Презентация 1 Слайд 2

Январь 2
Устное народное творчество
Сказки
«Сказки»
стр.14
«Золушка» стр.159
«Эй! Попрыгали на месте» «Эхо» стр.39
«Облака плывут» стр.39
«Дождик» стр.39
«Радуга, обними меня»
«Ветерок» стр.39
Презентация 2
Слайд 7
3

Зима. Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

«Новые кроссовки»
стр.21

«Погреемся» стр. 114


«Зимние забавы» «Шитье на швейных машинках» стр.85
«Застегиваем молнию на куртке» стр.85
«Укололи пальчик иголкой» стр.85
«Стираем белье» стр.85
«Гладим белье» стр.85

Презентация 1
Слайд 7
4

Дикие животные наших лесов
«Есть у каждого свой дом» стр.24
«Три медведя»

«Дикие животные» «Волк» стр.43
«Олень» стр.43
«Мышонок шуршит»
«Сердитый еж» стр.43
«Еж» стр.43
Презентация 2
Слайд 8

Февраль 1
Транспорт.
Профессии на транспорте.
«Посчитаем»
стр.12
«Изобрази профессию » стр.27
«Поезд, самолет» «Велосипед» стр.112
«Самолет» стр.112
«Автомобиль» стр.113
«Насос» стр.113
«»Паровоз» стр.114
Презентация 1 Слайд 9
2 Мебель. «Мебель»
стр.7 Дом.Новоселье» «Дверь скрипит» стр.84
«Новый дом» стр.112
3
Наша Армия.
Защитники Отечества
«Наша Армия»
стр.13
«Самолет»- в полет» стр. стр.109
«Солдатик ловкий» «Стрельба» стр.108
«Салют» стр.108
«Фейерверк» стр.108
«Пулемет» стр.108
«Пушка стреляет» стр.108
Презентация 1
Слайд 4
4

Зима. Обобщение.
«Мы во двор пошли гулять»стр.30

«Угадай, что я делаю» стр. 123

«Снежинка» «Снежинки» стр.26
«Снег идет» стр.27
«Холодно зимой» стр.27
«Греем ручки» стр.27
«Снежки» стр.27
Презентация 2
Слайд 5

Март 1
Мамин праздник.
Женские профессии
«Наши мамы»
стр.13
«Какое бывает лицо?» стр.57
«Помощники» «Ткачиха» стр.105
«На приеме у врача» стр.105
«Шитье на швейных машинках» стр.85
Презентация 1
Слайд 11
2

Моя семья
Считаем пальчики»
стр.32
«Старенькая бабушка» стр.66

«Моя семья» «Мама кормит малыша» стр82
«Старая бабушка» стр.82
«бабушка ругается» с.83
«Малыш плачет» стр.83
«Малыш бежит стр.83

Презентация 1
Слайд 11
3 Моя Родина-Россия.
Наш город. Дом «Новый дом»
стр.6
«Дом.Новоселье» «Новый дом» стр.112
«Включаем свет» стр.84
«Дверь скрипит» стр.84
«Стучим в ворота» стр.84
Презентация 2
Слайд 7
4
Орудия труда и инструменты
«Мы – строители» стр.97

«Чок, чок,– каблучок»» «Новый дом» стр.112
«Кладем раствор» с.111
«Наклеиваем обои» с.112
«Белим потолок» стр.112
«Красим полы» стр.112
Презентация 2
Слайд 7
5

Ранняя весна
«Кап.Кап.Кап»
стр.28
«В лесу, в саду и в огороде» стр.33
«Облако»
«Ручеек журчит» стр.31
«Ручеек звенит» стр.31
«Сосульки звенят» с.31
«Капель стучит по крыше» стр. 31
Презентация 3
Слайд 9

Апрель 1

Посуда
«Помощник»
стр.8

«Посуда» стр.106

«Чайник» «Чайник кипит» стр.87
«Самовар кипит» стр.87
«Режем овощи» стр. 88
«Чайная посуда» стр.87
«мясорубка» стр.88
«Варим суп» стр.88
Презентация 3
Слайд 10
2
Продукты питания.
Труд повара.
«Машина каша»
стр.29
«Мы внимательными будем» «Каша кипит» стр.87
«Мельница мелет муку» с.87
«Тесто» стр.88
«Жарим пирожки» стр.88
«Варим суп» стр.88
Презентация 3
Слайд 3
3

Рыбы

«Подводный мир»
стр.16

«Эмоции» стр.100

«Рыбки плывут» «Шум моря» стр.70
«Чайки ловят рыбу в воде» стр.71
«Рыба сорвалась с крючка» стр.71
«Нагоним волны» стр.70
«Какое море большое»

Презентация 1 Слайд 12
4
Растения луга и сада
«Алые цветы»
стр.27
«Сильный ветер» стр.76
«Цветы» «Цветы» стр.77
«Собираем цветы» стр.77
«Колокольчик звенит» стр.77
Презентация 2
Слайд 8

Май 1 День Победы «День Победы»
стр.32 «Эмоции» стр.100 «Салют» стр.108
«Фейерверк» стр.108 Презентация 1
Слайд 6
2
Насекомые
«Насекомые»
стр.17
«Комар» стр.117
«Я - жук» «Пчелы» жужжат» стр.67
«Комар звенит» стр.67
«Веселая пчелка» стр.67
«Шмель летит» стр.67
«Сверчок» стр.67
Презентация 2
Слайд 9

3-4
ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Категория: Внеурочные мероприятия здоровьесберегающей направленности | Добавил: Ольга44
Просмотров: 444 | Загрузок: 99 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Ольга Антоновна!  
К сожалению, Ваша статья не является методической разработкой внеурочного мероприятия (это, как Вы сами написали, план мероприятий ), поэтому отклонена от участия в конкурсе.
Спасибо за понимание!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz