Суббота, 10.12.2016, 17:38

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конкурс "Школа - территория здоровья" » Внеурочные мероприятия здоровьесберегающей направленности

«Солнышко в ладошке » - групповые занятия по поддержки личностного развития младших школьников, переживших травматические ситуации
[ Скачать с сервера (123.5Kb) ] 14.12.2015, 04:47
«Солнышко в ладошке » -
групповые занятия по поддержки личностного развития младших школьников, переживших травматические ситуации
Государственное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального сопровождения Василеостровского района СПб
педагог-психолог Ануй Светлана Викторовна
Аннотация
Большое количество острых социальных проблем, кризис института семьи привели к серьезным внутренним конфликтам в нашем обществе. Эти процессы особенно остро сказались на подрастающем поколении. Детские травматические переживания все больше оказываются в центре внимания со стороны медиков и психологов благодаря возрастающей осведомленности о влиянии домашней жестокости, физического и сексуального насилия, уличного насилия и катастрофических событий. Травмированные дети испытывают широкий спектр эмоций и чрезвычайную психологическую боль, включающую тревогу, беспомощность, страх, одиночество, ранимость и отчаяние. Потеря также является центральной проблемой в травме любого типа и может быть связана с отсутствием жизненного важного общения с родителем или значимым другим вследствие развода, тюремного заключения, психической или соматической болезни или смерти. Дети также могут болезненно реагировать на безработицу родителей или переезд в новый дом, новый район или город.
Безусловно, что дети, пережившие психическую травму, нуждаются в целенаправленной психологической помощи и профилактике отклонений психологического здоровья и личностного развития. В связи с этим, возникла необходимость в разработке бережных технологий поддержки психического здоровья школьника с учетом проживаемого им состояния.
Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности? Ребенок беспомощен, но окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного российского образования.
Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.
Профессиональная забота о психологическом здоровье детей, оказание квалифицированной помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций, несущих угрозу психологическому здоровью ребенка становится в современных условиях приоритетной целью работы практического психолога образования.

Участники:
Данные занятия предназначены для детей в возрасте 7-10 лет, обучающихся в школах Василеостровского района и нуждающихся в психологической помощи в виде индивидуального сопровождения специалистами ПМС - Центра В.О. района, в связи с травматическими переживаниями детей, вызванных следующими причинами:
• Потеря одного или обоих родителей вследствие: развода, тюремного заключения, психической или соматической болезни, смерти;
• Последствия жестокого обращения (физического, эмоционального, сексуального);
• Острые семейные ситуации (например: безработица родителей);
• Резкие изменения условий жизни и обучения (например: переезд в новый дом, район или город);
• Катастрофические события.
Оптимальное количество участников группы 8-10 человек.
Цель:
Профилактика и коррекция негативных отклонений психологического здоровья и личностного развития детей, вызванных травматическими переживаниями.
Задачи:
1. Повышение адаптационных возможностей ребенка в ситуации стресса или посттравматического состояния за счет усиления его личностного потенциала.
2. Стабилизация эмоциональных состояний и снятие напряжения.
3. Оптимизация самооценки.
4. Поддержка созидательной жизнеутверждающей системы ценностей.
5. Расширение опыта позитивного взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми.
Формы и методы работы:
В основе коррекционно-профилактических занятий лежит метод комплексной сказкотерапии, который включает в себя разнообразные формы работы:
игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; метафорические этюды – релаксации; свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение, телесные упражнения.
Непременное условие проведения занятий – положительная поддержка личности детей. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование позитивного самоощущения (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивного восприятия окружающего мира.
2. Повышение уровня развития рефлексии.
3. Появление стремления улучшить качество основных видов деятельности.
4. Более высокий уровень адаптированности к социуму.

Структура занятия содержит:
1) Ритуал «входа в сказку» (создание настроя на совместную работу, например использование коллективного упражнения);
2) Основная часть состоит из следующих этапов:
• расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
• закрепление – осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
• интеграция – соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;• резюмирование – подводим итог проведенной работы (обобщение приобретенного опыта)
3) Ритуал «выхода из сказки» (повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением: «Мы берем с собой все важное, что было с нами, все чему мы научились»);
4) Прощание.
Содержание занятий направлено на оказание помощи детям в распознавании и назывании своих чувств, эмоций, состояний; на создание условий для понимания и принятия многообразия собственного поведения и поведения окружающих людей.
Для количественного анализа и систематизации наблюдений за ребенком во время занятий используются «Карта наблюдений». Она построена по принципу «семантического дифференциала» и дает возможность проанализировать серию занятий и понять внутренний мир ребенка. Карта заполняется не реже каждого 2-го занятия.
Анализ эффективности.
Данные занятия с детьми реализуется на базе ПМС – Центра с 2009 года, в них приняли участие более 100 детей младшего школьного возраста.
Качественный анализ динамики изменений в поведении детей показал, что в ходе занятий дети стали более уравновешенны, чаще стали проявлять положительные эмоции. В отношениях друг с другом появилась открытость и доброжелательность. В ходе занятий заметно повысилась творческая активность детей, вырос интерес к окружающему миру.
Анализируя результаты практической работы с детьми, можно сказать, что на занятиях, где дети вербализируют свои собственные переживания, у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Комбинируя различные приемы комплексной сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку расширить его способы взаимодействия с окружающим миром, повысить уверенность в себе, ощутить чувство психологической защищенности, а главное справиться с последствиями переживания травматических ситуаций.
Значимость такой формы работы с детьми заключается в возможности применения данных психотехник для улучшения психологического здоровья и эмоционального состояния детей. Практическая необходимость занятий обоснована изменением социальной ситуации развития ребенка и параметров его здоровья, влияющих на его поведение и учебную деятельность.
Временные и материальные ресурсы.
Для реализации занятий, необходимо выбрать просторное помещение с мягким ковровым покрытием, которое может обеспечить проведение двигательных упражнений и возможность работать за столом.
На окнах желательно иметь плотные портьеры, для регулирования освещенности зала.
Курс занятий составляет 10 встреч. Продолжительность каждого занятия 1,5 часа. Оптимальная частота встреч 1 раз в неделю.
Необходимые материалы:
• Бумага для рисования формата А1, А3, А4;
• Инструменты для рисования: краски, кисти, цветные карандаши, восковые мелки;
• Магнитофон, диск, с приятной классической музыкой и звуками природы;
• Декоративная свеча;
• Для создания «волшебных красок»: мука, соль, масло, клей ПВА, гуашь.
• Для изготовления кукол-марионеток: капсула от «киндер-сюрприза», бусинка или камушек, вата, трикотаж телесного цвета, 2 куска ткани 50х50 и 52х52, нитки, иголки, ножницы, толстая нить (лучше ирис).
Список литературы, использованной при разработке программы.
1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: КСП, 1997.
2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. — М.: Ось-89, 2001.
4. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2004.
5. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками.- Спб.: Речь, 2006.
6. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
8. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006.
9. Программы и методики социальной реабилитации семей групп риска / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: ООО АСпринт, 2002.
10. Собчик Л.Н. МЦВ – Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2001.
11. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Апрель Пресс, издательство Эксмо, 2002.
12. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога);
13. Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. -2001. - №6.
Категория: Внеурочные мероприятия здоровьесберегающей направленности | Добавил: ASV2015
Просмотров: 179 | Загрузок: 3 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Светлана Викторовна! 
К сожалению, Ваша статья не является методической разработкой конкретного внеурочного мероприятия, поэтому отклонена от участия в конкурсе.  
Спасибо за понимание!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz