Пятница, 24.11.2017, 08:41

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
sabi_gol

Каталог файлов

Главная » Файлы » Всероссийский фестиваль методических разработок » методические разработки мероприятий

Методическая разработка «Межпредметные образовательные модули»
[ · Скачать удаленно (13,6 МБ) ] 11.11.2017, 20:16
Основная часть методической разработки
Тематический межпредметный модуль - своеобразная образовательная локальная программа творческой учебной деятельности, ориентированная на индивидуальную и дифференцированную работу. Содержание образовательных модулей ориентируется на уровень самостоятельности учащихся, темп учебно-познавательной деятельности. Главным признаком модуля является его самостоятельность, его смысловая законченность (своя цель, пути решения, результат, анализ результата). Но одновременно, модуль является частью образовательного пространства и логическим продолжением по формированию метапредметных УУД учащихся. Каждое занятие в рамках модуля допускает неограниченное число предполагаемых решений учебной задачи и побуждает школьников к поиску возможных и доступных «здесь и сейчас» вариантов решения учебных задач. Образовательная деятельность в рамках модуля включает и рефлексию. Рефлексивная деятельность по ходу реализации образовательного модуля дает информацию учителю о состоянии учебного процесса, о том, как ученик оперирует учебным содержанием, что позволяет учителю вести коррекционную и консалтинговую деятельность. Рефлексивная деятельность имеет и широкий диапазон для внутреннего саморазвития учащихся, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Практическая составляющая методической разработки ориентирована на то, что межпредметный модуль позволит обучающимся:
- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- сформировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, - приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Основная идея реализации Образовательного модуля состоит в том, что даёт возможность объединять детей в разновозрастные группы для решения образовательных задач. В результате у учащихся возникает потребность в совместном образовательном действии и достижении общего (для группы) образовательного результата. Деятельность в межпредметном образовательном модуле является средством достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся.
В методической разработке предусматривается использование различных средств обучения. Наиболее эффективное воздействие на участников модуля оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения, к примеру, совместное чтение электронной книги «Приключения Тома Сойера» на английском языке из серии «Oxford Bookworms Library», представление презентаций, поиск информации в сети Интернет. Они по-новому организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное настроение и положительное отношение учащихся к работе с ПК. В модуле, где одним из главных условий является формирование отношений, художественное воспитание и образование, технические средства выступают источником создания образа, эмоционального воздействия на учащихся. Кроме того, в разработке представлены печатные средства обучения: учебные пособия, книги-первоисточники (произведения литературы, живописи, музыки), раздаточный материал, научная и научно-популярная литература по теме занятия; средства наглядности (карты, модели одежды, схемы, рисунки, чертежи, фото); средства новых информационных технологий – сетевые образовательные ресурсы, учебные фильмы на цифровых носителях.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует учителя на переход от традиционного преподавания к организации инновационной системы обучения, позволяющей достичь образовательных результатов в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов. В жизни современной школы происходят большие перемены: успешно вводятся в обучение альтернативные программы, активно внедряются в учебный процесс новые технологии, которые становятся необходимым условием реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Инновационность образовательных модулей состоит в том, что их содержание ориентируется на решение комплексных задач, требующих синтеза знаний по ряду предметов. Реализация модулей предусматривает формирование у учащихся общеучебных и общекультурных знаний, метапредметных УУД; коммуникативных и социальных компетентностей; предполагает расширение и углубление знаний учащихся по предметам, позволяет совершить пробы в разных видах деятельности; развивает навыки самоопределения, самоорганизации и самооценки.
В целях реализации индивидуальных, творческих потребностей, формирования универсальных учебных действий обучающихся в учебном плане нашей школы реализуются межпредметные образовательные модули как альтернативная форма уроку. Образовательный модуль как место координации учебных предметов реализуется через: тематическую, средственно-техническую, позиционную, задачную, понятийную координацию.
Образовательные модули способствует формированию всего спектра УУД в соответствии с образовательной программой основного общего образования школы, которая определяет цели и задачи, условия развития УУД, планируемые результаты, основные направления деятельности по формированию УУД, её преемственность при переходе от начального к основному общему образованию. В ней четко представлен весь спектр УУД.
Личностные УУД - умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия и постановку и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, способствуют результативно мыслить и работать с информацией в современном мире,
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Содержание методической разработки раскрывает то, что каждый отдельный модуль ориентируется на указанные цели и тему. Общий замысел модуля объединён одной темой и выстроен во времени для решения учебных задач, ориентирует участников образовательного модуля на конечный продукт деятельности, понимание способов его реализации и достаточность ресурсов для этого.
Модуль состоит из заданий, выполнение которых подводит учащихся к итоговому заданию – создание собственных рефлексивных текстов, коллажей, таблицы оценивания инсценировок. Итогом работы над образовательным модулем (выходом на социальное действие) является демонстрация коллективных продуктов, организация социальных практик, театрализация. Цель (индивидуальный результат в траектории продвижения), которую должны достичь дети: написать сочинения-рассуждения, создать иллюстративные коллажи, книжки, презентации и т.д.
Методическая разработка предусматривает, что для реализации образовательных модулей существенную роль играют организационно-педагогические условия. Модуль проходит в течение одной недели, для чего составляется нелинейное расписание. Обычно для проведения модуля организуется образовательное пространство и задействуются различные учебные кабинеты: актовый зал, библиотека, кабинет информатики или технически оснащенный кабинет с ноутбуком, проектором, колонками. В сотрудничестве с учащимися готовятся материалы: дидактический материал, ткань для костюмов, заготовки для изготовления театральных масок, музыкальное сопровождение, справочники, словари, ведётся поиск необходимых образовательных веб-сайтов. Каждый учитель на своем занятии должен обеспечить условия для формирования познавательной деятельности учащихся так, чтобы ученик становился непосредственным участником процесса познания. Важную роль играет организационная культура - наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий, установление правил н процедур совместной работы на занятиях, организация деятельности по индивидуальным запросам и интересам обучающихся.
Образовательные межпредметные модули, реализуемые в образовательной практике, ориентированы на взаимодействие учителей-предметников, создание интегративной среды разных учебных дисциплин. Данная форма предполагает использование такого количества учебных часов, какое необходимо для реализации выбранной темы. Образовательная деятельность учителей-предметников в рамках модулей ориентируется на то, чтобы:
- организовать деятельность учащихся;
- обеспечить условия для формирования предметных и метапредметных результатов в процессе деятельности;
- подготовить дидактический материал для работы;
- организовать различные формы сотрудничества;
- сопровождать школьников в планировании деятельности и обсуждении результатов работы;
- предоставить возможность для самоконтроля и самооценки;
- создание доброжелательной атмосферы.
Прогнозируемые результаты (предметные и универсальные учебные действия) формируются у участников модуля на каждом этапе деятельности. Каждый ученик может оценить результат своей работы и работы группы на завершающем занятии в ходе творческого обсуждения после представленных инсценировок или других учебных продуктов, а также отобразив своё продвижение в листе достижений, который заполнялся в течение каждого дня. Кроме того, результатом станет еще и то, что приобретенные знания, умения и навыки ученик сможет применить на разных учебных предметах, а также за пределами школы.
Ведущую роль в реализации образовательных модулей отводится комфортной организации образовательного пространства, которое призвано создавать у учащихся ощущение безопасности и удовлетворения, учитывая требования здоровьесбережения.ко
Методические рекомендации
Модули реализуются на основе межпредметной интеграции, погружения в тему через образовательную деятельность в рамках образовательных событий и предоставления среды для совершения учебных проб учащимися и решения учебных задач. Все предметы объединены общей целью, но каждый предмет решает свои частные задачи. Для приобретения нового опыта деятельности и простраивания коммуникаций учащимися в рамках реализации образовательных модулей организуются новые образовательные среды согласно календарного графика образовательных модулей и через реализацию нелинейного расписания. Для реализации модулей и организации образовательной деятельности в рамках модулей проводится определённая деятельность, которую можно представить поэтапно:
1 этап – введение понятия «Образовательный модуль», отработка по его наполнению и включение образовательных модулей в рабочую программу учителя. Обсуждение программы и составление плана работы по темам модулей на предстоящий год учителями, работающими на параллели 5, 6-х (или других) классов. Важно определить и обозначить предполагаемые результаты, на формирование которых ориентирована образовательная деятельность данного модуля.
2 этап – перед каждым тематическим модулем происходит обсуждение общего плана и конкретных мероприятий, форм взаимодействия, ориентированных на планируемый результат. Каждый преподаватель на своем предмете вправе самостоятельно выбрать формы работы с учащимися, в интеграции с другими предметами. Межпредметная интеграция модуля способствует выявлению связей между учебными предметами и формирует метапредметные УУД.
3 этап – фаза запуска проводится как событие-открытие образовательного модуля, в котором участвуют ученики и учителя всей параллели или межвозрастные группы, занятые в данном модуле. Это торжественное мероприятие с презентацией, видео, декламацией, на котором ученики должны погрузиться в тему модуля, определить направление своей деятельности по каждому предмету. Для этого ребята получают маршрутные листы своего продвижения по теме модуля и предполагают конечный результат и продукт своей деятельности: коллаж, костюмированная инсценировка, ментальная карта, постер, мини-сочинение, литературная композиция и другое по выбору учеников.
4 этап – реализация образовательного межпредметного модуля по нелинейному расписанию, самооценка, рефлексия.
5 этап – фестиваль реализованных идей, рефлексия, закрытие модуля.
Дидактические материалы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с целью достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в учебный план основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»в 5-6 классах в учебном процессе реализуются образовательные межпредметные модули:
5-е классы - («Мы – пятиклассники» - 28 часов, «Естественно-научный калейдоскоп» - 10 часов, «Радуга здоровья» - 15 часов, «Картинки культуры мира» - 28 часов, «Логические задачи и анимация» - 16 часов),
6-е классы ("О доблестных рыцарях и прекрасных дамах"-10 часов, "Кухни народов мира"-10 часов, "Знаменитые люди"-10 часов, "Синоптические прогнозы"-14 часов). Данные модули нацелены на решение следующих задач: на расширение предметного материала; на создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности; на развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности; на развитие коммуникативных навыков через работу в группах.
Категория: методические разработки мероприятий | Добавил: nat9sev
Просмотров: 21 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz