Понедельник, 20.11.2017, 12:19

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Всероссийский фестиваль методических разработок » статьи (обобщение опыта работы по использованию в учебном процессе технологии СДП)

Личностно-деятельностный подход как способ формирования УУД на уроках и во внеурочное время
[ Скачать с сервера (71.0Kb) ] 21.08.2017, 20:02
Личностно-деятельностный подход как способ формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности

1. Аналитическое обоснование ведущей идеи педагогического опыта
В рамках реализации ФГОС осуществляется переход от знаниевого к личностно-деятельностному подходу, способствующему развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний. Возникает необходимость менять методы и приёмы преподавания, стиль общения с учениками на уроке, требования к результатам. Вот почему моя задача как учителя-предметника - создать условия, при которых ученик становится деятелем, а каждый урок - направленным не только на достижение предметного и метапредметного результата, но и на всестороннее развитие личности, «уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества» (ФГОС).
Педагогическая идея опыта: использование личностно-деятельностного подхода во всестороннем развитии компетентной, творческой личности.
Актуальность опыта определяется необходимостью духовно-нравственного, патриотического воспитания в единстве урочной и внеурочной деятельности; формирования потребности творить, быть активным деятелем, что продиктовано социальным заказом, ФГОСами.
Теоретико – методологическая основа опыта: работы ученых - методистов Афанасьевой Н.А. «Личностный подход в обучении», Лукьяновой М.И. «Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока»; технологии личностно-деятельностного обучения Якиманской И.С., Шогана В.В., Л. С. Выготского., А.Н. Леонтьева.
Новизна
опыта:
проектирование развивающего пространства на уроке: перевод обучающегося из позиции пассивного объекта на позицию целеустремленного деятеля; формирование ценностно-смысловых установок.
Решаемая проблема: Главный вопрос: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”
Противоречие: между групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Суть проблемы: поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время.
Цель обучения: создание психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Задачи: 1. Разработать систему индивидуальной и групповой работы с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности.
2. Оказать помощь обучающимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.
3. Разработать модели уроков с использованием личностно-деятельностных технологий; авторские программы элективных курсов краеведческой направленности, учебного курса «Краеведение».
4. Содействовать в формировании положительной Я-концепции, предметных, метапредметных и личностных УУД.

2. Содержание опыта, ориентированного на предметный и метапредметный результаты
Уроки русского языка и литературы, истории и обществознания я провожу на основе личностно-деятельностного подхода, который предполагает неразрывную связь личностного и деятельностного компонентов, ибо личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет личностное развитие ее как субъекта.
Диапазон опыта включает работу в единой системе «урок - внеурочная работа»:
Методы и приёмы личностно-деятельностного обучения
На уроках Внеурочная деятельность по предметам
Различные по форме дидактические средства: памятки-алгоритмы, памятки-инструкции, памятки-советы, памятки-стимулы с описанием учебных действий, работа с раздаточным материалом, работа в парах, группах, работа с различными опорами;
-использую задания на совместное развитие школьников («Твори совместно!»): «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты;
-творческие совместные задания с распределением ролей, функций, позиций в группе – руководитель, эксперт и пр.;
-«обычные» творческие совместные задания: совместное или в парах написание сочинений, совместное составление сравнительной хронологии – по истории;
-на уроках по литературе и истории я использую личностно-ориентированные ситуации, цель которых - выражение отношения к изучаемому, актуализация нравственных, эстетических, собственных переживаний;
- обязательным элементом урока является разноуровневая творческая работа обучающихся в качестве домашнего задания (мини-сочинение, эссе), позволяющая учащимся выразить свое отношение к описанному в произведении;
-применяю такой прием, как рефлексия, которую осуществляю не только в конце урока, но и на любом его этапе: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала. (Схема урока в приложении). Элективные курсы по историческому и лингвистическому краеведению включают теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа. Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации краеведческого материала; творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата; отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).
Теоретические занятия посвящены изучению научно-исторических материалов самарских ученых-краеведов;
изучению диалектного языка, классификации русских народных говоров, их основных признаков.

Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся анализируют статистические сведения, архивные материалы, работают с картами, справочниками, словарями.

На занятиях исследовательского типа (полевых сборах краеведческой информации) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса) и сбор фактического материала для научных проектов.

Отличительной особенностью элективных курсов является метапредметная направленность, возможность формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Формы работы:
Фронтальные, групповые, индивидуальные, дистанционные
Таким образом, используемые мною методы, приёмы и формы личностно-деятельностного обучения способствуют достижению предметного и метапредметного результатов.
3. Сохранение здоровья обучающихся
Задача сохранения и укрепления здоровья детей, определяемая ФГОСами как одна из приоритетных, диктует необходимость не только правильного отбора и применения здоровьесберегающих технологий, но и создания в целом комфортной развивающей образовательной среды для успешности усвоения материала, формирования УУД, развития у обучающихся представления о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни. Учитывая это, осуществляю такие направления, методы и приёмы работы по формированию потенциала здоровья, как:
Здоровьесбережение в процессе обучения Пропаганда ЗОЖ Индивидуальная здоровьесберегающая поддержка
Используя технологии Смирнова Н.К. и Базарнова В.Ф, учитываю:
- строгую дозировку учебной нагрузки;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- проведение физкультминуток, зрительной гимнастики;
- смену видов деятельности на уроках;
- организацию горячего питания. Просветительская работа:
- беседы с медработниками;

- тематические беседы «Нет наркомании», «Вред курения»;

- «Уроки здоровья».
- Индивидуальный подход к детям с различными заболеваниями, со слабым зрением;
- тренинги для снятия тревожности, АРТ-терапия;
- методика активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных сенсорных тренажей по В.Ф.Базарнову.
Результативность:
- наблюдается повышение качества обученности;
- происходит постепенное усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения, в результате чего снижается переутомление, возрастает интерес к изучаемому, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового;
повышается уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) – личностных, познавательных, метапредметных, регулятивных, в результате - происходит развитие личностного потенциала.

4. Использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
В решении проблемы и реализации задач мне помогает использование СОТ:
Название Использование Результат
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Цель: способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности с целью формирования информационной культуры, грамотности, компетентности ученика; учебной мотивации и интереса к преподаваемым предметам 1. Компьютерные тесты:1С: Репетитор. Тесты орфографии», «1С: Репетитор. Тесты пунктуации» (автор О. И. Руденко-Могун) 2. Электронные учебники и конспекты уроков.
3. Программные модули комплекса серии «Школьный наставник».
4. Создание слайдов с текстовым изображением в процессе словарно-орфографической работы.
6. Создание компьютерных презентаций в процессе проектной и исследовательской деятельности.
7. Обработка результатов проверочных и контрольных работ. - Рост уровня сформированности УУД;
-осуществление индивидуального подхода в обучении;
-расширение объема учебной информации;
-совершенствование качества контроля знаний обучающихся;
-повышение интереса обучающихся к изучению предмета.

Методика краеведческой работы
Цель: духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности Изучение истории родного края на занятиях учебного курса «Краеведение» и элективных курсов по историческому и лингвистическому краеведению: полевой сбор материала; групповая работа по анализу и систематизации краеведческого материала; творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация). - Формирование УУД;
- создание научно-исследовательских краеведческих работ;
- рост призёров и победителей в конкурсах и научно-практических конференциях.
Технология проектирования образовательного процесса
Цель: проектирование образовательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности Разработка созданной модели деятельности обучающихся и педагогов и доведение ее до уровня практического использования:
I этап - моделирование;
II этап - проектирование;
III этап - конструирование. - Разработка уроков на основе СОТ;
- разработка и реализация авторских программ факультатива, учебных и элективных курсов, - публикация авторских учебно-методических пособий.

Дистанционные образовательные технологии и
технологии электронного обучения
Технологии электронного обучения Дистанционные образовательные технологии
1.Авторские онлайн-тренажеры для проверки знаний учащихся и фронтальной работы.
2. Авторское электронное учебное пособие (на CD) для подготовки к ЕГЭ по обществознанию «Обществознание. История. Подготовка к ЕГЭ» (компакт-диск) - Изд-во «Учитель», 2013. www.uchitel-izd.ru. ISBN: 987-5-7057-3260-9
3. Метапредметные эвристические задания для выполнения в дистанционном режиме (на «Гугл-диске»)
(выходные данные пособия в приложении) Мои ученики являются участниками:
- Центра онлайн-обучения «Фоксфорд» teacher.foxford.ru, на онлайн-занятиях готовятся к олимпиадам по учебным предметам, участвуют в онлайн-олимпиадах.
- Международного краудсорсингового проекта «Страна читающая» web@drofa.ru.
Совместная подготовка буктрейлеров (видеороликов) по произведениям русских писателей. YouTube noreply@youtube.com
- Самостоятельно готовятся к экзаменам на образовательном портале «Решу ЕГЭ» по системе тестов-тренажёров ege.sdamgia.ru
- Обучаются в электронной школе «Знаника» info@znanika.ru

Использование дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения не только способствует реализации метапредметного подхода в обучении, но и обеспечивает переход от авторитарных отношений «учитель – ученик» к отношениям сотрудничества «партнер - учитель – партнер - ученик».
5. Результативность
В своей работе я использую диагностические методики, помогающие мне отслеживать результаты текущей, промежуточной, конечной успеваемости; уровень усвоения УУД:
Методика определения уровня сформированности общеучебных универсальных действий (автор Репкин Г.В.)
Уровни усвоения:
1.Отсутствие учебных действий
2.Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем
3.Неадекватный перенос учебных действий
4.Адекватный перенос учебных действий
5.Самостоятельное построение учебных действий
6.Обобщение учебных действий



До 3-х баллов – низкий
От 3 до 4 баллов - средний
От 5 до 6 баллов – высокий

Результаты диагностики свидетельствуют о положительной динамике развития – от среднего к высокому - таких общеучебных универсальных действий, как самостоятельное выполнение новых заданий с опорой на принципы построения способов действия; способность выводить новые способы выполнения заданий; умение критически оценивать свои действия и переносить их в новые условия (вывод УУД на метапредметный уровень).

Методика определения уровня обученности учащихся (автор Третьяков П.И.)


2013-2014 2014-2015 2015-2016
Анализ полученных результатов свидетельствует: за последние три года успеваемость учащихся по русскому языку, литературе, истории и обществознанию составляет 100%; наблюдается рост: по русскому языку - с 76 % до 79%; по литературе – с 80% до 82%; по истории – с 77% до 79%; по обществознанию – с 77,5% до 80%; произошел рост и качества обученности: по русскому языку- с 86% до 87%; по литературе – с 88% до 90%; по истории - с 87% до 89%; по обществознанию – с 87,5% до 90%. Таким образом, результатами многоплановой работы стали высокий предметный, метапредметный результаты, формирование УУД.
Категория: статьи (обобщение опыта работы по использованию в учебном процессе технологии СДП) | Добавил: svetafomi-57
Просмотров: 71 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz