Понедельник, 20.11.2017, 06:38

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Всероссийский фестиваль "Кладовая педагога!" » Статьи по педагогике, методике преподавания

Предметно – практическая деятельность в коррекционной системе обучения глухих школьников
[ Скачать с сервера (23.8Kb) ] 12.06.2017, 09:46
АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации –www.moi-rang.ru»
______________________________________________________________________________

Предметно – практическая деятельность в коррекционной системе
обучения глухих школьников

С целью интенсификации процесса обучения в школе для глухих детей в Институте дефектологии АПН под руководством С. А. Зыкова была разработана дидактическая система, в основе которой лежит широкое использование предметно-практической деятельности как специфического средства всестороннего развития Глухих детей и создания фундамента для обучения их языку и общеобразовательным предметам. При разработке новой дидактической системы сотрудники опирались на основополагающие решения правительства о дальнейшем совершенствовании обучении и воспитании подрастающих поколений, использовали достижения общей и специальной педагогики, дидактики, психологии.
Для реализации новой дидактической системы в учебный план школы для глухих была введена специальная дисциплина «Предметно-практическое обучение».
В процессе практической деятельности учащиеся изготавливают различные предметы окружающего мира, их модели и изображения, создание которых предусматривает не просто формирование простейших ручных умений и навыков, но и общее и речевое развитие глухих детей, усвоение ими разнообразных знаний, воспитание личности глухого ребенка. Одна из основных задач предметно-практического обучения — подготовка учащихся к овладению основами наук путем формирования у них житейских понятий.
Исходя из этой задачи, педагог должен на каждом уроке и занятии предметно-практического обучения знакомить учащихся с новыми понятиями или закреплять и развивать дальше те понятия, с которыми они уже познакомились Это знакомство происходит не путем вербального определения нового понятия или словотолкования, а в процессе практической деятельности с предметами, когда из самой ситуации, подготовленных для работы материалов, образцов и иллюстраций становится.
Второй важной задачей уроков предметно-практического обучения является развитие познавательных процессов глухих детей — восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Здесь следует обратить внимание на формирование таких важных мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение и классификация объектов. Особенность этой работы заключается в том, что она проводится сначала на уровне практического оперирования с реальными предметами и их частями, а затем переводится в речевой план и обобщает¬ся в слове. Так, работа над некоторыми изделиями начинается с того, что учащиеся знакомятся с готовым образцом изделия. В этих случаях следует предложить учащимся выделить и назвать основные части изделия, чтобы потом, на основе проведенного анализа, составить план работы, определив очередность изготовления частей и всего изделия в целом.

Для развития словесно-логического мышления большое значение имеет обучение глухих детей планированию своей деятельности. Планирование деятельности оказывается возможным на основе развития способности анализа изготовляемых объектов и обозначения в словесной форме названий их частей, признаков и свойств. Установлению последовательности предстоящих действий и операций во многом способствует четкая и строгая организация учителем практической деятельности учащихся.

Для развития всех познавательных процессов решающее значение имеет формирование словесной речи глухих детей, что и составляет третью задачу предметно-практического обучения.
Предметно-практическое обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования речи как средства общения в связи с деятельностью. Знакомство с изделием, которое намечено изготовить, подготовка материалов, необходимых для работы, планирование предстоя¬щей деятельности, сам процесс работы в условиях коллективного труда и, наконец, отчет и проверка выполненной работы — все это создает потребность и необходимость в обращении учащихся к учителю и друг к другу с вопросом, просьбой, заданием, поручением, пожеланием и т. д.
Четвёртой задачей является формирование ручных умений и навыков. Характер ручных умений и навыков определяется тем конкретным видом деятельности, которым занимаются учащиеся на уроке.
С первых уроков предметно-практического обучения учитель должен приучать детей к общей культуре тру¬да: обучать правильным приемам работы с различными инструментами и материалами, экономии этих материалов, бережному обращению с инструментами.
Структура урока и занятия предметно-практического обучения определяется содержанием и целями учебной работы. Работа над изделием и составит тему урока или занятия предметно-практического обучения.
В подготовительном и отчасти в I классе учащиеся изготавливают сравнительно простые изделия. Это поделки из пластилина, аппликации, рисунки по шаблонам и т. д. Начиная со II класса поделки и виды деятельности усложняются (моделирование, изготовление макетов и панорам, конструирование из строительного материала или из конструктора и т. д.)
Основные этапы работы над изделием следующие: 1. Ознакомление с темой урока. 2. Составление плана работы над поделкой. 3. Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов. 4. Изготовление поделки. 5. Отчет о выполненной работе. 6. Оценка работы.
Остановимся на рассмотрении отдельных этапов.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМОЙ.
Любой урок или занятие начинается со знакомства с темой. т. е. с тем видом деятельности, которым дети будут заниматься, и с той конкретной поделкой, которую они должны изготовить. Ознакомление с темой осуществляется путем использования самых разнообразных приемов. На одних уроках педагог показывает готовый образец изделия и говорит: «Будем делать такую аппликацию (модель и т. д.)».
Часто используется прием отгадывания загадки в наглядной или словесной форме. Можно предложить учащимся отгадать, какую поделку они должны изготовить по описанию ее назначения.
Отгадывание темы урока можно провести и в процессе беседы. Например, на столе учителя лежат конверты с шаблонами, ножницы и бумага. По приготовленным материалам учащиеся догадываются, что они будут моделировать из бумаги.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ НАД ПОДЕЛКОЙ.
Обучение планированию является одной из общих задач всего процесса обучения в школе

для глухих детей.
Программой предусмотрено обучение учащихся в строгой последовательности составлять следующие виды планов, названные условно: пооперационный, краткий и сложный.
Пункты пооперационного плана содержат требования к выполнению отдельных действий или операций по изготовлению изделия. Например:
1.Положить шаблон матрешки на бумагу.
2. Обвести карандашом шаблон матрешки.
3. Вырезать матрешку.
4. Наклеить матрешку на лист картона.
Краткий план отражает основные этапы работы над изделием, каждый из которых предполагает, как правило, выполнение нескольких действий или операций. Например, при изготовлении самолета из конструктора пункты краткого плана могут быть такими:
Сделать корпус самолета.
Сделать крылья самолета.
Сделать хвост самолета.
Соединить все части самолета.
Каждый пункт краткого плана предполагает выполнение целого ряда действий или операций. Так, чтобы сделать крылья самолета, необходимо отобрать нужное количество деталей, соединить между собой
Сложный план представляет собой соединение краткого плана с пооперационным.
При подготовке глухих школьников к планированию предметной деятельности следует учитывать два важных момента. Во-первых, это работа по последователь¬ному выполнению поручений педагога и самостоятельное составление поручений товарищам.
Во-вторых, это обучение умению отчитываться о вы¬полненной работе.
При планировании предметно-практической деятельности используются три основные формы организации работы: работа по готовому плану, коллективное составление плана под руководством учителя, самостоятельное составление плана учащимися.
Первоначально учитель дает учащимся готовый план работы и приучает их работать по нему. Школьников необходимо специально обучать умению пользоваться планом, т. е. придерживаться определенной последовательности в выполнении операций, не перескакивая, например, от первой операции к третьей, минуя вторую, а также уметь определить по плану, какая часть работы уже выполнена, а какую еще предстоит сделать и т. д.
При коллективном составлении плана всем классом учителю следует приложить все усилия к тому, чтобы, каждый ученик принимал в этом самое активное участие и вполне сознательно относился к составлению плана.
При коллективном составлении плана используются самые разнообразные формы работы: по готовому образцу поделки или по рисунку, когда учащиеся рассматривают образец, определяют, из чего сделана поделка, какие у нее главные части, как они соединены между собой и т. д., и приступают к составлению плана; по демонстрации действия учителем; на основе словесного описания изделия или рассказа о нем; по отчету товарищей о проделанной работе.
Самостоятельно составлять тот или иной вид плана (пооперационный, краткий или сложный) учащиеся начинают только после того, как они поработают с готовым планом и познакомятся с коллективной работой над планом.

ПОДГОТОВКА НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ.
В подготовительном и на некоторых уроках в I классе все материалы и инструменты готовит к уроку сам учитель, а учащиеся внимательно рассматривают все, что он приготовил для урока, и по заготовленным материалам и оборудованию пытаются угадать, что они будут делать на уроке.
В I классе учащиеся уже начинают составлять заявки на необходимые материалы и инструменты.
После написания учащимися заявки им выделяют необходимые для работы материалы и инструменты. Это происходит в различных формах. Иногда педагог, приготовив заранее у себя на столе все необходимое для работы, сам раздает материалы и инструменты по просьбам учеников. Ему может помогать дежурный или «маленький учитель». На других уроках или занятиях дается задание учащимся придумать поручения друг другу по подготовке всего, что нужно для работы. И тогда каждый ученик придумывает по одному поручению.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛКИ.
В практике предметно-практического обучения установились следующие виды работы над поделкой:
1. Выполнение поделки по образцу на основе подражания действиям.
В первые дни обучения, когда у глухих детей крайне ограничен запас слов и фраз, учащиеся могут выполнять поделки только по подражанию действиям. Педагог показывает объект изготовления, например гриб, слепленный из пластилина, называет его устно-дактильно и одновременно показывает табличку со словом гриб. После это¬го он берет пластилин и показывает весь процесс изготовления объекта от начала до конца, сопровождая каждое свое действие речевыми инструкциями. Учащие¬ся вслед за учителем повторяют все операции и лепят гриб, а затем складывают из разрезной азбуки на на¬борном полотне название получившегося объекта «Гриб» и читают его устно-дактильно.

2. Выполнение поделки по представлению с предварительным составлением эскиза на основе речевых инструкций.
Во II, III, IV классах учащиеся выполняют довольно сложные поделки в виде макетов, объемных картин, па¬норам без образца или наглядного изображения подел¬ки, а по представлению. Предварительно составляется эскиз поделки. На основе эскиза составляется план ра¬боты. Дальнейшее изготовление поделки проводится по плану.
3. Выполнение поделки на основе речевых инструкций без опоры на наглядный образец поделки.
Это наиболее сложный вид работы. Он предполагает понимание детьми словесных инструкций и выполнение на их основе определенных действий без подсказывающего наглядного образца изделия.

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ.
Отчет детей о выполняемой работе проходит несколько этапов развития. В первой четверти подготовительно¬го класса они просто называют изготовленный предмет, например: «Шар»,

«Яблоко» и т. д. Затем отчет становится более развернутым: «Я слепил грушу», «Я нарисовал помидор». По мере роста запаса слов ученики начинают отчитываться не только о результате работы в целом, но и о каждой отдельной операции по изготовлению поделки. Отчет становится пооперационным.
Постепенно учащиеся переходят к более сложному виду отчета — описанию процесса изготовления изделия не пооперационно, а целиком, от начала до конца, с использованием слов сначала, потом, затем, после этого.

ОЦЕНКА РАБОТЫ.
В конце урока или занятия в обязательном порядке дается оценка выполненной работы. Оценивается не только конечный результат, но и весь ход работы. При этом принимается во внимание запас представлений и знаний ученика, развитие его речи, ручные умения и организационные навыки.

А теперь коротко остановимся на формах организации работы на уроках и занятиях по предметно – практической деятельности..

РАБОТА ПЕДАГОГА С КЛАССОМ.
Это традиционная форма организации работы. Педагог знакомит учащихся с очередным изделием, которое им предстоит сделать; дает задания по подготовке не¬обходимых для работы материалов и инструментов; вместе с учащимися, в процессе коллективной работы, составляет план; дает задания по изготовлению поделки при переходе к непосредственной практической работе, следит за правильностью выполнения работы, и к нему обращают¬ся учащиеся, когда они испытывают какие-либо трудности в работе или когда у них не хватает какого-либо оборудования.

РАБОТА С «МАЛЕНЬКИМ УЧИТЕЛЕМ».
Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведет «маленький учитель». Он становится центральной фигурой на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне.

РАБОТА БРИГАДАМИ.
Большие возможности для активизации речевого общения учащихся создаются при работе бригадами. В зависимости от количества учащихся в классе, а также от цели и содержания урока все учащиеся в классе разбиваются на 2 или 3 группы — бригады. Функции бригадиров схожи с функциями маленького учителя.

РАБОТА ПАРАМИ.
Работа парами может протекать по-разному. Пары могут совместно выполнять одно изделие по рисунку и потом отчитываться устно или письмен¬но о выполненной работе с использованием местоимения мы. Работа может быть организована и с ведущими. Учитель дает ведущему рисунок поделки, не показывая рисунок второму ученику в паре, и ведущий начинает давать своему товарищу поручения по рисунку

Следующий вариант той же организации работы в паре заключается в том, что ученик, имеющий рисунок и знающий, что и как делать, молчит, а второй ученик в паре задает ему вопросы по поводу того, что и как надо делать.

ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.
Данная форма организации работы имеет важное значение для развития самостоятельности глухих детей.
Данная организационная форма работы способствует соблюдению принципа индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Содержание индивидуальных заданий может быть самым разнообразным. Это составление в устной и письменной форме поручений по подготовке нужных для работы материалов и инструментов; написание заявки на необходимое оборудование; составление плана работы; изготовление поделки. В индивидуальном по¬рядке учащиеся чаще всего выполняют поделки, которые являются частью общей работы класса или бригады.
Использование на уроках предметно-практического обучения различных организационных форм ра¬боты имеет важное значение для развития детской активности, самостоятельности, навыков речевого общения глухих учащихся как с учителем, так и друг с другом.
Категория: Статьи по педагогике, методике преподавания | Добавил: davelena1982
Просмотров: 233 | Загрузок: 6 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Елена Константиновна!
Ваша работа прошла тех. экспертизу и допущена к участию в Фестивале. Спасибо!
С уважением, Мишина Е. Н. тех. эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz