Пятница, 24.11.2017, 16:00

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
hazula

Каталог файлов

Главная » Файлы » ВТОРОЙ КОНКУРС "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА" » Учебно-методические пособия

Дидактический материал по русскому языку и культуре речи для студентов первого – третьего курсов специальности: СКД, НХТ.
[ Скачать с сервера (86.5Kb) ] 04.11.2017, 14:22
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рязанский колледж культуры»

Дидактический материал по русскому языку и культуре речи для студентов первого – третьего курсов
специальности: СКД, НХТ.

г. Шацк, 2017 год

Автор: Королёва Мария Николаевна, преподаватель русского языка и литературы.

Пояснительная записка
Настоящее пособие рекомендуется студентам колледжа.
Цель пособия – обеспечить студентов и преподавателя дидактическим материалом, помочь в практическом овладении нормами современного русского языка, совершенствования орфографических навыков, повышения культуры речи. При составлении данного пособия были анализированы работы студентов и сгруппированы наиболее типичные ошибки.
Пособие представляет собой систематизированный набор упражнений, тестов и заданий по русскому языку и культуре речи. Упражнения рассчитаны на повторение, укрепление и контроль знаний. Материал связан с систематизацией сведений по русскому языку и культуре речи и позволяет студентам лучше усваивать и осмысливать материал, применить теоретические знания на практике, тренироваться в различных орфограммах.
Дидактический материал может быть использован как целиком, так и выборочно, а также в качестве домашней работы, дополнительных и индивидуальных заданий.
Весь материал направлен на осознание студентами задач речи, стилевых черт, определяемых этими задачами, а затем уже на выяснение способов языкового выражения этих черт.
Объём упражнений позволяет преподавателю использовать материал в соответствии с распределением времени на занятиях.
В целях формирования понятийно-терминологического аппарата в пособие помещен материал по основным понятиям раздела «Морфология», «Орфография», «Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Стилистика». Такая структура пособия призвана помочь студентам закрепить на практике теоретические знания по читаемому курсу, проверить их; кроме того, студенты могут работать самостоятельно.
Из вышесказанного следует, что тема разработки актуальна и имеет практическую ценность для всех участников образовательного процесса.

Правописание чередующихся гласных в корне слова
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Аргументируйте выбор гласной.
Рассч.тать, выр.стить, з.рька, изм.рять, раст.реть, з.ря, уб.рём, выт.раю, предпол.жить, обм.кнуть сухарик в молоко, разл.гать, р.внина,
пром.чить ноги, зам.рать, уп.рать, бл.стеть, выж.гать, заст.илать, прик.снуться, отр.сль, раст.рали, заг.рать, сж.гаю, покл.ниться,
з.ревать, расст.лается, р.вняться, тв.рение, уп.реть, утв.арь, непром.каемый плащ, разг.ралась, к.саясь, соб.рался, расст.лающий,
нал.жить, ск.чок, ср.внение, Р.стов-на-Дону, переб.рать, скл.нение,
выр.вненный, попл.вок, заг.релый, заж.гать, выг.орки, покл.ниться.
Тест
1) В каком слове пропущена гласная И?
а) выч.тание
б) зап.реть
в) уд.рут
г) отм.рять

2) В какой строке пропущена одна и та же буква?
а) р.стут, предпол.гать, уб.раем
б)сотв.рить, отр.стить, заб.рём
в)з.ревать, приг.рать, выр.внять

3) В каком слове пропущена гласная Е?
а) заст.лали
б) зам.реть
в) отб.рали
г) уд.рать
4) В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?
а) накл.ниться
б) раст.рать
в) р.весник
г) подл.жить
5) В каком слове написание чередующейся гласной зависит от последующего суффикса?
а) сотв.рите
б) соб.рёмся
в) пром.кашка
г) нар.щивание

6) В каком слове написание чередующейся гласной зависит от значения?
а) Р.стислав
б) зап.раем
г) р.авнина
д) соч.тание

7) В каком слове написание чередующейся гласной зависит от последующих согласных?
а) зал.жить
б) пост.лить
в) зам.рать
г) заг.релый

8) В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?
а) выж.гать, заск.очить, соб.рать, выр.внить
б) оп.оздавший, пол.гать, бл.стеть
в) прик.сновение, р.стут, оч.арование

9) В каком слове пропущена гласная А?
а) з.рница
б) г.орение
в) укл.нение
г) пл.вчиха
10) В каком ряду одно слово лишнее?
а) зам.рать, р.вняться, прик.саться
б) вым.кли, зал.жили, посч.тали,
в) прил.скали,доб.рали, покл.нились.

11) Найдите «лишний» вариант:
а) Успел накл.ниться
б) Откл.ниться от темы
в) Привык кл.няться
г) Земной покл.н
д) Вежливо покл.ниться.

а) уг.рный газ
б) г.рючая смесь
в) сломанная г.релка
г) обг.ревший ботинок
Правописание приставок, не меняющихся на письме, приставок на –з-, -с- и приставки с-.
Упражнение 2. От данных существительных с предлогами образуйте приставочные прилагательные. Выделите приставку, подчеркните первую букву корня. Объясните правописание согласной в приставке.
Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, работа без контроля, пространство без воздуха, крестьянин без земли, человек без характера, занятие без пользы, мотор без шума, ребёнок без воли, подросток без защиты, старушка без сил, фильм без содержания.

Упражнение 3. Перепишите. Вместо точек вставьте нужную букву. Слова запишите в три колонки: 1) с приставкой с-; с приставкой на з-, с-; с приставкой, не меняющейся на письме.
Бе.причинно злиться, .бережения дедушки, новые ра.копки, .держать обещание, чере.чур много, по.толкнуть приятеля, .дать экзамен, возмущаться пр.исходящим, д.лить кипятка, .бегать в общежитие, с.зреть для решения, ра.делать мясо, чре.мерно доверчивый, .делать объявление, ра.сыпать сахар, ра.решить выйти, .гнить из-за дождей, .прынгуть с лестницы, по.ставить друга, и.брать президиум, в.ломать дверь, ра.считать время, пр.изойти от обезьяны, бе.защитный ребёнок, ра.чувствовался на концерте, о.бил у друга, шил костюм.

Упражнение 4. От данных глаголов образуйте существительные. Объясните правописание гласной в приставке. Составьте предложения с образованными существительными.
Разлить, разыграть, распускать, разыскать, разливать, расписать.
Упражнение 5. От данных слов образуйте при помощи приведенных приставок новые слова. Запишите, выделите приставки.
Рас-, раз-: дать, спрашивать, таять, бег, чертить, формировать, тратить, шуметь, Вос-, воз-:наградить, произвести, дать, держаться, создать, пламенеть, кликнуть,.
Ис- из-: пить, мерить, ведать, тратить, гнать, баловать, портить.
Бес-, без-: душный, срочный, вкусный, содержательный, цельный, полезный.
Тест
1. Подчеркните слово, в котором приставка оканчивается на глухую согласную.
1) пре.почитать овощи
2) о.толкнуться от берега
3) по.считать баллы
4) на_писать адрес.
2. Подчеркните слово с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
1) мирово.зрение
2) ра.чертить
3)ра.чёт
4) ра.писать
3. Подчеркните слово, в котором на месте пропуска пишется З.
1) и.пить
2) .бегать
3) бе.мерный
4) во.петь
4. Подчеркните слово, в котором на месте пропуска пишется С?
1) ра.бить
2)бе.дельник
3)ра.решить
4) бе...вкусный.
5. Подчеркните слово, в котором приставка оканчивается на -С?
1) и.ведать
2) и.портить
3) бе.жалостный
4) во.дать.
6. Подчеркните слово, в котором приставка оканчивается на -З. 1) ни.подать
2) во.пламенеть
3) ра.хват
4) в.бить.
7.Подчеркните слово, в котором после приставки пишется И.
1) вз.мать
2) меж.нститутский
3) под.скать
4) с.грать

8.Подчеркните слово, в котором после приставки пишется Ы.
1) транс.тальянский
2) свер.нтересный
3) дез.нфекция
4) с.митировать.
Правописание приставок пре-, при-
Упражнение 6.Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам ( при-, пре-)
Пр.скорбный факт – пр.светлый образ; пр.творить в жизнь – пр.творить дверь; пр.емник традиций – пр.емник «Маяк» – пр.емственность поколений – пр.емлемый вариант; пр.зрение к смерти – пр.зрение сироты – пр.зор; пр.зирать угрозы – пр.зирать детей, потерявших родителей; пр.клонить ветви – пр.клонить колена; пр.дорожный, пр.открыть, пр.одолеть пр.пятствие, пр.возмочь боль, пр.сесть на скамью, пр.глушить, пр.морский, пр.сытиться, пр.небрегать, пр.вращение, пр.следование, пр.знаться, пр.зирать труса, пр.брежный, пр.ображение, пр.ступить к делу, пр.остановить, пр.восходный, пр.образование, пр.града, пр.ручить, , пр.строить, , знаки пр.пинания, пр.забавный котенок; пр.дел в храме – пр.дел всему; пр.ткнуться о камень – пр.ткнуться в уголок; пр.увеличивать – пр.уменьшать значение открытия; пр.творить в жизнь – пр.творить окно; пр.уменьшать расходы ради экономии; пр.ходящий момент – пр.ходящая няня; пр.данный патриот – пр.данный друзьями– пр.данный земле; пр.бывать в неведении – пр.бывать поездом;старинное пр.дание – пр.дание силы; пр.ображенный – пр.обретенный; пр.ткнуться о камень – пр.ткнуться в уголок; пр.увеличивать – пр.уменьшать значение открытия.
Упражнение 7. Составьте предложения с данными парами слов:
Придать-предать, притворить-претворить; призреть-презреть; прибывать-пребывать.

Упражнение 8. Образуйте антонимы к данным словам, используя приставку пре-.
Предобрый, премного, пребогатый, прелюбезный, превесёлый, пренизкий.

Тест
1. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр.бежать;
2) пр.открыть;
3) пр.шить;
4) пр.милый.
2. В каком слове пишется приставка при-?
1) пр . веселый
2) пр . неприятный
3) пр . градить
4) пр . шить
3. Найдите слово, в котором допущена орфографическая ошибка.
1) Президент
2) презирать
3) преоритет
4) президиум
4. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр.морский
2) пр.землиться
3) пр .рвать
4) пр.сесть
5. В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр .утихла
2) пр.градить
3) пр.лестный
4) пр.клонить колени
6. В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр.бирать
2) пр.растать
3) пр.влекательный
4) пр.большой
7. В каком слове приставка обозначает «приближение, присоединение»?
1) пр.возносить
2) пр .городный
3) пр.сесть
4) пр.уменьшить
8. В каком слове приставка обозначает «доведение действия до конца»?
1) Пр.хорошенький
2) пр .стрелить
3) пр.украсить
4) пр.ехать

Правописание -Н- и -НН- в словах различных частей речи.
Упражнение 9. -Н- и –НН- в существительных, образованных от прилагательных.
Мужестве.ый поступок, оловя.ый солдатик, утин.ые истории, пламен.ое выступление, карман.ые деньги, серебря.ый век, торжестве.ая речь, ю.ая красавица, мыши.ая охота, осе.ие каникулы, бездо.ые глаза, кожа.ая сумка, станцио.ый смотритель, обветре.ое лицо, жестя.ая дверь, свин.ая кожа, со.ое лицо, недюжи.ые способности.

2)-Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях.
Жаре.ая картошка, капче.ое мясо, решё.ые проблемы, вяза.ый свитер,
краше.ые волосы, закреплё.ые детали, вяза.ая спицами кофта, кипячё.ое молоко, варе.ая в мундире картошка, замороже.ая рыба, стреля.ый воробей, балова.ые дети, кова.ые ворота, заплетё.ая коса, неразруше.ые идеалы, никем не писа.ый сценарий, маринова.ые овощи, мороженые ягоды.
3) -Н- и –НН-в кратких формах прилагательных и причастий.
Сочинение написа.о, речь торжестве.а, поведение безнравствен.о, ночь длин.а, птицы испуган.ы, дети рассея.ы, дорога туман.а, студенты забав.ы, дома пустын.ы, улицы убра.ы, ошибки исправле.ы, волосы покраше.ы, взгляды сосредоточе.ы, знания ограниче.ы,
встреча организова.а.

4) -Н- и –НН- в наречиях.
Идут медлен.о, разбил не умышлен.о, закрепил надёж.о, поступить гуман.о, на улице ветре.о, озадачен.о выглядеть, закричать испуган.о, объяснить убеждё.о, искус.о написать,
беше.о бежать, време.о недоступный, мужестве.о выдержать, взволнова.о рассказать.

5) -Н- и –НН- в существительных.
Веселая масле.ица, искусный карма.ик, новая гости.ица, интересный дружи.к, юн.ый труже.ик, талантливый меха.ик, новый охра.ик, старый моше.ик, завидное прида.ое, свежие копчё.ости, знакомый ремесле.ик, загадочная тума.ость, стра.ый путешестве.ик, народная мудрё.ость.

6) -Н- и –НН- в сложных прилагательных.
Стира.ый-перестира.ый рюкзак, свежемороже.ые ягоды, гладкокраше.ый пол, свежезамороже.ая рыба, златотка.ый платок, глаже.ое- переглаже.ое бельё, штопа.ые- перештопа.ые брюки, горячеката.ый маринад, гладкопокрашен.ое окно, чугу.олитейный цех, железобето.ый столб, ваго.оремонтный завод.

Упражнение 10. Перестройте сложные предложения так, чтобы вместо придаточного образовался причастный оборот.
1) Попробуйте пирог, который я испекла для вас. 2) Все заинтересовались проектом, который предложил студент третьего курса. 3) В доме, который недавно построили, уже появились первые жильцы. 4) Оксана выбрала стихотворение, которое предложила ей преподаватель сценической речи. 5)
Нам понравилось выступление, которое подготовили студенты четвёртого курса.

Упражнение 11. Выберите одно или два Н. Выпишите в один столбик краткие прилагательные, в другой - краткие причастия.
1)Речь председателя жюри была проникнов.а и взволнова.а. 2) Вчерашние посетители невоспита.ы, необразова.ы и грубы. 3) Благодаря талантливой речи адвоката, Иванцовы были оправда.ы. 4) Грамотные люди обычно сдержа.ы в высказываниях. 5) Волосы оказались настолько запута.ы, что девочка невольно заплакала.
Упражнение 12. От полных форм причастий образуйте краткие причастия женского, мужского и среднего рода.
Загна.ые лошади, купле.ая брошюра, связа.ый шарф, разработа.ый материал, украш.еая комната, оставле.ый дом, выброше.ые вещи, собра.ые листья, затопта.ая тропа, сожжё.ый хлам, найде.ая рукопись, освобождё.ая площадь, засуше.ые грибы, порабоще.ый человек, закопа.ый сундук.

Тест
1)В каком предложении есть слово с двумя Н?
а) Сочинение написа.о вовремя.
б) Задание выполне.о безупречно.
в) Андрей говорил строго и сдержа.о.
г) Студенты ели варе.ую в мундире картошку.
2)В каком предложении есть слово с одним Н?
а) У студентов-хореографов ненормирова.ый учебный день.
б) Пирог Светлана испекла со свежемороже.ой клубникой.
в) Покраше.ые в светлый тон волосы очень идут Алине.
г) Нежда.о-негада.о выиграл конкурс чтецов самый неприметный студент.

3) В каком ряду во всех словах одна Н?
а) Разрисова.ые стены, улыбаться искре.е, си.ий цвет, ночь безлу.а,
б) Жаре.ая в масле, це.ый подарок, трава постриже.а, неслыха.ая наглость.
в) Ю.ый возраст, песча.ый берег, ветре.ый день, воробьи.ое чириканье.
г)Зелё.ый шарф, ветря.ая оспа, поджаре.ый хлеб, лома.ый кусок.

4)В каком ряду во всех словах два НН?
а) Краше.ый дом, стекля..ая посуда, поручение выполне.о, тема выбр.а.
б) Стра.ая позиция, разная промышле.ость, счита.ые минуты, безветре.ый день.
в) Безукоризне.ый вкус, беше.о стучать, нежела.ый гость, дела.ые манеры.
г) Тяжело гружё.ый автомобиль, работа написа.а, жёва.ая бумага, слома.ая ветка.

5) Найди третье лишнее.
а) Стекля.ый, оловя.ый, соломе.ый.
б)Тума.ость, масле.ица, прида.ое.
в) Надёж.о, озабоче.о, умышле.о.
г)Обдума.ый, ци.ичный, гума.о.
6) Найди третье лишнее.
а) Ветре.ый, обветре.ое, безветре.ый.
б) Осе.ий, со.ый, си.ий.
в)Тушё.ое, жаре.ое, броше.ое.
г)Доклад обдума., пожелание искре.о, бросить отчая.о.

7) В каком ряду все слова - краткие причастия?
а) Связа.ы делом, проблема реше.а, отлично выполне.о.
б) Аккурат.о писать, мысле.о передавать, объяснять пута.о.
в) речь торжестве.а, говорил пута.о, смотрел испуга.о.
г) мясо мороже.о, волосы покраше.ы, писа.ая красавица.

8) В каком ряду все слова – краткие прилагательные?
1)Картина нарисова.а, улица пусты.а, тема продума.а.
2)Называть поиме.о, девочка ум.а, платье шикар.о.
3) Девушка ю.а, мысль прекрас.а, дорога дли.а.
4)Книга написана, сочинение прочитано, работа сделана.
Правописание -О-, -Е-, -Ё- после шипящих и Ц.
Тест
В каком ряду во всех словах вместо точек пишем букву О?
а) Ключ.м, чёлка, зловещ., камуш.к.
б) Ш.в, огурц.м, шоф.р, ш.мпол, девч.нка.
в) Расч.ска, ш.рох, ч.рный, ч.каться.
г)Беч.вка, береж.м, конц.м, ч.лн.

а) Увлеч.нный, нипоч.м, одеж.нка
в) Больш.й, мыш.нка, руч.нка, плащ.м.
в) Дириж.р, прич.ска, щ.ки,
г)Вещ.вой, каш.й, пш.нка

В каком ряду во всех словах вместо точек пишем букву Ё?
а) Ш.лк, пощ.чина, ухаж.р, переж.вывать
б) Крыж.вник, пч.лка, рубаш.нка, ещ.
в) Туш.нка, галч.нок, беч.вка , обж.г руку
г) Окруж.нный, жж.т, чуж.й, ож.г руки.

Написание и/ы после приставок.
Упражнение 13. От данных слов при помощи русских, а также иноязычных(дез-, контр-, пан-, пост—, супер-, суб-, транс-) приставок на согласный образуйте всевозможные варианты однокоренных слов.

Играть, идти, индеветь, итог, июнь, инвентарь, интеллигент, исходный, издавна, информация, игра, инфаркт, импрессионизм, иранский, инспектор, импульсный,
идейный, история, исламистский, изящный.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в одной, где И переходит в Ы, в другой, где не переходит.
Супер.нфляция, без.нтересный, пред.стория, пред.нсультный, раз.грать, сверх.нтересный супер.гра, пост.нсультный, пан.сторический, без.нфляционный, меж.мпульсный, траес.тальянский, без.нформативный, дез.нформация.
Тест. Найди третье «лишнее слово»
1)пред.нфарктный, без.нициативный, вз.мать;
2) над.ндивидуальный, с.ронизировать, меж.гровой;
3)пред.юльский, без.дейный, суб.нспектор;
4) пред.стория, транс.ранский, контр.ск;
5)под.тожить, сверх.нтересный, меж.здательское;
6)вз.гравшее, двух.гольное, пред.сполкома;
7) с.змала, об.скать, сверх.зысканное;
8)транс.ндийский, пан.роничный, без.глый;
9)пред.дущий, об.ндеветь, четырех.гровой;
10) свер.нициативный, контр.гра, без.дейная.
Упражнение 14.Вставьте нужные буквы вместо точек. Объясните ваш выбор. Составьте предложения с данными словами. Разберите слова по морфемам.
Без.мянный, пред.исторя, под.скивать, с.змальства, без.сходная, супер.игра, сверх.нтеграция, меж.сторический, пред.нвестиционный, из.мать.

Правописание предлогов
Упражнение 15. Спишите предложения. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
1) (В) связи с открытием Года кино в России студенты нашего колледжа провели много познавательных мероприятий. 2)Андрей нарисовал плакат (в) виде грандиозной бобинной киноленты. 3)Экскурсия была отменена (в) виду плохой погоды. 4) Друг привёз из Парижа маленький сувенир (в) виде Эйфелевой башни.5) Елена работала над дипломной работай ( в) течени. нескольких месяцев.6) Поговорить (на) счёт предстоящего конкурса нам так и не удалось. 7) Из(за) плохой посещаемости сдать экзамен на «отлично» у Романа не получилось.8) (В)следстви. плохой видимости Иван ехал очень медленно.9) (В)следстви. по делу Иванова появились новые факты.10) (В) продолжени. Ночи шёл обильный снегопад.
Упражнение 16. Спишите примеры. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы.
Выскочил (из, из (под) земли, выбежал (из, из(за) угла колледжа, пришёл (из, со школы), вышла ( из, с) аудитории, поговорили на(счёт) предстоящих соревнований, получилось что-то (в)роде импровизации, (в)виду продолжительных дождей, (в)течени. лекции, (в) продолжени. доклада, (в)следстви. плохой погоды, (по)над пропастью во ржи, (в)отличи. От первокурсников, (в)связи с болезнью, (на)подоби. пирамиды.

Тест
1. В каком случае предлог пишется слитно?
1) (не) смотря на погоду
2) (за) счет усидчивости
3) (в)течени. недели
4) (из)за ошибок
2. В каком случае предлог пишется раздельно?
1) (в)следстви. рассеянности
2) (в)виду приезда
3) (на)счет концерта
4) (в)связи с загруженностью
3. В каком случае предлог пишется слитно?
1) (в)целях самообороны
2) (в)продолжени. дискуссии
3) (в)отличи. от иностранцев
4) (не)взирая на неудачи
4. Укажите случай неправильной грамматической характеристики , которая ведет к орфографической ошибке.
1) дискутировать(на) счет декорации — предлог, пишется слитно
2) обсуждать (в)течени... часа — предлог, пишется раздельно, на конце Е
3) прочитать (в)продолжени... романа — существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И
4) идти (на)встречу судьбе— существительное с предлогом, пишется раздельно
5.Выделите вариант с ошибкой.
1) Павел опоздал из-за дождя.
2) Я буду отсутствовать в течение недели.
3) Вместо назначения свидетель не появился.
4) Имей в виду, я не прощаю предательство.
6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?
1) (В) течени. всего вечера он задумчиво смотрел в окно.
2) Что ты имеешь в (виду)?
3) Лодка перевернулась (в) следстви. быстрого течения и водоворотов.
4) (В) продолжени. беседы Олеся ни разу не посмотрела на Ивана.
7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?
1) О судьбе шахтёров мы узнаем (в) продолжени. рассказа.
2) (В) связи с плохой погодой рейс задержали.
3) (В) следстви. травмы Алексей не будет участвовать в соревнованиях..
4) Маша пыталась изобразить что-то (на) подоби. пантомимы, но безуспешно.
8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?
1) Олег всматривался (в) течени. реки, спокойное и величавое.
2) Студент отвечал, (не) смотря на профессора.
3) (В) виду приближающегося снегопада альпинистам запретили покидать лагерь..
4) Студентка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу преподавателя.
9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?
1) (На) встречу нам подул сильный ветер.
2) (В) последстви. мы никак не могли вспомнить, когда состоялась последняя встреча.
3) Дальше начинался подъем (на) подоби. гигантских террас.
4) (В) отличи. от других студентов хореографы тренировались интенсивнее.

10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?
1) (В) течени. целого месяца Людмила готовилась к выступлению.
2) (В) следстви. плохой видимости гонки пришлось отменить.
3) (В) вид. исключения Эльвире разрешили досрочно сдать экзамен.
4) Студенты спешили (на) встречу с работодателями.
11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?
1) (По) отношению к близким нельзя проявлять равнодушие.
2) Вы можете написать о чем-то (в) роде воспоминаний?
3) Отчаяние и разочаровании (в) место блеска выдавали настроение Настеньки.
4) (В) следстви. сильных морозов занятия в колледже отменили.
12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?
1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно репетировали.
2) Вдумайся (в) следстви. теоремы Пифагора.
3) (В) течени. целого месяца Григорий не выходил на связь.
4) Силуэт показался вдали (в) вид. тоненькой фигуры.
13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?
1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашего автомобиля.
2) (Не) взирая на дождь, спортсмены продолжили марафон.
3) (В) отличи. от своих друзей, Петя казался более серьезным.
4) (В) последстви. ребята никак не могли вспомнить, чей же был сценарий.
Упражнение 17. Спишите предложения. Раскройте скобки. Напишите нужную букву вместо точек. Объясните различие в написании выделенных попарных слов.
Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.
(В)течени. ближайшего времени выходные не предвидятся. (В)течени. реки наблюдаются изменения. 2. (В)продолжени. всей лекции студенты были очень внимательны. О дальнейшей судьбе героев вы узнаете (в)продолжени. романа. 3. (В)заключени. обследования был поставлен правильный диагноз.( В) заключени. врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. (В)следстви. продолжительных дождей уборка урожая затянулась.
(В с)ледстви. по делу грабежа выступило несколько свидетелей. 5.( В)виду предстоящего конкурса нужно серьёзнее относиться к участию. 6. Получилось что-то (в)роде интересной миниатюры. (В)роде Романовых было немало одаренных людей.

Тест
1) Подчеркните слово, в котором букв больше, чем звуков
а) собраться
б) съедобный
в) январский
г) есть

2)Подчеркните слово, в котором есть звук П .
а) запить
б) губка
в) пиявка
г) оппозиция

3) Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие.
а) шить
б) щелочь
в) пядь
г) мстишь

4) Подчеркните слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
а) грустно
б) ёмкость
в) дышится
г) ночь

5) Подчеркните слово, в котором все согласные звуки глухие.
а) отлить
б) сшить
в) лестница
г) платим

6) Подчеркните слово, в котором произносится звук О.
а) окно
б) постель
в) днём
г) молоко

7) Подчеркните слово, в котором произносится твердый звонкий шипящий согласный.

а) уж
б) жизнь
в) ушёл
г) крошка

8) Подчеркните слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
а) пляшешь
б) лучше
в) дают
г) съезд

9) Подчеркните слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
а) жюри
б) парашют
в) уловил
г) калач

10) Подчеркните слово, в котором все звуки звонкие.
а) сбрил
б) разбить
в) сжечь
г) сдай

Упражнение 18. Перепишите. Сделайте фонетический разбор выделенных слов.
Лёгкое дыханье
На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста. В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская. ( И. Бунин, «Лёгкое дыханье)

Упражнение 19. а) Прочитайте. Выпишите в первую колонку слова, которые начинаются на глухой согласный, во вторую-на звонкий.
б) Какое высказывание о любви вам больше всего понравилось. Аргументируйте.
Высказывания великих людей о любви
1)В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены. /Альбер Камю/
2)Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остается. /Л.Н. Толстой/
3)Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. /Конфуций/
4)Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. /Ф.М. Достоевский/
5)В ревности больше любви к себе, чем к другому. /Ларошфуко/
6)Разлука для любви - что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. /Роже де Бюсси-Рабютен/
7)Женщина создана для того, чтобы ее любить, а не для того, чтобы ее понимать. /О. Уайльд/
8)Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. /И.С. Тургенев/
9)У уважения есть границы, в то время как у любви таковых не имеется. /М.Ю. Лермонтов/
Раны от любви, если не всегда убивают, но никогда не заживают. /Д.Байрон/
Упражнение 20. а) Прочитайте пословицы о добре и зле. Выпишите сначала слова с твёрдым согласным, затем – с мягким.
б) Какую пословицу вы взяли себе в качестве статуса?
1)Не хвались серебром, а добром. 2) Делай добро и жди добра. 3)Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. 4)Злой плачет от зависти, а добрый от радости. 5)Мир строит, а война разрушает. 6) Никакое худо до добра не доводит.
7)Жизнь дана на добрые дела. 8)Без худа добра не бывает. 9)Добро — на худо меняют. 10)Добра не смыслишь — так худа не делай. 11)Доброго чти, а злого не жалей. 12) Не делай другим того, что себе не желаешь. 13)Тёплое слово и в мороз согревает. 14)Плохо тому, кто добра не творит никому. 15) Не хвались серебром, а хвались добром. 16) Чужое горе — двойная радость.17)Беда деньгу родит.

Орфоэпия.
Упражнение 21. Перепишите. Расставьте ударение. Проверьте по орфоэпическому словарю.
Щавель, свекла, вероисповедание, опека, диспансер, одноименный, опошлить, обеспечение, бармен, газопровод, каталог, августовский, звонит, свекла, поняла, упрочение, жалюзи, шасси, электропровод, алфавит, гастрономия, кухонный.
Тест
1. Подчеркните слово, в котором правильно выделена ударная гласная.
1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

2. Подчеркните слово, в котором верно выделена ударная гласная.
1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

3. Подчеркните слово, в котором буква, обозначающая ударный гласный, верно выделена ?
1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть.

4. Подчеркните слово, в котором буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4) кладовАя.

5. Подчеркните слово, в котором буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.

6. Подчеркните правильный вариант произношения слова:
1) Конечно [чн]; 2) скучно [чн]; 3) девичник [чн]; 4) ничто [шт].

7. Подчеркните правильный вариант произношения слова:
1) Шинель [н’]; 2) бизнес [н’]; 3) энергия [н’]; 4) бутерброд [т’].

8. Подчеркните правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’].

9. Подчеркните правильный вариант произношения слова:
1) Дезинфекция [дэ]; 2) свитер [т’]; 3) кашне [н’]; 4) патент [т’].

10. Подчеркните правильный вариант произношения слова:
1) Сервиз [сэ]; 2) компресс [р’]; 3) зефир [зэ]; 4) реквием [р’].

11. С каким существительным можно образовать словосочетание с прилагательным подвижнОй:
1) Состав; 2) человек; 3) ребенок; 4) танец.

12. С каким существительным можно образовать словосочетание с прилагательным развИтые:
1) Страны; 2) локоны; 3) дети; 4) игры.

13 С каким существительным можно образовать словосочетание с прилагательным языковАя:
1) Колбаса; 2) система; 3) начинка; 4) нарезка.

Упражнение 22. Распределите слова в разные колонки: с первым ударным слогом, со вторым, третьим, четвёртым, пятым.
СвЁкла, крапИва, вЕрба, щавЕль,тУфля, нет тУфель, подОшва,ТОрты, нет тОртов, мне позвонЯт, ты позвонИшь, созвонИмся, ЖалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг, углубИть, углублЁнный, досУг, айвОвый, алычОвый, тигрОвый, оптОвый, слИвовый, давнИшний, Августовский, украИнский.
ПростынЯ, ракУшка, жнИво и огнИво, кУхонный, кедрОвый, Отрочество, пулОвер, глИняный, фарфОр, гЕрбовый, заИндеветь, анАлог и творОг, крАшение, хозЯева, донЕльзя, дремОта, чИстильщик, ломОта, крУжево, ворОта.
НачАть, началА, нАчатый и нАчал, принУдить, пристрУнить, озорничАть, бряцАть, кАшлянуть и чЕрпать, закУпорить, исчЕрпать, алфавИт и магазИн, простынЯ и швеЯ, ремЕнь и кремЕнь, фОрзац и фенОмен. валовОй, весовОй, биржевОй и ценовОй.
ГрунтОвый, оптОвый, балУю, баловнИк, балОванный, брелОки, избаловАть, премировАть, пломбировАть, нормировАть, асимметрИя, санитарИя, диспансЕр, гренадЕр, пулОвер, знАмение, Иконопись, дефИс, освЕдомить, зубчАтый.
Молоть - мОлотый. прогнуть - прОгнутый, сОгнутый, вОгнутый, дОверху, Отроду, дОсыта, зАсветло.
НАискось, никчЁмный, заговорЁнный, новорождЁнный, обговорЁнный, новоиспечЁнный, доведЁнный и привезЁнный. одноимЁнный, осЁтр.
Купе (пэ) как кафе (фэ), Купейный ( п- мягкий) как кофейный (ф - мягкий).
КладовАя, двувидовАя, опорожнИть, усугубИть, ветеринАрия, семинАрия, гастронОмия, агронОмия, знамя - знАмение, герб - гЕрбовый, девять - дЕвятеро, десять - дЕсятеро, плесень - плЕсневеть, бочка - бОчковый.

Упражнение 23.Вставьте вместо точек нужное слово. Аргументируйте свой выбор.
1. ОДЕТЬ-НАДЕТЬ
1)Был сильный ливень, так что в туфлях улицу не перейдешь, необходимо (одеть – надеть) резиновые сапоги.
2) Воспитатель обдумывала, как потеплее (одеть- надеть) детей на прогулку.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Ведущих (одели-надели) в национальные костюмы.

2. ОСУЖДЕНИЕ - ОБСУЖДЕНИЕ
1) (Осуждение-обсуждение) концертных номеров вызвало много споров среди коллег.
2) Никогда нельзя предугадать результаты (осуждение-обсуждение) сути научного открытия.
3) Вечер был посвящен (осуждение-обсуждение) фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».
4) (Осуждение-обсуждение) убийцы несовершеннолетней девочки на 8 лет исправительной колонии вызвало недовольство горожан.

4. УСВОИТЬ - ОСВОИТЬ
1) Рабочие (усвоили-освоили) выпуск сложных деталей.
2) Студенты быстро (усвоили-освоили) новый танец.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4)Подарили новый телефон. Пришлось его (усвоить-освоить).

Слово и его лексическое значение
Упражнение 24. а) Найдите данным иноязычным словам замену русским словом. В случае затруднения - обращайтесь к словарю.
б) Составьте словосочетания с 10-ью словами из данной колонки.
Абстрактный, адекватный, адюльтер, анализ, аналогичный, анкета, аплодисменты, бизнес, бойфренд, вердикт, гомосексуализм, гуманность, дайвер, дайджест, девальвация, дегенерат, диалог, дискомфорт, дискуссия, дуэль, имидж, интервью, инфекционный компенсация, комфорт (комфортность), концепция, коррективы, кредитор, легитимный, лифтинг, менталитет, мобильность, модель, модернизация, момент, монолог, моральный , нюанс, отель, параметр, паркинг, плюрализм, позитивный, полемика, приватный, прогноз, прогресс, пропаганда, ренессанс, синхронно, стресс, сфера, толерантность, трансформация, фестиваль, форум, хобби , шоу, эксперимент, экспозиция, эмоциональный, юриспруденция.

Тест
Подчеркните правильный ответ.
1. Геноцид - а) уничтожение людей; б) жестокость; в) раздел биологии.
2. Вотум - а) отрицательное решение; б) голосование; в) судебное решение.
3.Афоризм - а) словосочетание; б) часть текста; в) краткое изречение.
4. Жупел - а) нечто страшное; б) катастрофа; в) приговор.
5.Досконально - а) тщательно; б) честно; в) быстро.
6. Регалии - а) условные знаки; б) знаки отличи; в) достижения.
7.Игнорировать - а) экономить; б) не ошибаться; в) не учитывать.
8.Кворум - а) отсутствующие на собрании людей; б) количество присутствующих, необходимое для принятия решения в) люди, принимающие решение.
9. Аннексия - а) добровольное присоединение к другому государству; б) обмен территориями; в) отнятие территории у соседнего государства.
10. Концессия - а) торговый договор; б) аренда земли; в) вид договора между государством и предпринимателем.

Официально-деловой стиль. Составление и оформление деловых бумаг.
Данные упражнения и задания помогут студентам углубить и расширить представления о видах деловых бумаг, а также помогут развить умения и навыки составления различных документов.
Любой студент знает, что главное в учёбе – это хорошо знать изучаемый материал: текст, правило. Как в колледже, так и дома, общаясь в соцсетях, готовясь к занятиям, к разным мероприятиям, устраиваясь на работу, мы много пишем, работаем с текстом, сочиняем, подбираем материал. И очень часто сталкиваемся с деловыми бумагами. Поэтому считаю необходимым уделить внимание составлению и оформлению различных деловых бумаг, т.к. каждый культурный человек должен уметь составить заявление, написать автобиографию, оформить резюме. Без этого в современной жизни становится непросто.
Заявление понадобится при приёме на работу, автобиография и резюме всё больше становятся востребованными на рынке труда при поиске работы и при приёме на работу. Таким образом, без знания оформления деловых бумаг не обойтись.

Заявление – это документ, в котором содержится просьба, жалоба или предложение лица (клиента, работника, потребителя). Адресат – должностное лицо или организация.
Правила оформления заявления.
Заявление, как правило, составляется в рукописной форме на бумаге формата А-4 или трафаретном бланке. Содержит следующие реквизиты:
1.Наименование адресата (с указанием должности, фамилии и инициалов) пишется вверху с отступом в треть строки. (Если наименование адресата представляет собой название организации, то существительное употребляется в винительном падеже, если название должностного лица – в дательном падеже.)
2.Фамилия, имя, отчество заявителя пишется под адресатом без предлога от.
3.Наименование документа - слово заявление - пишется в центре листа со строчной буквы и в конце ставится точка.
4.Основной текст пишется с красной строки. Он содержит формулировку просьбы (жалобы, предложения) с краткой аргументацией существа дела и, возможно, с указанием конкретных сроков и условия желательного варианта решения.
5.Указание на наличие необходимых прилагаемых к заявлению документов.( Данный компонент текста не является обязательным.)
6.Дата ставится слева, подпись заявителя - справа.

Образец заявления


(Кому) Должность и Ф.И.О. адресата
(чьё?) должность / статус Ф.И.О. адресанта

заявление.

Прошу + инфинитив глагола (допустить, принять, выделить, разрешить, и т.д.)…
Конструкции для ввода аргументации: в связи с тем, что…, по причине…, на основании того что…, ввиду того что…, на основании того что…, учитывая (что?) ...
Необходимые документы прилагаются.

Дата Подпись

Автобиография - это документ, в котором содержится жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. Адресат-учреждение( работодатель), учебное заведение и т. п.
Правила оформления автобиографии
Автобиография составляется от первого лица в произвольной форме, собственноручно, но без помарок и исправлений с обязательным освещением следующих вопросов:
1. Дата и место рождения, социальное происхождение, гражданство.
2. Пребывание в учебных заведениях (где и когда учился). Полученное образование, специальность.
3.Начало трудовой деятельности, переход с одной работы на другую (когда, где, кем работал).
4.Служил ли в рядах Вооружённых сил (когда, где, кем).
5.Участие в общественной жизни. Награды, поощрения (если есть).
6.Семейное положение, краткие сведения о ближайших родственниках.
7.Другие сведения (по усмотрению составителя).

Резюме - это документ, предъявляемый лично или отправляемый/высылаемый при трудоустройстве и содержащий краткие сведения о биографических данных, образовательной подготовке, профессиональной деятельности, некоторых умениях и навыках, а также личных качествах человека. Адресат – потенциальный работодатель.
Резюме – это своего рода визитная карточка, аттестующая претендента на вакантную должность. Цель резюме – как можно более выигрышно (и в то же время объективно) представить себя как личность и свою трудовую биографию.
Резюме – сравнительно молодой жанр в русском деловом общении, именно поэтому применительно к нему пока не выработано единого стандарта и написание резюме является до некоторой степени творческим процессом. Тем не менее существуют общие правила составления резюме и можно назвать типовые информативные блоки этого жанра деловой речи.

Правила составления резюме
1. Выполнение в формате А-4 компьютерным или машинописным способом.
Типовой объём – одна страница. В случае превышения типового объема заполняется лишь одна сторона листа.
2.Информативность, предполагающая тщательный отбор сведений и более подробное описание тех сторон опыта (касающихся как производственной деятельности, так и полученного образования), которые наиболее значимы для искомой должности
3. Краткость изложения, препятствующая указанию фактов и деталей, не имеющих прямого отношения к данной ситуации
4. Достоверность, предписывающая включать в резюме только те сведения,
которые при необходимости могут быть подтверждены документально или наглядно.


РЕЗЮМЕ
(образец)

_____________________________________________________________
фамилия имя отчество

Возраст: _______

Адрес: __________________________________________________________________

Телефоны (дом., моб., раб.), е-mail: ____________________________________

ЦЕЛЬ Получение должности: (кем хотели бы работать).
Желаемый уровень зарплаты – от …
Другие требования (страховка, оформление, командировки и т.п.)
ОПЫТ РАБОТЫ Начиная с последнего места работы.

Дата
Должность
Предприятие, город.
Основные обязанности
ОБРАЗОВАНИЕ
Даты поступления и окончания. Также как и опыт работы, вверху последнее законченное учебное заведение (или то место, где Вы еще учитесь на данный момент).

Формат:
Дата
Учебное заведение
Факультет, специальность

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ Тренинги, курсы, семинары и т.д. Даты, названия и номера сертификатов, если таковые имеются.
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ Дата рождения.
Семейное положение:
Состав семьи. Муж, жена, дети.

Упражнение 25. Прочтите текст заявления. Укажите в нём логические, композиционные, стилистические ошибки и отклонения. Исправьте.

Директору МДК г. Шацк
Петрову И. В. от студентки 3-го
курса НХТ «Рязанского колледжа»
культуры» Ивановой Т. Н.
Заявление.
Настоятельно прошу Вас разрешить мне проходить в МДК государственную практику, т. к. я учусь « на отлично».
15.03.2016г
Иванова.

Упражнение 26. Составьте заявление с просьбой:
1) перевести вас на другое отделение;
2) перевести на другую специальность;
3) разрешить академический отпуск;
4) разрешить прохождение государственной практики в родном городе;
5) перевести на заочную форму обучения;
6) о продлении сроков зимней сессии;
7) о приёме на временную работу.

Обратите внимание, совпадут ли адресаты этих заявлений?
В текстах каких заявлений будет отсутствовать аргументирующая часть?
В каких ситуациях предполагается предоставление (приложение к тексту заявления) других документов?

Упражнение 27. В каких деловых ситуациях в тексте документа могут
употребляться данные слова и выражения. Аргументируйте свой ответ.
а) Ставлю вас в известность, ходатайствую, прошу, достигается,
б) обнаружена, предписывается, выставляется на торги, заявляю,
в) администрация обязуется, дефекты, обсуждение, позиция,
г) получено, комиссия в составе, поручаю, удостоверяю.

Упражнение 28. В данных предложениях найдите в данных предложения устойчивые выражения, которые характеризуют официально-деловой стиль. Замените их глаголами, там, где это возможно.
1 Педагогический коллектив колледжа взял обязательство удвоить
число выпускников с красным дипломом.
2.Особое внимание в колледже уделяется необходимости духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов.
3. Студенты колледжа выражают полную уверенность, что им удастся
добиться своевременной подготовки к областному конкурсу.
4. За отчетные период было проведено несколько конкурсных мероприятий.

Упражнение 29. Напишите автобиографии с целью устройства на работу:
а) хореографом в ДК;
б) преподавателем в колледже культуры;
в) менеджером.

Упражнение 30.Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей:
1.Руководитель вокально-инструментального ансамбля.
2.Режиссёр драматического театра.
3.Преподаватель по хореографии.

Итоговый контрольный тест по русскому языку и культуре речи
1.Укажите слово, в котором правильно выделен гласный звук.
1) обеспЕчение
2) дОсуг
3) диспАнсер
4) опошлИть
2. Выберите грамматически правильный вариант
Изучая роман Л. Н. Толстого,
1) известные факты истории России по-другому воспринимаются.
2) начинаешь лучше понимать события современности.
3) передо мной стали проступать черты событий войны 1812 года.
4) у иностранных студентов возникали все новые и новые вопросы.
3.Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) более умнее
2) мало яблонь
3) три четверти
4) построй дом
4. В каком предложении допущена речевая ошибка?
1)Река Цна этой весной вышла из берегов.
2)Вопреки усилиям классного руководителя, Петров часто пропускал занятия.
3)Русский народ одержал победу в Великой Отечественной войне.
4)Соня спросила Раскольникова, раскаивается ли он в содеянном.
5. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется раздельно.
1) На клумбе выделялись неприкрытые снегом розы.
2) На выходные у Мирославы оставалось (не)много дел.
3) (Ни)кто (не)забыт и (ни)что не забыто.
4) ( Не)коше.ую траву покрыло снегом.

6. В каком слове пишется буква Ь
1)Ин.екция
2)Много берёзовых рощ.
3) обез.яна
4) в.езд

7. В каком слове пишется буква Ъ?
1) под.ём
2)почтал.он
3)нич.я
4)лад.я.
8. Какое слово пишется через дефис?
1) (Пол)лимона
2) (Бледно)лицый
3) (Пол)дня
4) (Пол)первого
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Карти.ая галерея, вяза.ая кофта, серебря.ый век, старое, писа.ая красавица.
1)1,3 ; 2)2,4; 3) 2,3,4; 4)1,2,3,4
10. В каком слове пишется буква Ё?
1) Галч.нок
2) Хорош.
3) Дириж.р
4) Перц.вый

11. В каком слове пишется непроизносимая согласная?
1) Со.нце
2) Ко.статировать факт
3) Иску.ный жонглёр
4) Выпле.нуть эмоции

12.В каких словах пишется буква И? Укажите вариант.
Я не писала ничего более ужасное, чем последнее письмо, которое, несмотря на серьезность содержания, ничуть не изменило мнение друзей.
1) 1,3; 2) 2,4; 3) 4,5; 4) 2,5

13. В каком варианте во всех словах пропущена безударная гласная в корне, проверяемая ударением?
1) с.реневый, подм.стить, отр.вление
2) д.твора, д.ньгами, с.довник
3) усм.рение, напр.вление, с.бака
4)уб.рать, распред.лить, оп.лчение
14. Укажите вариант, где во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ра.пределить, бе.помощный, .десь
2) с.езд, трёх.ярусный, п.едестал
3) медал.он, шампин.он, почтал.он
4) сверх.зысканный, меж.нститутский , с.митировать
15. В каком слове пишется буква Е?
1) Почист.т обувь
2) Слыш.т хорошо
3) Маш.т рукой
4) Ман.т вдаль
16. В каком слове пишется гласная У (Ю)?
1) Сме.щийся ребёнок
2) чепуху мел.т
3) мол.щийся о помощи
4) тяжело дыш.щий
17. В каком слове пишется удвоенная согласная?
1)Гра.ота
2)Ко.ический
3)Гра.атика
4)А.атия
18. Отметьте правильный вариант постановки запятой или ее отсутствие в предложении:
К нам из области приехал молодой хореографический коллектив (?) и показал мастер-класс нашим студентам.
1.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3.Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
9. Отметьте вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Скажите ( ) друг мой( )разве вы ( )талантливый и образованный человек ( ) не возмущаетесь выступлением ваших коллег?
1) 1,2; 2) 1,3; 3) 1,2,3,4; 4) 3, 4.
20. Укажите предложение, в котором выделенные слова должны обособляться.
1)Прочитанная мною книга вызвала массу положительных эмоций.
2) Анна возмущенная услышанным вышла из аудитории.
3)Андрей бежал сломя голову. 4) Вовремя сказанное доброе слово надолго запомнилось.
21. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
1)Это было прошлым летом (?) в середине августа.
2)Я знаю (?) между нами океан, но ничего мне от тебя не надо!
3) Жизнь прожить (?) не поле перейти!
4)Любишь кататься (?) люби и саночки возить.
24. Отметьте номер предложения, в котором ставится тире.
1) Господство над слабыми (?)есть свойство мелкой душонки.
2) Комната выглядело ужасно(?) разбросанные вещи, немытая посуда, пыль и беспорядок.
3) Ученье (?) свет (?) (не)ученье (?) тьма.
4)Всё приходит со временем (?)знания, умения, навыки.

22. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении нужны запятые?
Евгений зачитался до того(1) что (2) когда открылась дверь на террасу (3) и незнакомый силуэт показался в проёме (4) не сразу понял (5) что происходит.
1) 1,3,5; 2) 1, 2, 4,5; 3) 1,2,3; 4) 1, 2, 3, 4, 5.

Литература:
1.Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003.
2.Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005
3.ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации: Унифицированная система организационно-распорядительной документации. М., 2003.
4.Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.
5.Стилистический энциклопедический словарь русского языка /Под ред. М.Н. Кожиной. М.,2003.
6.Справочник – практикум: Культура устной и письменной речи делового человека. М., 2001.)
7. Е. А.Лисовская, Выдержка из статьи "Орфоэпическая разминка, или «ПУЛЬС СЛОВА». http://pravilnodelat.ru/kak-pravilno-postavit/pravilno-postavit-udarenie-slove-otrochestvo.html
8. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина //Правописание безударных гласных, §39
9. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.
Категория: Учебно-методические пособия | Добавил: marina-panu
Просмотров: 52 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Мария Николаевна!   
Ваша работа прошла тех. экспертизу и допущена к участию в Конкурсе.
С уважением, тех. эксперт Мишина Е. Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz