Пятница, 15.12.2017, 15:11

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » ВТОРОЙ КОНКУРС "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА" » Учебно-методические пособия

Методическая разработка урока по теме «Первоначальные химические понятия (Использование различных форм контроля на уроках химии) "
[ · Скачать удаленно (2,26 МБ) ] 14.11.2017, 18:08

Введение
Закон Российской федерации «Об образовании в РФ» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики — адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.
Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему я и мои коллеги решаем путем использования разнообразных форм контроля на уроках
Проверка и оценка знаний, умений и навыков (универсальных учебных действий – УУД) учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Цель моего опыта работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.
Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Контроль результатов обучения – это очень важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения. Так как контроль носит в основной школе обучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с другими методами обучения.
Контроль результатов выполняют все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение.
Особенно важен он для учащихся. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Воспитательное значение контроля велико. Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов.
Контроль воспитывает целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т.е. способствует формированию нравственных качеств личности.
Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Поэтому, главное требование к контролю - его систематичность.
Контроль результатов обучения важен и для учителя, так как позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.
В процессе обучения должна контролироваться реализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержанием проверки.
Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.
Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Количественная оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися выражается в баллах (отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующее:
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
б) четвертная ( триместровая) проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти (триместра);
в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
г) выпускные и (или) переводные экзамены.

Выводы.
В моей системе учебной работы находят свое применение различные методы проверки и оценки знаний. Это обеспечивает необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся и, как результат: стабильность уровня качества знаний и успеваемости и сокращение количества детей, за год не овладевших базовыми учебными программами по моему предмету; рост числа выпускников, продолживших своё обучение по направлениям, связанным с химией и биологией (СПО и ВУЗы по медицинскому направлению).
Приведу доказательства. За последние 3 года КО по химии (9 кл.)- 56,8%, по биологии – 72,4% ; средний балл повысился: по химии (9кл)– с 3,7 до 3,9, по биологии-с 3,9 до 4,2; УО составляет 100 %. Средний балл по ГИА-9 - по химии-4,3,по биологии-4,2. Все ученики подтверждают свои оценки при государственной аттестации в средних и средне- специальных учебных заведениях: лицеях, техникумах, колледжах. Мои обучающиеся награждены похвальной грамотой Министерства образования и науки РФ «За особые успехи в изучении биологии», имеют золотые и серебряные медали по окончании средней общеобразовательной школы. Ежегодно мои обучающиеся становятся победителями и призёрами муниципальной НПК «Шаги в науку», конкурсов антинаркотической направленности, а такэе региональных, областных и международных конкурсов по предметам (химия и биология)
Т.о., правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей.
Исходя из вышесказанного, была определена цель моей методической разработки урока: экспериментально проверить систему контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроке химии, используя различные формы и методы контроля; определить наиболее оптимальную форму в ходе педагогической деятельности в рамках одного урока, показать систему применяемых форм контроля, демонстрация наиболее удачных из них .
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Составить и реализовать по ходу урока комплекс заданий для проверки знаний учащихся по теме «Первоначальные химические понятия»
2. Экспериментально проверить разработанную систему контроля знаний у учащихся 8-го класса.
3. Показать целесообразность и рациональность применения разработанной системы проверки знаний.
4. Выявить уровень достижений, успехов учащихся с тем, чтобы создавать условия для последующего включения учеников в активную творческую деятельность.

Чтобы уроки не были скучными, и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером этому может служить урок по теме «Первоначальные химические понятия ». Урок был построен на основе адаптивной системы обучения, с помощью которой можно удачно реализовать все формы контроля знаний на уроке. Вашему вниманию предоставляю полную разработку урока.

Урок по теме:
«Первоначальные химические понятия »Класс 8
(в рамках реализации «Использование различных форм контроля на уроках»)
(урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся)
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний учащихся.
Учебный комплект: учебник «Химия. 8 класс», (авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман) – М.: Просвещение, 2014 г.,
Оборудование и методическое обеспечение урока: учебник; рабочая тетрадь; компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока, видеоролики, мультимедийный проектор, оценочные листы, карточки с заданиями, жетоны, тесты; музыкальное сопровождение, шкала для определения индивидуального состояния до и после урока, дидактическая игра «Колесо фортуны» Г.О. Аствацатуров, г. Армавир http://www.superhimik.com/t6935-topic .
Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения по изученной теме, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений и навыков. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков

Задачи урока:
Предметные:
 Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
 Обеспечить развитие у школьников умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях.
 Обеспечить установление учащимися межпредметных связей и роли темы в жизни.
Метапредметные: способствовать развитию умениям
 Подмечать и осмысливать закономерности.
 Проводить рассуждения по аналогии.
Личностные :
 Предоставить возможности формирования ценностного отношения к знаниям.
 Содействовать развитию интереса к самостоятельной познавательной деятельности.
 Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе.
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала; закрепить навыки определения валентности по формуле, составления химических формул и уравнений химических реакций.
Развивающие: развивать способность легко различать простые и сложные вещества, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать смекалку, эрудицию, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать самостоятельно и в коллективе; воспитывать у учащихся любовь и интерес к предмету.
В процессе решения задач урока лежит деятельность учащихся, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний , применение их на разных уровнях:
I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. (понял, запомнил, воспроизвел.)Базовый уровень.
2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. (понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.) Средний уровень.
3. Уровень готовности к творческому применению знаний. ( овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.) Высокий уровень.
Методы:
общие - иллюстративно-наглядный, беседа, лабораторные эксперименты, интеграция, активное восприятие, стимулирование и мотивация, методы учения и преподавания, использование ИКТ, учебная дискуссия, разноуровневость в обучении;
контроля и оценки
а) ТРАДИЦИОННЫЕ:
* устная проверка знаний (индивидуальная, фронтальная),
* письменная проверка знаний (индивидуальная, фронтальная),
*фронтальная беседа,
* взаимоконтроль,
* самоконтроль,
*проверка домашнего задания.
б) СОВРЕМЕННЫЕ и НЕТРАДИЦИОННЫЕ:
* программированный контроль,
*тестирование,
* рейтинговая оценка,
* работа в группах,
*дифференцированный контроль,
* работа с консультантами,
*работа с учащимися старшего класса.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вид контроля: итоговый.
Подвид контроля: комплексный зачёт.
Урок рассчитан на 2 академических часа (спаренный урок по химии)
1. Подготовительный этап (предварительная подготовка):
В самом начале изучения темы «Первоначальные химические понятия» учащимся объявляется о зачете
За неделю до зачета учитель назначает «Смотрителя» из числа девятиклассников. С ним разбираются основные вопросы, проводится инструктаж по технике безопасности. Его задача- контроль действий учащихся на каждом этапе.
Класс разбит на группы. Их 3 в зависимости от уровня знаний (базовый, средний, высокий). Так как в классе 3 ряда и 12 человек, то в каждой группе 4 человека, сидящие за общим столом (парты сдвинуты). За каждым столом из трёх сидит консультант (более сильный учащийся из группы). Функции консультанта: организовать работу учащихся, консультировать их по возникающим вопросам в процессе работы, проверка и анализ домашнего задания (сообщения: о способах очистки воды, об учёных, которые внесли свой вклад в развитие атомно-молекулярного учения, решение теста).
Готовятся разноуровневые задания на карточках разных цветов, маршрутные листы (так, чтобы чередовались расчетные и теоретические задания, где используется свой цветовой сигнал).
2. Проведение обобщающего урока (зачета).
В начале урока учитель раздаёт маршрутные листы с указанием фамилий участников группы и названий станций- заданий- проходимых разделов повторения. Приложение 1.2.
Учитель объясняет правила проведения зачета:
1. Группа должна пройти все этапы;
2. На каждое задание отводится определённое время ( около 5 мин.)
3. Прохождение расчетных станций-заданий (химическая, валентная, расчетная) начинается с заданий на «3», далее- более сложные. Таким образом, каждый учащийся, не зависимо от уровня группы, может набрать максимально возможное количество баллов;
4. Листы с выполненными заданиями учащиеся сдают «Смотрителю», который контролирует правильность выполнения заданий.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент. Ориентировочно-мотивационный этап.
- Приветствие.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Настрой на урок.
- Постановка целей и задач урока.
II.Актуализация знаний учащихся.
Повторение теоретических сведений в ходе игры «Колесо фортуны».
III. Химическая разминка «Исчезнувшие слова»
1. Повторение значений понятий «атом» и «молекула»..
2. Вставить пропущенные слова.

IV. Работа в группах.
1. «Валентная»
Расчёт валентности над элементами в молекулах веществ и составление формул с учётом известной валентности.

2.« Химическая»
Проверим умения составлять уравнения реакций и определять тип реакции
3.« Расчётная»
Проверим умения вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю элемента в молекуле, умения выводить формулу
вещества по известным массовым долям элементов в соединении
V. Физпауза.

VI. Повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории. “Химик - экспериментатор”
VII. Проверка домашнего задания. Задача практического содержания: «Методы подготовки воды для коммунальных нужд» или «Из истории развития атомно-молекулярного учения».
VIIΙ. Проверь себя. Индивидуальная самостоятельная работа – тестирование.
ΙΧ. Рефлексия.
Χ. Анализ результатов урока. Выставление оценок.
ΧΙ. Итог урока.
Ход урока.
Деятельность учителя и смотрителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Ориентировочно-мотивационный этап.
- Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать.
А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости -30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Поэтому все улыбнулись друг другу, наши гостям. Глубоко вдохнули, затем выдохнули, настроились на работу.
В начале и конце урока проведём с вами психологическую разминку. Ее цель – определить эмоциональное состояние учащихся и присутствующих на уроке.
У каждого ученика и гостя (раздаётся заранее, на перемене) табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (слайд 1).


Определи свое эмоциональное состояние
- Было бы замечательно, если бы к концу нашего урока у каждого из вас оно улучшилось
- Химия – наука, которая требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения и в тоже время Химия – это наука интересная и удивительная. М. Горького, адресовал своим юным современникам слова, которые актуальны до сих пор: «Прежде всего, и как можно внимательнее изучайте химию! Её пронизывающий смелый взгляд проникает в темень земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит везде и, везде обнаруживая гармонию, упорно ищет начало жизни». (слайд 2).
- Как вы думаете, почему именно эти слова стали эпиграфом нашего урока?

- Сегодняшний наш урок - это урок-повторение в виде комплексного зачёта, тема урока «Первоначальные химические понятия. (слайд 3).
Химия пронизывает всю нашу жизнь, и сегодня на уроке мы ещё раз в этом убедимся.

- Как вы думаете, учитывая всё это, какие сегодня на уроке будут цели и задачи урока?(слайд 4).

- Мы заканчиваем изучение темы “Первоначальные химические понятия ”. Наша задача на этом уроке, показать, как мы усвоили изученный материал, и как мы умеете применять полученные знания при решении конкретных задач не только на уроке, но и в жизни.
- Девиз урока: Используйте шестерку слуг,
Они помогут вам везде!
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где! (слайд 5).

На столе у каждого из вас есть оценочный лист. В него будут вносить оценки за каждый этап урока. Сюда внесены оценки консультанта за выполнение домашнего задания. В конце урока вы можете подсчитать свой средний балл за урок.(слайд 6).

ФИ
учащегося хими-
ческая валент-
ная теорети-
ческая расчет-
ная практи-
ческая домашняя работа итог
доклад тест
1.Горина
2.Коблова
3.Ладанова
4.Клепикова Д.


Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение на начало урока.

- Потому, что мы изучали тему «Первоначальные химические понятия», именно рассматриваемые в этой теме понятия необходимы для дальнейшего изучения химии, а так же эта тема имеет широкое практическое применение. Так и мы, изучая различные разделы химии, познаем гармонию мира.

Формулируют сами цели и задачи урока «Наша задача сегодня - повторить все основные вопросы и понятия по изученной теме, закрепить полученные умения и навыки .»
и записывают тему урока в рабочей тетради.

II. Актуализация знаний учащихся. (по 3 вопроса. 5-7 мин.)
- Известный французский писатель Анатоль Франс сказал в свое время: “Учиться надо весело.…Чтобы поглощать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Повторить необходимые теоретические сведения я предлагаю вам с помощью «Колеса фортуны» Слайд 7. Использование второй презентации
- Не забудьте консультанты, оценить данный этап урока в оценочном листе.

Групповая, фронтальная, индивидуальная работа (контроль) - Вы легко справились с этой задачей. Молодцы!

Каждая группа по-очереди «крутит» колесо (может делать Смотритель) и даёт ответ.

III. Химическая разминка «Исчезнувшие слова»
- Замечательный русский ученый М. В. Ломоносов, человек поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как физика, химия, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики и др. Ломоносов писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) человек в течение всей своей жизни.

«Исчезнувшие слова»:
- На ваших столах вы найдёте листы, где записан текст. Эти предложения написаны таинственными чернилами и лежали на солнце - некоторые слова выгорели, а теперь их надо восстановить. Вместо пропусков написать слова: «атом» или «молекула».
1. ______ воды состоят из ____ кислорода и водорода.
2. Для дыхания животных необходимы ________ кислорода.
3. В состав _________ сахара кроме ______кислорода и водорода входят _____ углерода.
4. При растворении сахара в воде _________ сахара равномерно распределяются между _________ воды.
Приложение 3.
(слайд 8 ).

(слайд 9 ). Обучающиеся работают совместно, пропущенные слова записывают на выданные листы. Если испытывают трудности - зовут Смотрителя или могут позвать Консультанта. Возможны обсуждения при проверке.

Предполагаемые ответы:

Высвечиваются на доске при проверке
1. Молекула, атомов
2. Двухатомные молекулы
3. Молекулы, атом, атом
4. Молекулы, молекулами
За каждый правильный ответ-1 балл
IV. Работа в группах.
- Настало время поработать серьёзно и самостоятельно в группах.
Работа в группах осуществляется следующим образом: задания пакета консультант распределяет по степени сложности, в зависимости от возможностей учащихся его группы. Если при работе возникают вопросы, то руководитель даёт консультации, помогает при решении заданий. При работе консультант может перемещаться по классу в зоне своей группы. Приложение 4.
1. «Валентная»
- Сейчас проверим ваше умение определять валентность элемента по формуле и умение составлять формулу по валентности.
Раздаются листочки с заданиями. Каждая группа получает задания и выполняет все возможные, начиная с базового уровня. Смотритель и учитель перемещаются от группы к группе.

Задание 1. Проставить валентности над элементами:

K2O, MgO, Al2O3, BaCl2, CH4, MnO2, Cl2O7 (слайд 10 ).

Задание 2. Составить формулы:

Ba и О, Na и О, Аl и F, Fe(III) и О, N(IV) и О, Cr(VI) и О (слайд 10).

2.« Химическая»
- Проверенные знания по определению валентности необходимы для составления уравнений реакции. Проверим умения составлять уравнения реакций и определять тип реакции. (слайд 11 ).

Ca+N2=Ca 3N2
H2+Cl2=HCl
K+O2=K2O
H2+F2=HF

Na+ Н2О=
Al+ O2=
BaO + НCl=
Al+Cl2=

Li+…=LiCl
…+O2=Fe2O3
B+…=B2O3
SO3+…=Н2SО4

Определите тип химической реакции, обведите букву и напишите ответ.
Уравн
ния реакции Реакция соединения Реакция разложения Реакция замещения Реакция обмена
2Са + О2 = 2СаО Ш X С И
2Аl + 6HCl = 2AlCl3 +3 H2 Ж С К Т
2Ag2O = 4Ag + 2O2 Э О Е Ь
NaOH + HCl = NaCl + H2O Ъ Г Н Л
4K + O2 =2K2O А Б Р Я

3. «Расчётная».
- Проверим умения вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю элемента в молекуле, умения выводить формулу вещества по известным массовым долям элементов в соединении. (слайд 12 ).

1. Рассчитать массовую долю кислорода:
H2SО4

2. Рассчитать массовые доли всех элементов H2SО4

3. Выведите формулу:
Na-74,2%
O-25,8%


Предполагаемые ответы (записываются на доске одним из учащихся группы в то время, когда остальные работают на местах):
Задание 1.
K2O (I, II), MgO(II,II), Al2O3(III,II),
BaCl2 (II,I), CH4 (IV,I), MnO2 (IV,II),
Cl2O7(VII.II)

Задание 2.
BaО, Na2О, АlF3, Fe2О3, NО2, CrО3
Предполагаемые ответы (записываются на доске одним из учащихся группы в то время, когда остальные работают на местах):

3Ca+N2=Ca 3N2 –р.с.
H2+Cl2=2HCl–р.с.
4K+O2=2K2O–р.с.
H2+F2=2HF–р.с.

2Na+ 2Н2О= 2NaОН+ Н2 – р.з.
2Al+ 3O2= 2Al2O3 –р.с.
BaO + 2НCl=BaCl2 + Н2O –р.о.
2Al+3Cl2=2AlCl3 –р.с.

2Li+ Cl2=2LiCl–р.с.
4Fe +3O2=2Fe2O3–р.с.
2B+3O2 =B2O3–р.с.
SO3+Н2О=Н2SО4–р.с.

Ответ: ШКОЛА

Предполагаемые ответы (записываются на доске одним из учащихся группы в то время, когда остальные работают на местах):

V. Физпауза. “Физические и химические явления”.
(Слайд 13). На слайде вы видите явления. Если явление химическое, вы поднимаете обе руки вверх, если физическое-приседаете. Исходное положение –руки на поясе. Начали:
скисание молока
плавление стекла
сгорание топлива
ржавление железа
замерзание воды
гниение органических веществ
растворение поваренной соли
образование снега
испарение воды
горение древесины
протухание яйца
почернение серебра
- Молодцы. Прошу всех сесть.

Предполагаемые ответы
скисание молока Х
плавление стекла Ф
сгорание топлива Х
ржавление железа Х
замерзание воды Ф
гниение органических веществ Х
растворение поваренной соли Ф
образование снега Ф
испарение воды Ф
горение древесины Х
почернение серебра Х
VI. Повторение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории. “Химик - экспериментатор”
- Давайте вспомним ПТБ.
1. 3 вопроса.
(слайд 14 -15, 16, 17-18, 19).
ИЛИ
2. Просмотр и обсуждение видеоролика – видеоролика.
(слайд 14,15, 16 ).

1. Каждая группа по-очереди получает вопрос и даёт ответ

ИЛИ

2. 2.Учащиеся смотрят видеофрагменты и говорят, какие правила ТБ здесь должны соблюдаться.
VII. Проверка домашнего задания. Задача практического содержания.
-Методы подготовки воды для коммунальных нужд
Вода играет исключительную роль в процессaх обменa веществ,
состaвляющих основу жизни. По нaзначению водопользование
подрaзделяется нa хозяйственно-питьевое, коммунaльное,
сельскохозяйственное, промышленное, трaнспортное. Сегодня невозможнa работа ни одного предприятия без специальных систем водоочистки и водоподготовки, будь то пищевая, легкая, нефтянaя, гaзовaя, химическая, медицинская промышленность. Как происходит водоподготовка мы сейчас услышим.

- Итак, какие способы очистки мы услышали в сообщении:

Фильтрование
- Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие?

- В чём суть фильтрования?

- Что лежит в основе этого метода?

Отстаивание
- В чём состоит суть метода отстаивания?

- Приведите примеры отстаивания.

- В сообщении вашего товарища были произнесены ещё 3 метода очистки: аэрация, коагулирование и стерилизация. На дом я дала Вам приготовить небольшие сообщения, раскрывающие суть этих методов. Теперь пришла пора рассказать о них.

2 вариант

ИЛИ «Из истории химии»

- Каждой группе было задано домашнее задание: подготовить выступление об ученых, которые внесли достойный вклад в развитие «Атомно-молекулярного учения» или явились его основоположниками. Слово предоставляется представителю каждой группы.

- Молодцы! Мы не только повторили изученное на уроках ранее, но и попытались заглянуть в будущее наших уроков-у нас будут темы, связанные с последним сообщением, и мы ещё вернёмся к понятиям «орбиталь», «ионы» при детальном изучении строения атома.

- И именно сейчас я прошу вас вернуться к словам эпиграфа нашего урока. Как вы думаете, какой скрытый смысл содержится в словах М. В. Ломоносова «Широко простирает химия руки свои в дела людские». Предварительно консультанты проверяли подготовленные доклады и дают краткую оценку им, выделяя главное.
Сообщение учащегося.
Водоподготовкa воды - это изменение ее физико-химических свойств в соответствии с требованиями, предъявляемыми в кaждом конкретном случае. В зaвисимости от нaзначения воды используются рaзличные технологии ее подготовки. Основным критерием выборa технологии водоподготовки являются покaзатели кaчества воды, поэтому изнaчально необходимо провести лaборaторные исследовaния проб воды. От прaвильно проведенных лaб.исследовaний зaвисит выбор технологии водоподготовки и эффективность рaботы систем водоочистки.
Подготовка воды включает несколько стадий:
•мехaническую фильтрацию;
• отстаивание (иногда с предварительным коaгулированием);
• фильтрацию через слой пескa;
• aэрацию;
• стерилизацию.
Водопроводнaя водa очищается от вредных веществ. Проблемa очистки воды, используемой для бытовых целей от рaзличных зaгрязнений имеет огромное знaчение. С одной стороны, постоянно повышаются требовaния к кaчеству воды, a с другой – происходит прогрессирующее зaгрязнение водных источников, которое затрудняет рaботу существующих систем очистки.

•мехaническая фильтрация;
•отстаивание;
*коaгулирование;
• фильтрация через слой пескa;
• aэрация;
• стерилизация.

чайное ситечко, дуршлаг

фильтрование
Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре.

В основе метода лежит различие в размерах частиц

Отстаивание
Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность.

Если мы возьмем стакан с водой, смешенной с песком, через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка. Подобным методом можно осадить грубые компоненты. А если взять две несмешивающиеся жидкости,напр., бензин и воду, то более легкая (бензин) будет отстаиваться сверху, более тяжелая (вода) – внизу. Это тоже отстаивание.

Короткие сообщения по группам.
Аэрация:
Аэрация воды (очистка воды аэрацией) необходима, когда требуется очистка воды от железа, марганца и сероводорода (всегда работает в паре с безреагентным обезжелезивателем). Очистка воды аэрацией очень эффективна. Одновременно удаляются из воды запах сероводорода (удаление сероводорода из воды) и другие газы.
Системы аэрации воды предназначены для:
- повышения концентрации растворенного кислорода;
- удаления из воды газов и запахов;
- обезжелезивания воды;
В ходе аэрации растворенные соединения железа и марганца вступают в реакцию окисления с кислородом и выпадают в осадок, который задерживается засыпным фильтром. Наряду с этим, происходит удаление газов, придающих воде неприятный привкус и запах. Данный метод очищения является безреагентным, что делает аэрационные комплексы экономически выгодными. Установка аэрации воды включает в себя определенный набор составных элементов. Обогащение кислородом происходит в аэрационной колонне – баке, снабженным клапаном для выведения избытка газов и воздуха. За функцию нагнетания воздуха отвечает компактный безмасляный компрессор. Включение и отключение компрессора происходит по сигналу датчика потока, реагирующего на забор и прекращение подачи воды. Оборудование для аэрации воды необходимо выбирать с учетом характеристик исходной воды, планируемого объема водопотребления, а также предпочитаемого метода аэрации – напорного или безнапорного.

Коагулирование:
Мелкодисперсные примеси удаляются из воды методом коагулирования. Коагулирование — это обработка воды реагентом, приводящая к укрупнению частиц с целью ускорения их осаждения. При коагулировании происходит осветление и обесцвечивание воды. Природные воды загрязнены гуминовымн веществами, глиной, кремниевой кислотой и др. Частички всех этих веществ несут на себе отрицательный заряд. Удаляют эти примеси с помощью коагулянтов — солей, образованных слабыми основаниями и сильными кислотами. Эти вещества вступают в обменную реакцию с ионами воды, образуя сложныесоединения.Коагуляция обеспечивает эффективное дальнейшее задержание примесей механическими фильтрами или выпадение примесей в осадок. Стоит заметить, что коагуляция особенно эффективна при очистке воды от примесей железа.
Схема очистки воды коагуляцией
1. Добавление в загрязненную воду коагулянтов;
2. Перемешивание, важно для обеспечения наиболее полного контакта коагулянта с загрязнителем;
3. Отстаивание или фильтрация.
Стерилизация.
В воде могут присутствовать всевозможные вирусы и бактерии, например, кишечная палочка,
наличие которой свидетельствует о загрязнении воды выделениями людей и животных и т.п. В технологии водоподготовки известно много методов обеззараживания воды, которые можно классифицировать на четыре основные группы:
• термический;
• с помощью сильных окислителей;
• воздействие ионов благородных металлов;
• физический (с помощью ультразвука, радиоактивного излучения, ультрафиолетовых лучей).
Из перечисленных методов наиболее широко применяют методы второй группы. В качестве окислителей используют хлор, озон, йод, марганцовокислый калий, пероксид водорода. В свою очередь, из перечисленных окислителей на практике отдают предпочтение хлору, озону. Выбор метода обеззараживания воды производят, руководствуясь расходом и качеством обрабатываемой воды, эффективностью предварительной очистки воды, условиями поставки, транспорта и хранения реагентов, возможностью автоматизации процессов и механизации трудоемких работ. Обеззараживанию подвергается вода, уже прошедшая предшествующие стадии обработки, коагулирование,осветление и отстаивание, фильтрование, так как в фильтрате отсутствуют частицы, на поверхности или внутри которых могут находиться в адсорбированном виде бактерии и вирусы, оставаясь, таким образом, вне воздействия обеззараживающих средств.
Хлорирование воды является надежным средством, предотвращающим распространение эпидемия, так как большинство патогенных бактерий (бациллы брюшного тифа, туберкулеза и дизентерии, вибрионы холеры, вирусы полиомиелита и энцефалита) весьма нестойки по отношению к хлору. Спорообразующих бактерий хлор не уничтожает, что является одним из недостатков этого метода обеззараживания.

1 группа (базовый уровень)
В основе физики и химии лежит атомно-молекулярное учение. Источником для зарождения атомно-молекулярного учения являются труды древнегреческих философов, основным научным методом которых являлись дискуссия, спор. Для поиска первопричин в спорах обсуждались многие логические задачи, одной из которых являлась задача о камне: что произойдет, если начать его дробить? Большинство философов считало, что этот процесс можно продолжать бесконечно, и только Левкипп утверждал, что этот процесс не бесконечен: при дроблении, в конце концов, получится такая частица, дальнейшее деление которой будет просто невозможно. Основываясь на этой концепции, Левкипп (500–440 гг. до н.э.) утверждал: "Материальный мир дискретен, он состоит из мельчайших частиц и пустоты".
Ученик Левкиппа Демокрит (460–370 гг. до н.э.) назвал мельчайшие частицы, из которых состоит вещество, "неделимые", что в переводе на греческий значит "атомы". Демокрит, развивая новое учение – атомистику, приписал атомам такие современные свойства, как размер и форму, способность к движению.Последователь Демокрита Эпикур (342–270 гг. до н.э.) придал древнегреческой атомистике завершенность, предположив, что у атомов существует внутренний источник движения и они сами способны взаимодействовать друг с другом.

2 группа (средний уровень)
После Демокрита учение об атомах было на много веков забыто. Возродил атомис тическую теорию английский физик и химик Джон Дальтон. Он основывался на открытых в то время законах химии и экспериментальных данных о строении вещества. Таким образом, установил, что атомы одного элемента имеют одинаковые свойства, а разных элементов – различаются по свойствам. Дальтон ввел важную характеристику атома – атомную массу и для очень многих элементов были установлены ее относительные значения. В своем атомно-молекулярном учении Дальтон дает характеристику атому: «Атом неделим, вечен и неразрушим».
О сложности устройства атома свидетельствуют экспериментальные открытия, сделанные в науке на рубеже конца 19-начала 20 века.
В 1879 году Крукс открыл катодные лучи, представляющие собой поток электронов в вакуумированной трубке, содержащей катод и анод. Английский физик Джозеф Томпсон назвал частицы катодных лучей электронами.
Русский ученый Столетов открыл явление фотоэффекта – испускания металлом электронов под действием падающего на него света.
Значимым стало открытие Рентгеном «Х»-лучей, позже названных рентгеновскими в честь ученого. Эти лучи представляют собой электромагнитное излучение подобное свету с гораздо более высокой частотой, испускаемой при действии на них катодных лучей.
Большой вклад в развитие представлений об элементарных частицах внесли французский физик Антуан Анри Беккерель и супруги Кюри, открыв явление радиоактивности. Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одного химического элемента в другой, сопровождаемое испусканием электронов или других частиц и рентгеновского излучения.
Эти экспериментальные данные свидетельствуют о том, что атом – сложноустроенная система.
3 группа (высокий уровень)
Одной из первых моделей строения атома явилась модель английского физика Джозефа Томсона, предложенная им в 30е гг. 19 века, – так называемый «пудинг с изюмом»: атом представляет собой сферу положительного электричества с вкрапленными электронами.
Для проверки этой модели в 1899-1911 гг. английский физик Эрнест Резерфорд провел опытные исследования и сформулировал планетарную (ядерную) теорию строения атома. Согласно этой модели, в центре атома находится очень маленькое ядро, размеры которого приблизительно в 100’000 раз меньше размеров самого атома. В ядре сосредоточена практически вся масса атома. Оно имеет положительный заряд. Вокруг ядра движутся электроны, заряженные отрицательно. Их число определяется зарядом ядра.
Однако такая модель имела свои недостатки:
1) Резерфорд не смог объяснить устойчивости атома. Двигаясь вокруг ядра, электрон расходует энергию и в какой-то момент, израсходовав ее всю, он должен остановиться – упасть на ядро, что равносильно гибели атома. Но на самом деле атомы – структуры довольно стабильные.
2) Резерфорд не смог объяснить линейный характер атомных спектров. Согласно его модели, электрон должен излучать энергию постоянно и поэтому атомный спектр должен быть сплошным, но экспериментальные данные доказывали обратное: спектр не сплошной, а прерывистый. Это означает, что электрон излучает энергию порциями.
Свою теорию строения атома, основанную на планетарной модели и квантовой теории, в 1913 году предложил датский физик Нильс Бор. Основные положения он сформулировал в виде постулатов:
I. Электрон может вращаться вокруг ядра по определенным, стационарным круговым орбиталям.
II. Двигаясь по стационарной орбите, электрон не излучает энергию.
III. Излучение электромагнитной энергии (либо ее поглощение) происходит при переходе электрона с одной стационарной орбиты на другую.
Но и эта модель не явилась совершенством, в ней также присутствовали противоречия. «Спасти» теорию Бора пытались многие ученые.
В 1932 году Иваненко предложил протонно-нейтронную модель ядра. Эту теорию развил Гейзенберг. Эта модель строения атома существует до сих пор, сочетает в себе все предыдущие модели и «исправляет» их недостатки. Суть теории в том, что атомное ядро состоит из протонов и нейтронов. В совокупности они называются нуклоны. Число протонов в ядре («+» заряд) характеризует его заряд. Количество электронов («-» заряд), движущихся вокруг ядра, соответствует количеству протонов в нем. Электроны движутся по определенным атомным орбиталям, которые могут существовать в различных формах. При переходе с орбитали на орбиталь испускается или поглощается электромагнитная энергия.

Ответы ребят.
Важнейшие объекты изучения химии (элементы, вещества, реакции) взаимосвязаны между собой. Эта связь отчетливо проявляется в процессе превращения веществ
VIIΙ. Проверь себя. Индивидуальная самостоятельная работа – тестирование (возможно-как домашняя работа к текущему уроку).
- Для того, чтобы вам в будущем вносить свой вклад в развитие научно – технического прогресса, необходимо сейчас оттачивать свои умения и навыки работы до совершенства. Слайд 20 – задание самостоятельной работы. Слайд 21 – ответы к заданиям самостоятельной работы Приложение 5.
Текст работы демонстрируется на интерактивной доске. Обучающиеся выполняют работу на заранее приготовленных листках с подписью ФИ каждого учащегося.. По окончанию работы, ребята проверяют на доске правильность выполнения работы, выставляют предварительные оценки в оценочные листы.(но окончательную отметку за тест выставляет учитель, проверив решение каждого задания с 7 по 10)
музыкальное сопровождение
Тестовые задания по уровням сложности
(1-6-синий цвет, 7-9-зелёный, 10-красный)

1. Химия изучает:
А. свойства веществ
В. свойства веществ и смесей
С. свойства веществ и их превращения
D.механизм химических реакций
Е. свойства смесей
2. Вещество среди физических тел:
А. серебро
В. стакан
С. ручка
D. воронка
Е. гвоздь
3.Физическое тело среди веществ:
А. медный купорос
В. крахмал
С. полиэтилен
D. пробирка
Е. глюкоза
4. Химический знак элемента с порядковым номером 13:
А. Ga
B. Ni
C. Al
D. Ba
E. O
5. Мельчайшей химически неделимой частицей вещества являются:
А. молекула
В. ион
С. атом
D. химический элемент
Е. группа атомов
6. Простым веществом являются:
А. воздух
В. лёд
С. хлор
D. цемент
Е. сульфид ртути
7. Молярная масса Fe2O3 равна:
А. 72 г/моль
В. 160 г/моль
С. 88 г/моль
D. 232 г/моль
Е. 320 г/моль
8. Ниже приведены группы веществ. Выберите такую, в которой все элементы имеют валентность 1:
1.NaCI, HBr, KF;
2.A1CL, MgF2;
3.NaF, HC1, Cu2O;
4.Fе2О3, MgO, CaCI2.
9. В уравнении реакции Р + 02 -> Р2О5 нужно поставить следующие коэффициенты:
1) 4, 5, 2;
2) 2, 1, 2;
3) З, 4, 2;
4) 5, 4, 2.
10. Рассчитайте массу (г) 3 моль СО2.
50 г
132 г
200 г
13 г. Листы с тестами сдаёт каждый учащийся.

Ответы к тесту:

1. С
2.А
3. D
4.C
5.C
6.C
7.B
8.1
9.1
10.132 г.
ΙΧ. Рефлексия.
- Прочитайте цель занятия .
- Достигли ли вы цели занятия?
- Что бы вы могли улучшить в своей работе?

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Я благодарю вас за активное участие на уроке, за помощь товарищам по команде.
У каждого из вас свои впечатления от урока, которые, возможно, совершенно иные, нежели вначале. Я попрошу поставить в шкале эмоционального состояния ваше настроение после проведённого урока. Ответы учащихся

Работа со шкалой эмоционального состояния.
Χ. Анализ результатов урока. Выставление оценок.
- Запишите домашнее задание. Слайд 22 .
- Молодцы! Отметить наиболее активных на уроке обучающихся
- Оценки будут выставлены с учётом самостоятельной работы и ваших оценочных листов и объявлены после контрольной работы с необходимыми комментариями.
Запись домашнего задания в дневник.

ΧΙ. Итог урока.
Взор химика пытлив, ему порядок мил,
Среди своих реторт, мензурок и приборов,
Таких загадочных для любопытных взоров.
Стремится он постичь капризы тайных сил.
Завидую тебе, взыскательный учёный,
Чьи зоркие глаза мир видят обнажённый,
Как в день творения, исток всех прочих дней.
Веди же и меня в загадочное царство!
Я верю: в нём отыщется лекарство
От всех бесчисленных печалей и скорбей.
(слайд 23 ).
- Наше с вами путешествие с Наукой Химией будет продолжаться, и мы откроем для себя много нового и интересного. Спасибо за работу!


Приложение 1.1.
Шкала для определения эмоционального состояния.


Задание: Определи свое эмоциональное состояние
 до начала урока * после урока.
Приложение 1.2.
Высокий уровень

ФИ
учащегося хими-
ческая валент-
ная теорети-
ческая расчет-
ная практи-
ческая домашняя работа итоговая отметка
доклад тест
1.Горина Т.
2. Коблова М.
3.Ладанова В.
4.Клепикова Д.

Средний уровень
ФИ
учащегося хими-
ческая валент-
ная теорети-
ческая расчет-
ная практи-
ческая домашняя работа итоговая отметка
доклад тест
1.Дульнев Д.
2. Колесников И.
3.Будкова А
4.Атаманчук А.

Базовый уровень
ФИ
учащегося хими-
ческая валент-
ная теорети-
ческая расчет-
ная практи-
ческая домашняя работа итоговая отметка
доклад тест
1.Кудинова Е.
2. Кашков С.
3.Бедулёв Р.
4.Колесник А.

Приложение 1.3

1. ______ воды состоят из ____ кислорода и водорода.
2. Для дыхания животных необходимы ________ кислорода.
3. В состав _________ сахара кроме ______кислорода и водорода входят _____ углерода.
4. При растворении сахара в воде _________ сахара равномерно распределяются между _________ воды.

Приложение 1.4.
1. «Валентная»

Задание 1. Проставить валентности над элементами:

K2O, MgO, Al2O3, BaCl2, CH4, MnO2, Cl2O7

Задание 2. Составить формулы:

Ba и О, Na и О, Аl и F, Fe(III) и О, N(IV) и О, Cr(VI) и О

2.« Химическая»

Ca+N2=Ca 3N2
H2+Cl2=HCl
K+O2=K2O
H2+F2=HF

Na+ Н2О=
Al+ O2=
BaO + НCl=
Al+Cl2=

Li+…=LiCl
…+O2=Fe2O3
B+…=B2O3
SO3+…=Н2SО4

Уравнения реакции Реакция соединения Реакция разложения Реакция замещения Реакция обмена
2Са + О2 = 2СаО Ш X С И
2Аl + 6HCl = 2AlCl3 +3 H2 Ж С К Т
2Ag2O = 4Ag + 2O2 Э О Е Ь
NaOH + HCl = NaCl + H2O Ъ Г Н Л
4K + O2 =2K2O А Б Р Я

3.«Расчётная».
1. Рассчитать массовую долю кислорода:
H2SО4

2. Рассчитать массовые доли всех элементов H2SО4

3. Выведите формулу:
Na-74,2%
O-25,8%

Приложение 1.5.
Тестовые задания по уровням сложности
(1-6- базовый уровень, 7-8-средний уровень, 9-10-высокий уровень)

Выполнил (а) ________________________________________________________________________
Необходимые пояснения (решение) Тестовые задания отметка
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1. Химия изучает:
А. свойства веществ
В. свойства веществ и смесей
С. свойства веществ и их превращения
D.механизм химических реакций
Е. свойства смесей
2. Вещество среди физических тел:
А. серебро
В. стакан
С. ручка
D. воронка
Е. гвоздь
3.Физическое тело среди веществ:
А. медный купорос
В. крахмал
С. полиэтилен
D. пробирка
Е. глюкоза
4. Химический знак элемента с порядковым номером 13:
А. Ga
B. Ni
C. Al
D. Ba
E. O
5. Мельчайшей химически неделимой частицей вещества являются:
А. молекула
В. ион
С. атом
D. химический элемент
Е. группа атомов
6. Простым веществом являются:
А. воздух
В. лёд
С. хлор
D. цемент
Е. сульфид ртути

7. Молярная масса Fe2O3 равна:
А. 72 г/моль
В. 160 г/моль
С. 88 г/моль
D. 232 г/моль
Е. 320 г/моль
8. Ниже приведены группы веществ. Выберите такую, в которой все элементы имеют валентность 1:
1.NaCI, HBr, KF;
2.A1CL, MgF2;
3.NaF, HC1, Cu2O;
4.Fе2О3, MgO, CaCI2.
9. В уравнении реакции Р + 02 -> Р2О5 нужно поставить следующие коэффициенты:
1) 4, 5, 2;
2) 2, 1, 2;
3) З, 4, 2;
4) 5, 4, 2.
10. Рассчитайте массу (г) 3 моль СО2.
50 г
132 г
200 г
13 г.


Самоанализ учащегося (мнение об уровне подготовки, о сформированности ЗУН, недостатки, трудности и т.п.)

консультант
Анализ работы отметка
учитель
Анализ работы отметка

Приложение 2.
Презентация, используемая на уроке.


Литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.– М., «Просвещение», 1988. – 479с.
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
3. Мишин Б.И. Программно-методические материалы. Экономика. 8-11 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 160с.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., «Просвещение», 1996г - 378с
студ.высш.учеб.заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
2001. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
6. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5991
7.http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00032059_0.html
8. http://school-collection.edu.ru/
9. Дидактическая игра «Колесо фортуны» Г.О. Аствацатуров, г. Армавир http://www.superhimik.com/t6935-topic

Категория: Учебно-методические пособия | Добавил: ЖигулеваСветЛАНА72
Просмотров: 49 | Загрузок: 11 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
0
4  
Здравствуйте! Всё отлично! Я поменяла Вашу старую ссылку на новую, теперь материал скачивается сразу по новой ссылке. Ваша работа допущена к участию. Удачи в Конкурсе! Спасибо!

С уважением, Мишина Е. Н.

5  
Спасибо большое!!!

3  
Разместила ссылку файла для скачивания

https://yadi.sk/i/n4DiEyWl3PkzNL
согласно инструкции по размещению материалов Раздел "Обратите внимание", пункт а

0
1  
Уважаемая Светлана Анатольевна!  
Вами не выполнен пункт 2.3 Требований к конкурсным материалам (нет колонтитулов). Недостаток следует устранить не позднее 25.11.2017.   
С уважением, тех. эксперт Мишина Е. Н.

2  
Здравствуйте!Я исправила (вставила колонтитулы). Ссылку разместила здесь:
https://yadi.sk/i/n4DiEyWl3PkzNL

Скажите, я правильно сделала, просматриваются ли колонтитулы?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz