Пятница, 15.12.2017, 15:15

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
irinaD

Каталог файлов

Главная » Файлы » ВТОРОЙ КОНКУРС "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА" » Учебно-методические пособия

Рабочая программа "Мастерская Творчества"
[ · Скачать удаленно (98 КБ) ] 05.12.2017, 22:09
SamoylenkoLO_KonkursMETOD2

Рабочая программа «Мастерская творчества»

Направление: художественно-эстетическое
Срок реализации: 4 года
Возраст участников: 10-15 лет
Автор-составитель: воспитатель Пермской школы-интерната для детей с нарушением слуха и речи Самойленко Людмила Олеговна
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Развитие творческих способностей детей рассматривается как одно из значимых направлений в педагогике. Современные тенденции социально-экономического развития нашей страны, повышение роли человеческого фактора во всех сферах деятельности предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» (2013), «Национальной доктрины образования РФ» (2000), распоряжения Правительства РФ «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы», приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (2011) министерство образования РФ определило в числе актуальных задач решение проблемы развития способностей и одаренности детей. Как подчеркивал Президент Российской Федерации В.В.Путин, «создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества».
При организации работы с детьми в условиях общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Поскольку отличительной характеристикой одаренных детей считается стремление к творческой деятельности, развитие творческого потенциала учащихся является основным условием при создании программы «Мастерская творчества».
Данная программа разработана на базе Пермской школы-интерната для детей с нарушением слуха и речи. Условия школы интернатного типа позволяют создавать и развивать систему внеурочной деятельности внутри образовательного учреждения.
Контингент учащихся данной школы-интерната составляют дети с различными нарушениями слуха и речи, как с сохранным интеллектом, так и с умственной отсталостью. Так же это могут быть дети с задержкой речевого и психического развития, детским церебральным параличом, патологией зрения и другими проблемами здоровья. В своем большинстве это соматически ослабленные дети, которые испытывают трудности в усвоении учебного материала. В основе таких трудностей лежат особенности речевого развития детей с нарушением слуха и речи. В специально организованном в условиях школы-интерната образовательном процессе в единстве решаются задачи формирования полноценной речи, преодолеваются последствия первичного дефекта – нарушения слуха, осуществляется всестороннее развитие учащихся. Особая роль в осуществлении такого специфического процесса образования принадлежит занятиям различного вида деятельности, развивающие мелкую моторику пальцев рук, что, в свою очередь, создает условия для речевого развития детей.
Декоративно-прикладное и художественное творчество способствует творческому развитию ребенка с нарушением слуха, формированию эстетического отношения к окружающей действительности, развивает фантазию и воображение, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии. Занятия по данной программе создают условия для развития творческих способностей и интересов личности детей с нарушенным слухом, формирования и развития личностных качеств, необходимых для успешной социализации, увеличения степени самостоятельности и уверенности в своих силах, для проявления своих потенциальных возможностей, а также компенсируют дефицит общения детей в школе, семье и среди сверстников.
Направленность программы «Мастерская творчества» по содержанию яв¬ляется художественно-эстетической, по функциональному предназ¬начению – прикладной, по форме организа¬ции – групповой, по времени реализации - четырехгодичной.
Программа разработана на основе программ по декоративно-прикладному и художественному творчеству: автора Коротеевой Е.И.: «Смотрю на мир глазами художника» и автора Мартыненко Н.В. «Волшебные пальчики».
При разработке данной программы взяты за основу требования определенного уровня конкурсов, смотров, фестивалей, выставок и других мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся по декоративно-прикладному и художественному творчеству.
Новизна программы состоит в том, что содержание курса программы дополнено темой «Оригами» в разделе «Работа с бумагой»; разделами: «Ремейк», «Вышивание», «Макраме», «Бисероплетение», «Витраж», «Рисование песком», «Рисование в 3D формате».
Педагогическая целесообразность программы. Данная программа учитывает современный уровень развития различных видов декоративно-прикладного и художественного творчества, соблюдает принципы личностно-ориентированного подхода, постепенности, последовательного усложнения требований, доступности, преемственности, результативности, дифференцированного подхода к занятиям и умениям детей с учетом психологофизиологических особенностей детей.
Программа направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к творческой художественной деятельности. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные творческие задачи: создавать творческие работы, используя различные материалы в разнообразных техниках декоративно-прикладного и художественного творчества. Личностно-ориентированный подход создает условия для развития в каждом ребенке уникальных личностных качеств, его неповторимой индивидуальности.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественно-эстетическое развитие учащихся. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу доступности и постепенного усложнения материала. Принцип преемственности позволяет объединить и применить отдельные знания, умения и навыки учащихся, полученные ранее на уроках трудового обучения, рисования, природоведения, истории, географии.
Творческие работы учащихся, выполненные в процессе реализации данной программы, предназначаются для участия на выставках, фестивалях, в конкурсах, для оформления школьного и домашнего интерьера, могут быть использованы в качестве подарков. Кроме индивидуальных творческих работ программой предусмотрено выполнение коллективных заданий, результатом которых являются не только продукт совместного творчества детей, но и воспитательный процесс деятельности учащихся в коллективе.
Цель программы:
Создание условий для максимального развития творческих способностей учащихся, их личностной, социальной и творческой самореализации через декоративно-прикладную и художественную деятельность.
Задачи:
1. Дополнить и расширить основные знания, умения и навыки детей в работе с различными материалами и техниками выполнения по декоративно-прикладному и художественному творчеству.
2. Развивать у учащихся память, наблюдательность, художественное мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук, эстетическое восприятие, творческие способности.
3. Развивать у детей творческую активность, умение анализировать и оценивать результаты художественно-творческой деятельности, умение организовывать самостоятельную и коллективную художественно-творческую деятельность.
4. Воспитывать у учащихся организованность, аккуратность, умение доводить дело до конца, осознание общественно-полезной функции декоративно-прикладной деятельности, навыки взаимоотношения и общения в коллективе, навыки совместной деятельности.
5. Формировать у детей нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, к национальным обычаям и культурным традициям своего края, страны и других народов мира; нравственно-экологическое отношение к окружающему миру.
6. Коррекционная: Развивать речь и слуховые восприятия учащихся, используя различные виды звукоусиливающей аппаратуры.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что данная программа: 1) объединяет два вида художественно-эстетической деятельности: декоративно-прикладное и художественное творчество; 2) включает в себя, помимо предложенных авторами тем, занятия по теме «Оригами» в разделе «Работа с бумагой» и разделы: «Ремейк», «Вышивка», «Макраме», «Бисероплетение», «Витраж», «Рисование песком», «Рисование в 3D формате»; 3) все творческие работы имеют практическую направленность, так как выполненные учащимися изделия могут быть использованы в выставочной деятельности, в оформлении школьного и домашнего интерьера, для участия в различных конкурсах, а также в качестве подарков для сотрудников и ветеранов школы, своих родных и близких людей.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса разнообразных техник выполнения творческих работ по декоративно-прикладному и художественному творчеству: работа с бумагой и пластичными материалами, флористика, ремейк, вышивание, макраме, работа с бисером и нетрадиционные изобразительные техники (рисование пальчиками, фроттаж, набрызг, кляксография, рисование мыльными пузырями, монотипия, рисование песком, граттаж, витраж, рисование в 3D формате, батик).
Содержание курса предусматривают усвоение теоретических знаний и формирование деятельностно-практического опыта. На занятиях учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития декоративно-прикладного и художественного творчества, изучают основные материалы, их структуру и свойства, правила использования и применения, технологию выполнения работы. Для практического задания представляются наиболее распространенные приемы изготовления творческих и художественных работ. Технология выполнения работы демонстрируется на примере конкретных изделий, которые должны найти практическое применение в быту, школьной жизни, оформления интерьера и т.д. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские работы.
Основной формой организации деятельности детей является практическое занятие, позволяющее ознакомиться с новой техникой выполнения работы и выполнить творческое задание по данному виду декоративно-прикладного или художественного творчества. В процессе реализации данной программы применяются следующие формы: коллективная (по количеству детей, участвующих в занятии), мастерская (по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и де¬тей), вводное и практическое занятие (по дидактической цели).
Для реализации содержания курса в программе предусматриваются такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, частично-поисковый метод для организации исследовательской и проектной деятельности, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля. Методы рассказа и беседы являются основными при знакомстве с теоретическим материалом. Методы: объяснительно-иллюстрационный, работа с книгой, демонстрация, – способствуют более эффективному и качественному процессу разъяснения и усвоения учащимися основных приемов выполнения творческой работы. Содержание практической работы носит репродуктивный, творческий или частично-поисковый характер; репродуктивный направлен на воспроизведение приемов выполнения работы по образцу; практическая работа творческого характера развивает у детей стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности; частично-поисковый метод требует активной мыслительной деятельности, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умений и навыков. Методы мотивации и стимулирования направлены на создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, актуальности; на создание ситуации успеха. Методы обучающего контроля позволяют педагогу не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала и вовремя оказать необходимую помощь, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Методы взаимоконтроля обладают воспитательным потенциалом, включающим в себя воспитание у детей ответственности, дисциплины, аккуратности и честности. Методы самоконтроля создают благоприятные условия для активизации самостоятельной работы, осознания правильности своих действий, обнаружении совершенных ошибок, их анализа и предупреждения в дальнейшем.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 10 до 15 лет. Дети данного возраста способны выполнять предлагаемые задания на уровне знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по изобразительному искусству и трудовому обучению в начальной школе.
Сроки реализации программы: 4 года.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии, – коллективная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и де¬тей – мастерская;
- по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Организационная часть обеспечивает на-личие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоре¬тическая часть занятий включает в себя сообщение кратких теоретических сведений по изучаемой теме. Практическая работа связана непосредственно с изготовлением конкретного изделия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, частично-поисковый.
Внеурочная деятельность по данной программе включает в себя проведение творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей и др.) и организацию посещений учащимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров и др.), а также организацию и проведение отчетной выставки творческих работ учащихся, которая является общим итогом занятий по программе.
Режим занятий. Количество занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 40 минут. Количество учащихся в группе: 10-15 человек.

Предполагаемые результаты освоения программы.

1 год обучения.
Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- способы заготовки и хранения природного материала;
- основные понятия и терминологию;
- условные обозначения схем оригами, вышивания и бисероплетения;
- основные приемы работы с бумагой: плоская вырезанная аппликация, плоская вырезанная мозаика, оригами, бумажная пластика; с пластичными материалами: пластилиновая аппликация, лепка из пластилина и соленого теста; по флористике: букет, картина, панно; по ремейку: использование картонных коробок и бумажных тарелок; по вышиванию: вышивание гладью, вышивание по контуру; по бисероплетению: плетение браслетов и фенечек;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: цветная и белая офисная бумага, картон, пластилин и соленое тесто, стеклянные поверхности, сухоцветы и соломка, картонные коробки и бумажные тарелки, нитки «мулине», хлопчатобумажная и льняная ткань, бисер и стеклярус, леска;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- рационально использовать материалы;
- выполнять работы по схемам оригами, вышивания и бисероплетения;
- выполнять плоскую вырезанную аппликацию (панно), плоскую вырезанную мозаику (открытка), элементарные фигуры оригами, объемную работу из бумаги (бумажная пластика), аппликацию из пластилина на стекле, макет из пластилина, новогодние игрушки из соленого теста, букет из сухоцветов, картину или панно из соломки, шкатулку из картонной коробки, панно из природного материала на бумажной тарелке, вышивку гладью на салфетке, браслет и фенечку из бисера в одну и две нити на леске;
- провести окончательную отделку изделий.
Художественное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные виды художественного творчества;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- основные понятия и терминологию;
- основные приемы работы: пальчиковое рисование, фроттаж, техника «набрызга», кляксография, техника мыльных пузырей, монотипия, рисование песком;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: бумага для акварели, картон, цветная гуашь, акварель, карандаш, песок;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- рационально использовать материалы;
- выполнять эскиз работы;
- рисовать пальцами картины красками одного и разного цветов на ватмане;
- выполнять медали, брелки и сувениры в технике «фроттаж»;
- выполнять картину и открытку в технике «набрызга» с использованием трафарета и без него;
- рисовать картину, открытку и панно в технике «кляксография» обычным способом, с использованием трубочки и нитей;
- выполнять открытку и фактурную основу для картины в технике «мыльных пузырей»;
- рисовать предметную картину в технике «монотипия»;
- рисовать картину песком;
- провести окончательную отделку изделий.
Личностные результаты:
-уважение в действии к результатам труда других людей;
- умение делать что-то полезное своими руками;
- умение работать в коллективе;
- стремление к творческому выполнению работы;
- элементарные представления о творческих профессиях;
- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
- проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца;
- соблюдение порядка на рабочем месте;
- элементарные навыки видеть и чувствовать красоту природы, творчества;
- начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры Пермского края, России и мира;
- элементарные навыки проявления эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
- проявление интереса к творчеству, опыт собственного творчества;
- украшение пространства своей жизни - дома, класса, школы.
Регулятивные результаты:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель учебной внеурочной деятельности под руководством педагога;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
-определять под руководством педагога критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные результаты:
- ориентироваться в дидактическом материале (текст, схема, модель, шаблон);
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала (с помощью педагога и самостоятельно);
- извлекать и представлять информацию, представленную в разных формах (текст, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) под руководством педагога.
Коммуникативные результаты:
- самостоятельно отвечать на вопросы педагога, сверстников, родителей полным и кратким ответом.
- оформлять свои мысли в устной (1-5 предложений) и письменной речи (1-4 предложения) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки (1-5 предложений).

2 год обучения.
Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- способы заготовки и хранения природного материала;
- основные понятия и терминологию;
- условные обозначения схем оригами, вышивания, макраме и бисероплетения;
- основные приемы работы с бумагой: обрывная мозаика, оригами, бумажная пластика; с пластичными материалами: пластилинография; по флористике: композиция, объемная картина, панно; по ремейку: использование пластиковых бутылок и пакетов; по вышиванию бисером; по макраме: плетение цепочек и фенечек из 2 и 4 нитей, плетение кашпо; по бисероплетению: плетение мелких фигур на леске;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: цветная и белая офисная бумага, картон, стеклянные поверхности, пластилин, природный материал, пластиковые бутылки и пакеты, бисер и стеклярус, леска; хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, синтетические нитки; шпагат, бельевой шнур;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- рационально использовать материалы;
- выполнять работы по схемам оригами, вышивания, макраме и бисероплетения;
- выполнять эскиз работы;
- выполнять обрывную мозаику (картина), модульное оригами простой формы, объемную работу из бумаги (бумажная пластика), панно из пластилина, композицию из природного материала, объемную картину из природного материала, панно с использованием пластиковых бутылок, кашпо с использованием пластиковых пакетов и бутылок; цепочку и фенечку из 2 и 4 нитей узелковой и винтовой цепочками, кашпо из 12 и более нитей узелковой и винтовой цепочками, двойным плоским узлом; вышивку бисером на готовом изделии, бисероплетение мелких фигур в 1 и 2 нити на леске;
- провести окончательную отделку изделий.
Художественное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные жанры художественного творчества;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- основные понятия и терминологию;
- основные элементы композиции и закономерности построения художественной формы;
- основные приемы работы: пальчиковое рисование, фроттаж, техника «набрызга», кляксография, техника мыльных пузырей, монотипия, рисование песком;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: бумага для акварели, картон, стеклянная поверхность, цветная гуашь, акварель, карандаш, песок;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- подбирать рисунок и цвет материалов для выполнения конкретного изделия;
- рационально использовать материалы;
- выполнять эскиз работы;
- рисовать пальцами картину красками одного и разного цветов на стекле;
- выполнять фактурную основу в технике «фроттаж»;
- выполнять фактурную основу в технике «набрызга» с использованием трафарета и без него;
- рисовать картину в технике «кляксография» обычным способом и с использованием трубочки и нитей;
- выполнять фактурную основу для картины в технике «мыльных пузырей»;
- рисовать пейзажную картину в технике «монотипия»;
- создавать песочную анимацию;
- провести окончательную отделку изделий.
Личностные результаты:
-уважение в действии к результатам труда других людей;
- умение делать что-то полезное своими руками;
- умение работать в коллективе; в т.ч. над проектом;
- стремление к творческому выполнению работы;
- элементарные представления о творческих профессиях;
- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
- проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца;
- соблюдение порядка на рабочем месте;
- элементарные навыки видеть и чувствовать красоту природы, творчества;
- начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры Пермского края, России и мира;
- элементарные навыки проявления эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства;
- проявление интереса к творчеству, опыт собственного творчества;
- украшение пространства своей жизни - дома, класса, школы.
- представление о качествах хорошего ученика (положительные отношения с одноклассниками и педагогом, интерес к учению);
- наличие учебных мотивов: желание учиться.
Регулятивные результаты:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель внеурочной деятельности под руководством педагога или самостоятельно;
- самостоятельно или под руководством педагога корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
- определять под руководством педагога или самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
- самостоятельно или под руководством педагога определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Познавательные результаты:
- ориентироваться в дидактическом материале (текст, схема, модель, шаблон);
- определять круг своего незнания;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала (с помощью педагога и самостоятельно);
- извлекать и представлять информацию, представленную в разных формах (текст, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) под руководством педагога.
- сопоставлять и отбирать информацию на основе схем, моделей, шаблонов.
Коммуникативные результаты:
- самостоятельно отвечать на вопросы педагога, сверстников, родителей полным и кратким ответом.
- оформлять свои мысли в устной (1-6 предложений) и письменной речи (1-5 предложения) с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки (1-6 предложений).
- участвовать в диалоге на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета.

3 год обучения.
Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- способы заготовки и хранения природного материала;
- основные понятия и терминологию;
- условные обозначения схем оригами, вышивания, макраме и бисероплетения;
- основные приемы работы с бумагой: коллаж, оригами, бумажная пластика; с пластичными материалами: пластилинография; по флористике: композиция в стиле «Икебана»; по ремейку: использование пластиковых бутылок и компакт-дисков; по вышиванию лентой; по макраме: плетение цепочек и фенечек из 4 и более нитей; по бисероплетению: плетение мелких фигур на проволоке;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: цветная и белая офисная бумага, глянцевые журналы, картон, пластилин, природный материал, стеклянные поверхности, пластиковые бутылки и компакт-диски, ленты для вышивания; хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, синтетические нитки; бисер и стеклярус, проволока;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- подбирать рисунок, схему и цвет материалов для выполнения конкретного изделия;
- рационально использовать материалы;
- выполнять работы по схемам оригами, вышивания, макраме и бисероплетения;
- выполнять эскиз работы;
- выполнять модульное оригами усложненной формы, объемную работу из бумаги усложненной формы (бумажная пластика), коллаж, рисунок из пластилина на стеклянных предметах круглой формы, элементарную композицию в стиле «Икебана», бытовые предметы из пластиковых бутылок, фоторамку и панно на компакт-диске; цепочку и фенечку из 4 и более нитей узелковой и винтовой цепочками, двойным плоским узлом, шахматкой; вышивку лентами на готовом изделии; мелкие фигуры бисероплетением на проволоке;
- провести окончательную отделку изделий.
Художественное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные техники традиционного рисования;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- основные понятия и терминологию;
- основные элементы композиции и закономерности построения художественной формы;
- основные приемы работы: техника «набрызга», кляксография, монотипия, рисование песком, техника «граттаж», техника «витраж», батик;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: бумага для акварели, картон, стеклянная поверхность, цветная гуашь, акварель, карандаш, песок, акриловые краски и контур, анилиновые краски и резерв;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- подбирать рисунок и цвет материалов для выполнения конкретного изделия;
- рационально использовать материалы;
- выполнять эскиз работы;
- выполнять фактурную основу в технике «набрызга» с использованием трафарета и без него;
- выполнять фактурную основу в технике «монотипия»;
- рисовать песком с последующим его закреплением на основе;
- выполнять картину в технике «граттаж» в черно-белом изображении;
- выполнять картину в технике «витраж» акриловыми красками на стеклянной поверхности;
- выполнять картину в технике «батик» холодным способом на тканевой основе;
- провести окончательную отделку изделий.
Личностные результаты:
-уважение в действии к результатам труда других людей;
- умение работать в коллективе; в т.ч. над проектом;
- стремление к творческому выполнению работы;
- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
- осознание своих интересов, нахождение и изучение в учебниках по разным предметам материала, имеющего отношение к своим интересам;
- использование своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- основные навыки видеть и чувствовать красоту природы, творчества;
- основные представления о выдающихся художественных ценностях культуры Пермского края, России и мира;
- основные навыки проявления эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства;
- самостоятельное проявление интереса к творчеству, опыт собственного творчества;
- приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям;
- выстраивание взаимоотношений с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях.
Регулятивные результаты:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- определять цель и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе, с изменяющейся ситуацией;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные результаты:
- ориентироваться в дидактическом материале (текст, схема, модель, шаблон);
- уметь определять понятия, устанавливать аналогии;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- пользоваться различными источниками информации, представленной в разных формах (текст, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
- сопоставлять и отбирать информацию на основе схем, моделей, шаблонов;
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять причины и следствия, делать выводы.
- уметь работать с текстом, таблицей, схемой, иллюстрациями и др.
Коммуникативные результаты:
- самостоятельно отвечать на вопросы педагога, сверстников, родителей полным и кратким ответом;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- участвовать в диалоге на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета;
- уметь работать индивидуально и в группе;
- использовать информационно-¬коммуникативные технологии (ИКТ-компетенции).

4 год обучения.
Декоративно-прикладное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- способы заготовки и хранения природного материала;
- основные понятия и терминологию;
- условные обозначения схем вышивания, макраме и бисероплетения;
- основные приемы работы с бумагой: коллаж, бумажная пластика; по флористике: композиция в новогоднем стиле; по ремейку: использование пластиковых пакетов и компакт-дисков; по вышиванию: изонить; по макраме: плетение кулона; по бисероплетению: композиции из мелких фигур на проволоке;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: цветная и белая офисная бумага, глянцевые журналы, картон, природный материал, стеклянные поверхности, пластиковые пакеты и компакт-диски; «мулине», хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, синтетические нитки; бисер и стеклярус, проволока;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- подбирать рисунок, схему и цвет материалов для выполнения конкретного изделия;
- рационально использовать материалы;
- выполнять работы по схемам вышивания, макраме и бисероплетения;
- выполнять эскиз работы;
- выполнять объемную открытку в 3D формате (бумажная пластика), коллаж, композицию в новогоднем стиле, сценические костюмы из пластиковых пакетов, панно на компакт-диске в граттажной технике, открытку способом «изонить»; кулон с использованием узелковой и винтовой цепочек, двойного плоского и репсового узлов, шахматки, брид, фриволите; композицию из бисероплетенных на проволоке мелких фигур;
- провести окончательную отделку изделий.
Художественное творчество.
Учащиеся должны знать:
- основные техники нетрадиционного рисования;
- правила техники безопасности при работе с материалами и оборудованием;
- материалы и оборудование, применяемые для работы;
- правила подбора материала и оборудования;
- основные понятия и терминологию;
- основные элементы композиции и закономерности построения художественной формы;
- основные приемы работы: техника «фроттаж», техника «граттаж», техника «витраж», батик, рисование в 3D формате;
- правила окончательной отделки изделий.
Учащиеся должны уметь:
- организовать рабочее место;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- рационально использовать плоскость листа с позиции композиционного решения изображения;
- работать с различными материалами: бумага для акварели, бумага для рисования, картон, стеклянная поверхность, цветная гуашь, акварель, карандаш, акриловые краски и контур, анилиновые краски и резерв;
- подбирать материалы и оборудование для работы;
- подбирать рисунок и цвет материалов для выполнения конкретного изделия;
- рационально использовать материалы;
- выполнять эскиз работы;
- выполнять фактурную основу в технике «фроттаж»;
- выполнять картину в технике «граттаж» в цветном изображении;
- выполнять картину в технике «витраж» акриловыми красками на стеклянной поверхности круглой формы;
- выполнять роспись платка в технике «батик» холодным способом на шелковой основе;
- рисовать картину в 3D формате: моделировать форму предметов тоном линией, штрихом; передавать пространство средствами штриха и светотени;
- провести окончательную отделку изделий;
- находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;
- использовать различные художественные материалы для работы в различных техниках декоративно-прикладного и художественного творчества;
- моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств декоративно-прикладного и художественного творчества.
Личностные результаты:
- уважение в действии к результатам труда других людей;
- умение работать в коллективе; в т.ч. над проектом;
- стремление к творческому выполнению работы;
- выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
- осознание потребности к самообразованию по различным направлениям декоративно-прикладного и художественного творчества;
- умение осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- использование своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- умение приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- умение выстраивать толерантное отношение к тому, кто не похож на тебя, к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции, к народам России и мира - их истории, культуре, традициям, религиям;
- основные навыки видеть и чувствовать красоту природы, творчества;
- основные представления о выдающихся художественных ценностях культуры Пермского края, России и мира;
- основные навыки проявления эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства;
- самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
- приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям;
- выстраивание взаимоотношений с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях;
Регулятивные результаты:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- пользоваться различными источниками информации, представленной в разных формах (текст, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
- сопоставлять и отбирать информацию на основе схем, моделей, шаблонов;
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять причины и следствия, делать выводы.
- уметь работать с текстом, таблицей, схемой, иллюстрациями и др.
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные результаты:
- уметь определять понятия, устанавливать аналогии;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- уметь работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.;
- пользоваться различными источниками информации, представленной в разных формах (текст, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
- сопоставлять и отбирать информацию на основе схем, моделей, шаблонов;
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять причины и следствия, делать выводы.
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные результаты:
- самостоятельно отвечать на вопросы педагога, сверстников, родителей полным и кратким ответом;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- участвовать в диалоге на заданную тему, соблюдая правила речевого этикета;
- уметь работать индивидуально и в группе;
- использовать информационно-¬коммуникативные технологии (ИКТ-компетенции);
- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала дан¬ной программы может быть в форме выставочной деятельности, во время проведения смотров, конкурсов, фестивалей, когда в процессе просмотра работ происхо¬дит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных техник выполнения. В конце года готовится итоговая выставка твор¬ческих работ, в которой участвуют все обучающиеся по данной программе учащиеся.
Основными оценочными критериями на сделанную учащимся работу должны быть словесные одобрения и поощрения, при этом педагогу следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, не требовать от них преждевременных результатов, чаще замечать малейшие сдвиги в обучении.
Педагогическая диагностика.
Уровень подготовки знаний, умений, навыков учащихся определяется разработкой доктора педагогических наук профессора Комаровой Т.С «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»:
Анализ продукта деятельности:
1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения; движение передано неопределённо; 1 балл - искажения значительные; форма не удалась, части предмета расположены неверно; пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности:
1. Навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с материалами; 1 балл – работает однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена); заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Уровень развития творческих способностей учащихся определяется по методике Е.Торренса, адаптированной А.Н.Ворониным (1994).
Учебно-тематический план
№ Название разделов и тем

Количество часов
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика
I.Декоративно-прикладное творчество 17 1 16 17 1 16 17 1 16 17 1 16
1. Вводное занятие 1 1 1 1 1 1 1 1
2. Работа с бумагой 5 5 4 4 4 4 4 4
2.1 Аппликация 1 1
2.2 Мозаика 1 1 1 1
2.3 Коллаж 1 1 2 2 2 2
2.4 Оригами 2 2 1 1 1 1
2.5 Бумажная пластика 1 1 1 1 1 1 2 2
3. Работа с пластичными материалами 3 3 1 1 1 1
3.1 Пластилинография 1 1 1 1
3.2 Аппликация 1 1
3.3 Лепка 2 2
4. Флористика 2 2 2 2 1 1 2 2
4.1 Букеты 1 1
4.2 Композиции 1 1 1 1 2 2
4.3 Картины и панно 1 1 1 1
5. Ремейк 2 2 2 2 3 3 4 4
5.1 Пластиковые бутылки 1 1 1 1
5.2 Пластиковые пакеты 1 1 2 2
5.3 Картонные коробки 1 1
5.4 Бумажные тарелки 1 1
5.5 Компакт-диски 2 2 2 2
6. Вышивание 2 2 2 2 2 2 2 2
6.1 Вышивание гладью 2 2
6.2 Вышивание бисером 2 2
6.3 Вышивание лентами 2 2
6.4 Изонить 2 2
7. Макраме 3 3 1 1 2 2
7.1 Цепочки и фенечки 1 1 1 1
7.2 Кашпо 2 2
7.3 Кулоны 2 2
8. Бисероплетение 2 2 2 2 4 4 2 2
8.1 Браслеты и фенечки 2 2
8.2 Мелкие фигурки 2 2 2 2
8.3 Картины и панно 2 2
8.4 Композиции 2 2
II. Художественное творчество 16 1 15 16 1 15 16 1 15 16 1 15
1. Вводное занятие 1 1 1 1 1 1 1 1
2. Пальчиковое рисование 3 3 2 2
3. Фроттаж 2 2 2 2 1 1
4. Техника набрызга 2 2 2 2 1 1
5. Кляксография 3 3 1 1
6. Техника мыльных пузырей 2 2 2 2
7. Монотипия 2 2 3 3 1 1
8. Рисование песком 1 1 3 3 2 2
9. Граттаж 3 3 3 3
10. Витраж 4 4 4 4
11. Рисование в 3D-формате 3 3
12. Батик 4 4 4 4
Итоговое занятие 1 1 1 1
Итого: 34 2 32 34 2 32 34 2 32 34 2 32
Категория: Учебно-методические пособия | Добавил: samoylenkoLO
Просмотров: 46 | Загрузок: 10 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Людмила Олеговна!
Ваша работа прошла тех. экспертизу и допущена к участию в конкурсе.

С уважением, Мишина Е. Н. тех. эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz