Пятница, 15.12.2017, 15:11

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » ВТОРОЙ КОНКУРС "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА" » Внеклассная работа

Возможности дополнительного образования в системе работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
[ Скачать с сервера (1.43Mb) ] 28.11.2017, 23:56
Возможности дополнительного образования в системе работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
Кудряшова Елена Алексеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида», Республика Мордовия, город Саранск

С каждым годом увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программный материал. В значительной степени это обусловлено проблемами недоразвития речи детей дошкольного возраста и, как итог, недоразвития у них мышления и других психических процессов.
В связи с этим использование в работе с дошкольниками системы игровых занятий познавательно-речевой направленности становится в современной дошкольной образовательной организации актуальным.
Новизна программы кружка познавательно-речевой направленности для детей 4-5 лет «Говорим правильно» заключается в использовании на занятиях сочетания игровых заданий разного типа по единой структуре, в нацеленности на формирование у детей творческого нестандартного подхода при выполнении заданий практической направленности.
Педагогическая целесообразность программы обоснована тем, что она является существенным дополнением к решению задач речевого развития, предусмотренных примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», с учетом которой построена образовательная программа ДОО, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать основы развития речи по всем его направлениям, но и учит планировать свою деятельность, предвидеть результат, побуждает их к творческой активности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении разного рода работ.
Целью данной программы является речевое развитие детей 4-5 лет через систему игр и игровых упражнений, направленных на профилактику и преодоление у них трудностей при овладении русским языком.
Отличительной особенностью программы является возможность гармоничного сочетания многообразных традиционных методических приемов с аудио-, фото- и видеоматериалом для реализации через него содержания тем.
Предлагаю вашему вниманию серию конспектов занятий кружка из тематического блока «Зима».

Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Как животные готовятся к зиме»
Цель: закрепление общих представлений детей о жизни диких животных зимой.
Программное содержание: расширение представлений о внешнем виде диких животных, об использовании возможностей языка для описания их внешнего вида, закрепление знаний о том, как дикие животные готовятся к зиме; развитие мышления, памяти, связной речи, словаря, умений пересказа, развитие грамматического строя речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, в образовании существительных субъективной оценки с помощью суффикса –ищ, в употреблении существительных, обозначающих животных в Р.п.), развитие мышц артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики; формирование интереса к животному миру, интереса к языку.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: изображения на телевизоре для игр «Кто как зимует, кто где зимует?», «Сколько зверей», «Послушай, запомни и расскажи», задания для штриховки, коричневые карандаши по количеству детей.
Методы, методические приемы: беседа, художественное слово, пересказ; наглядный; дидактическая игра, упражнение.
Ход занятия:
I. Организационный момент:

- Мы много говорили с вами о том, как разные животные к зиме готовятся. Сегодня я хочу узнать, что вы запомнили о подготовке к зиме диких животных, и что вы знаете об этих животных.

II. Повторение ранее изученного материала:
Артикуляционная игра: «Зарядка для язычка: прогулка язычка»
Цель: выработка правильных, полноценных движений языка, губ, нижней челюсти.
Язычок проснулся рано. Поглядел на небо и увидел солнышко. Оно ему улыбалось. Вот так (упражнение «Солнышко» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
Он решил выпить чая и погулять. Сладкого чая он налил в чашку (упражнение «Чашечка»- рот широко раскрыть, высунуть широкий язык, кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их).
И пил Язычок чай с бубликами (упражнение «Бублик»- зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»), видны верхние и нижние резцы).
Часики торопили Язычка на улицу (упражнение «Часики» - высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта).
Наконец Язычок оделся и отправился кататься на горку (упражнение «Горка» - рот приоткрыт, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а кончик языка упирается в нижние передние зубы).
А потом долго качался на качелях (упражнение «Качели»- выполнять движения языком вверх – вниз (рот широко открыт).
Язычок устал и отправился домой. Закрыл одну дверь (показывать сомкнутые зубы с раскрытыми губами). Затем другую (сомкнуть зубы и губы). И лег спать (язык свободно без напряжения лежит во рту).

Музыкально-артикуляционная игра «Ты похлопай вместе с нами хлоп да хлоп» Е.Железновой
Цель: развитие умения соотносить слова и движения музыкальной игры, соблюдать заданный ритм; развитие мышления, памяти.

III. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности.
Дидактическая игра «Кто как зимует, кто где зимует?» (развитие мышления, памяти, связной речи, словаря: проговорить слова - берлога, гнездо, нора, дупло)
Примеры изображений на экране телевизора

Воспитатель:
-Кто изображен на фотографии? (медведь) Что он делает зимой? (зимой медведь спит) Как называется его зимний дом? (его зимний дом называется берлогой)
-Кто ещё из диких животных леса зимой спит? (ёж) Как называется зимний дом ежа? (зимний дом ежа – теплое уютное гнездо)
-В какое время года заяц изображен на фотографии, почему вы так решили? (зимой, заяц сменил серую шубку на белую, зимнюю, чтобы белый мех сделал его незаметным для врага)
-Как готовится к зиме лиса? (ее мех становится более пышным и менее рыжим, сероватым; она роет в рощах или на склонах нору, где спит ночью; охотится на грызунов, может красть домашних птиц)
-Что меняется в жизни волка с приходом зимы? (они собираются в стаи, чтобы легче было поймать добычу)
-Как к зиме готовится белка? (она заготавливает шишки, орехи, грибы, чтобы не голодать зимой; морозы не любит, зимой обитает в чаще леса, у нее есть дупло, в котором можно укрыться от холода; шёрстку с приходом зимы меняет на серую, чтобы быть незаметной для врага)

Дидактическая игра «Я – зверь лесной!» (образование притяжательных прилагательных)
Воспитатель:
-Я – медведь, а вы – зайцы. У меня межвежьи лапы, а у вас … заячьи. У меня медвежий хвост, а у вас ... У меня медвежья лапа, а у вас … У меня медвежье чутьё, а у вас .. (то же с другими животными)

Дидактическая игра «Хвастливые животные» (образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса –ищ)
Воспитатель:
-Назовите за мной слова по образцу: я не медведь, а – медведище, у меня не лапы, а – ..; я не заяц, а –.., у меня не глаза, а – ..; я не волк, а – .., у меня не зубы, а – ..; я не ёж, а – .., у меня не нос; а – .., я – белка, у меня не хвост, а – ...

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»
Сидит белка
(присесть,сложить руки, как лапки, перед грудью)
на тележке,
(встать,ладони развернуть вниз, соединить)
Раздаёт она орешки.
(показать кулачки)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке.
(загибать поочередно пальцы на одной руке)
Кому в роток,
(ладошками подпереть голову)
Кому в платок,
(ладони развернуть вверх, соединить)
Кому в лапочку.
(одной ладонью прикрыть другую)
Повторить с другой рукой.

Дидактическая игра «Сколько зверей» (употребление существительных, обозначающих животных в Р.п.)
Примеры изображений на экране телевизора

Воспитатель:
-Сосчитайте и скажите, сколько животных изображено на фотографии?

Дидактическая игра «Послушай, запомни и расскажи» (развитие связной речи, умений пересказа)
Пример текста

IV. Закрепление (задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков ребёнка): штриховка зимних заготовок (гриб, шишка, орех) по выбору детей.
Образцы заданий

Подведение итогов занятия:
- Мы дружно играли и занимались сегодня. Теперь сможем рассказать своим близким и друзьям, как дикие животные к зиме готовятся.

Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Вот пришли морозы, и зима настала»
Цель: расширение общих представлений о зиме.
Программное содержание: закрепление знаний о признаках зимы, обучение использованию возможностей языка для описания зимы, её признаков, объектов, с ней связанных, отработка зукопроизношения [л'], [ф]; развитие мышления, памяти, внимания, связной речи, словаря, грамматического строя речи: упражнение в изменении существительных по падежам, развитие дыхательного аппарата, мышц артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики; воспитание интереса к окружающему миру, желания радоваться каждому времени года.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: аудиозапись логопедической попевки, снежинки-жетоны, изображения на экране телевизора для игр «Назови признаки зимы», «Найди отличия у снеговиков», «Узоры на стекле», текст на экране для заучивания наизусть «Запомни и расскажи», снежинки из салфеток для дыхательного упражнения, индивидуальные задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков, карандаши синие, голубые по количеству детей.
Методы, методические приемы: беседа, мозговой штурм, художественное слово, заучивание; наглядный; дидактическая игра, упражнение.
Ход занятия:
I. Организационный момент:

-Снова за окном зима, белая, морозная, вьюжная. Но всё равно любимая и взрослыми, и детьми. А за что же мы так любим зиму, расскажем сегодня вместе.

II. Повторение ранее изученного материала:
Артикуляционная игра: «Зарядка для язычка: прогулка язычка»
Цель: выработка правильных, полноценных движений языка, губ, нижней челюсти.
Язычок проснулся рано. Поглядел на небо и увидел солнышко. Оно ему улыбалось. Вот так (упражнение «Солнышко» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
Он решил выпить чая и погулять. Сладкого чая он налил в чашку (упражнение «Чашечка»- рот широко раскрыть, высунуть широкий язык, кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их).
И пил Язычок чай с бубликами (упражнение «Бублик»- зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»), видны верхние и нижние резцы.
Часики торопили Язычка на улицу (упражнение «Часики» - высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта).
Наконец Язычок оделся и отправился кататься на горку (упражнение «Горка» - рот приоткрыт, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а кончик языка упирается в нижние передние зубы).
А потом качался на качелях (упражнение «Качели»- выполнять движения языком вверх – вниз (рот широко открыт).
Язычок устал и отправился домой. Закрыл одну дверь (показывать сомкнутые зубы с раскрытыми губами).Затем другую (сомкнуть зубы и губы).И лег спать (язык свободно без напряжения лежит во рту).
Логопедическая попевка о зиме, заученная ранее «Ли-ли, ли-ли, улетели журавли» Е.Железновой
Цель: отработка звукопроизношения: звук [л']

III. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности:
Воспитатель:
-Зимушка-зима приготовила для вас сюрпризы – маленькие резные снежинки. Каждый из вас, правильно ответивший на вопрос, будет получать снежинку. В конце занятия узнаем, кто был самым активным и внимательным.

Дидактическая игра «Назови признаки зимы» (развитие мышления, памяти, связной речи, словаря: проговорить и разъяснить: снегопад, снежный покров)
Изображение на экране телевизора

Воспитатель:
-Вспомните и назовите признаки зимы, пользуясь иллюстрацией на экране телевизора.

Дидактическая игра (мозговой штурм) «Узоры на стекле» (развитие словаря (подобрать прилагательные))
Изображение на экране телевизора

Воспитатель:
-Посмотрите, какие замечательные узоры мороз нарисовал на стекле. Подберите для описания узоров как можно больше слов, которые отвечают на вопрос: какие.
(Например, ледяные, морозные, нежные, тонкие, прозрачные, искрящиеся, красивые, пушистые).

Дидактическая игра «Найди отличия у снеговиков» (развитие внимания, мышления, связной речи)
Изображение на экране телевизора

Воспитатель:
-Не показывая пальцем, найдите и назовите отличия между картинками.

Пальчиковая гимнастика «Как на горке снег, снег…»
Как на горке снег, снег
(встать на носочки, руками описать круг, опустить вниз)
И под горкой снег, снег,
(наклониться вперёд, руки плавно развести в стороны, выпрямиться, опустить руки вниз)
И на ёлке снег, снег,
(руки несильно развести в стороны, покачаться)
И под ёлкой снег, снег,
(присесть, раскрытые ладони положить на пол)
А под снегом спит медведь:
(приложить палец к губам)
Тише, дети, не шуметь!
(произносить шёпотом, поворачиваясь в разные стороны)

Дидактическая игра «Доскажи словечко» (развитие грамматического строя речи: изменение существительных по падежам)
Воспитатель:
-Я буду читать предложения, а вы правильно договаривать слова:
Зимой можно:
Лепить из снега… снеговика,
Кататься с горки на … санках,
Кататься на катке на… коньках,
Съезжать на санках с… горки,
Кататься по лыжне на… лыжах,
Строить крепость из… снега,
Видеть морозные узоры на … окнах (стеклах),
Класть корм для птиц в… кормушку,
Мечтать о новогодних… подарках,
Встречать Деда Мороза, идущего в гости к… детям,
Наблюдать за снежинками, кружащимися в.. воздухе!

Дыхательное упражнение с отработкой зукопроизношения «Снежинка полетела» (на выдохе произносить «ф-ф-ф-у», использовать вырезанные из салфеток снежинки)

Заучивание стихотворения «Запомни и расскажи»
Пример текста


IV. Закрепление (задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков ребёнка): обводка снежинок по пунктирным линиям (предлагаются два варианта заданий разного уровня сложности).
Образцы заданий

Подведение итогов занятия:
- Сегодня мы ещё раз вспомнили, сколько радости приносит нам зимушка-зима. А самыми активными и внимательными были… Они собрали сегодня больше всех снежинок!

Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Здравствуй, Новый год!»
Цель:
уточнение знаний детей о празднике Новый год.
Программное содержание:
закрепление общих представлений о праздновании Нового года, развитие грамматического строя речи: закрепление умения употреблять существительные в В.п., упражнение в образовании существительных с суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением, развитие словаря: закрепление знаний цветов и их оттенков, развитие связной речи: обучение составлению предложений с противопоставлением, развитие умений ориентировки в пространстве (впереди, сзади, перед, около, между); развитие мышления, внимания, речевого слуха, умения использовать разный темп речи, развитие мышц артикуляционного аппарата, глазомера, пальчиковой моторики; воспитание интереса к празднованию Нового года, умения радоваться семейным традициям, совместному семейному празднику.
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: изображения на экране телевизора для игр «Наряди ёлку», «Какого цвета шар?», «Выше-ниже», «Найди отличия между Дедами Морозами», «Кто на праздник к нам пришел?», «снежок», индивидуальные задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков, зелёные карандаши по количеству детей.
Методы, методические приемы: беседа; наглядный; дидактическая игра, упражнение.
Ход занятия:
I.Организационный момент:

-Приближается замечательный праздник, Новый год! Я хочу, чтобы сегодня мы с вами ещё раз подготовились к нему вместе.

II. Повторение ранее изученного материала:
Артикуляционная игра: «Зарядка для язычка: язычок радуется встрече Нового года»
Цель: выработка правильных, полноценных движений языка, губ, нижней челюсти.
Язычок проснулся рано. Поглядел на небо и увидел солнышко. Оно ему улыбалось, потому что приближался новогодний праздник. Улыбалось оно вот так (упражнение «Солнышко» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
Он решил выпить чая и нарядить ёлочку. Сладкого чая он налил в чашку (упражнение «Чашечка»- рот широко раскрыть, высунуть широкий язык, кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их).
И пил Язычок чай с бубликами (упражнение «Бублик»- зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»), видны верхние и нижние резцы.
Часики торопили Язычка украшать ёлочку (упражнение «Часики» - высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта).
Наконец Язычок принёс шарики и принялся наряжать ёлку: он брал по одному шарики из коробочки и вешал на веточки (упражнение по типу «Качели» - выполнять движения языком вверх – вниз (рот широко открыт).
Звезду он закрепил на самой верхушке (сильно высунуть язык, тянуть вверх к носу).
Для гостей Язычок приготовил вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, завернуть его на верхнюю губу - не касаясь нижней; облизав верхнюю губу убрать язык внутрь; то же – с нижней губой).
Гости пришли и вместе с Язычком пили чай с вареньем и ждали, когда наступит Новый год.

III. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности:
Дидактическая игра «Наряди елку» (развитие грамматического строя речи: употребление существительных в В.п.)
Изображение на экране телевизора

Воспитатель предлагает образец высказывания:
-Я повешу на ёлку… зайчика. Какую игрушку повесите на ёлку вы?

Дидактическая игра «Скажи ласково» (образование существительных с суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением)
Воспитатель, передавая «снежок» по кругу:
-Шар - шарик, ель -.., игла - .., звезда - .., снег - .., снеговик - .., дождь - .., снежинка - …

Дидактическая игра «Какого цвета шар?» (развитие словаря: закрепление знаний цветов и их оттенков)
Изображение на экране телевизора

Воспитатель указывает на шар определенного цвета, ребенок называет:
-Это белый (красный, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый) шар.

Дидактическая игра «Выше - ниже» (развитие мышления, внимания: определить, какая игрушка выше, какая ниже, связной речи: составление предложений с противопоставлением)
Изображение на экране телевизора

Воспитатель предлагает образец высказывания:
-Зайчик - выше, а рыбка – ниже. Выберите глазами две игрушки на картинке: скажите, какая из них выше, какая ниже.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Ёлочка, ёлочка,
(соединить ладони под прямым углом над головой)
Колкая иголочка!
(поочерёдно соединять большие пальцы рук со всеми остальными пальцами на руках)
Протянула веточки,
(вытянуть руки вперёд)
На ветвях – конфеточки,
(соединить в кольцо большие и указательные пальцы)
Маленький грибок,
(пальцы одной руки сжимают в кулак и прикрывают сверху ладонью другой руки)
Рядом колобок!
(прижать друг к другу кулачки)
И сверкают шарики
Яркие фонарики.
(выполнять движение «фонарики»)

Дидактическая игра «Кто на праздник к нам пришел?» (развитие ориентировки в пространстве (перед, сзади, около, между), развитие словаря: разъяснить и проговорить: карнавал, маскарад)
Изображение на экране телевизора

Воспитатель:
-Ребята, как называется праздник, на который приходят в костюмах и масках? (карнавал, маскарад) Кто пришёл на праздник? (Петрушка, зайчик, Снегурочка, Буратино, Красная шапочка, Дед Мороз) Кто рядом со Снегурочкой? Кто между Снегурочкой и Красной шапочкой? Кто около Петрушки? Кто сзади Буратино? Кто перед Дедом Морозом?..

-А какая замечательная ёлочка на празднике!
Работа со скороговоркой «У ёлки иголки колки» (произносить медленно, быстро; громко, тихо, шёпотом)

Дидактическая игра «Найди отличия между Дедами Морозами» (развитие внимания, мышления, связной речи)
Изображение на экране телевизора

Воспитатель:
-Не показывая пальцем, найдите и назовите отличия между картинками.

IV. Закрепление (задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков ребёнка): дорисовывание веток ели (сначала по пунктирным линиям, затем самостоятельно).
Образец задания

Подведение итогов занятия:
-Мы дружно и весело играли и занимались сегодня. Думаю, что ваш домашний новогодний праздник будет таким же весёлым и интересным.

Литература:
1. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.
2. Колесникова Е. 500 игр для коррекционно-развививающего обучения детей 3-7 лет. М., 2004.
3. Колесникова Е. Слушай, смотри, делай! Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет. М., 2003.
4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М., 2014.
5.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.
Категория: Внеклассная работа | Добавил: kea1976
Просмотров: 39 | Загрузок: 4 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Елена Алексеевна!
Ваша работа прошла тех. экспертизу и допущена к участию в конкурсе.

С уважением, Мишина Е. Н. тех. эксперт

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz