Пятница, 15.12.2017, 15:16

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 5
Гостей: 3
Пользователей: 2
irinaD, radmila

Каталог файлов

Главная » Файлы » ВТОРОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КО » Предметы гуманитарного цикла

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему 9 класс
[ Скачать с сервера (165.5Kb) ] 05.12.2017, 05:14
Цели:
обучающие – развивать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
- выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему.
развивающие – развивать навыки монологической речи; уметь выделять существенное;
- формировать умение самостоятельно добывать знания, систематизировать их,
воспитательные – развивать устойчивый интерес к предмету, воспитывать любовь к родному языку и необходимость бережного отношения к нему.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, памятки, тексты, задания, подсказки (клише).
Тип урока: развитие речи; урок повторения и усвоения новых знаний.

Ход урока
I.Организационный этап постановки целей урока и мотивации
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! По окончании 9 класса вам предстоит сдать письменный экзамен по русскому языку, включающий в себя создание текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Этот компонент экзамена творческий и наиболее сложный. За содержательную часть сочинения можно получить 9 баллов.
Немного истории:
Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил оценку «2».
М. Зощенко получил оценку «2» за выпускное сочинение.

Со временем усидчивость, сосредоточенность, любознательность и терпение авторов таких сочинений сделали их мастерами слова.
Так необычно урока начала я не напрасно. Сегодня у нас новая тема, довольно сложная, но интересная. И связана она напрямую с государственной итоговой аттестацией. Если будете внимательны, хорошо усвоите сегодняшний материал, то в последующем вам и мне легче будет работать над этой задачей.
Задание С15.1 может быть сформулировано таким образом: У вас на столах распечатанные тексты и задания, прочитайте, пожалуйста, задание:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сформулируйте тему нашего урока.
(Учащиеся называют тему).
Тема нашего урока: «Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о роли эпитетов в художественной литературе и в современной речи».
Запись в тетрадях: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему о роли эпитетов в художественной литературе и в современной речи.
II.Этап подготовки к активному усвоению знаний
Начнём работу с проверки ваших знаний.
1.Что такое лингвистика?
2. Повторение типов текста.
Какие типы текста вам известны? (повествование, описание, рассуждение).
В теме нашего урока обозначено сочинение-рассуждение. Давайте повторим особенности этого типа текста. Вспомните, как выглядит его композиция?
Схема сочинения-рассуждения выглядит так
Тезис- вступление.
Аргументация- основная часть (приводим 2 аргумента-предложения из текста).
Вывод-заключение.
Сочинение будет оцениваться по определенным критериям. Поэтому хочу предложить вашему вниманию памятку по написанию сочинения:
-вспомните схему-алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,
-все части сочинения должны быть логически связаны,
-избегайте громоздких фраз. Но и не пишите текст только с помощью простых предложений.
-при написании сочинения вспомните клише к вступлению. Основной части, выводу(заключению).Например, «я безусловно согласен с высказыванием известного русского лингвиста о роли эпитетов в речи»- вступление; «по- пробую доказать это примерами из прочитанного мною текста»- основная часть; «таким образом…»-вывод.
Какие грамматические и речевые ошибки встречаются в нашей речи? Давайте рассмотрим некоторые из них.
Грамматические ошибки:
-Я скучаю по Вам (Я скучаю по Вас).
-Более интереснее (Интереснее).
-Эта книга научила меня любить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал в детстве, научила меня любить и уважать друзей).
Речевые ошибки:
-Это актуально на сегодняшний день (Это актуально).
-Пять рублей денег (Пять рублей).
-В августе месяце (В августе).
Вопросы учащимся:
1. Что такое «тезис»?
2. Как вы понимаете термин «аргументация»?
3.О чем мы можем написать в разделе «вывод»?
III. Этап изучения нового материала
1.Обратимся к тезису. Какова основная мысль тезиса? (1ученик).
2.Что же такое «эпитет»?
Творческая группа приготовила сообщения об эпитетах и их роли в
художественной литературе.
В художественном произведении эпитеты могут выполнять различные функции:
-образно характеризовать предмет («сияющие глаза», «глаза-бриллианты», «блестя на солнце, снег лежит»);
-создать атмосферу, настроение («хмурое утро», «колокольчик однозвучный утомительно гремит», «хороши и чисты березовые рощи»);
-передать отношение автора к характеризуемому предмету («куда поскачет наш проказник?», «шагал величественно»).
Эпитеты могут быть выражены причастием, деепричастием, именем существительным, именем прилагательным, наречием.
Учитель:
1.Сейчас вам предлагается ознакомиться с текстом, распечатка, которого лежит у вас на столах.
2.На первом этапе с чего мы можем приступить к нашему сочинению (с подбора эпиграфа)
3.Дайте формулировку эпиграфу. (Эпиграф- это цитата, пословица, изречение, помещаемое автором перед текстом художественного произведения. Эпиграф поясняет основную идею произведения).
6. Приведите примеры эпиграфов (несколько учеников- домашнее задание):
Язык. Великий наш язык,
Речное и степное раздолье,
В нем клёкот орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья. К.Бальмонт.
«Эпитеты- одежда слов». В.Солоухин.
IV. Самостоятельная деятельность учащихся
1.Найдите в тексте 2 аргумента, которые вы будете доказывать или опровергать.
2.На ваших столах также находятся листы с распечатанными подсказками (клише )к написанию каждого этапа сочинения.
3.Определите основную мысль тезиса и попробуйте написать вступление- работа в тетрадях (1ученик).
4.Переходим к доказательству или опровержению тезиса.
5.Воспользуйтесь клише и напишите вступление к основной части сочинения- работа в тетрадях (1ученик).
6.Выберите 2 аргумента для доказательства или опровержения тезиса. (2 ученика).
7.Остается написать заключительную часть. Воспользуйтесь клише и приступите к заключительной части (1 ученик).
8. Давайте прослушаем все сочинение (3 ученика поэтапно).
9. Дома вы подбирали высказывания великих людей о русском языке.

Давайте послушаем их (несколько учеников). Эти высказывания вы можете также записать в заключительной части. Они придадут вашему сочинению яркость, выразительность, а вы, тем самым, проявите свою эрудицию.
V.Оценивание работ, рефлексия, домашнее задание
1.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по высказыванию К.Г.Паустовского «Нет таких звуков, образов, красок и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
2.Заканчивая наш урок, хочу предложить вам послушать куплеты из песни о русском языке (прослушивание).
Категория: Предметы гуманитарного цикла | Добавил: tashkenovatatyana
Просмотров: 22 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz