Аттестация глазами руководителя и педагога Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональному развитию педагога, которому доверено воспитывать личность нового типа, эффективную, целеустремленную, ответственную, успешную, деятельную. Оценить уровень квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий – это задачи аттестации педагогов. В последние годы аттестация педагогических работников в России носит системный характер: в соответствии с действующим законодательством она проводится регулярно, является обязательной, охватывает всех работников образовательных организаций, которые занимаются педагогической деятельностью. Большая Советская Энциклопедия, рассматривая аттестацию, указывает на ее условное назначение, это: - определение квалификации, уровня знаний работника; - отзыв о его способностях, деловых или иных качествах. Аттестация в самом широком значении этого слова обозначает определение квалификации; оценку знаний, способностей, достижений, успехов в работе, проведенную должностными лицами. В трудовом праве под аттестацией принято понимать проверку профессиональной подготовки работника и его деловых качеств в целях определения уровня его квалификации (установления квалификационного разряда, категории или соответствия занимаемой должности) Определение самого процесса аттестации общее для всех аттестующих и аттестуемых, но отношение к ней и отзывы различны. Вот, например, одни считают, что аттестация руководителя – это не карательная мера, она не должна вызывать страх и стресс, а подготовка к ней напоминать предэкзаменационное время. Аттестация – это, прежде всего, возможность улучшить реальное состояние дел колледжа, так как в персоне директора, словно лучи в фокусе, сходятся и в идеале получают разрешение многие противоречия и несуразности современной образовательной системы. И при аттестации руководителя видна картина в целом, объемно, в комплексе: и то, над какой проблемой работает учебное заведение, и вклад каждого педагога в решение общих задач, поставленных перед колледжем, роль и авторитет директора. По сути, аттестация директора – это объективная оценка деятельности всего педагогического коллектива им возглавляемого. А чем же для педагогов является аттестация? Хочется предоставить разные точки зрения коллег, помещенные в онлайн-среде и озвученные в колледже. Для одних аттестация не только соответствие уровня квалификации, но и постоянное самообразование, способствующее повышению качества образования. Для других это возможность подвести итог профессиональной деятельности за определенный период времени, мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию. Для третьих - это в первую очередь независимая экспертиза профессиональной компетенции учителя и постоянный рост педагогического мастерства. Несомненно, аттестация способствует повышению качества образования, является внутренним мотивом к профессиональному совершенствованию. «Аттестация - это демонстрация достижений преподавателя в виде грамот, сертификатов, что ставит его в позицию «накопителя подтверждающих документов»», - утверждают не совсем довольные. Есть и несогласные с тем, что проблемы современной аттестации педагога в накоплении подтверждающих документов, считая, что во время экспертизы деятельности преподавателя учитывается не только внешний мониторинг его труда (результаты ЕГЭ, ГИА, грамоты, сертификаты), но и итоги его «внутреннего» мониторинга, что учитывается в большом количестве самых разных показателей экспертного заключения. Аттестация открывает большие перспективы для профессионального роста и самосовершенствования, отмечают многие, единственное, что иногда утомляет и напрягает - это, порой, необоснованный объем документации, ее разработки и копирования для различных папок, что занимает у преподавателя много времени, которое он мог бы потратить на общение с детьми, на творческую составляющую подготовки к урокам. И как бы в противовес другие добавляют, что действительно идет всплеск «бумагописания» и увеличивается их количество не из-за того, что так требует аттестация, а потому, что это естественная составляющая нашей работы. В портфолио кладем дипломы учеников, дипломы учителя, удостоверение о курсах и т.д как подтверждение самого главного в работе учителя - общения с детьми, творческой деятельности на уроке и после. Если это есть, то в душе будет чувство удовлетворения от работы. Если это отсутствует, то учитель будет «эмоционально выгорать». «Аттестация - это проверка наших профессиональных достижений за 5 лет, она способствует повышению качества образования, потому что курсы повышения квалификации дают новые знания педагогу, педагог стремиться идти в ногу с новыми способами преподавания, есть стимул изучать новейшую методическую литературу. И если педагог настоящий профессионал, то он, конечно, стремится к тому, чтобы его профессиональный уровень был оценен по достоинству»,- утверждают коллеги. Аттестация мотивирует и стимулирует педагога на совершенствование своей деятельности, в конечном итоге, несомненно, способствует повышению качества образования, Хотя значительного улучшения не будет - генофонд учитель, даже самый-самый лучший, не изменит. Однако применяя различные методики, по-разному влияя на интеллектуальный мир ученика, используя различные формы подачи материала, можно надеяться на положительную динамику качества образования. А мастерство учителя, особенно для него самого, стимулируется необходимостью пройти аттестацию. Аттестация - это уровень владения учителем современными образовательными технологиями, достижениями в качестве образования. Процедура оценки деятельности учителя осуществляется не внутренним контролем, а внешним, независимым. Учитель стремится постоянно совершенствовать свои достижения, повышая свою мотивацию к обучению. «Не согласна с тем утверждением, что только внешне аттестация стимулирует педагога соответствовать требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Еще не встречала таких педагогов, слава Богу, которые мало уделяют времени самосовершенствованию. Ведь все мы на виду, нам хочется «не упасть лицом в грязь» и быть высококвалифицированными, чтобы быть конкурентноспособными в профессии. Другие «учителя» в профессии, как мне видится, просто не задерживаются»,- как бы подводит итог всему сказанному коллега. Безусловно, аттестация является внутренним мотивом профессионального совершенствования, т.к., как правило, педагог, старается показать все самое лучшее, продемонстрировать методы и технологии, которые он успешно применяет в условиях образовательной среды. Аттестация- это стимул для многих достичь определенных высот в освоении стандарта нового поколения, ФГОС и отвечать на хорошем профессиональном уровне всем требованиям к желаемой квалификационной категории «Уже вроде все знаешь и все у тебя есть, но когда начинаешь собирать папку, систематизировать, активнее искать новинки в журналах, все равно находишь что-то новое. Я сама себя проверила и оценила в первую очередь – и это было полезно», - делится мнением педагог с тридцатилетним стажем. Анализируя свой собственный опыт, учитель ещё раз моделирует свой урок, внеурочное занятие, проходя последовательно все этапы его развития, замечая промахи и ошибки, выявляя их причины. Учась проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, педагог предотвращает многие трудности и неудачи, формируя, таким образом, своё педагогическое мастерство, развивая в себе самокритичность – источник личностного и профессионального роста. Нет сомнений, что самоанализ является обязательным компонентом саморазвития, а саморазвитие - целенаправленной деятельностью. Каждый акт в самоанализе педагогического труда становится шагом на пути развития аналитических способностей педагога. Но этот шаг не должен быть навязан «сверху», а должен быть осознан преподавателем и принят как необходимость на пути своего саморазвития, профессионального роста. Не случайно, аттестация на категорию является добровольным выбором каждого педагога. Существующие требования к аттестации педагога на квалификационную категорию побуждают его к личностному и профессиональному росту. И это не случайно. Ведь, каждый человек приходит в этот мир, чтоб постоянно расти и развиваться. Личностный рост – это движение вперед, навстречу своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над обстоятельствами. Личностный рост – это способность «творить себя»! Проанализировав разные точки зрения на аттестацию, выслушав мнения коллег по колледжу, опираясь на результаты опроса (таблица № 1), можно сделать вывод, что преподаватели в большей степени дают положительную оценку данной процедуре и видят в ней стимул к качественной, творческой деятельности педагога, побуждение к самоанализу проделанной работы. Таким образом, аттестация для работодателя - это «эффективно действующий инструмент, позволяющий ему на основе оценки трудовой деятельности определить наличие у педагога достаточной квалификации, а равно его соответствие занимаемой должности или выполняемой работе», а для большинства преподавателей она является ресурсом профессионального развития, саморазвития и самосовершенствования.
Таблица № 1. Аттестация способствует повышению качества образования 24 % мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию. 27 % подведение итогов профессиональной деятельности за определенный период времени 14 % это самоанализ, а самоанализ является обязательным компонентом саморазвития, а саморазвитие - целенаправленной деятельностью 18 % это стимул достичь определенных высот в освоении стандарта нового поколения, ФГОС и отвечать на хорошем профессиональном уровне всем требованиям к желаемой квалификационной категории 12 % это демонстрация достижений преподавателя в виде грамот, сертификатов, что ставит его в позицию «накопителя подтверждающих документов» 3 % это сбор необоснованного объема документации, ее разработки и копирования для различных папок, что занимает у преподавателя много времени, которое он мог бы потратить на общение с детьми, на творческую составляющую подготовки к урокам 2 %
Литература 1. Большая Советская Энциклопедия 2. Бугров Л.Ю.Пашиев В.А. Аттестация как комплексное явление в трудовом праве.// Государство, право, общество: пути гармонизации отношений: сб. науч. Тр.: в 2 ч. Пермь, 2009. Ч.1.166 с. 3. Гулидов П.В. Аттестация педагогических работников в новейшей истории России. //Справочник педагога-психолога, №8, 2014. 4. Разина Н.А.. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. /Ученые России.- М.: «Академия Естествознания», 2012.