Среда, 07.12.2016, 13:29

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

АТТЕСТАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА
АТТЕСТАЦИЯ И ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования. Чтобы соответствовать этим требованиям, педагог должен постоянно заниматься своим профессионально-личностным самосовершенствованием. Справедливо утверждение выдающегося педагога К. Д. Ушинского о том, что учитель как специалист существует до тех пор, пока сам учится.
Одним из средств включения педагога в процесс профессионально-личностного самосовершенствования является аттестация. Это важный этап в профессиональной деятельности любого учителя и воспитателя. Многие воспринимают аттестацию как сбор и составление большого количества отчётных документов. Такой взгляд на этот сложный процесс является поверхностным и неверным. Аттестация педагога сегодня – это, в первую очередь, оценка его профессиональных достижений, выбранных способов решения педагогических проблем и задач.
Для того чтобы аттестация способствовала усилению внутренней мотивации педагога к профессионально-личностному самосовершенствованию, необходима правильная организация этого процесса в межаттестационный период.
Под организацией профессионального самосовершенствования понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на вовлечение в самообразование и самовоспитание всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня собственной профессиональной компетентности, гармоничному развитию своей личности [2; с. 399]. Сложность проблемы организации профессионального самосовершенствования педагогов заключается в том, что она представляет собой объективно-субъективный процесс. Вследствие этого в управлении системой самообразования участвуют как элементы внешней управляющей системы, так и индивидуальное сознание конкретного педагога.
Мы обратились к рассмотрению проблемы организации процесса профессионально-личностного самосовершенствования педагогов на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевки.
Основной целью МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» является развитие системы общего образования на основе создания нормативно-правовых, экономических и организационных условий образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, патриотическому, физическому развитию и социализации ребенка. Школа ориентирована на повышение качества образования, обновление его содержания и структуры на основе сложившихся в школе позитивных традиций и современных педагогических технологий, направленных на формирование социально активной личности учащегося, обладающей рядом компетентностей, оптимизацию механизма управления образовательной системой школы, обеспечение единства обучения и воспитания. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевки сложился свой стиль педагогического мастерства и творчества, который постоянно совершенствуется, реализуя социальный заказ общества.
Можно выделить следующие компоненты системы самосовершенствования педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевки:
1) установка;
2) педагогический самоанализ;
3) цели и задачи;
4) содержание;
5) методы;
6) эффективность обучения и воспитания.
Организация профессионального самосовершенствования педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевки выстраивается на основе следующих принципов: формирования установки на самосовершенствование; педагогического самоанализа; планирования; комплексности; контроля и самоконтроля.
Принцип формирования установки на самосовершенствование является основополагающим и ведущим в организации педагогического самообразования, поскольку установка выступает в качестве управляющего механизма в любой системе самообразования. Важно, чтобы у педагога появилась внутренняя заинтересованность в самообразовании. При наличии установки на самообразование педагогическая практика является источником выбора педагогом методических проблем для их самостоятельного изучения, сферой применения сформированных у него компетенций, приобретенных им знаний, умений, навыков.
Принцип педагогического самоанализа предполагает постоянный анализ педагогом своей профессиональной квалификации и педагогической деятельности с целью выявления тех элементов, которые требуют совершенствования. На основе педагогического самоанализа педагог формулирует цель и задачи, содержание самообразования на определенный период, осуществляет выбор методов самообразования.
Принцип планирования самообразовательной работы предусматривает учет бюджета свободного времени, учебно-материальной базы самообразования и других конкретных условий деятельности педагога. По мнению социологов, время на самообразование, повышение квалификации педагогов должно составлять 18–20 часов в неделю [1; с. 35].
Принцип комплексности предполагает занятия самообразованием в системе, отражающей систему педагогической деятельности. Заниматься совершенствованием профессионально-предметных и психолого-педагогических знаний и умений необходимо повседневно на протяжении всех лет работы педагога в образовательном учреждении. Для углубленной практической или теоретической разработки в течение года либо нескольких лет рекомендуется брать какую-либо одну тему комплексного или монографического характера.
Принцип контроля и самоконтроля самообразования необходим для получения информации о качественном состоянии самообразовательной работы и ее эффективности. Вполне достаточной формой контроля для педагогов со сформированной установкой на самообразование может быть подготовка и выступление с докладом по теме самостоятельной работы на заседаниях кафедры, семинарах, конференциях, публикация учебных пособий, научно-методических статей и т. д. [5; с. 103 – 104].
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли осуществлять следующие действия:
1) самопознание и принятие решения на самосовершенствование;
2) планирование и выработка программы самосовершенствования;
3) непосредственную практическую деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;
4) самоконтроль и самокоррекцию этой деятельности [4; с. 46].
Взаимосвязь и последовательное выполнение задач четырех этапов самосовершенствования приведет к искомому результату – совершенствованию профессиональной подготовки педагога, развитию его профессионально-значимых качеств.
Началом большой и кропотливой работы педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевки по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное самосовершенствование.
Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:
- самопознание себя в системе социально-психологических отношений, в условиях профессиональной педагогической деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
- самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения и самоанализа;
- самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявленными требованиями [1; с. 34].
На основе самоизучения и самооценки у педагога вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия решения на самосовершенствование происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании педагогом своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель будущей работы над собой.
Решение на самосовершенствование конкретизируется на этапе планирования. Планирование самосовершенствования – процесс многозначный. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования, с разработкой программы (плана) личностного развития, с определением организующих основ своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).
Педагогами МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевки используются разнообразные средства и способы самовоздействия. Особое место в ряду средств самовоспитания зани¬мают средства управления своим психическим состоя¬нием, т.е. средства саморегуляции. Это приёмы отключения, самоотвлечения, рас¬слабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. Широко используются методы и приемы целена¬правленного самовнушения с помощью специальных словесных формул – аутотренинг. Кроме того, педагоги учатся классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает фундамент для этапа непосредственной практической деятельности по реализации поставленных задач в работе над собой. При этом непременным условием результативного самосовершенствования выступает систематическая и целеустремленная работа по совершенствованию качеств собственной личности, имеющихся знаний, умений и навыков. Однако, согласно социологическому опросу, только каждый четвёртый педагог занимается какой-то практической деятельностью по профессионально-личностному самосовершенствованию.
Эффективность самосовершенствования специалиста значительно возрастет, если он приложит достаточные усилия и на этапе самоконтроля и самокоррекции. Сущность деятельности специалиста на данном этапе заключается в том, что он контролирует работу над собой, постоянно держит ее в поле своего сознания (рефлексия) и на этой основе своевременно устанавливает (или предотвращает) возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносит соответствующие коррективы в план дальнейшей работы.
Способность анализировать свой собственный опыт, оценить успехи, разобраться в ошибках, учитывая внутренние и внешние мотивы, помогает педагогу определить дальнейшую индивидуальную траекторию самосовершенствования. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Направленный самоанализ может быть весьма продуктивным и оказывает существенное влияние на рост профессионального мастерства [3; с. 46].
Итак, на основе наблюдения над деятельностью педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Рузаевки по профессионально-личностному самосовершенствованию можно сделать вывод, что проблема организации профессионального самосовершенствования педагога носит системный характер, зависит от множества факторов. В основе решения этой проблемы должен стоять, в первую очередь, системный метод. Эффективность самообразования связана с определением каждым педагогом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию своей личности на основе профессионального самоанализа, с творческим усвоением новой научной информации и передового педагогического опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в эффект роста, развития, продвижения обучающихся.

Литература:
1. Клименко, Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения. – Чита : Молодой учёный, 2011. – С. 30–39.
2. Левитан, К. М. Юридическая педагогика [Текст] : учебник / К. М. Левитан. – М. : Норма, 2011.
3. Матвеева, С. Е. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития педагога в системе непрерывного образования [Текст] / С. Е. Матвеева // Образование и саморазвитие – 2009. – № 2. – С. 3– 9.
4. Панова, Н. В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути [Текст] : монография / Н. В. Панова. – СПб. : СПб АППО, 2009.
5. Панова, Н. В. Профессиональное развитие личности педагога [Текст] / Н. В. Панова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 101–106.
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: tamara_b (15.04.2014) | Автор: Бокатина Тамара Владимировна E
Просмотров: 1013 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Тамара Владимировна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz