Среда, 07.12.2016, 17:23

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
cherepanova1964

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

АТТЕСТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
АТТЕСТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Современные социокультурные условия диктуют изменения стратегической направленности образования. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стиле жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения. Это, в первую очередь, относится к работникам образовательных учреждений. В период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной повышаются требования к компетентности педагогических работников. При этом одним из значимых ме¬ханизмов обеспечения качества образования выступает аттестация педаго¬гических кадров.
Как известно, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям или подтверждения соответствия руководящих кадров занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Аттестация педагога тесно связана с процессом его профессионально-личностного самосовершенствования, поскольку в идеале она должна являться его движущей силой. Однако в настоящее время многие работники образовательных учреждений обладают недостаточными знаниями о формах и стадиях профессионально-личностного самосовершенствования, испытывают трудности, связанные с организацией системного процесса самообразования и самовоспитания. Следовательно, можно констатировать наличие противоречия между потребностью современного общества в педагоге, обладающем педагогической компетентностью, готового к росту своего педагогического мастерства, и недостаточной изученностью способов и средств стимулирования такого подхода среди педагогов-практиков к своей профессиональной деятельности.
Обратимся к рассмотрению специфики понятия «профессионально-личностное самосовершенствование педагога».
Под профессиональным самосовершенствованием педагога понимается результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще [7; c. 102].
К. М. Левитан рассматривает профессиональное самосовершенствование педагога как «осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития» [6; с. 317]. Целью профессионального самосовершенствования является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного педагога. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, но важен сам процесс приближения к ней.
Процесс профессионального самосовершенствования педагога может осуществляться по следующим основным направлениям:
1) личностное развитие,
2) интеллектуальное развитие,
3) профессиональное развитие,
4) физическое развитие [5; с. 263].
Следует отметить, что самосовершенствование выступает основой прогрессивного профессионального развития личности педагога. Профессиональное развитие личности педагога представляет собой процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, необходимых компетенций, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности на основе индивидуально-психологических свойств конкретного субъекта этой деятельности [6; с. 319].
В настоящее время существуют разные принципы исследования процесса профессионализации. При изучении закономерностей становления педагога наиболее актуальными являются деятельностный, личностный и личностно-деятельностный подходы.
С позиций деятельностного подхода (Н. Г. Алексеев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, В. А. Пеотровский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) профессиональное развитие рассматривается как зависимое от успешности и уровня освоения специалистом норм и правил деятельности. В рамках личностного подхода профессиональное развитие понимается как изменение «Я-концепции» индивида (Д. Гидман, Д. Супер и др.), движение его личностных смыслов от индивидуалистических к духовным (Б. С. Братусь, М. Н. Миронова, Л. Колберг и др.). Методологической основой личностно-деятельностного подхода (Е. Н. Волкова, Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова, Ю. А. Кореляков, В. А. Сластёнин, В. Э. Тамарин и др.) является система реконструированных принципов развития личности и перевода учителя из объектной в субъектную позицию [1; с. 75].
Также при изучении процесса профессионализации педагога применяют синергетический, акмеологический, аксиологический и компетентностный подходы.
Синергетический подход предполагает рассмотрение субъекта профессионализации как сложной динамической системы, которая характеризуется нелинейностью и неравномерностью. С этой точки зрения системными качествами личности педагога выступают профессионально важные (коммуникативность, способность к волевому воздействию, эмпатия и т.д.) и социально значимые (общественная активность, склонность к доминированию, профессиональная позиция и т.д.) свойства.
Акмеологический подход представляет собой некоторый набор принципов, приёмов и методов, позволяющих решать проблемы прогрессивного развития зрелой личности. Педагогический профессионализм следует рассматривать как устойчивое свойство субъекта, обеспечивающее высокую продуктивность педагогической деятельности, её гуманистическую направленность.
Компетентностный подход получил распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. В таком контексте профессиональное становление педагога – это, с одной стороны, постоянное самосовершенствование, а с другой – самореализация в педагогической деятельности [1; с. 75].
Самосовершенствование личности педагога включает в себя:
1) изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности; проектирование системы целей;
2) определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей; выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями;
3) постановку на этой основе новых целей.
Процесс самосовершенствования педагога осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.
Самовоспитание представляет собой сознательную работу педагога по систематическому развитию у себя положительных и устранению негативных качеств личности в трёх направлениях:
- адаптация своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
- постоянное повышение профессиональной компетентности;
- непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности [2; с. 62].
Профессиональное самообразование – это «целенаправленная, определённым образом осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса» [3; с. 93].
В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:
- культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, классификация и сравнения, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности и иные условия;
- устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
- рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
- гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Самообразование — основа роста учите¬ля как специалиста. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Однако самообразование не сводится к простому накоплению информации. Образоваться – значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.[4; с. 32].
Одной из закономерностей развития личности педагога-профессионала является стадиальность. Понятие стадии обозначает крупные качественные состояния в профессиональном развитии личности. В настоящее время существует несколько классификаций уровней профессионального развития и самосовершенствования педагога. Так, К.М. Левитан выделяет следующие стадии профессионального развития личности:
1) формирование профессиональных намерений, выбор профессии;
2) профессиональная подготовка;
3) профессиональная адаптация;
4) профессионализация;
5) мастерство [6; с. 322].
Следует отметить, что профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда реализуются все названные стадии, либо ограниченным, когда педагог проходит лишь некоторые из них. При этом каждая из стадий отличается специфическими задачами и содержанием.
На наш взгляд, интересной представляется классификация уровней профессионального развития и самосовершенствования педагога, разработанная И. Ф. Харламовым, И. В. Никишиной. По их мнению, базовой характеристикой деятельности педагога является педагогическая умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся.
Таким образом, процесс оценивания результатов профессиональной деятельности педагогов должен ориентировать каждого из них на включение в процесс профессионального и личностного самосовершенствования. Профессионально-личностное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности педагогов, как неотъемлемый компонент их профессиональной подготовки и переподготовки. Профессионально-личностное самосовершенствование педагога можно разделить на две относительно самостоятельных составляющих – самовоспитание и самообразование. Однако, только взаимно дополняя друг друга, они оказывают влияние на характер работы человека над собой.

Литература:
1. Дёминский, В. А. Гендерный подход к психологическому исследованию профессионализации педагога [Текст] / В. А. Дёминский // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 74–78.
2. Дроздов, И. Н. Психологические аспекты управления кадрами [Текст] / И. Н. Дроздов. – Владивосток : ПИППКГС, 1997.
3. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан-Калик. – М. : Просвещение, 1987.
4. Клименко, Л. Н. Профессиональное самообразование педагога [Текст] / Л. Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения. – Чита : Молодой учёный, 2011. – С. 30–39.
5. Коваленко, И. В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования [Текст] / И. В. Коваленко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1–2. – С. 262–271.
6. Левитан, К. М. Юридическая педагогика [Текст] : учебник / К. М. Левитан. – М. : Норма, 2011.
7. Панова, Н. В. Профессиональное развитие личности педагога [Текст] / Н. В. Панова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 101–106.
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: nina_d (15.04.2014) | Автор: Давыдова Нина Ивановна E
Просмотров: 1484 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Нина Ивановна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz