Среда, 22.11.2017, 19:33

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

Эффективные стратегии подготовки к аттестации, или от постановки цели до релаксации к повышению профессионального уровня педагога
“Счастливый случай обычно приходит переодетым в одежды Тяжелой Работы; поэтому большинство людей его не узнают.”
― Энн Ландерс
Аттестационные испытания требуют от педагога немалого труда, выдержки, организованности, то есть проявления лучших качеств и как человека, и как специалиста, и имеют своей целью поднятие профессионально-личностного уровня педагогического работника, контроль соответствия этого уровня ФГОС. Исходя из личного опыта подготовки к аттестации, обзора литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу: каждый педагог способен успешно пройти процедуру аттестации при условии применения на практике современных методов достижения целей, включающих в себя постановку цели, планирование, актуализацию знаний, их практическое применение, оценивание и контроль, и, наконец, релаксацию. Поэтому, несомненно, аттестация является для учителя и целью, и средством профессионального и духовного роста, и критерием оценивания педагогической компетентности.
В ходе подготовки к аттестации учитель решает целый комплекс важных вопросов, затрагивающих самые актуальные аспекты его профессиональной жизнедеятельности. В результате суммарного действия разноплановых факторов, усиливающих нагрузку на организм, многие педагоги доводят себя от легкого состояния стресса до более серьезных неврологических и других расстройств. При правильной предварительной и разумной организации своей деятельности мы, во-первых, гарантировано получаем заявленную квалификационную категорию, во-вторых, достигаем более высокого уровня профессионализма, более того, становимся крепче морально и духовно. Цель нашей статьи – дать практические рекомендации, которые позволяют педагогу выстроить грамотное поведение во время аттестационного процесса, избежать проблем со здоровьем и сохранить душевное равновесие, а главное доказать свою профессиональную компетентность.
Итак, аттестация в рамках внедрения ФГОС второго поколения является необходимым условием развития педагога в профессионально-личностном отношении. Несмотря на тот факт, что каждый практикующий учитель обладает определенными знаниями, наработками, позволяющими ему вести профессиональную деятельность, что за его плечами сотни уроков, участие в конкурсах, проектах, олимпиадах разных уровней, победы в городских, региональных, всероссийских, международных мероприятиях, множество вебинаров, семинаров, курсов, уверенности в успешном прохождении аттестации у него не прибавляется.
Подчас невеселые размышления об аттестационной гонке приводят нас к следующему выводу: успешное прохождение аттестации требует определенных знаний, умений, навыков, которые не появятся сами по себе: их нужно или самостоятельно освоить, или заручиться помощью знающих людей – специалистов в этой области. Неплохое решение - пройти дистанционные курсы по данной теме на www.moi-rang.ru. Но и это еще не все: как любое другое серьезное мероприятие, аттестацию невозможно пройти наскоком, как бы, между прочим. Это каждодневный кропотливый труд, требующий много сил и внимания. Для грамотного распределения своего времени, организации конструктивной и результативной деятельности мы используем проверенные практикой стратегии, такие как: творческое решение проблем, принятие ответственности за ситуацию, за свою жизнь в целом, использование своих сильных сторон, повышение личной эффективности.
Отличными пособиями, которые помогут приобрести качественные знания, предложат практические советы, креативные подходы в сфере эффективной организации предшествующей аттестации работе, являются совместное произведение Б. Трейси и Ф. М. Шеелен «Личность лидера», а также книга М. Бакингем «Заставьте свои сильные стороны работать». Так Брайан Трейси разделяет внешний контроль и внутренний. При внешнем центре контроля человек находится под контролем других, поэтому он «подвержен стрессу, плохо переносит перегрузки, ему присуща невысокая производительность». Люди с внутренним центром контроля принимают полную ответственность за свое поведение, в результате они мало подвержены стрессу, сами распоряжаются собственными ресурсами, выбирают условия и среду жизнедеятельности. Трейси характеризует ответственного человека, как скорее позитивно, чем негативно настроенную личность, проявляющую «скорее активность, нежели пассивность. Такой человек сам осуществляет контроль, а не подвергается ему и ищет решения, а не того на кого удалось бы свалить вину. Человек ответственный развивается, а безответственный ищет отговорки». Трейси перечисляет условия реализации творческого подхода к решению проблемных ситуаций, а именно: ясность (ясная цель), концентрацию, гибкость ума и методичность – умение следовать конкретной цели. Автор книги предлагает такие методы решения проблем как «метод двадцати идей», систематический метод и «мозговой штурм».
М. Бакингем предлагает определить свои сильные стороны, чтобы максимально их использовать и раскрыть свой природный потенциал. Работа над ними включает четыре этапа: 1) определение той сильной стороны, которая помогает нам в текущей работе; 2) нахождение упущенных возможностей в своей текущей работе: 3) изучение новых приемов и методов работы, которые развивают нашу сильную сторону; 4) организация работы на основе своей сильной стороны.
Бесспорно, использование нами сильных сторон повышает уровень нашей личной эффективности и результативность нашей работы. Кроме перечисленных стратегий повышения личной эффективности, Брайан Трейси в своей книге «Выйди из зоны комфорта» предлагает еще 17 актуальных методов.
Исходя из выше изложенного, каждому учителю необходимо определить основные приоритетные направления своей деятельности, понять, что является фундаментальным, а что второстепенным. Во-первых, педагоги – категория людей, которая сильно загружена работой, поэтому, ранжирование дел по степени значимости является жизненной необходимостью. Во-вторых, за множеством разных мероприятий, важно не упустить самые из них существенные, обязательные, которые приносят баллы и влияют на успешность прохождения аттестации педагогическим работником.
Таким образом, нам нужно знать требования к категории, на которую мы претендуем, и систематически готовиться к процедуре аттестации. Поэтому, вместо того чтобы изматывать себя беспокойством, нужно планомерно и серьезно готовиться к аттестации – важному и значительному событию в жизни современного учителя. Чтобы нагляднее продемонстрировать технологию предварительной работы, предшествующей аттестации, воспользуемся обычной технологической картой урока
Разрабатываем план предстоящего «мероприятия», ставим цели, задачи, средства достижения, поэтапное описание действий, прибегаем к эффективным приемам, методам, не забываем о мажорном настроении, потому что хорошее самочувствие и оптимистичный настрой – наполовину успех. К тому же, на всех этапах требуется само-оценивание, рефлексия. Таким образом, принимаем условия игры: для нас аттестация - важный урок, где мы – ученики, аттестационная комиссия – наши учителя.
Цель аттестации для педагога
Выдвижение цели урока самими обучающимися - один из критериев хорошего урока. В нашем понимании, цель аттестации для педагога – доказать свою профессиональную компетентность, то есть соответствие заявляемой квалификационной категории, не только аттестационной комиссии, но и, в первую очередь самому себе, а также школьному коллективу, руководству. Для проверяющей комиссии, как исходит из названия нашей конференции, аттестация является критерием оценки профессионально-личностного развития педагога, способного вести успешное обучение и воспитание подрастающего поколения, установление соответствия педагога современным требованиям успешной профессиональной деятельности.
Задачи аттестации для педагога:
 создать и представить свой опыт через видео-урок, который является обязательным в нашем регионе;
 собрать портфолио наиболее значимых достижений;
 представить результаты своей работы как педагога-предметника: результаты обучающихся, результаты педагогически;.
 представлять результаты методической работы.

Методы, приемы
 наблюдение;
 изучение;
 сравнение и анализ;
 систематизация.
Формы предъявления своего опыта:
 видео урок;
 открытый урок и открытое воспитательное мероприятие;
 учебные достижения обучающихся, успешность усвоения учебных программ;
 результаты участия обучающихся в олимпиадах по предмету, научно-практических конференциях;
 участие в конкурсах обучающихся;
 участие в педагогических конкурсах;
 написание и опубликование статей, разработок;
 участие в конференциях, семинарах, вебинарах;
 выступления на методических мероприятиях разного уровня;
 участие в проектной деятельности;
 владение ИКТ технологиями, активными и интерактивными методами и приемами обучения.
Ход подготовки к аттестации
I этап: организационный (1 неделя – 1 месяц)
Цель / задачи этапа: мотивация самого себя и включение в деятельность на личностно значимом уровне.
Примерное упражнение «Положительные и отрицательные стороны аттестации».
На данном этапе определяем положительные и отрицательные стороны аттестации, намечаем тактику своего поведения, пути преодоления трудностей, возможные способы решения.
II этап: постановка цели и задач аттестации (1 день - 1 неделя)
Выдвигаем цель аттестации в виде вопроса или гипотезы. Например, «Подводные камни аттестации, и как их преодолеть?» или «Как достойно пройти процедуру аттестации». На данном этапе эффективно применение приема «Мозговой штурм».
III этап: актуализация знаний (1-2 недели)
Аттестация для учителя так же необходима и неизбежна, как зачет или экзамен для ученика или студента. Задаем себе вопрос: Какие моменты в процедуре аттестации наиболее для меня критичные, болезненные?
Примерные ответы:
1) возможная критика, отрицательная оценка, провал;
2) трудоемкость прохождения, большой объем возможной работы, потраченное время;
3) цейтнот, проблемы со здоровьем, непонимание в семье;
4) нежелание заниматься определенным видом деятельности;
5) недостаток знаний к требованиям аттестации и различных форм предъявления опыта;
6) недостаточная компетентность в определенной области, например, в ЭОР – электронно-образовательных ресурсах;
7) плохие условия труда, например, отсутствие интерактивной доски в классе;
8) другое.
Ставим перед собой вопрос: как можно разрешить данные затруднения?
Примерные выходы из критических ситуаций:
1) При боязни критики необходимо разобраться в психологических причинах страха, понять, что стрессовые состояния во время внешнего контроля являются естественными и свойственными всем людям.
Важно: переместить центр контроля с внешней позиции во внутреннюю позицию. Мы пришли к выводу, что данный шаг позволит нам избавиться от стресса и его последствий, с достоинством пройти все этапы аттестации. Иногда педагог затрудняется в выборе методов, приемов, целей, форм – всего, что связано с видео уроком. По нашему мнению, в большинстве случаев, лучше принять любое решение, чем бездействовать. Не ошибается только тот, кто не делает ничего. Ошибки бывают у каждого, но, если ничего не предпринимать, то успеха никогда не добиться.
2) Конечно, аттестация – дело не одного дня и даже месяца, поэтому начинать готовиться к ней нужно как можно раньше. Рациональное распределение времени, планирование своих действий, творческое решение проблем облегчают подготовку и прохождение аттестации.
3) Цейтнот чаще всего связан с плохим тайм менеджментом, проблемы со здоровьем в наше столетье происходят из-за постоянного стресса, малоподвижного образа жизни и подавления отрицательных эмоций, а проблемы в семье возникают из-за недостатка внимания к его членам, нежеланию или неумению понять друг друга. По нашим наблюдениям современный учитель должен обладать обширными знаниями и умениями из области общей и детской психологии, психологии взаимоотношений, а также бизнес психологии. Нам разобраться в этих вопросах помогли статьи Алины Сергеевны Бикеевой, размещенные на сайте учителей английского языка https://www.englishteachers.ru/ в разделе «Теория и практика обучения английскому языку в форуме «Повседневная работа учителя» в теме «Советы усталому учителю, или основы выживания в своей профессии».
4) Интерес или безразличие к разным видам работы определяются нашими индивидуальными особенностями. Советуем изучить себя и выявить и исследовать свои сильные и слабые стороны. Для достижения хороших результатов и успеха используем сильные стороны своей личности. Фокусирование на своих сильных сторонах позволяет эффективнее управлять своим временем и быстрее достигать желаемого результата.
5) На данном этапе важно ознакомиться и изучить таблицу, по которой нам будут начислять баллы за аттестацию, чтобы сконцентрировать все свое внимание на самых актуальных проблемах и не упустить важные вопросы, необходимые для успешного прохождения аттестации. Мы со своей стороны изучали форумы учителей, где активно обсуждаются вопросы, посвященные аттестации, методические и другие статьи по данной проблеме.
6) Здесь мы руководствуемся принципом, отраженным в английской пословице “Practice makes perfect”, которая переводится на русский язык: «Практика ведет к совершенству». Русский эквивалент: навык мастера ставит или дело мастера боится. Мы недостаток знаний восполняем прохождением всевозможных курсов, через поисковые системы интернет, всевозможные форумы педагогов, дружескую помощь компетентных знакомых и коллег, самостоятельно. А навыки и умения доводим до совершенства с помощью многократного практического применения и обучения своих учеников. Мы прошли дистанционные курсы по написанию методической статьи и мастер-класс об открытом уроке, создали свой сайт учителя английского языка, пройдя обучение на сайте образовательного портала «Мой университет». В ноябре 2012 года прошли курсы повышения квалификации по теме «Проектирование образовательного процесса по иностранным языкам при переходе на ФГОС», в феврале-марте 2013 года заняли третье место за участие во всероссийском телекоммуникационном обучающем проекте-конкурсе «Урок в условиях ФГОС», организованном Омским государственным педагогическим университетом.
Мы живем в эпоху глобализации, стремительного информационного и технологического развития. Выбрав нелегкую миссию обучения и воспитания подрастающего поколения, мы автоматически принимаем на себя обязательство соответствовать всем требованиям, предъявляемым к современным педагогам. Чем быстрее мы ликвидируем свою ИКТ некомпетентность, чем успешнее мы будем использовать разнообразные методы, приемы и формы в своей работе, тем качественнее сможем мы обучать и воспитывать своих подопечных. Участие в различных конкурсах, проектах, других формах предъявления опыта позволили нам поднять свой уровень профессиональной компетентности, пополнить свой портфолио актуальным для аттестации материалом. Важно не только своевременно проходить обучение и осваивать новые навыки, умения, методы и формы работы, но всегда быть на шаг впереди от своих учеников, прогнозировать общие тенденции в развитии современного общества, предвидеть элементы завтрашнего дня, потому что современным детям придется в нем жить.
7) Мы испытываем определенные трудности в применении современных технологий на уроках. В частности в кабинете английского языка отсутствует какое-либо вообще оборудование, не говоря об интерактивной доске и проекторе. Приходится договариваться с коллегами, имеющими в своих кабинетах необходимое оборудование. Надеемся, что доживем до того времени, когда и в нашей школе каждый кабинет будет оснащен самым современными информационно-технологическими новшествами, отвечающим требованиям ФГОС.
8) Педагог может испытывать и любое другое затруднение, не перечисленное выше. В любом случае, мы исходим из соображения, что из каждой сложной ситуации, всегда есть выход.

IV этап: обсуждение и решение проблем (2-3 месяца)
Хорошо было бы обсудить проблемы, связанные с аттестацией, с коллегами, на форуме педагогов, но и самостоятельная проработка основных аттестационных вопросов, например, в виде составления технологической карты, но не урока, а плана стратегического действия подготовки к аттестации, дает положительные результаты.
На данном этапе применяем знания на деле, по всем задачам добиваемся результата. Для нас хорошим руководством к действию были и являются слова Вильяма Черчилля “Never, ever, ever give up!” – Никогда, никогда, никогда не сдавайся!
Совет №1. На листок бумаги выписываем все дела, которые необходимы для успешного прохождения аттестации. Вычеркиваем их из списка по мере выполнения.
Совет №2. В блокноте составляем список всех дел. Отмечаем буквой A те из них, которые являются для нас важными, но не срочными (как раз для аттестации); буквой B - жизненно необходимые и срочные дела (например, купить продукты питания); буквой C те из них, которые не так важны и не являются срочными (например, посмотреть любимый сериал). Начинаем выполнять сначала дела из списка А, потом из списка В, а из списка С – в последнюю очередь, если останется время.
Важно: включить в список А мероприятия, которые необходимы для успешного прохождения аттестации.
V этап: контроль усвоения и применения знаний, обсуждение допущенных ошибок, их корректировка (2-4 месяца)
Переходим к одному из самых важных этапов подготовки к аттестации - к анализу и корректировке. Рассмотрим его на примере создания видео урока. Подготовить качественное видео урока – большое искусство, которое требует не только профессионализма с нашей стороны, но и актерских способностей, равно как режиссерских, риторических, организаторских и других талантов, а также отсутствия форс-мажорных обстоятельств. Поэтому, снимаем свои уроки на видео для себя, смотрим на себя со стороны, находим недостатки и достоинства, анализируем, исправляем недочеты в планах уроков, пробуем разные методы, приемы и формы проведения этапов урока. Даем открытые уроки, размещаем разработки уроков на сайтах. Помним, что путь к мастерству лежит через практику, не забывая о творческом подходе. Данный прием повторяем со всеми документами, материалами, разработками, которые собираемся предоставить аттестационной комиссии. При оценивании пользуемся критериями оценки, которые будут предъявляться к нам.
Важно: соотнести цели и задачи, которые поставили вначале с теми результатами, к которым пришли в конце.
VI этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-7 дней)
Домашнее задание – сдать все материалы аттестационной комиссии в срок.
VII этап: рефлексия (в течение месяца)
Ждем результатов, готовимся к возможному очному этапу.
Важно: провести с пользой время для себя, например, изучить вопросы очного этапа или принять участие в конкурсе.

После звонка (после успешного прохождения аттестации)
А теперь расслабляемся, позволяем себе дела из списка C, например, поход в театр со своим классом, или поездку в другой город или страну за новыми впечатлениями и знаниями.
Такое завершение закономерно ожидает всех при условии вдумчивой планомерной подготовки к аттестации. Мы же находимся только в начале пути, поэтому работы предстоит много, если брать по минимуму, то выходит около полугода систематического труда, направленного на сбор необходимых материалов для успешного прохождения аттестации. Таким образом, вооружившись знаниями, творчески подходя к решению проблем, приступаем к делу немедленно. Чем больше идей мы сможем воплотить, тем больше возможностей перед нами откроется. И обязательно, планируем предстоящую деятельность, так как бездумное бесцельное блуждание неизбежно приводит к поражению. А наша дорога ведет в прямо противоположном направлении от грамотной постановки цели до полной релаксации.
Список литературы и ресурсов:
1. Брайан Т., Шеелен Ф. М. Личность лидера. Перевод с английского Е. Г. Гендель. – Минск: Попурри, 2008. – 288 с.
2. Бакингем М. Заставьте свои сильные стороны работать: Шесть этапов к выдающимся результатам. Перевод с английского Е. Виноградовой. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 248 с.
3. Бикеева А. С. «Советы усталому учителю, или основы выживания в своей профессии» https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=1810
4. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности // http://www.e-reading.ws/book.php?book=1023289
5. Афоризмы. http://www.aphorism.ru/author/a1909.shtml
6. http://aphorisms_en_ru.academic.ru/2254/Practice_makes_perfect.
7. http://www.correctenglish.ru/reference/proverbs-sayings/practice-makes-perfect/
8. Дистанционные курсы. Образовательный портал «Мой университет. http://moi-universitet.ru/
9. Центр подготовки к аттестации. http://moi-rang.ru/
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: Gulzhana (13.04.2014) | Автор: Тупенова Гульжан Маратовна E
Просмотров: 1441 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Гульжан Маратовна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz