Пятница, 24.11.2017, 08:38

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

Экспертное заключение по итогам аттестационного обследования как форма прохождения аттестации.
С 1 января 2011 года вступил в силу «Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года №209 и являющийся федеральным нормативным правовым актом прямого действия.
Аттестация учителей учебных заведений на сегодняшний день наиболее распространенный и типичный инструмент оценки профессионализма, определяющий как уровень компетентности, так и тарифный разряд, лежащий в основе исчисления заработной платы. Далее автором, учителем с 20-тилетним стажем, самим в недавнем прошлом успешно прошедшим очередную аттестацию, предпринята попытка в доступной форме обобщить информацию, ложащуюся в основу оценки квалификации учителя. Дальнейшее изложение материала приведено в виде обобщенного руководства для эксперта, что в действительности имеет двоякий практический смысл: уточняет и конкретизирует методологию оценки для членов экспертных комиссий образовательных учреждений, не наработавших еще достаточного опыта, но в большей степени ориентирует самих аттестуемых учителей, разъясняя, каковы критерии оценки их деятельности, с каких точек зрения она рассматривается и какие достижения уместно и даже необходимо представить вниманию экспертов.
Аттестация преследует две цели:
1. Оценка уровня квалификации педагога на основе анализа профессиональной деятельности на предмет соответствия его требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
2. Стимулирование и мотивировка повышения педагогическими работниками уровня квалификации, эффективности и качества педагогического труда.
Аттестация проводится в различных формах: по итогам анализа портфолио, которое педагог передаёт в аттестационную комиссию, либо по итогам аттестационного заключения, которое составляется по месту работы учителя руководством учебного заведения. Наиболее приемлемую для себя форму прохождения аттестации вправе выбрать сам аттестуемый.
Далее изложен некий порядок и методология создания экспертного заключения, относящегося ко второй форме – в первом случае формирование портфолио осуществляется аттестуемым сотрудником самостоятельно.
Экспертное заключение, которое составляет аттестационная комиссия учебного учреждения, состоит из 3-х блоков и содержит следующую информацию.
Блок 1 включает в себя общие сведения об аттестуемом. Здесь необходимо указать квалификационную категорию и дату предыдущей аттестации, а также сведения об образовании (что и когда окончил), указать полное название (среднего, среднего специального или высшего) педагогического, психологического (либо другого) учебного заведения, в котором обучался (обучается) аттестуемый сотрудник, дату его окончания, факультет, специальность и квалификацию по диплому. При наличии учёной степени или звания, необходимо указать тему научного исследования. Как правило, эта информация запрашивается у самого сотрудника. Немаловажное значение имеет информация о курсах повышения квалификации (переподготовки), которые прослушал учитель за последние пять лет, следует отметить, соответствует ли тематика курсов профилю деятельности выходящего на аттестацию. В блоке уместно сказать и о наградах, полученных преподавателем как за весь период педагогической деятельности (наиболее значимых), так и за последний межаттестационный период (5 лет) – если таковые имеются. И, наконец, менее специфическая информация данного блока - об общем трудовом и педагогическом стаже, стаже работы в должности, по которой преподаватель проходит аттестацию и стаже работы в данном учреждении.
Блок 2 собственно аналитический. В данном блоке на основе оценок, проставляемых в ходе экспертизы, в экспертном листе оценки уровня квалификации педагогического работника, дается оценка профессиональных компетенций аттестуемого педагога экспертной комиссией организации-работодателя. В блоке 2 отражается также информация, полученная от соответствующего методического центра.
В экспертном листе выделяют шесть подпунктов, в каждом из которых оценка компетентности производится путем выставления баллов по отдельным заявленным критериям (подкритериям), а затем определения и указания среднего балла для данного подпункта..
1) Оценка компетентности в области профессионально важных личностных качеств педагога.
Данная компетентность оценивается с позиций эмпатийности и социорефлексии, самоорганизованности и общей культуры аттестуемого педагога. Важно умение смотреть на ситуацию с различных точек зрения, достигать взаимопонимания, также учитывается способность преподавателя морально поддержать учеников и коллег по работе в сложной для них ситуации, умение и желание находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника, анализировать и адекватно оценивать причины поступков и мотивы поведения обучаемых. Представителям экспертной группы следует обратить внимание и на то, насколько охотно и без опасений ученики обращаются к преподавателю за помощью при решении различных вопросов – в том числе, и не сугубо учебных. Для достижения намеченных целей учитель должен уметь грамотно организовать как свою деятельность, так и деятельность своих учеников, конструктивно реагировать на возникающие трудности, корректировать планы в зависимости от сложившейся ситуации, сохранять самообладание. Преподавателю необходимо обладать широким кругозором, умением поддерживать разговор на различные темы. Оценке подлежат также и манера поведения педагога, его внешний вид. Оценивается соответствие всего этого этическим нормам и нормам, принятым в соответствующих учебных заведениях вообще. При выставлении баллов учитывается начитанность педагога и его осведомленность об основных событиях современной социальной жизни, педагогический такт, деликатность в общении, особо выделяется культура речи преподавателя, грамотность построения высказываний и их доступность для понимания.
2) Оценка компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Ключевыми показателями этой части аналитического блока являются такие показатели, как умение воплощать учебные планы, ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Учитель должен уметь адекватно ставить частные цели обучения, формулировать задачи в соответствии с возрастными особенностями учеников . В данном блоке учитывается также умение корректировать цели и задачи деятельности в зависимости от готовности учеников к освоению материала урока; умение выполнять требования учебной программы и образовательного стандарта, соотнося их с индивидуальными особенностями учащихся.
Особое внимание при анализе работы учителя необходимо обратить на его умение перевести тему занятия в педагогическую задачу. Преподаватель должен уметь формулировать цели и задачи урока на основе его темы, конкретизировать цель урока в комплексе взаимосвязанных задач, уметь добиваться понимания обучающимися целей и задач урока, а также соотносить результаты обучения с поставленными целями.
Необходимым является умение аттестуемого учителя вовлечь обучающихся в учебный процесс. При оценке этого умения экспертной комиссии следует обратить внимание на такие параметры, как умение учителя вовлечь обучающихся и в процесс постановки целей и задач урока, выявить результат деятельности на уроке и способы его достижения. Существенно также повышенное внимание учителя к умению учащихся самостоятельно формировать цель урока в соответствии с изучаемой темой, установке обратной связи
3) Оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности.
Наиболее характерным признаком высокой мотивированности учащихся служит участие их во внеклассной деятельности соревновательного характера. Обоснованием оценки являются сведения об учащихся - призёрах и победителях муниципальных, окружных, городских, всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов и др. Эти данные лучше представить в виде таблицы, в которой указывается год, фамилия и имя ученика, воспитанника (или название коллектива), где и в чём принимал участие, уровень участия, какое место занял.

Ключевые показатели компетентности учителя в данной области следующие:
- умение формировать у учащихся «историю успеха» и психологию победителя: умения и навыки повышения интереса к своему предмету; выявление и адекватная оценка любых успехов обучаемых; демонстрация успехов родителям и одноклассникам; умение дифференцировать задание так, чтобы ученики разного уровня подготовки почувствовали свой успех.- умение создавать условия для позитивной мотивации: организация учебной деятельности с учетом уровня развития учебной мотивации; широта владения материалом обеспечивающая интерес к различным темам своего предмета; наличие и применение знаний об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности; умение создать доброжелательную атмосферу; авторитет среди учащихся и и их удовлетворенность организацией учебного процесса на уроках аттестуемого преподавателя;
- умение создавать условия для самомотивирования обучающихся: активизация творческих возможностей обучающихся, поощрение любознательности; демонстрация практического применения изучаемого материала;; предоставление возможности самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности; создание условий для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания – олимпиады, конкурсы, совместные проекты).
4) Оценка компетентности в обеспечении информационной основы деятельности педагога
Ключевые показатели:
- компетентность в методах преподавания (критерии: своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации; применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы; применяемые методы соответствуют имеющимися условиям и времени, отведенному на изучение темы; владеет современными методами преподавания; обоснованно использует на уроке современными информационно-коммуникативные технологии)
- компетентность в предмете преподавания ( критерии: знание преподаваемого предмета; рабочая программа построена с учетом межпредметных связей; использует дополнительные материалы; в процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов; добивается высоких результатов по преподаваемому предмету)
В данном пункте необходимо также указать результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений со средними показателями по городу (области) (в динамике за последние 3 года): учебный год, класс, предмет, успеваемость, качество знаний.
Можно использовать также результаты диагностических работ, проводившихся по предмету, данные независимых проверок знаний учащихся. В этом случае указывается год и месяц проводившийся работы, предмет, класс и процент выполнения учениками тестовых заданий.
5) Оценка компетентности в разработке программ деятельности и принятии педагогических решений
Ключевые показатели:
• - умение выбирать и реализовать типовые образовательные программы ( критерии: может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по предмету, выявить их недостатки и достоинства; обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по предмету; рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач а также составлена с учетом темпа усвоения материала, преемственности и других моментов, повышающих ее обоснованность)
• - умение принимать решения в педагогических ситуациях ( критерии: поощряет самостоятельные высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения; умеет доступно аргументировать собственные решения; умеет пересмотреть свое решение при изменении ситуации или новых факторов)
Этот пункт экспертного заключения необходимо дополнить сведениями о распространении аттестуемым педагогом опыта в области повышения качества образования и воспитания, а также указать печатные работы (публикации) аттестуемого педагога (если имеются - за межаттестационный период). Следует указать дату проведения мероприятия, место проведения мероприятия, на каком уровне проводилось мероприятие (ОУ, муниципалитет, округ, город, РФ, международный), форму участия аттестуемого в мероприятии и тему выступления.

6) Оценка компетентности в организации учебной деятельности
Ключевые параметры:
- умение устанавливать субъект-субъектные отношения
- умение организовать учебную(воспитательную) деятельность
- умение проводить педагогическое оценивание.
Блок 3. Выводы.
По результатам внутренней экспертизы экспертная группа готовит заключение, которое подписывается персонально экспертами и аттестуемым работником. Экспертное заключение оканчивается выводами, излагаемыми в свободной форме. С учетом выставленных баллов по установленным критериям оценки, экспертная группа выражает своё мнение - соответствует или не соответствует аттестуемый требованиям, предъявляемым к высшей или первой квалификационным категориям.
Таким образом, экспертное заключение при аттестации учителя реализует комплексный подход к оценке компетентности, учитывая, наряду с формализованными параметрами учебной деятельности (оценки учеников, достижения на олимпиадах и т.п.), сугубо личностные качества, необходимые, однако, всякому квалифицированному специалисту, избравшему профессию школьного учителя. В свою очередь, верное понимание аттестуемыми соискателями требований к профессиональному уровню конкретизирует направления приложения усилий, помогает эффективнее организовать учебную деятельность и служит не последним мотивом к самосовершенствованию и достижению учителями более высокого уровня квалификации.

Источник: http://mcko.ru/support-of-certification/certification-of-pedagogical/
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: alita73 (15.04.2014) | Автор: Жукова Алла Владимировна E
Просмотров: 3257 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Алла Владимировна ! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен до участия в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz