Воскресенье, 11.12.2016, 14:48

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

Формирование творческих способностей на уроках технологии через проектную деятельность
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на высшую категорию

Тема
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ
ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обобщение опыта работы

Выполнила:
Антипина Валентина Михайловна
учитель технологии
МБОУ « Акбулакская СОШ № 1,
Акбулакского района
Оренбургской области».

Руководитель:
Дрофа Владимир Михайлович,
к.п.н., доцент кафедры
педагогики и психологии
Оренбург, 2013

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования творческих способностей школьников
1.1. Проблема формирование творческих способностей в философской, психолого-педагогической литературе……………………………………….…7
1.2. Творческие способности как предмет исследования ……………………..9
1.3. Педагогические условия формирования творческих способностей ……11
Глава 2. Опыт организации проектной деятельности учащихся в процессе
технологического образования
2.1. Диагностика творческих способностей школьников, умений заниматься проектной деятельностью………………………….……………..13
2.2. Организация проектной деятельности на уроках технологии…………..17
2.4.Методические рекомендации по организации проектной деятельности……………………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………………..31
Литература …………………………………………………………….………..33
Приложения……………………………………………………………………..35

Введение
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает новые социальные требования к системе российского образования. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образо¬вания, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспече¬ние развивающего потенциала новых образовательных стандартов.[1]. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия,
актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам.
Культурный и научно-технологический потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призваны обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. [14].
Как показало исследование педагогических источников, плодотворные идеи 20-х годов о методе проектов, активизации личности в жизнедеятельности и познании не потеряли своей актуальности и сегодня. Обращение к методу проектов закономерно, потому что он используется нами в новых условиях учебной и культурно-социальной ситуации, в новой трактовке как педагогическая технология. Метод проектов рассматривается как возможная форма аттестации, как форма коллективной работы, как альтернатива классно-урочной системы. Формирование творческой, инициативной и активной личности, способной к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности – приоритетная задача школы. [7].
Анализ теоретических источников свидетельствует, что активные проблемы личности, формирование творческих способностей требуют новых педагогических решений. Среди разнообразных направлений решения целей образования в условиях школы с учетом интересов развития личности в образовательной области «Технология» используется метод проектов, потому что в рамках существующей классно-урочной системы он наиболее целостно вписывается в формирование творческих способностей школьников.
Можно отметить недостаточную разработанность теоретических возможностей и практическую реализацию проекта как средства индивидуализации образовательного процесса, как средства организации внеурочной самостоятельной деятельности школьников.
Налицо противоречие: между недостаточной теоретической изученностью возможностей индивидуального творческого проекта как средства формирования творческих способностей учащихся и потребностью образовательного процесса в новых формах индивидуального обучения.
Решению названной проблемы посвящена наша работа, выполненная в жанре обобщения позитивного педагогического опыта, накопленного по теме «Формирование творческих способностей на уроках технологии через проектную деятельность».
Цель работы: выявить эффективные приёмы формирования творческих способностей на уроках технологии через проектную деятельность.
В соответствии с целью сформированы следующие задачи работы:
- изучить степень разработанности проблемы в философской, психолого-педагогической литературе;
- использовать проектную деятельность для формирования творческих способностей;
- разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.
Методической и теоретической основой исследования являются основные положения, содержащиеся в рекомендациях Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, раскрывающий теоретические аспекты формирования творческих способностей;
- анализ продуктов проектирования на уроках технологии;
- комплексные методы исследований по определению творческих наклонностей и способностей школьников; (анкетирование, тестирование, наблюдение).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 1 Акбулакского района Оренбургской области»
Исследованием охвачено 106 учащихся 11-17лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены наиболее эффективные условия формирования творческих способностей на уроках технологии через проектную деятельность, определены особенности индивидуального и инженерно-педагогического подходов, которые обеспечивают опору на творческие наклонности и способности учащихся в условиях благоприятной школьной среды.
Практическая значимость исследования заключается в апробации индивидуальной самостоятельной деятельности школьников по созданию проектов, способствующих формированию творческих способностей, изготовлению изделий, имеющих художественную ценность, в разработке методических рекомендаций по организации проектной деятельности. [4].
Глава 1. Теоретические аспекты формирования творческих
способностей
1.1. Проблема формирование творческих способностей в философской, психолого-педагогической литературе
Формирование творческой, инициативной и активной личности, способной к целенаправленной и социально осуществляемой деятельности самоизменения – приоритетная задача современной школы. В связи с этим актуализируется проблема уменьшения роли репродуктивной учебной деятельности и увеличение исследовательских методов обучения, которые отображают гуманистическое направление педагогики.
Как показало исследование педагогических источников, плодотворные идеи 20-х годов о методе проектов, активизации личности в жизнедеятельности и познании не потеряли своей актуальности и сегодня, но все еще недостаточно осмыслены современными педагогами – практиками.
Педагогические исследования в области проектирования образовательного процесса ведутся сегодня многими учеными (М.Ю. Бухаркиной, Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казаковой, Е.С. Полат и др.), вопрос индивидуализации обучения учащихся посредствам проектирования образовательных программ изучается Э.И. Сундуковой; проблема взаимодействия учителя и ученика при проектировании обучения разрабатывается Н.Д. Ряховских.
Метод проектов рассматривается как возможная форма аттестации учащихся (Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына), как форма коллективной работы (Б.М. Бим-Бад), как альтернатива классно-урочной системы (В.В. Гузеев).
В трудах современных философов, психологов и педагогов находит свое выражение проблема самостоятельности школьников. В теории педагогики самоопределение рассматривается как реализация активности в значимых для человека сферах жизнедеятельности (А.Я. Журкина, Е.А. Климов, А.В. Мудрик, Н.С. Пряжников, С.В. Сальцева). Н.В. Крылова рассматривает самоопределение через самовыражение, творчество.
Философы ( К.Л. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, Б,М, Бим-Бад, И.С. Кон) и педагоги (Е.В. Бондаревская, В.И. Сериков, А.В. Хуторской, И.Э. Унт) говорят о необходимости создания условий для раскрытия индивидуальности и для самостоятельности активной познавательной деятельности. (Х.И. Лийметс, А.К. Маркова, Г.И. Щукина).
Проблема формирования творческих способностей актуальна для школьного образования, так как личностно - ориентированна, а одной из приоритетных задач является формирование, актуализация и осуществление самопознания и самореализации школьника.
Можно отметить недостаточную теоретическую изученность возможностей проекта как средства индивидуализации образовательного процесса, как средства формирования творческих способностей школьников.

1.2. Творческие способности как предмет исследования
Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешное выполнение определенных видов деятельности.
Способности не даны от природы в готовом виде. Хотя большое значение для их развития имеют задатки, однако, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.
У каждого человека способности обнаруживаются не к одному, ко многим видам деятельности. Способности часто проявляются в устойчивых интересах и склонностях.
Интересы и склонности, как и другие черты характера (настойчивость, целеустремленность) благоприятствуют формированию и развитию способностей, которые происходят лишь в процессе самого выполнения той или иной деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее занятие ребенка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности. Исключительно важное значение имеют работоспособность и трудолюбие.
Способности подразделяются на специальные и общие.
К специальным относятся способности к различным видам художественной деятельности (к музыке, живописи…).
К общим – наблюдательность, конструктивное воображение, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов деятельности.
Потенциальные способности – это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ними возникают новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но так же и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуют и развивают в зависимости от требований конкретного вида деятельности.
Задатки – наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата – являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обуславливают их, не предопределяя.
От задатков к способностям – в этом и состоит путь развития личности.
Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются в той или иной мере и продуктом его деятельности. В этом и состоит взаимозависимость способностей человека и его деятельности.
Что же такое «способности» и «творческие способности».
По В.Д. Шадрикову «способности – есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности».
Специальные способности – есть общие способности, приобретенные черты оперативности под влиянием деятельности. Под творческим мышлением понимают мыслительную деятельность, результатом которой является возникновение идеи, новой для ее автора.
Д.Б. Богоявленская определяет творческие способности как интегрированную характеристику, включающую уровень интеллектуального развития и отношения человека к миру. [2]
Главный недостаток современной школы, современных методик обучения и воспитания – это недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся. Природа щедро одарила каждого человека чем-то особенным, индивидуальным. Учителю следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности каждого своего воспитанника. Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, интересам, склонностям, творческим способностям.

1.3. Педагогические условия формирования творческих способностей
Культурный и научно-технический потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умений мыслить самостоятельно. В настоящее время, время стремительных социальных изменений, когда старые общественные системы рушатся, в переустраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потеряв привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Таким образом, наиважнейшей задачей современной школы является создание таких условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.
Опираясь на выводы Богоявленской Д.Б., что творческие способности – интегрированная характеристика личности, включающая уровень интеллектуального развития и отношения человека к миру, можно выделить следующие аспекты деятельности:
- всемерное повышение интеллектуального уровня;
- формирование способности принимать нестандартные решения проблемных задач.
Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы жизнедеятельности.
Как известно из психологии и педагогики благоприятными условиями для формирования творческих способностей являются: любовь к детям и педагогической деятельности, знание возрастных особенностей учащихся, знание форм и методов учебно-воспитательной работы, творческий климат в школе, демократический стиль общения, сотрудничество ученика и педагога, сам педагог как образец творческой личности, организация самостоятельной деятельности, индивидуальный подход к учащимся, применение методов поощрения, обеспеченность учебно-методической литературой,, высокий уровень внеклассной работы, внедрение передового педагогического опыта, наличие дифференцированного обучения.
По мнению А.Г.Ковалёва, основные направления в формировании способностей предусматривают следующие мероприятия:
-выявление природных задатков и склонностей, анализ качества результатов деятельности;
-тренировка и развитие природных свойств личности путём включения её в системную деятельность под руководством специалиста.
Организовывать обучение надо по законам проведения научных изысканий, строится оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.[8]
Глава 2. Опыт организации проектной деятельности учащихся в процессе технологического образования
2.1. Диагностика творческих способностей школьников
Педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.[10]
Для решения этих проблем используются различные методы педагогических исследований. Основные методы исследования – это комплекс диагностических методик по изучению творческого самовыражения школьников при выполнении проектов на уроках технологии.
На начальном этапе исследования учитель определяет творческие наклонности пятиклассников, используя методики Петрушина В.И. [6]



Рис. 1. Диаграмма определения творческих наклонностей пятиклассников
В диаграмме видно, что творческие наклонности в большей степени проявляются в вырезании, лепке и рисовании, т.е. в тех видах деятельности с которыми дети сталкивались в начальной школе.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Родители считают, что заниматься нужно со школьниками младшего возраста, а более взрослым можно уделить меньше внимания.
На следующем этапе определяется способность школьников.
Среди учащихся пятых и восьмых классов проводится диагностический тест «Способности школьника». Результаты сведены в таблицу 1, и показаны на диаграммах 2 и 3.[6]
Таблица 1
Способности 5 класс 8 класс
Музыкальные 15 5
Конструктивно-технические 5 17
коммуникативные 12 15
Эмоционально-изобразительные 16 21
Художественно-изобразительные 10 10
математические 8 6
организационные 8 9
физические 15 7
филологические 11 10


Рис.2. Диаграмма способностей пятиклассников


Рис.3. Диаграмма способностей восьмиклассников

Результаты данного тестирования очень важны. Их нужно учитывать при подготовке учителем творческих заданий, при подборе тем проектов. По результатам теста характеризуют такие направления в развитии способностей личности:
- физические (спортивные),
- организаторские,
- математические,
- конструктивно – технические,
- эмоционально – изобразительные,
- коммуникативные,
- музыкальные,
- художественно – изобразительные,
- филологические.
Способности не даны от природы в готовом виде. Хотя большое значение для развития имеют задатки, однако, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.
Мы видим, что у восьмиклассниц по сравнению с пятиклассницами более выражены конструктивно – технические, эмоционально – изобразительные, и коммуникативные способности. Это говорит о том, что выполнение творческих работ, в том числе и творческих проектов, поспособствовало формированию данных способностей. Согласно своим интересам и умениям учащиеся выбирают из предложенного списка темы проектов и при консультировании учителя, с помощью родителей выполняют творческий проект. Результаты за несколько лет сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Темы проектов 2009 2010 2011 2012 2013
Вышивка лентами 27 40
Вышивка гладью 3 5 15 7 9
Вышивка крестом 47 45 38 24
Вышивка бисером 1 3 4 5
Вязание крючком 5 9 7 6 8
Вышивка Изонить 48 31 20 12
Изготовление швейного изделия 21 7 10 6 14
Декупаж 23

Темы проектов, выполненных в 2013 году сведены в диаграмме. Рис.4. Диаграмма тем проектов, выполненных учащимися в 2013 году.

2.2. Организация проектной деятельности на уроках технологии.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определение творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Творчество – это исследование [11]
Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект. [12]
При выполнении творческих проектов наибольший интерес для учителя представляют школьники подросткового возраста.
Выделяют три основных этапа деятельности:
1 – организационно – подготовительный,
2 – технологический,
3 – заключительный.
На первом этапе школьниками ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни общества. Перед ними ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На этом этапе планируется технология изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определяется последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделий.
Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а так же все рабочие инструменты и оборудование.
Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректирую свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль и защита проекта.
Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат труда. В завершении всего учащиеся оформляют результаты и защищают свой проект перед одноклассниками. На выполнение проекта в программе отведено 16 часов. На протяжении всех этих уроков учителем проводятся практические занятия, при этом уделяется внимание каждому ученику. [11]
Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Учащихся знакомят с темами заранее.
Результаты диагностики творческих наклонностей и способностей школьников используются при подборе тем проектов, которые предлагает учитель. Каждый год количество предлагаемых тем увеличивается. Учитель предлагает новые темы, руководствуясь данными диагностических исследований. По результатам анкетирования учащихся пятых классов, учитель делает вывод об умении учащихся, которые можно использовать в дальнейшей работе.
Как мы видим умения и интересы разнообразны и задача учителя развивать данные умения, и на их основе формировать новые, результатом будет творческий подход к выполнению проекта.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения предполагается в пятом классе выполнение четырёх мини-проектов[13]:
- Творческий проект «Планировка кухни-столовой» (2ч).
- Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» (2ч), - Творческий проект «Наряд для завтрака» (6ч),
- Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой» (6ч).
Можно выполнить коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Я считаю, что в коллективной работе над проектом у учениц формируется навык работы над проектом, и навык работы в группе и в коллективе. [9]
Тематика проектных заданий для 6-11 классов охватывает широкий круг вопросов школьной программы «Технология» с учетом способностей школьников.
Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным для детей.
Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической – является пояснительная записка. В нашей школе осуществляется преемственность между средними и старшими классами. Разработана единая пояснительная записка.
Информацию об оформлении использовали из статьи Сафрис О.М. «Подготовка и оформление пояснительной записки к проекту по теме».
Проекты - это не тесты. Обучение производится через проекты. Ключевым моментом здесь является то, что учитель продолжает обучать во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе. [11]
Искусство обучения методом проектов заключается в том, чтобы знать про каждого ребенка, когда ему подсказать, а когда предложить принять собственное решение.
Работа над проектом в основной школе рассчитана на 16 часов. Проектирование во всех классах проводится одновременно с февраля по апрель. И выполнение проекта является как бы годовой итоговой работой.
Весь процесс проектирования разделен по часам.
1-2 час – Выбор темы проекта;
- знакомство с оформлением пояснительной записки;
- оформление титульного листа,
- составление содержания.
3-4 час – Сбор информации по теме проекта;
- составления введения.
5-6 час – Исследование проблемы;
- составление исторической справки;
- анализ материалов, предлагаемых промышленностью, соответствие экономическим возможностям.
7-8 час – Составления банка идей и предложений.
9-10 час – Составление технологической карты, где описывается последовательность выполнения изделия.
11-12 час – Экономическая и экологическая оценка проекта.
13-14 час – Составление заключения и списка используемой литературы.
15-16 час – Защита проекта в присутствии класса.
Следует отметить, что проекты любой направленности, трудовой творческой направленности будут педагогически эффективны в контексте общей концепции обучения и воспитания.
В старших классах учителю необходимо формировать интегрированные знания о трёх важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде(рабочей силе) и технологии. В 10-11 классах творческий проект выполняется во внеурочное время. На уроке происходит только консультирование по выполнению проекта и защита проекта.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал не только учащихся, но и учителя. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать творческие навыки и развивать инициативу подростка. [3]
В 10 классе учащимся предлагается составить Бизнес-план предприятия, которое можно открыть в нашей местности, и оно могло бы приносить прибыль. Создание таких проектов позволяет учащимся углубить знания по основам современного производственного проектирования. Для работы над бизнес-планом разработан шаблон. (Приложение 1) (Презентация 1, Презентация 2)
В 11 классе завершается изучение курса Технология выполнением творческого проекта «Моя профессиональная карьера», «Мой выбор». Это даёт возможность учащимся задуматься о профессиональном самоопределении, глубже изучить выбранную профессию, соотнести свои качества с требованиями профессии к человеку. [5] (Приложение 3, Приложение 4 ), (Презентация 3, Презентация 4).

Структура проектов для старшеклассников сведена в таблице 3.
Таблица 3
Структура проекта
«Моё собственное дело» «Моя профессиональная карьера»
1. Введение 1. Краткая справка - аннотация к проекту
2. Резюме 2. Осознание проблемной области
3. Задачи 3. Выявление интересов, склонностей, способностей
4. Характеристика бизнеса 4. Карта способностей
5. Оценка рынка сбыта продукции 5. Профессиограмма профессии
6. Оценка конкурентов 6. Психограмма профессии
7. План производства 7. Пути получения профессионального образования
8. Организационный план 8. Профессиональная проба
9. Юридический план 9. План моей будущей профессиональной карьеры
10. Финансовый план 10. Заключение
11. Оценка рисков 11. Литература
12. Стратегия финансирования
13. Литература

Программа «Технология» дает право учителю помочь выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
- Индивидуальные особенности учащихся.
- Учебно-материальную базу.
- Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.
- Следует учитывать межпредметные связи.
- Возрастные и физические возможности школьников.
- Общественно – полезную или личностную значимость проекта.
- Подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской.
- Безопасные условия работы учащихся.
- Оценка проектов осуществляется следующим образом: на уроках по выполнению проекта оценивается каждая глава отдельно. В целом проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям:
- оригинальность,
- доступность,
- техническое совершенство,
- эстетические достоинства,
- безопасность,
- соответствие общественным потребностям,
- удобство эксплуатации,
- технологичность, стоимость.
Оценка зависит:
- от учета своих собственных ценностей и рассмотрению противоположных и взаимосвязанных оценок,
- от оценки своей работы методом проб и ошибок к объективному апробированию,
- от объяснения хода работы к обоснованию решений и результатов,
- от самооценки, от простых утверждений типа «Я сделал это хорошо -плохо» к оценке собственного совершенствования в качестве проектировщика и изготовителя. [8]
Вышеприведенный перечень может помочь оценить уровень учащихся, а так же сделать проект сложнее и проще.
Понятие творческой деятельности широко используется в современной педагогике. Современная психология выделяет различные творчества: научное, техническое, литературное, музыкальное, профессиональное и т.д. Обобщенное определение понятия «Творчество» - совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.
Важным отличием творческой деятельности является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Чтобы заинтересовать учащихся, надо им показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом.
- Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения.
- Творческий подход позволяет успешно адаптироваться в новых условиях.
- В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике.
- В процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд.
Программа образовательной области «технология» предоставляет учителю большие возможности для организации творческой деятельности учащихся используя метод проектов.
Для того, чтобы лучше знать творческие способности и интересы учащихся я провожу диагностические исследования методом наблюдения, тестирования и анкетирования. Результаты исследования я использую при подборе тем проектов, которые будут способствовать развитию творческих способностей.
Исследуя результаты проектной деятельности, составлена диаграмма интересов учащихся Акбулакской школы № 1.
Для выявления заинтересованности учащихся в выполнении проекта, ученики 5-11 классов ответили на вопросы анкеты. (Приложение 4)
Результаты анкетирования таковы:
1.Проект введен в программу, чтобы после практики проверить знания, обобщить знания, полученные на уроках.
2.Проект было выполнять трудно, но интересно.
3. Проекты, которые хотелось бы выполнить:
- топиарий,
- бисероплетение,
- цветы в интерьере (посадить цветок),
- изготовление мягкой игрушки,
- квиллинг,
- канзаши,
- исследовательская работа.
4. Проект нужно выполнять, т.к. это может пригодиться в дальнейшей жизни;
- Потому что нужно проверять знания школьников;
- При написании проекта узнаешь много нового.
Проектные работы учащихся представляются на конкурсы и выставки. Учащиеся со своими проектными работами становились лауреатами районных конкурсов и фестивалей.
- «Подарок маме» (вышивка лентами);
- «Акбулакский сувенир» (вышивка бисером);
- «Новогодний сувенир» (топиарий);
- «Здравствуй, Мир!» (канзаши, топиарий);
- «Моя профессиональная карьера» (проект по профессии дизайнер, программист).
Дополнительное образование так же играет роль в выборе темы проекта:
- учеба в школе искусств,
- посещение кружка «Цветовод»,
- посещение кружка «Чудеса своими руками»,
- посещение кружка «Вязание».
С учетом вышеизложенных предположений учащихся, в этом году к выполнению предложены такие темы проектов:
5 классы.
- Творческий мини-проект «Планировка кухни-столовой»,
- Творческий мини-проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», Творческий проект «Наряд для завтрака»,
- Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой».

6-8 классы.
- Изготовление швейного изделия.
- Изделия, оформленные вышивкой.
- Панно в технике ручной вышивки.
- Изделие в технике лоскутной пластики.
- Аппликация из пряжи.
- Игрушка в технике вязания крючком.
- Панно в технике лоскутной пластики.
- «Разнообразие видов тканей из химических волокон» (исследоват. работа).
- Игрушка в технике лоскутной пластики (для кукольного театра).
- Комнатное растение в интерьере квартиры.
9-11 классы.
- Моя профессиональная карьера.
- Мой выбор.
- История костюма.
- Экология родного края.
- Акбулакская глиняная игрушка.
- Гильоширование – технология 21 века.
- Изобразительное искусство и изонить.
- Моё собственное дело. Бизнес-план.
Темы проектов, выполненных в 5-9 классах, отражены в таблице 4
Таблица 4
Темы проектов
Вышивка лентами Вышивка гладью Вышивка крестом Вышивка бисером Вязание крючком Вышивка Изонить Изготовление швейного изделия Декупаж
2009 3 5 48 21 23
2010 5 47 1 9 31 7
2011 15 45 3 7 20 10
2012 27 7 38 4 6 12 6
2013 40 9 24 5 8 14
Положительная динамика роста мотивации к предмету оказывает влияние не только на качество обучения, но и на повышение творческой активности. Об этом можно судить по участию учеников в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества на разных уровнях. Рису. 5

Рис.5. Диаграмма участия учащихся СОШ №1 в конкурсах

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Мониторинг результатов проектной деятельности учащихся Акбулакской СОШ № 1 представлен в таблице 5.
Таблица 5.

Учебный год класс Кол-во учащ. Оценка %
успеваемости Качество
знаний
5 4 3 2
2010-2011 5-11. 102 63 35 4 - 100 96%
2011-2012 5-11. 106 60 43 3 - 100 97%
2012-2013 5-11 109 66 40 3 - 100 97%
Кроме того, внедрение проектирования позволило привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми.
2.3. Методические рекомендации по организации проектной деятельности
Анализ теоретических источников свидетельствует, что актуальные проблемы личности, ее самостоятельности требуют новых педагогических решений. Среди разнообразных направлений решения целей образования в условиях школы с учетом интереса развития личности нами выбран метод проектов, потому что в рамках существующей классно-урочной системы он наиболее целостно вписывается в познавательную деятельность школьников. Индивидуальный проект гуманистичен, не только по своей философской сути, но и в пространственном аспекте, потому что способствует интеллектуальному самостоятельному развитию личности школьника.
Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие и формирование познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда предлагает использование различных методов, интегрирования знаний, умений. Проект – это всегда творческая деятельность. [4]
Все учителя технологии используют метод проектов, но каждый работает по-своему.
Я предлагаю следующее:
- выпишите столбиком все, что вы умеете делать, независимо от того, есть ли это в школьной программе или нет (лепка, аппликация, вязание, изготовление поделок из подручного материала, плетение, выжигание на ткани и т.д.);
- в каждом разделе напишите наименование изделий, которые можно предложить ученикам для выполнения проекта, включая и те, которые есть в школьной программе;
- определите, какие инструменты и материалы нужно для работы по каждому направлению;
- опираясь на собственный опыт, ориентировочно «разбросайте» учебный материал по классам.
Почему ориентировочно? По той простой причине, что уроки творчества являются такими не только для учащихся, но для учителя. В процессе работы учитель может корректировать чередование видов труда, исходя из создавшегося положения на данный момент.
Этапы проектирования.
1.Организационно-подготовительный.
На первом этапе необходимо помочь обосновать актуальность выбранной темы, сформировать цель и содержание поставленных задач. Разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте, выбрать один вариант для дальнейшей разработки.
На этом этапе ребята изучают историю ремесел, направление декоративно прикладного искусства, устанавливают межпредметные связи.
2..Технологический.
На технологическом этапе ребята совместно с учителем разрабатывают последовательность выполнения объекта. Это отражается в технологической карте, где описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
3.Заключительный.
На этом этапе надо особое внимание уделить экономической и экологической оценке. В каждом проекте ребята предоставляют расчет затрат на изготовления изделия. Дают обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
На этом этапе происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка и как финал – проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений. Для облегчения работы над проектом составлена единая схема пояснительной записки к проекту. (Приложение 5)
На основании данной схемы составлена презентация, которую можно демонстрировать на любом этапе проектирования в любом классе. (Презентация 5)
Проектное обучение создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формировании творческих способностей.
Заключение
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – вот основная цель учителя, организующего уроки творчества. И если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете не только дети, но и сами учителя – они станут действительно творческими личностями.
При решении первой задачи была определена степень изученности. Использование проекта как средства обучения и формирования творческих способностей в философской и психолого-педагогической литературе.
Решая вторую задачу, выяснили сущность изучаемой проблемы. В настоящее время в перестраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить и работать творчески. Для решения этой задачи проводились диагностические исследования по определению творческих способностей. Проведено анкетирование, результатом которого являются творческие наклонности школьников. Проведены исследования умений школьников заниматься проектной деятельностью на уроках технологии. Результаты сведены в диаграммы и графики. Описана структура организации проектной деятельности на уроках технологии. Показаны этапы выполнения творческого проекта:
- организационно-подготовительный;
- технологический;
- заключительный.
Определена структура пояснительной записки к проекту. Показан личностно-ориентированный подход к учащимся при выборе темы проекта. Отмечена большая работа учителя при подготовке тем проектов, предлагаемых учителем, с учетом результатов диагностики.
Представлены темы творческих проектов в 2010 – 20013 годах. Приведены результаты мониторинга оценки проектной деятельности за 2010 – 2011, 2011 –2012, 2012-2013 учебные годы. Предложены разработки проектов, способствующие формированию творческих способностей.
Результатом решения третьей задачи являются методические рекомендации по организации проектной деятельности. Эффективность использования проектирования обеспечивается педагогическими условиями стимулирования потребностей подростков в реализации творческих способностей при выполнении проекта.
Результаты исследования дают основания сделать вывод, что поставленные задачи решены.
Однако выполненная работа не исчерпывает всех возможностей использования проектной деятельности на уроках технологии как педагогического средства.
Актуальным представляется использование проектной деятельности как средства самоопределения учащихся, которая создает условия для раскрытия индивидуальности и для самостоятельной активной познавательной деятельности.

Литература
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым 04.02.2010г. Пр.-271) // Вестник образования России. - 2010. - № 4. - С. 62-70.
2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. / Под общей редакцией к.п.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.
3. Матяш Н.В. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методические рекомендации/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 272с.
4. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/Под ред. И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Графф,2010. - 296 с.
5. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.
6. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя.// Образовательный центр «Педагогический поиск». – М., 2006. – 80с.
7. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
9. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения)
10. Сластенин В.А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.- (Высшее профессиональное образование)
11. Технология: 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О. А. Нессонова, В. В. Пальчикова, Л. И. Нессонова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.: ил.- (В помощь преподавателю).
12. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развёрнутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко/ авт. –сост. Е.А. Киселёва (и др.). – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2010. – 111с.
13. Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 класы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2012, - 144 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: valentina_antipina (05.01.2014) | Автор: Антипина Валентина Михайловна E
Просмотров: 4697 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Валентина Михайловна! 
Ваш материал прошел первичную экспертизу и   допущен к участию в  конференции.
Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz