Пятница, 24.11.2017, 08:30

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

Исторические аспекты аттестации. Примерная траектория про-фессионального роста и развития педагога.
Исторические аспекты аттестации. Примерная траектория профессионального роста и развития педагога.
Современное школьное образование подвергается постоянному реформированию. Это, на наш взгляд, является необходимым в свете динамизма развития современного общества. Центральной фигурой модернизации системы образования выступает педагог. Как отмечал французский писатель Жозеф Жубер «Обучать - значит вдвойне учиться». Для того, что общество получило личность, способную к адаптации в быстро меняющихся условиях жизни социума, учителю самому необходимо постоянно развивать свое профессиональное умение учиться. Созвучны этому слова знаменитого русского учёного, писателя и лексикографа, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» В.Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».
Совершенствование профессиональных умений и навыков возможно благодаря аттестации - уникальному многокомпонентному явлению. С одной стороны, она выступает стимулом к саморазвитию и самообразованию педагога. С другой стороны, является критерием и показателем степени и уровня личностного и профессионального роста и развития.
«Аттестация» в переводе с латинского языка означает отзыв, заключающий в себе изложение фактов и их оценку. Данная дефиниция появилась достаточно давно. Обращение к истокам появления этого понятия и его специфики на конкретном историческом этапе позволит понять важность и значимость аттестации.
Квалификационный экзамен для принятия гражданина на службу был введен правительством Петра I и начал использоваться в первой четверти XVIII века. Правила проведения квалификационных экзаменов зависели от уровня образованности и статуса кандидатов, складывались они по мере повышения организационного уровня системы государственной службы. В конце XVIII века в России появились главные народные училища – повышенного типа начальные учебные заведения, сущестовавшие с 1782 года до революции. Указом Александра I от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках, для производства в Коллежские Асессоры и Статские Советники», составленные государственным секретарем М.М. Сперанским, были введены образовательно-квалификационные экзамены.
По аналогичным правилам проводили государственно-квалификационную оценку служащих, начиная с 40-х годов XIX в., экзаменационные комиссии технических, юридических, финансово-коммерческих и других высших учебных заведений, которые получили это право на основании статьи 50 Устава о гражданской службе 1844 г., что не утратило юридической силы до начала XX века
1 марта 1846 года было утверждено «Положение о специальных испытаниях по Министерству народного просвещения». Согласно ему лица, имеющие намерение быть назначенными на должности учителей дворянских институтов, губернских гимназий, уездных училищ, приходских и начальных училищ или надзирателей в пансионатах институтов и гимназий, обязаны выдержать специальные квалификационные экзамены по программам, разработанным с учетом требований к каждой должности.
Современный этап характеризуется появлением новых условий аттестации. В 2005 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена модель квалификационного экзамена для государственных служащих. К этой модели более близким является вариант экзаменов, проводившихся государственными комиссиями министерств и главных управлений на основе Устава о гражданской службе 1896 г., на которых оценивались профессионализм претендентов на должности в соответствии со степенью владения специальными образовательными предметами, а также с объемом и качеством управленческого опыта.
Условия и порядок аттестации в очередной раз претерпели изменения на основании нового закона об образовании №273 - ФЗ от 29.12.2012 , вступившего в силу с 1.09.2013 года.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что критерии аттестации подвергались существенным изменениям в сторону усложнения и строгой регламентации. Это, на наш взгляд, доказывает необходимость и острую степень важности профессионального роста, отмеченного как государством, так и составителями всех нововведений.
Чтобы успешно пройти сложную комплексную процедуру аттестации педагогическому работнику необходимо готовиться к экзамену заранее. Мы укажем некоторые компоненты подготовки, с нашей точки зрения, являющиеся первоочередными в комплексе пред аттестационных мероприятий: целеполагание, развитие личностных качеств и освоение новых педагогических технологий.
Достаточно сложной в системе деятельности педагога является проблема постановки целей деятельности. Цель педагогического процесса (обучения, воспитания) – это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Соответственно цель педагогической деятельности – предвосхищение в сознании педагога ее результатов. Целеполагание важно не только в образовательном процессе, но и в процессе профессионального развития педагога.
Начинать необходимо с анализа уровня профессиональной компетентности. Затем составить траекторию развития, представленную в виде поэтапных задач, решение которых позволит достичь желаемого результата. Задачи самообразования заключаются в расширении и углублении знаний, практических умений и навыков.
Для ясности в работе по самообразованию необходимо учитывать, что задачи - это составные компоненты общей единой цели. Поэтому нужно:
• разбить общую цель на составные части;
• каждую часть цели обозначить как отдельную задачу;
• задачи определяются так, чтобы они не перекрывали друг друга и не повторялись;
• задачи должны быть сформулированы кратко и однозначно.
Недооценка личностных качеств педагога отрицательно сказывается на результатах его труда. Более того, выпадает один из определяющих компонентов, эффективно взаимодействующий в психологической структуре деятельности педагога, в системе межличностных отношений «педагог – обучаемый».
Учителю необходимо учиться находить в учениках положительные стороны и уникальные черты характера. При этом педагогу необходимо помнить, что каждый человек индивидуален. В общении с учениками необходимо использовать ситуацию успеха, которая поддержит их и даст поверить в свои силы.
Как отмечает Кузнецов И.Н. в своей монографии "Настольная книга практикующего педагога" на занятиях педагогу необходимо проявляться в следующих умениях:
– видеть и утверждать возможности обучаемых, видеть в нем личность, вселять веру в успех;
– сжимать, концентрировать информацию, но так, чтобы она была доступной для более слабых обучаемых и достаточной для сильных;
– быть гибким и уметь композиционно перестраивать занятие с учетом складывающихся ситуаций;
– быть доброжелательным, но и требовательным;
– мобилизовать внимание и поддерживать интерес обучаемых в учении;
– предвидеть затруднения в учебе, нацеливать на преодоление этих затруднений;
– видеть недостатки в собственной работе и способы их преодоления.
Уметь правильно ставить цели, развивать личностные качества - безусловно важно, но не стоить забывать, что деятельность педагога основывается на методике и современных педагогических технологиях, которые тоже необходимо осваивать.
Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.
Существует достаточно богатый опыт изучения педагогических технологий. На наш взгляд, наиболее оптимальной является следующая формула, составленная Праздниковой Г. З: "Цель (для чего?) - содержание (что?) - методы, средства (как?) - результат (какой?)". Иными словами, изучать надо с осознания цели технологии, ее сущности, анализа используемых методов и средств и прогнозируемого результата.
Таким образом, аттестация выступает стимулом и одновременно итогом промежуточного этапа профессионального развития педагога. Ее важность доказана достаточно ранним появлением требований к педагогу в системе образования. Аттестация позволяет выявить уровень развития профессиональных компетенций учителя за последних несколько лет. Это замечательная возможность проанализировать свою работу по самосовершенствованию. Но, чтобы подготовка была эффективной, необходимо поставить цели деятельности, правильно определить направления личностного и профессионального роста.
Список литературы.
1. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. М.: РОСБУХ, ГроссМедиа, 2008. с.384.
2. Мельников В.П. Историческая практика проведения квалификационных экзаменов государственных служащих России// Образование и общество, № 1, 2007 с.43.
3. Праздникова Г. З. Изучение, обобщение и распространение лучших педагогических практик/ ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования"// URL: http://ipk.68edu.ru/consult/oir/412-consoir.html (дата обращения 05.04.2014)
4. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам временной педагогики // Вопросы психологии 1986. №4. С. 101-109.
5. Седов В.А. Аттестация учителей как средство их профессионального развития/ Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена психолого-педагогический факультет кафедра педагогики // URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-30. (дата обращения 05.04.2014).
6. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен [Электронный ресурс]. Электронные текстовые, графические данные. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. (1 СD-ROM) С.34.
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: Oksana_Bolievsckaya (14.04.2014) E
Просмотров: 1017 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Оксана Анатольевна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz