Суббота, 10.12.2016, 17:36

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

Методическая работа как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Целью прохождения процедуры аттестации является доказательство соответствия уровня профессиональной компетентности педагога требованиям, предъявляемым к педагогам той или иной квалификационной категории.
В психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «профессиональная компетентность». Например, по Дж. Равену, «компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Быть компетентным фотографом, ученым, пожарником, учителем, родителем и т.д. - значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня (наблюдать, быть глубоко осведомленным в предмете, самостоятельно ставить вопросы, писать деловые письма, доказывать собственную правоту, справляться с межличностными конфликтами и т.п.)» [2; 6].
Несмотря на различие определений профессиональной компетентности, их авторы сходятся в том, что профессиональная компетентность отражает как теоретическую подготовку педагога, так и владение практическими профессиональными умениями и навыками. Кроме того, на уровень профессиональной компетентности педагога большое влияние оказывают личностные особенности самого педагога.
Таким образом, в структуре профессиональной компетентности можно выделить следующие компоненты:
• профессионально-образовательный
• профессионально-деятельностный
• профессионально-личностный.
Рассмотрев содержание данных компонентов с точки зрения «Квалификационных характеристик должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н), мы получили более подробную модель профессиональной компетентности педагога ДОУ.
Итак, согласно данному нормативному документу профессионально-образовательный компонент компетентности педагога ДОУ включает в себя знания:
• приоритетных направлений развития образовательной системы РФ; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства; правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правил по охране труда и пожарной безопасности;
• педагогики; детской, возрастной и социальной психологии; психологии отношений, индивидуальных и возрастных особенностей детей, возрастной физиологии; педагогической этики;
• методов и форм мониторинга деятельности воспитанников;
• теории и методики воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
• современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
• основ экологии, экономики, социологии;
• основ работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Если обобщить вышесказанное, то содержание профессионально-образовательного компонента можно представить в виде четырёх разделов:
1. знание нормативно-правовых актов в сфере образования;
2. знание основ дошкольной педагогики и психологии;
3. знание теории и методики дошкольного образования;
4. знание современных образовательных технологий, инноваций в образовании.
Как видно, содержание одних из этих разделов остаётся постоянным с течением времени, а содержание других разделов значительно изменяется с течением времени. Иными словами, основы дошкольной педагогики и психологии, теорию и методику дошкольного образования воспитатели ДОУ изучили, будучи ещё студентами ВУЗов или педагогических училищ. А вот нормативно-правовые акты, образовательные технологии постоянно обновляются.
В то же время, во многих ДОУ работают педагоги, не имеющие дошкольной специализации, а значит, им необходимо изучить основы дошкольной педагогики и психологии, теорию и методику дошкольного образования.
В результате мы пришли к выводу, что работу по профессионально-образовательному компоненту необходимо проводить с учетом принципов дифференциации и индивидуализации:
• работа с педагогами, имеющими дошкольную специализацию и стаж работы свыше 10 лет, должна включать изучение новых нормативных правовых актов и современных педагогических технологий, т.к. данные педагоги имеют знания по педагогике и возрастной психологии, знают теорию и методику образовательной работы в ДОУ;
• работа же с педагогами, не имеющими дошкольной специализации, со стажем работы до 3-х лет, включает изучение всех четырёх разделов профессионально-образовательного компонента, поэтому для изучения основ профессии воспитателя нами была организована «Школа педагогического мастерства».
Профессионально-деятельностный компонент заключается в том, что педагог:
• содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания;
• осуществляет изучение личности детей, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей;
• создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника;
• способствует развитию общения воспитанников;
• осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности;
• содействует получению дополнительного образования через систему кружков, организуемых в учреждении;
• в соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников;
• соблюдает права и свободы воспитанников,
• несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса;
• проводит наблюдение (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием детей;
• разрабатывает план (программу) воспитательной работы с детьми;
• ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
• участвует в работе педагогических методических советов, других формах методической работы;
• вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
К профессионально-личностному компоненту компетентности относятся педагогическая позиция по отношению к детям, личностная и профессиональная культура педагога.
Рассмотрев содержание каждого компонента, мы пришли к выводу, что все компоненты взаимосвязаны: например, профессионально-деятельностный компонент не может существовать без профессионально-образовательного и профессионально-личностного; при развитии профессионально-образовательного и профессионально-личностного компонентов непременно произойдет и развитие профессионально-деятельностного компонента. Поэтому в ДОУ необходимо вести работу по развитию всех 3-х компонентов компетентности.
Одной из основных форм повышения уровня компетентности педагогов является методическая работа в ДОУ. Она включает в себя все содержательные и организационные формы оказания методической помощи воспитателям. Методическая работа по профессионально-деятельностному компоненту планируется на основе работы по профессионально-образовательному компоненту, т.к. педагог изначально должен получить теоретическую базу, знания, на основе которых в дальнейшем он будет строить свою деятельность.
Принципы дифференциации и индивидуализации реализуются нами также и в том, что работа с каждым педагогом планируется с учетом запросов, интересов, потребностей каждого педагога. Это находит свое отражение в организации работы по самообразованию. Каждый педагог сам выбирает для себя направление, по которому он хотел бы работать углубленно (продуктивная деятельность, сенсорное воспитание, валеологическое воспитание, экспериментальная деятельность) с учетом своих интересов, склонностей, а также проблем в работе. Затем разрабатывается перспективный план работы по самообразованию для каждого педагога на несколько лет (межаттестационный период). Конечной целью каждого плана по самообразованию является защита или подтверждение квалификационной категории. Это, во-первых, повышает мотивацию педагогов, т.к. педагог видит конкретный результат, цель, к которой он должен прийти. Во-вторых, работа по самообразованию экономит время и силы педагога при подготовке к последующей аттестации; позволяет планировать собственную профессиональную деятельность на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие; ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
Работу по развитию профессионально-личностного компонента также необходимо проводить в ДОУ систематически. Ведь одним из показателей высокого уровня профессиональной компетентности педагога является позиция, которую он занимает по отношению к детям, их родителям, своим коллегам. Личность педагога оказывает большое влияние на формирование личности детей, воспитанников. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил общества.
С этой целью в план работы с педагогами включаются групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, деловые игры, «Круглые столы», беседы.
Таким образом, система методической работы в ДОУ должна быть построена с учётом нормативно-правовых актов в сфере образования и основываться на принципах дифференциации и индивидуализации.

Литература:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н
2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 1999. - 144 с.
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: 936 (07.01.2014) | Автор: Захарова Юлия Викторовна E
Просмотров: 1505 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Юлия Викторовна!
Ваш материал прошел первичную экспертизу и   допущен к участию в  конференции.
Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz