Суббота, 10.12.2016, 17:36

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

Роль аттестации в саморазвитии педагога.
Роль аттестации в саморазвитии педагога.

Кто на себя глядит – свой видит лик.
Кто лик свой видит – цену себе знает.
Кто цену знает – строг к себе бывает.
Кто строг к себе – тот истинно велик!
(Пьер Гренгор)

Цели и задачи каждого педагога в современной школе не могут быть осмысленны вне тех изменений, которые произошли и происходят во всех сферах жизни России. Вместе с преобразованиями в жизни страны, изменилась роль и функции образования. Сегодня образование направлено на реализацию идеи развития личности. Это означает, что в центре внимания российских педагогов стоит человек, с его потребностями и возможностями, а школьное образование призвано способствовать формированию зрелой, целостной личности, готовой сделать осознанный выбор, и нести ответственность за свой выбор.
Перемены в системе образования не уменьшили роль учителя в ней, он по-прежнему остаётся ключевой фигурой образовательной системы. Более того, современное общество предъявляет высокие требования к профессиональному и личностному развитию педагога, которому доверено воспитать личность нового типа - эффективную, целеустремлённую, ответственную, успешную, деятельностную. Такая задача под силу только тому, кто сам обладает названными качествами, кто способен сам «творить себя». Только тот, кто сам прошёл путь творца, может указать его другим, обозначить трудности и радости этого пути. Поэтому, профессионально-личностное развитие учителя является сегодня одной из целей педагогического образования.
Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Это означает, что говорить необходимо не просто о профессионально-личностном развитии педагога, а его саморазвитии. Педагог должен постоянно изменяться, поспевая за тем новым, что мир принял, осознавая произошедшие изменения. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования и саморазвития. И значимой частью совершенствования педагога является процесс его подготовки к аттестации на квалификационную категорию.
Аттестация педагога, выраженная в требованиях и ожиданиях общества, выступает внешним источником его саморазвития. Вызванная извне потребность в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждения, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Основными показателями овладения этой способностью считают умения осуществлять целеполагание, планирование, самоконтроль и коррекцию.
Возьмём один из критериев портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края: «Высокие результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ». Чтобы добиться высоких результатов в обучении, необходимо, как минимум, спланировать эти результаты, наметив определённые цели, подобрать или разработать программу по их достижению, определив содержание. Затем следует подобрать эффективные средства достижения поставленных целей (методы, приёмы, технологии, формы обучения) и организовать познавательную деятельность. И бесконечно пробовать что-то новое, ошибаться, корректировать, побеждать. При этом педагог осуществляет все названные показатели овладения способностью саморазвития и, в то же время, продвигается в своём профессиональном росте.
Новые образовательные программы и учебные пособия, образовательные и воспитательные средства, технологии и системы работы есть не что иное, как инновации. Таким образом, чтобы добиться «высоких результатов», педагогу необходимо включиться в инновационные образовательные процессы. Разработка и усовершенствование образовательных программ - одно из самых распространённых направлений инновационного педагогического поиска. Это то, чем сегодня занимается в разной степени каждый педагог, и одно из требований, которое предъявляется к квалификации педагога, отражённое в Порядке формирования портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края.
Ситуацию включения учителя в инновационные процессы можно наблюдать и при освоении, а затем внедрении в свою педагогическую практику новых технологий, форм, методов и средств обучения. Осваивая новые, более эффективные возможности различных педагогических техник и технологий, учитель выступает как творец педагогического образования, его идеологии, содержания, новых технологий.
В связи с этим целесообразно остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Тем более, что эти требования содержатся в перечне необходимых личностных качеств педагога. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др. Развитие этих качеств определяет высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Всё это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями, в частности.
Готовность к нововведениям - это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определённая личностная направленность, стремление, потребность внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию. Таким образом, включение педагога в инновационную деятельность является наиболее благоприятным условием, способствующим профессионально-личностному росту педагога.
Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. И тот и другой путь формирования самооценки педагоги проделывают, подготавливая информационно-аналитический отчёт о своей профессиональной деятельности в межаттестационный период для портфолио профессиональных достижений педагогического работника.
Анализ своего труда вызывает в учителе потребность к самообразованию, желанию сделать свою работу лучше. Подтверждением данного утверждения являются выводы учёных и практиков о том, что аналитическая деятельность создаёт благоприятные возможности для индивидуального обучения педагога, корректировки методической стороны его педагогической деятельности. Большие возможности анализ своей педагогической деятельности даёт учителю в развитии способности к рефлексии, что проявляется в самоанализе.
Анализируя свой собственный опыт, учитель ещё раз моделирует свой урок, внеурочное занятие, воспитательной мероприятие и т. п., проходя последовательно все этапы его развития, замечая промахи и ошибки, выявляя их причины. Учась проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, педагог предотвращает многие трудности и неудачи, формируя, таким образом, своё педагогическое мастерство, развивая в себе самокритичность – источник личностного и профессионального роста. Педагогический анализ помогает учителю не только найти оптимальный набор методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся, но и обеспечить совместную деятельность по конструированию оптимальной модели обучения и развития.
Нет сомнений, что самоанализ является обязательным компонентом саморазвития, а саморазвитие - целенаправленной деятельностью. Каждый акт в самоанализе педагогического труда становится шагом на пути развития аналитических способностей педагога. Но этот шаг не должен быть навязан «сверху», а должен быть осознан учителем и принят как необходимость на пути своего саморазвития, профессионального роста. Не случайно, аттестация на категорию является добровольным выбором каждого педагога.
Существующие требования к аттестации педагога на квалификационную категорию побуждают его к личностному и профессиональному росту. И это не случайно. Ведь, каждый человек приходит в этот мир, чтоб постоянно расти и развиваться. Личностный рост – это движение вперед, навстречу своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над обстоятельствами. Личностный рост – это способность «творить себя»! И этой способности он может научить своих учеников!

Литература:
1. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М, 2006.
2. Конаржевский Ю. А.. Анализ урока. – М., 2000
3. Разина Н.А.. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. /Ученые России –М . «Академия Естествознания», 2007.-Т.3 ISBN 978-5-98654-022-1.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений". http://www.ippk.ru/
5. Об утверждении Порядка формирования портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края на 2012 – 2013 учебный год. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 28.06.2012 № 1513. http://www.ippk.ru/
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: dudnik-tanya (03.04.2014) | Автор: Хромых Татьяна анатольевна E
Просмотров: 862 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Татьяна Анатольевна! Ваша работа прошла первичную экспертизу и допущена для участия в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz