Четверг, 08.12.2016, 14:57

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога.

«Значение аттестации педагогических работников для самообразования и профессионально-личностного развития педагога»
На современном этапе реформ в образовании, реализации новых государственных стандартов педагог не может обойтись без знания современных технологий, которые помогают ему в повышении профессиональных компетенций, овладении новыми нормами профессиональной деятельности, усовершенствования образовательной среды. В этой связи хочется подчеркнуть значение слов В.В.Путина: «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать». Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, который достигается, в первую очередь, через самообразование педагогов. О том, в какой степени влияет на процесс самообразования период подготовки педагога к аттестации, какие личностные и профессиональные ресурсы он открывает, и пойдёт речь в предлагаемой Вашему вниманию статье на тему «Значение аттестации педагогических работников для самообразования и профессионально-личностного развития педагога».
«Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- обеспечение инновационного характера базового образования;
- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития (в том числе, общего и его первой ступени - дошкольного образования);
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей». (Из «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» утверждённой распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
Изменения, происходящие в жизни нашего общества, выражаются в демократизации различных сфер, повышении активности и личной ответственности каждого члена общества, объективно порождают общественную потребность в модернизации российского образования. Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. В условиях современной образовательной ситуации, характера её системных изменений, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, стимулирующим творческий поиск и профессионально-личностное развитие специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагогов, является аттестация. Аттестация педагогических кадров с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, принадлежит к тем наиболее эффективным инструментам, которые способствуют расширению круга творчески работающих педагогов, разработке и реализации ими новых педагогических технологий, росту их профессиональных компетенций.
Существует большое количество исследований, посвященных проблемам повышения квалификации, росту профессионального мастерства педагогов в системе дополнительного профессионального образования, с одной стороны, и большое количество исследований, связанных с диагностикой педагогического труда и его результативностью (в частности в ходе аттестации), с другой.
Изучению различных теоретических аспектов аттестации посвящены работы Т.Г. Браже, Т.Ю. Базарова, В.И. Зверевой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.Г. Молчанова, Ю.А. Самсонова, В.П. Симонова, Т.Е. Харисова и др. Имеется ряд диссертационных работ, исследующих отдельные стороны аттестации педагога.
Философские представления о целостном единстве человека в работах H.A. Бердяева, Ж.П. Сартра, C.JI. Франка и др. позволили рассматривать становление личности, как постоянно расширяющуюся, неисчерпаемую возможность человека в его профессиональной деятельности.
Психолого-гуманистический аспект процесса становления личности исследуется в работах зарубежных (А. Маслоу, Л.К. Роджерс, Э. Фромм и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, В.И. Слободчнков и др.) психологов и педагогов.
Заслуживает внимания разработка новых подходов к проблеме становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности и саморазвития, рассматриваемые в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Бондаревской и др.
На основании подобных исследований, а также результатов педагогического мониторинга, самооценки и результатов, полученных в ходе предыдущей аттестации
выделяются различные педагогические проблемы, и в соответствии с ними:
- формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (определяются технологии, проектируется собственная методическая система);
- планируется разработка методического и диагностического инструментария;
- прогнозируется желаемый результат.
Таким образом, определяются содержание, формы и методы повышения уровня профессиональной компетентности педагога, что конкретно он должен знать, уметь и сделать для реализации намеченного.
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима. Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью процесса и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования. Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту педагога, и источники, определяющие его профессиональный рост.
Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей, индивидуальности работника. Чтобы не отстать от времени педагог должен постоянно совершенствоваться.
Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности.
В целом – это динамичный и непрерывный процесс самостоятельного проектирования деятельности педагога. Процесс самообразования будет проходить более эффективно при условиях:
- когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;
- когда педагог обладает способностью к рефлексии;
- когда педагог проявляет свою готовность к педагогическому творчеству;
- когда педагог осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития.
Соединение личностных знаний и умений с профессиональными навыками – есть способ определения компетентности педагога, возможность и желание прогнозирования собственного творчества и карьерного роста. К тому же без этих критериев педагог не может эффективно выстраивать процесс обучения и воспитания применительно к воспитаннику.
Формы самообразования условно можно разделить на две группы: индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма осуществляется в виде работы методических объединений, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и других, обеспечивающих обратную связь между результатами индивидуального самообразования педагога и повышением профессионализма всего педагогического коллектива.
К современным формам самообразования можно с уверенностью отнести дистанционное обучение, получение консультативной помощи от специалистов различных учебных центров дополнительного образования, участников педагогических форумов, образовательных порталов.
В результате самообразования повышается качество преподавания, эффективность обучения воспитанников, разработка и проведение открытых мероприятий, создание педагогических разработок, обобщение педагогического опыта.
Способность к самообразованию определяется психологическими особенностями и интеллектуальными способностями педагога, и не в меньшей степени, желанием проявить себя, получить положительную оценку в глазах коллег. Каждому творческому педагогу необходимо признание его профессиональной деятельности, достигнутых результатов работы. Для этого и существует аттестация педагогических кадров с целью установления их соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям.
Хочется поделиться собственным опытом и рассказать, как проходит аттестация в нашем Пермском крае. Педагоги готовят для аттестации с целью установления соответствия первой или высшей категории электронный вариант портфолио, в котором отражают:
- результаты участия в методической работе и распространении педагогического опыта (руководство или участие в работе МО, проблемных, творческих групп; выступления на конференциях, семинарах, мероприятиях; проведение семинаров, открытых уроков, мероприятий; экспертная деятельность педагога; результаты участия в конкурсах профессионального мастерства; публикации; организация предметно-развивающей среды),
- материалы участия педагога в проектной деятельности, руководства ею,
- материалы внеурочной деятельности педагога (сканированные копии приказов о ведении деятельности, программы, планы, отчёты, заверенные результаты деятельности и т.д.),
- результаты обучения и воспитания учащихся, воспитанников (диагностики успешности результатов деятельности с детьми, заверенные справки руководителей о качестве образования за последние 5 лет, дипломы и грамоты воспитанников и т.д.),
- материалы, подтверждающие использование здоровьесберегающих технологий,
- материалы, подтверждающие работу с родителями (планы и отчёты о работе с родителями, тезисы или конспекты проведённых мероприятий, отзывы родителей),
- самооценку педагога в виде выставленных баллов по каждому разделу портфолио.
На основании материалов, размещённых в портфолио, педагог пишет заявление на аттестацию, в котором указывает все свои новации и результаты педагогической деятельности. Затем, согласно «Административному регламенту предоставления государственной услуги по аттестации педагогических работников Пермского края», в определённый срок аттестуемый закрывает своё электронное портфолио и отправляет его эксперту, который даёт ему оценку. На основании личного заявления и экспертной оценки аттестационная комиссия принимает решение о соответствии (несоответствии) аттестуемого работника требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории. Через 10-12 дней после закрытия портфолио результат экспертизы направляется экспертом в личный кабинет аттестуемого работника, который имеет возможность скачать его и увидеть баллы, выставленные за представленные им материалы с подробным описанием оценки эксперта. По результатам экспертизы педагог заранее может иметь представление о том, удалось ли ему доказать свою профессиональную компетентность или нет. Через месяц появляется приказ Министерства образования, в котором указаны все педагоги, прошедшие аттестацию (или не прошедшие). Портфолио располагается на площадке, которую предоставляет Министерство образования Пермского края, и педагоги всех уровней заполняют определённые разделы и подразделы, отражающие весь спектр их педагогической деятельности и её результаты, подтверждая все свои материалы документально. Бумажного варианта портфолио для подтверждения соответствия первой или высшей квалификационной категории у них никто не требует. Позже приходит понимание того, что такой вариант портфолио и не нужен, поскольку в следующий аттестационный период педагог готовит новое портфолио, а предыдущее уходит в "корзину". Пермские педагоги по достоинству оценили электронный вариант портфолио, который также стимулирует и помогает им в освоении компьютерных технологий.
В нашем крае на соответствие первой или высшей квалификационной категории предлагается только одна форма испытания – это всесторонний анализ и экспертная оценка материалов в электронной форме, подтверждающих результативность профессиональной деятельности педагогического работника. Во время моей последней аттестации в 2013 году, каждый из аттестующихся педагогов также обязан был пройти квалификационные испытания с использованием тестов по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности по занимаемой должности, учебному предмету, вопросам педагогики и психологии, знанию СанПин, и предоставить лист с результатами тестового испытания в аттестационную комиссию.
Все эти этапы квалификационных испытаний на соответствие высшей квалификационной категории пришлось пройти и мне. Каким же был этот путь? Впервые я села за компьютер в 53 года и только потому, что поняла, без знания ИКТ технологий мне не пройти очередной аттестации, владение компьютером стало профессиональной необходимостью. Сначала приходилось просить помощи у молодых коллег, изучая азы компьютерной грамотности, осваивая мир интернета, обращаться за помощью к своим детям. Первым образовательным порталом, который я открыла для себя, стала «Социальная сеть работников образования nsportal.ru». На его площадке мне впервые пришлось создавать собственный мини-сайт музыкального руководителя, научиться оформлять и размещать на его страницах сценарии праздничных мероприятий, конспекты занятий, фотографии, отображающие различные виды деятельности с детьми. На страницах «Гостевой» - научиться общаться с коллегами, в «Блогах» - писать свои первые комментарии, создавать темы для общения. «Виртуальный университет» на сайте стал первой школой самостоятельного освоения компьютерной грамотности, появились первые практические навыки, первые документы, подтверждающие активную работу в сети, создание мини-сайта, размещение материалов в СМИ.
Понимая, что для подтверждения квалификационной категории помимо участия с детьми в городских творческих конкурсах, необходимо участие и в профессиональных конкурсах, через интернет-поисковики я попала на площадку 12 Всероссийского интернет-педсовета «Педсовет.org». Его ресурсы стали новой ступенью моего профессионального развития: я научилась работать с медиатекой, размещать в ней свои материалы для участия в конкурсах, общаться с коллегами в форумах и блогах, писать комментарии к конкурсным материалам, формулировать свои мысли на заявленные в форумах темы. Первый же конкурс «1001 идея интересного занятия с детьми», в котором мы с воспитателем подготовительной группы приняли участие, поместив конспект совместного открытого мероприятия (НОД «Приключения в зимнем сказочном лесу»), принёс нам неожиданную победу, заняв первой место.
В качестве победителей конкурса мы получили от Лиги образования и организаторов Интернет-педсовета приглашение принять участие в "Первом Международном фестивале деятелей образования «Сотрудничество. Сообразование. Сотворчество», который состоялся 20-24 августа 2012г. на базе Павловской гимназии в Подмосковье. На мастер-классах, дебатах, презентациях образовательных продуктов и технологий, играх и тренингах были предложены для обсуждения актуальнейшие темы: «Как деятели образования могут находить общий язык между собой, с детьми и родителями? Как совместными усилиями добиваться лучших результатов? Как учиться друг у друга? Какие технологии совместных действий, совместного творчества наиболее результативны?» С помощью интернет-технологий мы стали свидетелями и участниками международной конференции TED на тему «Образование детям XXI века». Перед нами выступали разработчики новых образовательных проектов, авторы интеллектуальных продуктов из России и других стран - США, Великобритании, Польши, Эстонии, Белоруссии. На одной из площадок фестиваля я выступила с презентацией нашего опыта работы по теме «Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах музыкального воспитания и образования дошкольников». Так знакомство с образовательным порталом «Интернет-педсовет» расширило мои профессионально-личностные компетентности, круг профессионального и личностного общения до международного уровня.
Следующим шагом моего самообразования стало знакомство с Федеральным образовательным порталом УЦ ДО «Все Вебинары.ру», который предоставляет удобное вечернее время для дистанционного обучения онлайн. Наше содружество продолжается уже третий год. За это время были пройдены дистанционные курсы по изучению компьютерных технологий, новых СанПин, нового «Закона об образовании в России», курсы по изучению сначала ФГТ, а затем «Школа изучения ФГОС». Я стала постоянным членом жюри Всероссийских конкурсов 2014-1015, активным участником различных клубов, школ, методобъединений, которые осуществляют активную деятельность на портале. Была зачислена на «Дошкольное отделение образования на 2014-2015 учебный год» по специальности «Музыкальный руководитель». Участвуя в профессиональных конкурсах, проводимых порталом, не раз становилась победителем, занимая призовые места. УЦ ДО «Все Вебинары.ру» даёт огромные возможности для раскрытия различных профессиональных граней, самообучения, саморазвития, повышения квалификации, прохождения профессиональной переподготовки педагогам дошкольной сферы образования.
В 2013 г. был приобретён опыт в роли специального корреспондента Федерального журнала «Профессия Воспитатель», на страницах которого не раз печатались авторские материалы по проектной деятельности, работе с родителями, эссе. От руководителя образовательного портала и главного редактора журнала получила удостоверение «Ведущего эксперта Федерального журнала «Профессия Воспитатель».
За эти годы мы с коллегами, родителями и детьми не раз участвовали в различных проектах, организованных порталом, посвящённых празднованию Нового года, Дня Победы, проведению Зимних Детских Олимпийских Игр, сочиняли сказки в рамках проекта-конкурса «Профессионал арт-терапии в части «Сказкотерапия». Неожиданным подарком для меня стало присвоение звания «Лучший работник Дошкольного Образования 2014 года» от УЦ ДО «Все Вебинары.ру» и Федерального журнала «Профессия Воспитатель» по итогам 2014 г.
Федеральный образовательный портал УЦ ДО «Все Вебинары.ру» даёт возможность педагогам дошкольной сферы образования участвовать вместе с детьми и родителями в интереснейших творческих проектах и мероприятиях. В течение двух лет нашего активного сотрудничества жизнь в дошкольном учреждении просто закипела, выйдя из стен детского сада на более широкие просторы России.
Результатом всей проделанной за это время работы (см. приложения 1 и 2), приобретённых новых знаний, освоения современных ИКТ-технологий стало прохождение аттестационных испытаний и присвоение высшей квалификационной категории в апреле 2013 года. Однако, и здесь я не могу поставить точку, поскольку, помогая своим молодым коллегам в подготовке к аттестации, обнаружила, что нет в их профессиональной деятельности опыта участия в конференциях. Так мы познакомились с новым образовательным порталом «Мой университет», который предоставляет свои площадки для проведения дистанционных конференций, конкурсов на актуальнейшие темы современного образования.
У нас появились новые знания: мы с коллегами научились оформлять свой практический опыт, участвуя в «Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». Наш материал «Перелётные птицы», принявший участие в «Пятом открытом Фестивале «Мультимедиа в образовании» был признан лучшим по итогам Фестиваля, а презентация, которую мы использовали в проведении праздничного мероприятия с детьми «Наша Родина – Россия» заняла 3 место в «Открытом конкурсе «Моя любимая презентация». Так, участвуя в мероприятиях, проводимых на площадке Факультета мультимедиа образовательного портала «Мой университет» мы с коллегами приобрели новый профессиональный опыт, овладели новыми знаниями и технологиями, используя мультимедиа ресурсы. Статья, предложенная Вашему вниманию, была написана в рамках мастер-класса «Как профессионально представить свой педагогический опыт» под руководством Жоголевой Елены Евгеньевны. Во время обучения были приобретены новые компетенции в умении представлять свой профессиональный опыт работы в статье, грамотно предлагать коллегам на форумах свой материал, вести диалог.
Каждый образовательный портал привносит свою нотку в наше самообразование, даёт нам новые знания, расширяет профессиональные возможности и горизонты, знакомит с опытом работы других педагогов, учит этикету общения с коллегами, умению вести диалог на профессиональном языке.
Именно подготовка к аттестации подарила нам такой широкий спектр возможностей и компетенций. Готовясь к аттестации, мы не только осваиваем новые информационные технологии, но и начинаем понимать, насколько нам необходимо самообразование, саморазвитие. За период подготовки к аттестации были найдены интересные образовательные порталы, пройдено огромное количество обучающих курсов, мастер-классов, круглых столов, вебинаров, а также, конкурсов и фестивалей, которые принесли немало побед различного уровня и помогли почувствовать себя увереннее в профессиональном плане. Выросла не только самооценка, но были приобретены новые современные знания, появилась профессиональная уверенность через общение на образовательных форумах, в чатах, образовательных клубах, совершенствовалось умение выражать свои мысли и давать профессиональную оценку через комментарии к различным материалам других педагогов. Появились новые возможности поделиться своим педагогическим опытом. Расширился виртуальный круг общения с коллегами по всей России. Многие педагоги помнят, как тяжело начиналась подготовка к новому виду прохождения аттестации, с каким негативом поначалу воспринимались все новации, но за последний межаттестационный период полностью изменились взгляды на возможности, которые дают нам современные информационные технологии, на медиа ресурсы, на самообразование и дистанционное обучение. Произошла внутренняя переоценка ценностей. В этом и есть основная роль прохождения педагогической аттестации: в повышении компетенций педагога, освоении им новых современных технологий, совершенствовании своего профессионального мастерства.

Список информационных ресурсов:

1. Административный регламент предоставления государственной услуги по аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Пермского края

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)

3. Проект "Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога", автор Пупырев С.И., г. Пермь, размещённый на Портале информационной поддержки руководителей ОУ «Менеджер образования»: http://www.menobr.ru/materials/26/28342/

4. Итоговый проект «Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период", авторы: Каширин Олег Викторович, Белоусова Людмила Сергеевна, Самсонова Наталья Фёдоровна, г. Юбилейный Московской области, ссылка на ресурс: http://www.licey4.com/index.php?id=81:--l&option=com_content&view=article

5. «Квалификационная аттестация как фактор профессионального становления учителя», диссертация канд. пед. наук Цыдыповой Д. Ц., Улан-Удэ, 2006, сервис «Библиотека диссертаций»: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/kvalifikacionnaja-attestacija-kak-faktor-professionalnogo-stanovlenija-uchitelja.html

В приложении к статье можно увидеть результаты профессиональной деятельности в межаттестационный период: https://yadi.sk/i/I6tS6mqgeUU3i

Источник: https://yadi.sk/d/8ETSj-oKeUUQ3
Категория: Аттестация как инструмент  профессионально  - личностного развития педагога. | Добавил: nina_rodnicok (05.02.2015) | Автор: Нина Ивановна E
Просмотров: 2487 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
2  
Да, можете.

1  
Спасибо, Татьяна Яновна, за приятную новость! Это значит, я могу уже заказать документ об участии в конференции?

С уважением, Нина Ивановна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz