Четверг, 23.11.2017, 21:44

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Методическое сопровождение процесса аттестации учителя (

«Игра как средство музыкально – творческого развития младших школьников».
Способность творчества есть великий дар природы;
акт творчества в душе творящей есть великое таинство;
минута творчества есть минута великого священнодействия.
Белинский В.Г.

Известно, что в младшем школьном возрасте у детей ярко проявляется творческое начало, им свойственна природная активность. Творчество школьников ценно тем, что представляет собой познавательно- поисковую музыкальную практику. Именно в этот период детства важно развивать музыкально – творческие способности младших школьников:
∙ формировать певческие навыки, приобщать детей к певческому искусству;
∙ реализовать творческий потенциал ребенка;
∙ «задать посыл» для развития его творческой фантазии.
Одним из наиболее доступных средств активности в младшем школьном возрасте, является игра.
Овладевая игровыми умениями, школьники участвуют в создании игровой ситуации, выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.
Большинство детей в младшем школьном возрасте очень любят петь, причем как обладающие природными музыкальными способностями, так и слабоинтонирующие. Для развития вокально-певческих навыков и музыкального слуха педагогами- музыкантами разработан целый пласт методик, которые практически все построены на игре.
На своих уроках я активно использую:
1. голосовые игры на основе фонопедического метода В.В. Емельянова;
2. артикуляционные игры – сказки;
3. координационно-подвижные игры;
4. музыкально – дидактические игры;
5. песенно-театральные экспромты;
6. пальчиковые игры, которые помимо музыкальных задач, развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, повышают общий уровень организации мышления ребенка ;
7. обучающие и развивающие компьютерные программы с использованием интерактивной доски.

В своей работе с детьми я использую методику немецкого педагога - музыканта К. Орфа, предложившего развивать певческий голос детей речевыми играми, упражнениями. Так как с помощью речи ребенку намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса, динамику, темп и т. д. Вокально и эмоционально подготовить детей к пению мне помогает речевая игра «Вежливые слова». Дети с удовольствием повторяют различные речевые и двигательные задания, подражая голосам животных и птиц. Применяемый разговорно-игровой метод дает школьникам почувствовать возможности своего голоса, помогает формировать правильное певческое дыхание, дикцию, легкость и полетность звука.
С помощью коммуникативно-музыкальной игры- песенки «Похлопаем в ладоши» Е.Д. Макшанцевой была решена проблема отдыха, эмоционального расслабления детей на уроке. Во время исполнения песенки, школьники имитируют игру на барабане, дудочке, «строят» дом для птиц. А с каким задором под музыку они «обгоняют» друг друга на воображаемых машинах и плавно останавливают движение! Именно в игре проявляется темперамент каждого ребенка, эмоциональная отзывчивость на музыку.
Любой вокалист скажет, что обучить ребенка вокальному искусству за 1-2 часа в неделю — это очень сложная задача. Важно, чтобы дети поняли: пение - это не формальное пропевание музыкальных звуков, а состояние души. Нельзя петь бездумно, нельзя петь крикливо - ведь человеческий голос - это такой же инструмент, как и скрипка, флейта, фортепиано, только он более гибкий и хрупкий, поэтому и обращаться с ним нужно бережно.
На уроках с детьми мы не просто разучиваем песни, а вместе продумываем исполнительский план, обговариваем содержание, спорим, учимся думать. Дети самостоятельно размышляют, почему нужно петь так, а не иначе. Например, в любимой детьми игре «Зрители - артисты» - ребята — зрители выявляют лучших исполнителей песни, при этом комментируют свой выбор: «Таня пела вдумчиво, выразительно, красиво, а Миша не знает слов песни». Мне, конечно, приходится защищать «незадачливого артиста», «выискивать» хоть небольшие «плюсики» его выступления: «Да, жаль, что Миша немного не доучил песню, но как выразительны были его глаза…я просто любовалась им…». Как правило, после таких комментариев учителя, наши «зрители – критики» успокаиваются, учатся не только критиковать и анализировать, но и выявлять положительные моменты выступления одноклассников, что благоприятно сказывается на межличностных отношениях в классе.
Дидактический материал, используемый на уроках для проведения музыкально – дидактических игр, помогает увидеть работу всего класса в целом. Например, при прослушивании песни, танца и марша дети выбирают карточки, на которых изображены символы этих жанров (микрофон, танцующий человечек, барабан). А при знакомстве с музыкальными ладами - мажором и минором с помощью карточек, изображающих веселого клоуна с одной и грустного с другой стороны, дети всегда безошибочно определяют характер музыки.
Дети очень любят кукольный театр. Кукла, надетая на руку, двигается, «разговаривает» с детьми, участвует в различных событиях. На обобщающем уроке «Маршевый порядок» в гости «из леса приходит» Мишка. Дети объясняют ему, как нужно правильно и красиво маршировать, но у Мишки шаг тяжелый и неуклюжий, у него ничего не получается. Чтобы утешить гостя, первоклассники исполняют для него новую песенку- танец «Лиса и медведь». Мишка благодарит детей, хвалит за красивое, звонкое пение. Таким образом, на уроке, благодаря игровому приему, дети закрепляют особенности маршевой музыки, находят различия между маршем и шагом и убеждаются, что маршировать умеют только люди.
Развитию творческой атмосферы на уроке способствует использование масок, надевая которые, дети входят в образ изображаемого ими героя. Такие игры-театрализации часто проводятся на уроках-концертах, уроках-праздниках, когда музыкальный материал детям хорошо знаком и прочувствован.
В младшем школьном возрасте девочкам очень близок образ принцессы-красавицы, а мальчики, за небольшим исключением, предпочитают, к сожалению, видеть себя героями из американских мультиков-боевиков. Координационно-подвижная игра «Найди принцессу» помогает мальчику перевоплотиться в принца - умного, благородного, воспитанного, которому предлагается выбрать принцессу из числа придворных дам. При этом «принц» должен внимательно слушать музыку, которая обязательно «укажет» на настоящую принцессу (у нее в руке спрятан цветок). «Принц» обходит «дам», затем, когда он приближается к принцессе, музыкальное сопровождение меняется. Это могут быть динамические, темповые или мелодические изменения (в зависимости от поставленной педагогической задачи). Услышав эти изменения в музыке, «принц» подает руку «принцессе». При верном выборе, «принцесса» дарит «принцу» цветок и они танцуют. Эта игра, помимо музыкальных задач, имеет воспитательное значение. Образ принца является олицетворением настоящего мужчины - мужественного, галантного, умеющего сделать свой личный выбор.
Особо хочется сказать о песенном репертуаре. Сейчас наши современные композиторы- песенники, увлекшись продажей своих творений поп - исполнителям, ничтожно мало пишут хорошей детской музыки. Поэтому приходится в прямом смысле выискивать соответствующий музыкальный репертуар для детей, а чаще «доставать» из архивов своей памяти интересные в мелодическом и содержательном отношении, песни своего детства.
Благодаря появлению в нашей школе синтезатора, у меня появилась уникальная возможность научиться создавать несложные аранжировки песен. На уроках мы, совместно с детьми, подбираем аккомпанемент к песням, «поручаем» вести мелодическую линию тому или другому инструменту. При этом всегда ценны обсуждения выбора детей, критерии их отбора («Эту мелодию должны исполнять колокольчики, т.к. песенка радостная, весенняя. А звук колокольчика напоминает звон капели»).
У меня есть принцип в определении песенного репертуара - «в работу» я беру только то музыкальное произведение, которое близко мне по духу. Любое музыкальное произведение изначально педагог должен прочувствовать сам, проникнуться его музыкальной тканью. Ведь дети чувствуют любую формальность, неискренность и эмоциональную фальшь. И если ребенок заинтересовался, проникся музыкой, если у него блестят глазки и он старается исполнить музыкальное произведение выразительно, даже, несмотря на свои скромные вокальные данные - это уже победа.
Восприятие классической музыки.…К сожалению, для большинства детей урок музыки - это единственная возможность встречи с музыкой, воспитывающей душу. Слушать и слышать такую музыку непросто, так как у большинства детей отсутствует опыт восприятия классики. На моих уроках интеллектуально - эмоциональная деятельность детей организуется не только на уровне узнавания произведения и констатирования, а как исследовательская деятельность, как творческий поиск.
Например, во 2-ом классе дети слушают фрагмент из балета Р.Щедрина «Конек Горбунок» тема «Царя Гороха». Я не ограничиваюсь вопросами о характере музыки, главное - чтобы дети ощутили, услышали и «увидели» шаг - не мужественного отважного молодого Царевича, а слабого, жалкого, но хитрого старичка Гороха, жестоко пострадавшего за свою жадность. Одевая «царскую корону» дети с большим желанием пробуют себя в этой роли, превращаясь в сгорбленного, едва семенящего царя Гороха и под музыку Р.Щедрина обходят своих «подданных»! Каково же бывает удивление школьников, когда они осознают, что музыка способна не только выражать мысли и чувства, но и изображать действие!
Благодаря появлению в нашей школе компьютерного оборудования, появилась возможность использовать на уроках музыкальные компьютерные игры, развивающие творческие способности детей. Четырехлетний опыт применения ИКТ на уроках музыки позволил мне сделать вывод, что использование современных информационных технологий делает обучение более ярким, запоминающимся, интересным для учащихся. ИКТ сочетают в себе немало компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и видеоряд, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование возможностей компьютера помогает решить проблему отбора качественных наглядных пособий, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, поднять на более высокий уровень интерес к предмету.
О музыкально - компьютерных играх. В своей работе я использую обучающие и развивающие музыкальные игры. Например, компакт-диск с обучающей программой "Музыкальный класс", который включает в себя игры "Крестики - нолики» (знакомство с музыкальной терминологией, музыкальными инструментами и т.д.); «Компьютерное фортепиано» (учащиеся имеют возможность выбрать и озвучить на интерактивной доске любой из 10 предложенных музыкальных инструментов); «Музыкальный диктант» (развитие музыкальной памяти, слуха); «Караоке» (разучивание и исполнение популярных детских песен) и др.
Благодаря применению вышеперечисленных программ дети стали более активными на уроках - они с удовольствием высказывают свое мнение, размышляют, рассуждают. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, развивается образно-эмоциональная сфера детей. Применение ИКТ изменило роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он превратился в активного участника процесса обучения. Разумеется, в игровой деятельности есть дифференциация по возрастной категории. Игровые задания усложняются, так как с каждым годом обучения музыкальный "багаж" и знания школьников пополняются, накапливаются.
Но нельзя забывать о том, что музыка - это урок общения с искусством, «живым» звучанием и очень важно не «подменить» его общением с компьютером. Нужно использовать только те возможности информационных технологий, которые помогают раскрыть, развить и реализовать способности ребенка. Методов и приемов, побуждающих школьников творчески относится к музыкальному искусству, множество. Важны лишь желания и заинтересованность со стороны педагога.
Уже много лет в нашей школе я являюсь организатором и руководителем хора «Веселинка». На занятиях хора успешно продолжается вокально-творческое развитие школьников, совершенствуются вокальные навыки.
Наш хор «Веселинка» - непременный участник всех праздничных мероприятий и концертов нашего села и города Чайковский. Активная концертная деятельность придает прикладной смысл хоровым занятиям. Приятной неожиданностью в прошлом году стала победа школьного хора «Веселинка» на фестивале детских хоров «Адрес Детства – Россия» в г. Чайковский. Радости детей и родителей не было предела. Все это придает мне желание продолжать работу, не стоять на месте, творить и развиваться вместе с моими учениками.
К своей деятельности отношусь творчески и с любовью. Я стараюсь, чтобы каждый ребенок раскрылся в том амплуа, которое ближе его внутреннему миру и его индивидуальности. Глубоко убеждена – нет немузыкальных, эмоционально «глухих» детей – в каждом есть своя «изюминка» и каждый – талантлив!
Категория: Методическое сопровождение процесса аттестации учителя ( | Добавил: nika1969 (30.10.2013) | Автор: Ехлакова Ирина Николаевна E
Просмотров: 735 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Ирина Николаевна! 
Согласно Положения конференции   предметом ее являются:
  • Статьи, посвященные вопросам подготовки и методического сопровождения процесса аттестации педагогических кадров.
  • Методические рекомендации и другие материалы, способствующие подготовке педагогов к аттестации.
 
Ваш материал   посвящен  другим проблемам педагогической деятельности,  поэтому   он отклонен от участия в конференции.
С уважением Жоголева Е.Е.,  руководитель корпуса экспертов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz