Среда, 22.11.2017, 19:24

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Методическое сопровождение процесса аттестации учителя (

Инновационная деятельность как путь подготовки к аттестации педагогов
Вопросы подготовки педагогов колледжа к аттестации, несомненно, являются актуальными на протяжении последних десяти лет. Усложнилась сама процедура аттестации, повысились требования к уровню подготовки преподавателей. Все больше внимания уделяется инновационной деятельности учителей, так как современное образование ищет различные пути реализации своих функций. Одним из таких путей является инновационная деятельность. Известно, что в инновационном образовательном учреждении создаются условия для раскрытия потенциала личности, формирования компетентного специалиста, способного адаптироваться к новым ситуациям.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях функционирования и развития образовательных процессов. В практике работы колледжа наблюдаются как функциональные инновации (разработка локальных актов, методических рекомендаций, программы развития колледжа), так и структурные (деятельность цикловых методических комиссий, творческих и проблемных групп, создание научных обществ).
Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла тех или иных новшеств, умения осуществлять их поиск, вы¬бор и применение. Работа колледжа в режиме развития позволяет сделать вывод, что наибольшая инновационная активность наблюдается в области содержания образования и педагогических технологий, когда педагог использует новые для него программы.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Исследования показывают, что у педагогов колледжа инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в научно-методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей колледжа в инновационную деятельность свидетельствует, что чаще всего она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:
• низкий уровень базовой подготовки студентов;
• формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременной невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;
• отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;
• невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.
Перспективным направлением в этой работе может послужить создание научно-методического центра. Научно-методический центр колледжа может уделять большое внимание вопросу сопровождения деятельности педагогов. В основу планирования данного направления положен программно-целевой подход, основанный на мониторинге деятельности преподавателей.
На первом этапе исследования осуществляется анализ документов об образовании, дипломов, свидетельств, сертификатов о повышении квалификации, аттестационных листов преподавателей и сотрудников колледжа. Данные берутся как исходные для формирования групп педагогов в соответствии с их образовательным уровнем.
На втором этапе исследования проводится диагностика профессиональной компетентности, отслеживается процесс развития профессиональной компетентности в ходе деятельности педагогов. С этой целью нужно вести наблюдение за педагогами, проводить анкетирование, тестирование, анализ карт посещенных занятий, выступлений педагогов и студентов на различных профессиональных, творческих конкурсах, олимпиадах, семинарах, конференциях и др. Можно использовать методы самоанализа, самооценки и другие методы диагностики. Данные диагностики обычно свидетельствуют, что в колледже работают педагоги, которые имеют различный уровень профессиональной компетентности, что соответствует их квалификационным категориям. Однако внедрение инноваций не всегда находит положительный отклик даже у высокопрофессиональных педагогов.
В ходе бесед и анкетирования преподаватели отмечали, что при внедрении инноваций они часто нуждаются в различных видах со¬провождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, психологов, педагогов-практиков. Преподаватели, имеющие большой педагогический стаж, часто испытывают затруднения в работе с современными поисковыми информационными системами и др. В качестве мероприятий сопровождения можно организовать семинары с научными консультантами из вузов города, практикоориентированные семинары в колледже, повысить мотивацию к самообразованию по темам, определенным в связи с внедрением модульно-компетентностного подхода. В результате потребность в саморазвитии возникает даже у самых высокопрофессиональных и уверенных в себе преподавателей. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе. Чтобы добиться наибольшей эффективности в данной сфере, научно-методическим центром проведится отбор содержания, форм и методов управления инновационной деятельностью педагогов, создается и реализуется программа сопровождения педагогов колледжа.
Важную роль в сопровождении инновационной деятельности педагогов колледжа играет программа комплексных действий в рамках единой методической темы «Компетентностный подход в образовательном процессе колледжа". Методическая тема определяется в соответствии с программой развития колледжа. Приобретая все большую актуальность в контексте модернизации образования, она содействует повышению педагогического мастерства и культурного уровня преподавателей, предусматривает совершенствование направлений учебно-воспитательного процесса, включающих применение новых педагогических и информационных технологий, методов и средств обучения, развитие технологического подхода в преподавательской деятельности, поэтапную разработку учебно-методических комплексов по дисциплинам, организацию научно-исследовательской деятельности преподавателей, а также создание современной учебно-методической базы. Работа над единой методической темой «Компетентностный подход в образовательном процессе колледжа» организовывается с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. Выбор темы и сроки ее реализации определяляются в соответствии с анализом состояния образовательного процесса и методической работы в колледже.
Научно-методический центр может ставить при этом ряд следующих задач:
 провести мониторинг уровня профессиональной готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности;
 выявить потенциальные возможности педагогов и стимулировать их участие в экспериментальной работе;
 внедрить технологию сопровождения образовательной инициативы в практику работы методической службы.
В этих условиях происходит значительное изменение самой деятельности преподавателя, которая из практики воспроизводящей переходит в практикопреобразующую. В условиях внедрения инноваций педагог уже не может работать по существующим образцам, теперь он находит собственные пути решения возникающих проблем, осуществляет выбор направлений, способов преобразования имеющегося опыта преподавания и осуществляет собственное целеполагание в различных видах деятельности, вырабатывает механизм того или иного способа действия, проводит диагностику личных профессиональных достижений, т. е. становится субъектом профессионального развития, осваивая рефлексивную деятельность. Потребность в формировании таких умений у преподавателей с разным уровнем развития профессиональной компетентности качественно меняет содержание и виды деятельности методической службы колледжа.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт СПО уделяет внимание современным инновационным образовательным технологиям (развивающему, проблемному, разноуровневому обучению и системе коллективного обучения; исследовательским и проектным методам обучения; обучению в сотрудничестве: информационно-коммуникационным и здоровьесберегающим технологиям и т. д.). Поэтому методическая работа включает контроль ресурсного обеспечения инновационных процессов, соответствия их результатов программам и планам, а также координацию учебно-методической работы преподавателей.
Приоритетные направления учебно-методической работы:
 разработка учебных программ на модульно-компетентностной основе;
 актуализация программ итоговой аттестации, тематики курсовых и дипломных работ;
 поурочное планирование и т. д.
Существенную роль в росте методического мастерства играет вовлеченность каждого педагога в работу по единой методической теме колледжа.
Планирование данной работы в колледже может осуществляться в несколько этапов:
- подготовительный (цель: создание теоретического фундамента работы над единой методической темой)
- этап апробации (цель: внедрение наработанных мате¬риалов в практику работы преподавателей)
- рефлексивно-обобщающий (цель: оценка работы коллектива над единой методической темой);
- внедренческий (цель: обобщение опыта работы коллектива колледжа над единой методической темой).
В этом учебном году коллектив работает над проблемой внедрения в образовательный процесс модульно-компетентностного подхода. В планах методической службы не только использование различных форм во¬влечения педагогов колледжа в презентацию тем по самообразованию, обобщение наработок, но и обеспечение методического сопровождения экспериментальной и проектной деятельности участников образовательного процесса, социально значимых образовательных событий (олимпиад, конкурсов, конференций, встреч, фестивалей, форумов), сопровождение педагогических инноваций.
Методическое сопровождение в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных и коррекционно - регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности тоже обновляется. При этом речь идет о такой форме помощи, на основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственность субъекта за выбор варианта решений актуальной проблемы. Таким образом, источником развития профессионального мастерства служит не только специально организованная теоретическая подготовка, но и практика, включающая общение с коллегами, собственный опыт, экспериментирование, самообразование и рефлексию собственной деятельности.
Литература
1. Евдокимова Т. Г., Маховикова Г. А., Ефимова И. Ф. Инновационный менеджмент. - СПб.: Вектор, 2005.
2. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения. — М.; Высш. шк„ 2004.
3. Карпова 10. А. Введение в социологию инноватики. — СПб.;Питер. 2004.
4. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки // Сост. С. А. Рогожин и яр; Под общ. ред. В. П. Прокопьева и др. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2005. - Вып. 3.

5. Переходов В. И. Основы управления инновационной деятельностью. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Категория: Методическое сопровождение процесса аттестации учителя ( | Добавил: zgamzaeva (28.11.2013)
Просмотров: 1639 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Зульфия Рашитхановна! 
Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в Конференции. 
С уважением  Жоголева Е.Е., руководитель корпуса экспертов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz