Понедельник, 20.02.2017, 09:13

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Методическое сопровождение процесса аттестации учителя (

Методическое сопровождение процесса аттестации /из опыта работы/
Аттестация педагогического работника является мощным стимулом к самообразованию, самосовершенствованию, росту методической грамотности, профессионального становления личности педагога. Концепции профессионального становления личности педагога в педагогической среде разрабатывались Е.А. Климовым, Э.Ф. Зеер, А.К. Марковой и др., становится предметом исследования с момента формирования отечественной педагогики. Профессиональное становление определяется как непрерывный процесс формирования профессионала, детерминированный социальный средой, профессиональной деятельностью и активностью самого человека. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий. А.К. Маркова выделяет пять уровней профессионализма личности. Первый уровень – допрофессионализм включает в себя этап первичного ознакомления с профессией. Второй уровень – профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства. Третий уровень – суперпрофессионализм состоит из трех этапов, таких как: свободное владение профессией в форме творчества, овладение рядом смежных профессий, творческое самопроектирование себя как личности. Четвертый уровень – непрофессионализм характеризуется выполнением труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности. Пятый уровень – после-профессионализм является завершением профессиональной деятельности [1,4]. Если 1 уровень профессионализма личности формируется в ВУЗе, 2 уровень – в школе, в условиях работы молодым специалистом, а кое-кто и больше работает над достижением второго уровня. Аттестация педагогического работника направлена на выведение педагога на 3 уровень путём самообразования, работы МС школы, района, города.
При оценке уровня профессионализма субъекта труда выделяют две группы критериев. Первая группа – внешние (объективные) критерии, ориентированные на оценку результативности выполнения профессиональной задачи. Вторая группа – внутренние, психологические критерии, характеризующиеся следующими показателями: а) ПВК – профессионально важные качества, профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональная мотивация; в) профессиональная самооценка и уровень притязаний; г) способность к саморегуляции и стрессоустойчивость; д) особенности профессионального взаимодействия; е) общая физическая тренированность [2].
Являясь руководителем методической службы школы в течение 8 лет, хочу рассказать о нашей системе работы в данном направлении. Процессами аттестации в школе занимается методическая служба (ШМС, ШМО). В начале года каждый учитель планирует свою методическую работу по следующей схеме:
Планирование учителем методической работы на год
Учитель_______________________________________________________________,
1. Тема самообразования _____________________количество лет работы по данной теме_________
2. Планируемый конечный результат по теме самообразования в 20_, 20__уч.г. _________
Место обмена опытом по теме самообразования (зас. МО, семинар, педсовет, обобщение опыта, НПК учителей /школа, район, город/, публикации)_______
3. Открытый урок (класс, тема, срок) ________________________
4. Участие в работе ВТК ________________________________
5. Работа по обмену опытом (круглые столы, семинары, МО, РМО)_________________
6. Инновационная деятельность (освоение какой технологии, методики, новые формы работы - какие), сколько лет работаете по данной методике, результат
7. Работа с одарёнными детьми (Ф. И. ученика, направление работы, планируемый
результат /конференции, конкурсы/) ___________
8. Работа по дидактико-методическому обеспечению курсов _________
9. Работа в кабинете (оснащённость) _________________________________________
10. Факультативы, спецкурсы, планируемый результат (выступление на конкурсах, конференциях) _____
11. Участие в методических конкурсах, другие формы методической работы____________

В конце года учителя сдают руководителю МО отчёт по форме:
Схема самоанализа методической работы учителя за 20__- 20__ уч.год
1. Повышение квалификации (курсы, аттестация, сроки) __________________________________
2. Тема самообразования (что сделано, место обобщения опыта) _____________________
3. Открытые уроки (тема, класс, сроки, конспект открытого урока)_________
4. Участие в работе ВТК ___________________________
5. Работа по обмену опытом тема, форма, место - МО , школа, район, город, область) ________________________
6. Инновационная деятельность (освоение какой методики - автор, создание своей, новые формы работы - какие), где прошла апробация, когда, место обобщения опыта?_____________________
7. Работа с одарёнными детьми (где участвовали, фамилии призёров, места)________________
8. Работа по дидактико- методическому обеспечению курсов, работа в кабинете_____________
9. Внеклассная работа по предмету__________________________________________________
10.Факультативы, спецкурсы (название, класс, программа, кол-во участников)___________
11.Затруднения в работе (в учебной и воспитательной) ___________________

Для выстраивания индивидуального профессионального маршрута учителя и планирования методической работы проводится следующая диагностика:
Анкета по диагностике успешности учителя
Ф.И.О._______________________________________________________ ОУ №_____
Стаж (педагогический) _________ категория _____________
предмет _______________________
№ Параметры Успешно решаю
Затрудняюсь, но могу решить Могу поделиться опытом
Необходима помощь

1. Планирование деятельности
1. Тематическое планирование
2. Поурочное планирование
3. Планирование внеурочной работы
4. Планирование работы по самообразованию и повышение пед.мастерства
2.Организация деятельности
1. Овладение содержанием новых программ и учебников
2. Использование разнообразных форм работы на уроке
3. Обеспечение разумной дисциплины на уроке
4. Использование методов развивающего обучения
5. Формирование навыков учебного труда
6. Формирование ОУУН
7. Формирование надпредметных навыков
8. Формирование исследовательских умений
9. Использование межпредметных связей
10. Организация внеклассной работы
11. Использование разнообразных форм и методов воспитательной работы
12. Нестандартные формы обучения
13. Дифференцированное обучение
14. Обратная связь с учащимися на уроке
15. Новые технологии преподавания (в том числе ИКТ)
16. Учет и оценка знаний, умений, навыков учащихся
17 Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся
3.Педагогика сотрудничества
1. Психолого-педагогическое изучение личности школьников
2. Опора на ученическое самоуправление
3. Демократический стиль общения
4.Работа с родителями
1. Организация и проведение родительских собраний
2. Обеспечение единства учителей и родителей
5. Обобщение и использование передового педагогического опыта
1. Использование передового педагогического опыта в своей практике

Какие вопросы следует осветить на совещании учителей? _________________________________
Какие вопросы следует осветить на педагогическом совете? ______________________________
Данная диагностика проводится в конце года и позволяет планировать семинары, педчтения, педсоветы, темы ВТК на следующий учебный год. Результаты обсуждаются на заседаниях МО, по выявленным затруднениям планируются темы самообразований учителями, выбираются наставники, инициативные группы для работы ВТК. Предлагается обобщить опыт работы на педсоветах или школьной научно-практической конференции учителей. Пример анализа данной методики:
Затруднения в работе учителей (%) в____________ уч. году
Параметры Необходима помощь Затрудняюсь Успешно решаю
Тематическое планирование 0 91
Поурочное планирование 2 84
Планирование воспитательной работы 6 82
Планирование работы по самообразованию 12 82
Планирование работы по дальнейшему повышению педмастерства 2 82
Овладение содержанием новых программ и учебников 0 90
Использование разнообразных форм работы на уроке 2 88
Обеспечение познавательной и активной работы учащихся на уроке 4 90
Использование методов развивающего обучения 6 90
Формирование навыков учебного труда 4 86
Использование межпредметных связей 0 82
Организация внеклассной работы 2 76
Нестандартные формы обучения 12 76
Использование разнообразных форм и методов в воспитательной работе 18 90
Дифференцированное обучение 6 82
Обратная связь с учащимися на уроке 14 87
Новые технологии преподавания 30 58
Учёт и оценка знаний, навыков, умения - 98
Организация и проведение зачётов 5 82
Психолого-педагогическое изучение школьников 6 14 79
Опора на ученическое самоуправление 32 62
Демократический стиль общения 14 86
Обеспечение действий учителя и родителя 18 78
Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся 14 71
Организация и проведение родительских собраний 8 84
Использование передового педопыта в практике 24 62
Вызывают затруднения: Психолого-педагогическое изучение школьников-6%
Наибольшее затруднение в работе учителей в 20__-20__учебном году вызвало:
- Использование передового педопыта в практике – 24%;
- Обеспечение действий учителя и родителя 18%
- Опора на ученическое самоуправление32%
Новые технологии преподавания -30%
Успешно решают и могут поделиться опытом:
- Тематическое планирование – 90%
-Поурочное планирование-90%
- Планирование работы по самообразованию-34%
Рекомендовано:
В 20____ учебном году психологу провести учёбу учителей по вопросу «Психолого-педагогическое изучение школьников»
Срок 20____ учебный год Отв.:психолог
2. Зам. дир. по ВР в 20___ учебном году провести с минар по ученическому самоуправлени, рассмотреть вопросы обеспечения совместных действий учителя и родителя
Срок 20___ учебный учебный год Отв.:Зам. дир. по ВР
3. Повышение компетенций учителей по вопросам новых технологий преподавания вести в 20____ уч.году посредством организации педагогических чтений «Инновационные пед. технологии», НПК учителей, изучением технологий в МО
Срок 20___ учебный год Отв.:Рук МС, рук. МО
4. Обмен опытом учителей простроить через работу на заседаниях МО, работу в РМО, районных семинарах.
5. В 20___ учебном году педагогическому коллективу заслушать опыт работы учителей-новаторов, передовых классных руководителей
Срок 20___ учебный год Отв.:Рук МС, рук. МО, Зам. дир. по ВР
Рук. МС______________/___________/ Дата обработки материалов ____
Данной цели способствуют исследующие диагностики, проводимые в конце года (в динамике):
Карта использования дидактического инструментария ОУ , 20___-20___ уч.год в динамике
ФИО учителя

Предмет Способы обучения Методы обучения Режим обучения
Индивидуальный Групповой, парный Академический Поточный Объяснительно-иллюстр. Зврестический Программирован
ный Проблемный Модельный творческий, исследовательский Пассивный («обучение меня») Активный (учение) Экстрактивный («обучение мной
кого либо») Интерактивный («взаимообучение»)
1
2
Использование педагогами образовательных технологий_______________________Ф.И.О. учителя

№п/п Название технологии Год
Год
Год
Год

1. Классификация Г.В. Селевко
1.1 Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
1.1.1 Игровые технологии
1.1.2 Технологии проблемного обучения
1.1.3 Технология проектного обучения
1.1.4 Технология проведения дискуссий
1.1.5 Технология Дебаты»
1.1.6 Тренинговые технологии
1.1.7 Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
1.1.8 Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
1.2 Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
1.2.1 Технология программированного обучения
1.2.2 Технология уровневой дифференциации
1.2.3 Технология дифференцированного обучения по интересам детей
1.2.4 Технология индивидуализации обучения
1.2.5 Технология коллективного способа обучения
1.2.6 Технология групповой деятельности
1.2.7 Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
1.3 Технологии развивающего образования
1.3.1 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
1.3.2 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
1.3.3 Технология диагностического прямого развивающего обучения (авт. – А.А. Востриков)
1.3.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (авт. – И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
1.3.5 Личностно-ориентированное развивающее обучение
1.3.6 Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко
1.3.7 Школа авторизованного образования
1.3.8 Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон
1.4 Альтернативные технологии
1.4.1 Технология продуктивного образования
1.4.2 Технология вероятностного образования
1.4.3 Технология мастерских
1.4.4 Технология эвристического образования
1.5 Технология на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса
1.5.1 Технология укрупнения дидактических единиц
1.5.2 Технология модульного обучения
1.5.3 Технология интеграции
2. Классификация В.В. Гузеева
2.1 Модульно-блочные технологии
2.2 Цельноблочные технологии
2.3 Интегральная образовательная технология
2.4 Проектное обучение
2.5 Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС)
3. Другие1

После проведения всех диагностик, обсуждения на заседаниях МО учитель составляет "Перспективный совмещенный план аттестации и самообразования педагога".
Перспективный совмещенный план аттестации и самообразования педагога_____________________________
Тема самообразования (год начала работы над темой)___________________________________________________________________________
1.
№ ФИО педагога Предмет Категория, год прохождения аттестации Отчёт Планирумая деятельность
20__гг. 20__/
20__гг. 20__/
20__гг. 20__/
20__гг. 20__/
20__гг. 20__/

*В, 1, 2 – планируемый срок прохождения аттестации на квалификационную категорию
**город (район, школа, МО) - последний год работы педагога над темой самообразования, уровень обобщения опыта, форма обобщения
2. Инновационная деятельность педагога:
Участие и прогноз инновационной деятельности /указать предполагаемые сроки по пунктам/
Предмет Инновационный проект педагога Отчёт о реализации, полученный результат
/если уже работали/ Прогноз - пути реализации, предполагаемый результат


(Нпр, разработка элективного курса проектная деятельность, освоение методики, технологии, это может быть и ваша работа по теме самообразования, если она инновационная), апробация, мастер класс (уровень: МО, ОУ, район, город), конкурс проф.мастерства, публикация и т.д.)
3. Анализ использования методик, технологий обучения на разных ступенях обучения
Предмет Пед методика Результат

4. Организация здоровьесберегающего образования (конкретные мероприятия, кол-во)_____________
5. Разработанные ЦОРы________________

Все эти формы работы позволяют простроить систему самообразования учителем и школьной методической службе и подготовить педагога к аттестации.
Дальнейшая работа методической службы нашей школы – это составление «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога (за основу взяты материалы В.В.Трофимовой [2]).
При разработке «Дорожных карт» ведётся строгий структурированный подход «Цель - диагностика – планирование – реализация – совершенствование», что позволяет коренным образом повысить эффективность планирования и контроля выполнения принятых решений.
Эффективность научно-методического сопровождения педагога существенно зависит от использования инновационных методов, форм, технологий, обеспечивающих рост профессиональной компетенции педагогических работников в условиях модернизации образования.
Построение индивидуального образовательного маршрута является одной из технологий, обеспечивающих стимулирование профессионального роста и совершенствования педагогов образовательных учреждений в области овладения инновационным опытом, повышения уровня адаптации к меняющимся условиям деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога проектируем на основе его профессиональных потребностей, затруднений, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей проблем профессионального сообщества, членом которого он является, потребностей конкретного образовательного учреждения.
«Дорожная карта» индивидуального образовательного маршрута педагога наиболее полно отражает профессиональные потребности конкретного педагога. Достаточное место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности в контексте профессиональной деятельности.
В «Дорожной карте» индивидуального образовательного маршрута педагога отражаются следующие основные направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов:
1. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе.
4. Самообразование педагога.
Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования реализуется через обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в условиях функционирования региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Челябинской области.
Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе методических объединений, творческих экспериментальных групп, ассоциаций и др., а также работу в региональных и федеральных профессиональных сообществах.
Участие в методической работе может осуществляться как через традиционные формы развития профессиональной компетентности (семинары, лектории, методические советы, «круглые столы», педагогические мастерские и т.п.), так и через технологии развития профессиональной компетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение профессиональных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги и т.п.). Взаимообучение и развитие профессиональной компетентности педагогов может происходить через различные формы презентаций инновационного педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на заседаниях городских методических объединений и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок и т.п.).
Самообразование педагога реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, самостоятельное освоение инновационных образовательных технологий, выполнение исследования (дипломного, диссертационного), разработку проекта и т. д. Занимающийся самообразованием педагог должен иметь возможность получить необходимую помощь и поддержку у консультантов-специалистов (методист, педагог-психолог) и консультантов-универсалов (научный руководитель, сотрудники ВУЗов, учреждений системы повышения квалификации).
Сроки реализации «Дорожной карты» могут варьироваться от одного года до трёх (пяти) лет в зависимости от выявленных затруднений, ситуации в конкретном образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).
Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется по карте по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

Направление деятельности Содержание деятельности Результат как педагогический продукт Субъективные достижения (отношение к результату) Формы презентации достижений
I полугодие II полугодие
Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования
Деятельность педагога в профессиональном сообществе
Участие педагога в методической работе
Самообразование педагога

В графах, отражающих результативность реализации «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута, фиксируются:
• достижения педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (методической разработки, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, технологических карт, публикаций и т.д.);
• субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности, например, в виде эссе, монографического самоотчёта);
• формы презентации полученных достижений, в том числе планируемые, с указанием места и времени презентации.
Контроль за реализацией «Дорожной карты» осуществляет руководитель ШМО, ШМС.
Результативность реализации «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога составляет основу для раздела «Достижения» личного портфолио педагога и выносится как один из документов при аттестации педагога.
Развитие профессионализма педагогов через систему аттестации - это ресурс повышения качества образования и эффективности работы школ. Если традиционно в системе повышения квалификации существовала монопольная система: самообразование – школа – (в условиях Челябинска) - УМЦ и институт повышения квалификации (ЧИПКРО). То на протяжении нескольких лет в стране реализуется программа де-монополизации системы повышения квалификации. Это позволяет более гибко реагировать на образовательные запросы работников отрасли. Новые программы для педагогов сегодня реализуют не только отраслевой институт города, но и ведущие ВУЗы страны. Если наша школа в 2013 году через дистанционное образование выбрала Пермский институт повышения образования - 1 программа, «Мой университет» – 1 программа, то в 2013-2014 гг. уже было выбрано: Пермский институт повышения образования - 1 программа, «Мой университет» 5 программ для обучения. Проведено силами нашей школы 3 семинара о дистанционном образовании портала «Мой университет» для педагогов школы-интернатат № 15 ОАО «РЖД», учителей географии Ленинского района, учителей географии Калининского района.
Все участники курсовой подготовки отмечали, что курсы ЧИПКРО традиционные, вопросы психологии и педагогики однотипные и проходя обучение каждые 5 лет ничего нового не извлекают, только повторяют старые знание. Исключение составляет практическая часть как учителя-предметника. В нашем городе более популярны курсы, организуемые УМЦ. Большая часть направлена на повышение ИКТ – компетентности педагога по самым разнообразным прикладным аспектам. Обучение на курсах «Мой университет» характеризуется совершенно новейшими методиками, интересными находками, обучению работать в непростых условиях, в.ч. в рамках ФГОС. Хочу отметить ещё один плюс. При очень низкой стоимости (в 10 раз дешевле) – знаний и практических навыков даётся гораздо больше. За это хочется сказать большое спасибо!
Литература:
1. Дмитриева, М.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала [Текст] / М.А. Дмитриева, С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. – Альманах СО РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып. 4. – С.18 – 30
2. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993.
3. Трофимова В.В., директор МКОУ ДПО МЦ/ Методические рекомендации по составлению «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога
4. Щербаков А.В., доцент ГОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск/ Условия успешной профессиональной адаптации молодых педагогов

Источник: http://1. Дмитриева, М.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала [Текст] / М.А.
Категория: Методическое сопровождение процесса аттестации учителя ( | Добавил: ШкеринаС (15.06.2015) | Автор: Шкерина Светлана Вениаминовна E
Просмотров: 1092 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Светлана Вениаминовна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен доя участия в конференции. Руководитель корпуса экспертов Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz