Вторник, 06.12.2016, 03:43

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Методическое сопровождение процесса аттестации учителя (

Методическое сопровождение профессионально-личностного развития аттестующегося педагога
Методическое сопровождение профессионально-личностного развития аттестующегося педагога

Повышение профессиональной культуры, мастерства и социального статуса педагогов на протяжении многих лет относятся к числу приоритетов в области образовательной политики Оренбуржья. Одним из средств развития профессионализма является аттестация, так как во время прохождения данной процедуры педагог имеет возможность не только систематизировать, осмыслить, оценить и переоценить результаты своей деятельности, но и увидеть свою работу глазами коллег-экспертов. Она влияет на его понимание и видение себя, представление об участниках образовательного процесса. При подготовке к аттестации у педагога появляется необходимость в поиске эффективных форм и технологий обучения и воспитания, выстраиваются иные отношения с обучающимися, родителями, коллегами, повышается ответственность за свою деятельность, открытость к новому, проявляется стремление к саморазвитию, самореализации. Опыт проведения аттестации показывает, что её успех обусловлен организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Всё это отражается на эмоциональности, переживаниях педагога и ему как никогда необходимы поддержка и методическое сопровождение.
Определяя цель методического сопровождения аттестующихся как повышение эффективности и качества педагогического труда, министерство образования Оренбургской области ставит перед Региональным центром развития образования, следующие приоритетные задачи:
1) оказание помощи в изучении нормативных документов по вопросам аттестации;
2) информирование о новых требованиях, предъявляемых к работе, о последних достижениях науки и практики;
3) оказание помощь в систематизации имеющегося материала и приведении его в соответствие с требованиями, предъявляемыми к квалификационной категории;
4) выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта;
5) оказание помощи в определении путей дальнейшего развития, совершенствования и профессионального обогащения.
На постоянной основе Региональным центром развития образования осуществляются анкетирование, тестирование методистов, мониторинговые исследования организации методического сопровождения и оказания адресной помощи педагогам сотрудниками муниципальных методических служб. Следует отметить, что абсолютное большинство методистов (89,9%) имеют высшее педагогическое образование, что, безусловно, помогает им проявлять в общении с аттестующимися эмпатийность и социорефлексию. Проведённые исследования показывают, что методическое сопровождение процедуры аттестации на высоком уровне представлено в Бугуруслане и Медногорске, Оренбурге и Орске, в Бузулукском, Красногвардейском, Новоорском, Новосергиевском, Октябрьском, Северном, Соль-Илецком, Тюльганском районах. Действующие в муниципалитетах модели методического сопровождения аттестующихся, отличаясь по отдельным аспектам, выполняют все основную функцию – обучение и поддержка педагога на пути его профессионально-личностного развития.
В Бузулукском районе сложилась модель методического сопровождения, состоящая из трёх этапов (Приложение 1). Очень часто для педагога более важным и значимым является не процедура аттестации, а подготовка к ней, которая начинается задолго до подачи заявления в аттестационную комиссию. Методическая служба образовательной организации выстраивает подготовку так, что ее центром становится Педагог. Для этого в образовательных организациях ежегодно проводятся информационно-методические совещания педагогических коллективов, на которых актуализируются и обновляются знания нормативных правовых актов по вопросам аттестации, обсуждаются индивидуальные образовательные маршруты, дополнительное профессиональное образование, сроки аттестации и другое.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога позволяет увидеть результаты профессиональной деятельности, их соответствие требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, более эффективно выстроить методическое сопровождение. Чаще других используются такие маршруты, как «Профессиональное становление» (для молодых специалистов), «Профессиональный рост» (для специалистов, аттестующихся на квалификационную категорию), «Профессиональный риск» (для специалистов, нуждающихся в методическом сопровождении в связи с низкими результатами образовательной деятельности) и другие (Приложения 2,3,4). В реализации индивидуального образовательного маршрута молодому специалисту обязательно помогают куратор и Школа молодого специалиста.
Реализация индивидуального образовательного маршрута, консультации руководителя муниципальной методической службы, курирующего аттестацию в муниципалитете, создают оптимальные условия для подачи педагогом заявления в аттестационную комиссию.
С момента рассмотрения заявления в аттестационной комиссии аттестующийся переходит на второй этап – работа с экспертами. Эксперты изучают результаты деятельности педагога, посещают уроки, занятия. Однако их деятельность не ограничивается лишь экспертизой профессиональной деятельности аттестующегося: они активно взаимодействуют с муниципальной методической службой, участвуют в комплексных проверках, позволяющих увидеть педагога во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Как показывает практика, если учитель грамотно выстроил индивидуальный образовательный маршрут, то аттестационный период (2 этап) он проходит легко, уверенно, без замечаний и, соответственно, аттестационная комиссия принимает положительное решение (3 этап).
Методическое сопровождение аттестующихся в городе Оренбурге представляет собой целостную систему взаимодействия методических, информационных, диагностических, материально-технических под¬систем.
Специалистами Управления образования, курирующими аттестацию педагогов дошкольных образовательных организаций, разработаны в помощь педагогу при подготовке к аттестации информационно-методические материалы: алгоритм изучения нормативно-правовых документов, рекомендации по оформлению аттестационных документов, методические рекомендации по ведению портфолио. Осуществляется регулирование творческой деятельности в межаттестационноый период педагогов через различные профессиональные и методические объединения: брифинг, коллоквиум, круглый стол и т.д. Методическая поддержка направлена на оказание научно-методической помощи воспитателям, через систематизированный комплекс лекционных и семинарских мероприятий. В рамках этой деятельности организуется и координируется взаимодействие с представителями педагогической науки.
В дошкольных образовательных организациях при подготовке воспитателей к аттестации, большое внимание уделяется совершенствованию самостоятельной работы и разрабатываются образовательные кейс-версии, которые включают: глоссарий специальных терминов, подбор проблемных ситуаций, основные и вспомогательные материалы, список рекомендуемой литературы. С целью подготовки педагогов к участию в городских, региональных и Всероссийских научно-практических конференциях по проблемам педагогической деятельности реализуется накопительная система обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Благодаря этому на 18% возросла диссеминация опыта работы воспитателей путём публикации материалов в печатных изданиях: «Детский сад: теория и практика» (2013 г.), «Воспитатель ДОУ» (2008 г., 2011 г.), «Учитель Оренбуржья» (2010 г.), «Детский сад от А до Я» (2011 г.), «Педагогический мир» (2013 г.) и другие.
Методическое сопровождение процесса аттестации педагогических работников в Тюльганском районе включает в себя инструктивно-методические совещания, практико-ориентированные семинары для заместителей руководителей, заведующих дошкольными образовательными организациями, старших воспитателей по выстраиванию индивидуального маршрута педагога в ходе аттестации и в межаттестационный период. Для педагогов организованы групповые и индивидуальные консультации, «методические десанты» (по запросам образовательных организаций, педагогов): «Как сформировать свой портфолио», «Каким должен быть современный урок», «Как подготовить технологическую карту занятия» и другие.
Руководителем муниципальной методической службы разработаны памятки и рекомендации для аттестующихся «Методические продукты и формы представления опыта» (Приложение 5), «Что такое методическая разработка и требования к ее оформлению» (Приложение 6), «Индивидуальный маршрут выполнения рекомендаций Аттестационной комиссии» (Приложение 7). На сайте отдела образования работает раздел «В помощь аттестующимся».
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», обязывающим учитывать при проведении процедуры аттестации профессиональный стандарт педагога, всё больше внимания в последнее время уделяется правовой грамотности. Так как знание нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей, а также нормативных правовых, руководящих и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами образовательной организации, определено как необходимое. Мы считаем, что педагоги должны знать и иные нормативные правовые документы, в том числе и по вопросам аттестации. Так как правовая компетентность является одной из составных частей профессионализма педагога.
Говоря об аттестации и о правовой компетентности как о гранях профессионально-личностного развития аттестующегося педагога, понимаем, что это далеко не полный перечень. Методическое сопровождение – это профессиональное консультирование не только педагогов, но и руководителей образовательных организаций. Именно с таких позиций и осуществляет свою работу Региональный центр развития образования.
Перефразируя известную метафору, можно сказать, что методист – это человек, который берёт у учителя ключи от его сейфа и показывает, как ими лучше воспользоваться.

Л и т е р а т у р а

1. Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: метод. Рекомендации / В.А. Беляева, А.А. Петренко.– М. : АРКТИ, 2005.
2. Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне : метод. пособие / Е.В. Василевская. – М., 2005.
3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006.
4. Ковалёв, В.И. Мотивы поведения и деятельность / В.И. Ковалёв. – М. : Наука, 1988
5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. – СПб., 2001

Ссылка на приложения: Приложения к статье
Категория: Методическое сопровождение процесса аттестации учителя ( | Добавил: Julija (14.04.2014) | Автор: Масликова Эльвира Фаритовна E
Просмотров: 1510 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Эльвира Фаритовна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz