Суббота, 10.12.2016, 17:41

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Методическое сопровождение процесса аттестации учителя (

Отечественная практика методического сопровождении педагогических кадров в межаттестационный период
«Отечественная практика методического сопровождении педагогических кадров в межаттестационный период».

М.Ю. Абакумова,
методист ЦДНТТ
ГАОУ АО ВПО «АИСИ»
г. Астрахань, Россия

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,
ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу,
и к ученикам, он — совершенный учитель».
(Л. Н. Толстой)


1. Введение
Образование как сфера профессиональной деятельности все еще не стало индустрией знаний, в которой образовательные приемы и методы постоянно менялись бы по мере накопления информации об их эффективности. От тех, кто преподает сегодня, требуется адаптация к постоянно изменяющимся требованиям. Чтобы практикующий педагог профессионально рос и развивался, ему нужно время и широкий спектр возможностей для развития, а также необходимы соответствующая система профессионального роста и разнообразие путей карьерного продвижения. Слишком часто пройденные педагогами курсы повышения квалификации не ведут ни к каким изменениям в образовательных учреждениях.
Но так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии. По мнению руководителей образовательных структур именно аттестация педагогов способна активизировать их творческую, поисковую, исследовательскую деятельность; поднять уровень своего квалификационного роста.

Аттестация
Аттестация является одним из важнейших механизмов повышения уровня квалификации и профессионального роста педагогических работников. Она является очень важным и нужным периодом в жизни любого педагога, так как помогает показать статус учителя, его квалификационные возможности. На сегодняшний день аттестация не только важна для педагога, но и необходима потому, что влечёт изменения в оплате его труда и влияет на мнение о педагоге окружающих коллег и социума в целом. Аттестация педагогических работников – важнейшее средство оценки и развития профессионализма педагогических работников. Другими словами, именно по результатам аттестации судят об уровне и развитии профессионализма педагога. Аттестация должна быть не против педагога, а для педагога Она для того, чтобы предоставить возможность педагогу показать все, на что он способен и показать скрытые резервы его способностей и возможностей. Аттестация - это способ предоставить аттестационной комиссии материалы, подтверждающие квалификацию педагогического работника. А поэтому педагог должен научиться предоставлять эти материалы в должной форме.
Приказом Министерства образования РФ от 1.01.2011 года утвержден новый порядок аттестации педагогов государственных и муниципальных учреждений с целью установления либо подтверждения уровня квалификации. Поднять уровень школьного образования способен только квалифицированный специалист, владеющий педагогическими технологиями, искусством общения с учениками и умеющий свободно мыслить.
Однако процедура аттестации у педагогов в России вызывает неоднозначную реакцию: зачастую страх перед её прохождением, а иногда и явный протест. Особенно болезненно реагирует на эту процедуру старшее поколение педагогов, которое воспринимает её как навязывание заимствованной за рубежом системы оценки труда учителя, причём не очень эффективной. Ведь по их мнению в советской школе не было никакой аттестации, но уровень школьного и дополнительного образования был достаточно высоким. Многие учителя негативно относятся к новому порядку присвоения квалификации. Отдельные моменты «Положения об аттестации» непонятны и нуждаются в дополнительных разъяснениях. Но их пытаются убедить в обратном, что сегодня у специалистов в образовательной сфере появилось больше возможностей показать свою работу, а также уровень своего профессионализма. Сегодня учителю придется поработать творчески, подготовить электронное портфолио, защитить свой педагогический продукт и сдать экзамены. Но так думают те, кто только на бумаге, чисто теоретически рассуждает об аттестации, при этом сам не сталкивается по роду своей деятельности с теми критериями, которые разрабатывает. Мне пришлось какое-то время работать в министерстве образования. Я очень была удивлена тем фактом, кем и как порой разрабатываются Положения и другая документация по образованию. Зачастую это люди, которые и теоретически и практически далеки от образовательного процесса, без опыта работы в образовательных учреждениях. Да, не стоит отрицать, что во многих городах России и в нашем городе в том числе, при разработке аттестационной документации прибегают к мнению экспертов мониторинга, а те в свою очередь к мнению педагогов, с учётом мнения которых разрабатывается и утверждается конечный вариант процедуры прохождения аттестации. Однако, процент опрашиваемых настолько мал, что предусмотреть все недочёты чиновнику зачастую не под силу. Часто приходится слышать рассуждения о том, что собой представляла аттестация в советский период. Многолетняя практика прохождения аттестации показывает сплошное репетирование по полгода открытых уроков, отбор детей, подарки методистам. Да, эти факты имели место быть. Однако, практика обходить сложные условия аттестации осталась. Только, если раньше педагог платил одним, то теперь платит другим и расценки уже гораздо выше прежних. Сегодня каждый зарабатывает как может. Продвинутые в техническом плане молодые педагоги за деньги, нелегально конечно, штампует портфолио для педагогов, делает необходимые липовые справки, под чужими именами печатается в методических журналах. И порой даже самый хороший и опытный эксперт не может определить подлинность того или иного документа. Почему же всё так происходит? Потому, что сегодня поменялись приоритеты: материальные ценности подавляют нравственные. «Сарафанное» радио как работало хорошо, так и работает. О любой проверки свыше в ОУ известно уже за неделю. Но такова правда нашей действительности.
Однако, жизнь не стоит на месте. Наша страна живёт в эпоху глобальных перемен. Ошибки неизбежны, поэтому мы просто обязаны научиться не только заимствованию чужого опыта, но и тщательному изучению, анализу этого опыта с обязательным учётом менталитета нашей страны.
Мы не можем игнорировать положительные результаты реформ и достижений других стран. Это было бы неправильно и недальновидно. Хотим мы или нет, но нам приходится что-то заимствовать у них, что-то придумывать своё. Главное, чтобы любое заимствование действительно давало положительные и желаемые результаты и соблюдало правило «Не навреди!». Ведь любая реформа в образовании охватывает очень большой продолжительный временной отрезок. А значит, любая ошибка в выборе нового направления в развитии образования может нанести огромный урон национальной образовательной системе, воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Одним из ключевых направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является развитие педагогического потенциала. Это, прежде всего, связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т. е. формирование УУД. Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий обусловлена новыми требованиями к системе образования, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года. Методологическую основу стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно - деятельностный подход в обучении, и их формирование является приоритетным.
Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
Я учитель, педагог и методист с большим педагогическим стажем и, думаю, что имею право на собственное мнение по процедуре прохождения аттестации в нашей стране. В образование я пришла, когда аттестации в школах и др. ОУ не было. Существовали другие формы и критерии оценки профессионального уровня каждого педагога. Главными критериями были ежегодные срезы знаний и процент выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Страна ежегодно получала от образования молодёжь (выпускников) в первую очередь духовную, высоконравственную, грамотную, мыслящую, с высоким чувством долга и ответственности, из которой потом вырастали прекрасные специалисты, добросовестные, высоконравственные и принципиальные, с гражданской позицией, патриоты нашей Родины. Что же мы имеем на сегодняшний день? Сегодня процент малообразованной, бездуховной и безнравственной молодёжи намного выше показателей прошлых лет. Если сегодня всё и везде можно купить, то зачем собственно учиться?
Современный педагог сильно отличается от педагога старой советской школы. Меняется политика государства, экономика, меняются взгляды и отношение населения на многие перемены в обществе. Современная молодёжь в образовании отличается высокой технической грамотностью, мобильностью, раскованностью и коммуникабельностью, но в то же время большой долей авантюризм, безответственности, безразличия к выполняемой работе. Она спокойно относится к разного рода условностям как в личной, так и в общественной жизни образовательного учреждения, в котором работает. Однако при всём при этом у молодых педагогов во все времена наблюдался высокий потенциал. А самая главная их ценность – это их возраст, молодость. Дети «покупались» на эту молодость, всегда любили и продолжают любить молодых учителей. Они к ним тянутся, пытаются во всём им подражают. Я как методист, часто указываю молодым специалистам на те авансы, которые они получают со стороны обучающихся и, которые необходимо использовать во благо, а не во вред подрастающему поколению.
Почти во всех странах капиталистического мира современное трудоспособное население, особенно молодёжь, редко посвящают всю свою жизнь работе только в одной сфере деятельности, поэтому правительства стран считают, что если предоставить специалистам возможность работать в школе по совместительству и дать при этом возможность прокладывать новые пути своего карьерного роста, то таким образом можно будет повысить привлекательность учительской профессии. Но, как показывает практика, пока такой подход к образованию во многих странах мира не способствует повышению привлекательности педагогической (учительской) профессии. Совершенствование профессии должно происходить отчасти путем изменения методов работы уже практикующих учителей, которые должны быть способны адаптироваться к новой информации и новым требованиям в течение всей профессиональной карьеры. Россия в этом смысле не является исключением. Особенно это явление широко наблюдается в дополнительном образовании детей и в высших учебных заведениях. Возможность молодого специалиста работать сразу в нескольких сферах деятельности, стремительно делать карьеру порождает некую безответственность, равнодушие к делу, которым занимается специалист (учитель). В результате в ОУ наблюдается большая текучка кадров, что не может не сказываться на образовательном процессе. У молодых специалистов не хватает терпения, сил, желания выдерживать очень большие нагрузки учителя. Она зачастую теряется в многообразии рабочих программ, направлений, текущей документации, постоянной отчётности о проделанной работе и т.д.

Методическое сопровождение педагогов
в межаттестационный период.
Одной из основных форм повышения квалификации педагогов в послевузовский период является методическая работа. Она включает в себя все содержательные и организационные формы оказания методической помощи педагогам вот как раз в таких сложных ситуациях. Методическая работа рассматривается как часть системы непрерывного образования педагогов как молодых, так и опытных.
Ситуация, связанная с изменениями, происходящими в последние годы в образовании, проблемно-ориентированные результаты анализа методической работы, привели к необходимости изменить подходы в реализации методической работы в школе, сделать акцент на развитие системы мотивации педагогических кадров, на формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества, на дифференцированный подход в работе с педагогами. Решение данных проблем требует от администрации любого ОУ перехода от управленческой к менеджерской системе руководства, которая привлекает, прежде всего, своёй личностной направленностью. Лозунг «Кадры решают всё» сегодня особенно актуален. Чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность образовательного учреждения.
Прежняя система должна уступить место новой системе научно-методической работы, которая должна стать средством процесса развития нового стиля педагогического мышления и деятельности педагога в образовательном учреждении. Поэтому работа должна быть направлена на создание внутри образовательного учреждения модели методического сопровождения педагогов, которая способна обеспечить профессиональный рост, развитие активного творчества.
Исходя из этого, ОУ разрабатываются внутриучрежденческие программы - модели научно-методического сопровождения как условие развития учительского потенциала». Основной целью которых, является создание и апробация внутри ОУ модели научно-методического сопровождения педагогов, обеспечивающей развитие педагогического потенциала, их готовность к реализации в своей практике идей деятельностно-компетентностного подхода.
Целью организационно-методического сопровождения является создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей и педагогических работников, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики; формирование у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития.
Основными задачами организационно-методического сопровождения
руководящих и педагогических работников являются: обеспечение оперативного, доступного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук в соответствии с Концепция методического сопровождения деятельности образовательных учреждений в муниципальной образовательной системе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Разработать и апробировать модель научно-методического сопровождения педагогов.
2. Создать условия, обеспечивающие научно-методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации педагога, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).
3. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами образования.
4. Осуществить переход от управленческой к менеджерской системе руководства.
Научно - теоретическое обоснование модели
научно-методического сопровождения.
В теории менеджмента термин «развитие» означает весь объем мероприятий, процессов, процедур, которые, во-первых, помогаю персоналу овладеть необходимыми компетенциями для эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией, во-вторых, способствуют наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого. «Развитие» и «обучение сотрудников» рассматриваются как идентичные понятия.
Основываясь на положениях кадрового менеджмента, можно выделить социально-психологические и психолого-педагогические условия эффективного обучения педагогов:
1. Мотивация. Каждый учитель, педагог должен ясно понимать цели, т. е. каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также скажется на будущем личном благосостоянии.
2. Администрация ОУ должна создать микроклимат, предпосылки, способствующие обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы.
3. Процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них. Это особенно важно, когда предмет обучения довольно сложен.
4. Необходима положительная обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов и т. п.
Для создания внутри ОУ модели развития учительского потенциала необходимо знание основ андрагогики (наука об обучении взрослых). Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики. Ее компонентами являются: содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное здесь – деятельность обучающегося и обучающего. Ведущая роль принадлежит самому ученику. Взрослый обучающийся – педагог – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.
На базе основных положений андрагогики и предлагается строить деятельность по развитию учительского потенциала, главными характеристиками которой, считаются активная, ведущая роль обучающегося (педагога) в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и его совместная работа с обучающим – с другой стороны.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт организации повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом внутри ОУ модели развития учительского потенциала должны стать следующие основные принципы:
• Приоритет самостоятельного обучения
• Принцип совместной деятельности
• Принцип индивидуализации
• Принцип направленности на проблемные вопросы практики
• Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов
• Создание условий для деятельности педагога
Исходя из характеристики андрагогической модели обучения, а также учитывая компоненты педагогической деятельности в ОУ внедряется внутриучрежденческая модель научно-методического сопровождения педагогов.
Пример модели научно-методического сопровождения педагогов
в МОУ «Гимназия № 69 им. Чередова И.М.» г. Омска
Для создания внутри ОУ модели развития учительского потенциала необходимо знание основ андрагогики (наука об обучении взрослых). Технология обучения взрослых является составной частью андрагогики. Ее компонентами являются: содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное здесь – деятельность обучающегося и обучающего. Ведущая роль принадлежит самому ученику. Взрослый обучающийся – педагог – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения.
На базе основных положений андрагогики и предлагается строить деятельность по развитию учительского потенциала, главными характеристиками которой, считаются активная, ведущая роль обучающегося (педагога) в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и его совместная работа с обучающим – с другой стороны.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт организации повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом внутри ОУ модели развития учительского потенциала должны стать следующие основные принципы:
• Приоритет самостоятельного обучения
• Принцип совместной деятельности
• Принцип индивидуализации
• Принцип направленности на проблемные вопросы практики
• Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов
• Создание условий для деятельности педагога
Исходя из характеристики андрагогической модели обучения, а также учитывая компоненты педагогической деятельности в ОУ внедряется внутриучрежденческая модель научно-методического сопровождения педагогов. (Приложение 1.)

Описание часто встречающейся модели методического сопровождения педагогов в межаттестационный период в общеобразовательных учреждениях (школах).

Модель научно-методического сопровождения педагогов формируется структурируется в соответствии с компонентами педагогического труда. Работа учителя (педагога) есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:
• педагогическая деятельность;
• личность учителя;
• психолого-педагогическое общение.
Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.
Формы научно-методического сопровождения педагогов:
Организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные и пассивные.
Пассивные:
• выступление на педсовете (конференции),
• анкетирование (другие формы опроса),
• ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т.д.,
Активные:
• дискуссии,
• деловые игры,
• тренинги и т. д.
В предлагаемой модели предпочтение отдается активным формам.
2. Создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов школы в различных мероприятиях: курсы, конференции, окружные методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.
3. Оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент.
4. Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.
5. Психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-методическая помощь, связанная с внедрением личностно ориентированных технологий обучения в учебный процесс (как в сфере взаимодействия, так и во взаимоотношениях с детьми).
Профилактическая направленность, связанная с приобретением учителями навыков эмоционального саморегулирования, развитием способности сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регулятивные механизмы с целью сохранения эмоционального здоровья, профессионального долголетия.
Пример Модели методического сопровождения педагогов дополнительного образования Центра детского научно-технического творчества Астраханского инженерно-строительного института (Приложение 2).

6. Обобщение результатов анализа работы моделей
методического сопровождения педагогов в ОУ.
В результате анализа проделанной работы можно сделать следующий вывод, что эффективность методической работы зависит от многих факторов и прежде всего от:
• приоритетных направлений школьного образования;
• приоритетных направлений ОУ;
• учета индивидуальных профессиональных особенностей каждого педагога при ее планировании и организации;
• опоры на индивидуальность и творчество учителей их профессиональных интересов и способностей;
• сложившегося передового педагогического опыта ОУ;
• планирование методической работы начинается с анализа потребности педагогов, выявления существующих проблем. С этой целью проводится анкетирование, собеседование с учителями, самообследование образовательного учреждения по всем основным процессам: управленческий, учебный, воспитательный, научно-методический, психолого-педагогический.
Для успешного осуществления методической работы в течение всего времени необходимо проводить контрольно-аналитическую экспертизу, по следующим направлениям:
• состояние и результативность методической работы;
• эффективность и действенность управления научно-методической работой;
• уровень профессиональной компетентности учителя
• состояние и эффективность инновационной работы
• раскрытие творческого потенциала учителей.
Контрольно-аналитическая экспертиза осуществляется на диагностической основе. Хорошим инструментом для анализа различных сторон научно-методической работы являются мониторинговые исследования, благодаря которым появляется возможность получать оперативную, точную и объективную информацию о результатах педагогической деятельности, оказывать индивидуальную помощь педагогам, создавать условия для удовлетворения запросов по отдельным аспектам и направлениям самообразования, обобщать опыт их работы. В школах разрабатывается и реализуется модель мониторинга, мониторинговые карты. Мониторинг педагогической деятельности включает 3 блока:
• педагогическая деятельность,
• личностное развитие,
• диалоговое общение.
Такой диагностический блок позволяет каждому педагогу провести рефлексию собственной деятельности, определить ее особенности и личностные ориентиры:
• выявить методы формы и средства достижения результата;
• наметить пути и перспективы развития инновационного опыта по алгоритму.

Учитывая ключевые направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», были определены основные направления научно-методического сопровождения педагогов:
• научно-методическое сопровождение педагогов по повышению профессионального мастерства, творческого потенциала;
• научно-методическое сопровождение инновационной и опытно-исследовательской деятельности педагогов;
• научно-методическое сопровождение педагогов в условиях перехода школы на ФГОС;
• научно-методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми;
• научно-методическое сопровождение педагогов, находящихся в режиме аттестации;
• научно-методическое сопровождение государственной итоговой аттестации;
• научно-методическое сопровождение молодых педагогов;
• научно-методическое сопровождение педагогов, обобщающих передовой педагогический опыт.
Каждое из направлений научно-методического сопровождения педагогов осуществляется через реализацию определенной целевой программы или определенные формы повышения профессиональной квалификации.
Средствами профессионального развития является обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники повышения квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл («Цикл Колба»). (Приложение 4.)
Примерные общие формы и план работы методистов с педагогами
в МОУ «Гимназия № 69 им. Чередова И.М.» г. Омска

П/№ Разделы плана Содержание Сроки Форма представления
1. Изучение психолого-педагогической литературы Указывается по каким вопросам будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны Доклад, аналитическая статья, аннотация
2. Разработка программно-методического обеспечения ОП Указывается, что будет разрабатываться учителем для обеспечения ОП и инновационной деятельности: авторские программы учебных курсов, календарно-тематические и поурочное планирование, конспекты уроков, подборки упражнений, дидактические материалы, тексты контрольных работ, тестовые задания Разработанные материалы или рекомендации для своих коллег по их использованию.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт. Действия по систематизации накопленного материала, анализ опыта, подготовка итоговых обобщенных материалов –написание рекомендаций, статей, подготовка сообщений. Статья, рекомендации, доклад, методические разработки
4. Участие в системе методической работы Указывается в каких методических мероприятиях школы предполагает участвовать учитель. Какова его роль Разработка программы, проекта, мастер-класс и др.
5. Обучение на курсах повышения квалификации вне школы Указываются темы курсов, которые предполагает закончить учитель Курсовая работа, реферат
6. Работа в составе органов управления школой Указываются органы, в составе которых работает учитель, его функциональные обязанности План действий, отчетность о работе
7. Самодиагностика учителя Указываются диагностики, проведение самодиагностики, осмысление результатов педагогической деятельности и личностного роста Личный дневник учителя, «портфолио» педагогических достижений
8. Оценка результатов профессионального роста Отслеживание результатов личностного роста (диагностические исследования, мониторинг) Карта успешности педагога. Рейтинг в конце года

Для оптимизации процесса контроля предусматриваются специальные меры управления реализацией программы: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним на заседаниях МО, НМС, собеседование по реализации программы профессионального и личностного роста учителя.
Научно-методическое сопровождение инновационной и опытно-экспериментальной работы осуществляется на основе реализации программы «Технология управления инновационными процессами в школе».
Для оптимизации процесса контроля предусматриваются специальные меры управления реализацией программы: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним на заседаниях МО, НМС, собеседование по реализации программы профессионального и личностного роста учителя.
Важным структурным компонентом научно-методического сопровождения является его многоуровневый характер, который можно представить в виде модели: индивидуальная научно-методическая и опытно-экспериментальная работа педагогов, которая осуществляется через оказание методической помощи в разработке:
• индивидуальных программ ОЭР;
• в выборе индивидуальной методической темы;
• в создании «портфолио» достижений учителя;
• в повышении квалификации по индивидуальной теме;
• при посещении и анализе уроков;
• при подготовке открытых уроков;
• содействие учителям, принимающим участие в профессиональных конкурсах.
микрогрупповая работа педагогов включает:
• оказание методической помощи в разработке и реализации программ ОЭР (постоянные творческие группы долгосрочных проектов);
• разработку учебных проектов;
• проведение интегрированных уроков;
• оказание методической помощи при подготовке к педсоветам;
исследовательская деятельность в рамках работы МО связана с:
• разработкой программ качества по образовательным областям;
• работой над методической темой методического объединения;
коллективная научно-методическая работа включает:
информационное сопровождение педагогов;
• участие в педагогических советах;
• научно-практических конференциях;
• работа над единой методической темой;
• проведение мониторинговых исследований.
Стимулированию профессионального роста, поднятию творческого настроя учителя способствует коллективная работа над единой методической темой, которая становится инструментом управления профессиональной педагогической деятельностью, основой профессионального роста. Работа над единой методической темой ведётся поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи, используются различные организационные формы. Работа над единой методической темой объединяет творческие усилия педагогов, позитивно влияет на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, включающей уровень методической компетентности и общей педагогической культуры педагогов. В этом учебном году педагогический коллектив школы работал над темой: «Повышение качества образования на основе формирования универсальных учебных действий». Цель деятельности в рамках данной проблемы - создание условий, способствующих развитию универсальных учебных действий, определяющих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Работа была организована в несколько этапов:
I этап. Организационная работа. 2008/2009-2009/2010г. г.
• изучение стандартов второго поколение;
• выбор тематики работы МО, кафедр, методической службы;
• определение состава творческих и проблемных групп, творческих мастерских;
• определение тематики педсоветов, теоретических семинаров и психолого-педагогических практикумов;
• разработка индивидуальных тем самообразования;
• обзор – презентация литературы по методической теме, темам самообразования;
• составление плана-графика контроля.
II этап. Оказание помощи педагогам по внедрению стандартов нового поколения. 2009/2010г. г.
• Практическое обучение педагогов по использованию стандартов второго поколения;
• апробация новых форм оценивания образовательных результатов учащихся;
• внедрение современных психолого-педагогических технологий, способствующих формированию УУД;
• новые формы повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, творческие мастерские, опережающее моделирование уроков, презентация ППО и т. д.);
• реализация плана-графика контроля.
III этап. Сбор и обработка полученной информации 2011/2012г. г.
Активное внедрение результатов педагогических исследований, использование передового педагогического опыта коллег, опыта работы творческих и проблемных групп.
Формы работы:
1. Творческие отчеты
2. Защита проектов
3. Открытые уроки
4. Самообобщение опыта
5. Инновационная работа
IV этап. Заключительный. 2012/2013 г. г.
• Анализ работы педагогического коллектива над научно-методической темой (педсовет, школьный образовательный форум, НМС, заседание кафедр, МО).
• организация тематических выставок;
• оценка уровня профессионального мастерства педагогов школы;
• сбор и структурирование материалов из опыта работы;
• определение перспектив дальнейшего развития.
Работа над единой методической темой способствовала активизации творческого настроя педагогов, их профессиональному росту. Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях перехода на ФГОС осуществляется через реализацию программы «Комплексное сопровождение образовательного процесса в условиях перехода школы на ФГОС». Для обеспечения методической поддержки педагогов при переходе школы на ФГОС методическая служба школы поставила перед собой следующие задачи:
• организация теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов;
• обеспечение методического сопровождения участников апробации ФГОС;
• изучение, обобщение и распространение опыта педагогов школы.
На организационном этапе были созданы творческие группы в начальной школе и старшей, которые разработали и апробируют Программу формирования УУД. Решая задачу оказания помощи педагогам для грамотного прочтения и осознания большого объема новой документации, рекомендаций стандарта, изменений в планировании работы учителя, методический кабинет организовал изучение базовых документов по переходу на ФГОС.
• С целью повышения методической компетентности педагогов выстроена система повышения квалификации на всех уровнях: самообразование – школьный уровень - муниципальный уровень - региональный.
Некоторые школы и другие ОУ нашей страны создают и реализуют собственные авторские программы по методическому сопровождению и подготовке педагогических кадров в межаттестационный период. Целью таких программ является создание эффективного механизма повышения профессиональных качеств педагогических кадров.
Так же во многих ОУ разрабатываются индивидуальные планы работы педагогов на межаттестационный период. За это время педагог, как правило, выбирает тему по самообразованию и работает над ней, таким образом, совершенствует свой профессиональный теоретический уровень. Причём, тема по самообразованию должна соответствовать единой методической теме ОУ. Практически сразу же начинается работа педагога по составлению портфолио: сбор всей необходимой документации, подтверждающей рост профессионального и теоретического уровня педагога за межаттестационный период.
Хочется отметить и работу с молодыми специалистами. Например, в нашем Центре, где я работаю методистом, научно-методическое сопровождение молодых педагогов осуществляется через реализацию программы «Школа молодого специалиста», которая нацелена на решение целого ряда задач: более успешной адаптации начинающих педагогов дополнительного образования, оказание помощи в профессиональном и личностном становлении, создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности, организация помощи и поддержки со стороны опытных наставников.
Первые два года работы наши молодые педагоги знакомятся со всей документацией Центра: Положениями и локальными актами; уставными требованиями и правилами, по которым живёт коллектив. На заседаниях ШМС рассматриваются вопросы по содержанию требований к учебным программам; по их разработке и апробации; по планированию, по составлению УМК, по методике организации и проведению занятий; по правилам ведения документации; по правилам внутреннего распорядка ОУ и т.д. С первого года работы идёт введение молодого специалиста в процесс аттестации. Мы стараемся вовлечь педагогов во все учебно-воспитательные мероприятия Центра. Со второго полугодия наши молодые специалисты начинают уже принимать участие в крупных межвузовских, областных и всероссийских конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках. Со второго года все молодые специалисты направляются на курсы повышения профессиональной квалификации. В течение второго и третьего года работы молодых педагогов, мы стараемся привлекать их к участию в проблемных семинарах, в мастер-классах различного уровня, в конкурсах методической продукции, в областных соревнованиях, выставках и конференциях по научно-исследовательской деятельности. Очень важно, на мой взгляд, не только привлечь, но и настроить молодого педагога на участие в мероприятиях высокого уровня. Прежде чем, педагог изъявит желание на участие, с ним проводится большая психологическая и методическая работа, позволяющая настроить его не только на желание принять участие в мероприятии, но достигнуть при этом высоких результатов. Уже после трёх лет работы в нашем учреждении, молодой специалист имеет право заявиться на первую категорию. К этому времени, у каждого педагога уже накапливается материал для портфолио. В Центре работает система свободного консультирования педагогов по любому вопросу. Что это такое? Каждый педагог Центра имеет право в любое, удобное для него время, обратиться за помощью к методисту. Для молодых специалистов к каждому занятию ШМС выпускаются методические сборники с рекомендациями по ведению журналов, по оформлению конспектов занятия, созданию учебно-методического комплекта, по ведению учебно-исследовательской работы с обучающимися т.д.
Повсеместно с молодыми педагогами проводятся не только групповая, но и индивидуальная работа. Разрабатываются индивидуальные траектории профессионального развития педагога.
Вот один из примеров существующей индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции освоения деятельностного метода обучения педагога-«стажера».
Задача: приобрести опыт реализации знаний: теоретических и методических особенно¬стей технологии деятельностного метода и дидактических принципов системы в практической деятельности, опи¬раясь на готовые разработки (сценарии) уроков педагогов-мастеров
Результат деятельности: опыт реализации знаний — методических особенностей технологии и системы дидактических принципов деяельностного метода — и, как следствие, повышение методического мастерства, приобретение статуса учитель-«практик».
Результаты отражены в авторских текстах выступлений, разработках конс¬пектов уроков, видеоматериалах и дидактических материалах, собранных в «портфолио» учителя-«стажера».

Сроки Действия по выполнению (1 полугодие)
сентябрь Согласование и утверждение плана-программы «Индивидуальная
траектория развития профессиональной компетенции освоения
деятельностного метода обучения учителя-«стажера».
ноябрь Участие в конструировании, подготовке и проведении деловой или
проблемной игры, дискуссионного или круглого стола: «Цели и ценности современного образования», «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития российской школы»
(Закон РФ «Об образовании» 2004, государственные стандарты. Образовательная программа школы).
декабрь Подготовка выступления на педагогическом совете в форме деловой или проблемной игры, дискуссионного или круглого стола.
Активное участие в проведении педагогического совета. Участие в обсуждении открытого или видео-урока, в конструировании и подготовке семинара-практикума.
Подборка материала для оформления методического стенда о дидактической системе «Школа 2000...», деятельности ЦСДП «Школа
2000...».
январь Участие в проведении семинара-практикума «Методы формирования нового знания», или «Реализация принципа деятельности в построении образовательного пространства урока».
Сроки Действия по выполнению (2-полугодие)
февраль Посещение открытых уроков педагогов-мастеров и участие в обмене мнениями об уроке.
Изучение конспектов уроков педагогов-мастеров с целью выявления
особенностей в построении уроков.
Написание конспекта урока для заседания методического объединения
учителей начальной школы и математики «Изучение конспектов уроков педагогов, прошедших базовый уровень обучения».
март Самоподготовка к анализу видео-урока или конспекта открытого урока с
последующим выступлением и ответами на вопросы кол¬лег.
Комментирование конспекта урока, ответы на вопросы коллег при участии в семинаре-практикуме «Изучение конспектов уроков педагогов, прошедших базовый уровень обучения».
Предложения к разработке план-программ «Индивидуальная
траектория развития профессиональной компетенции освоения
деятельностного метода обучения учителя-«стажера» для новой
группы учителей, прошедших курсы базового уровня.
апрель Демонстрация открытого урока или проведение анализа видео - урока
с последующим обсуждением и ответами на вопросы коллег.
Май - июнь Анализ совместно с замдиректора организации повышения профессиональной компетенции в послекурсовой период. Сообщение о результатах освоения ДСДМ на методическом объедине¬нии. Согласование с замдиректора и утверждение план-программы «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции освоения деятельностного метода обучения учителя «технолога» (при условии прохождения курсов технологического уровня) или коррекция
план-программы «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции освоения деятельностного метода обучения учителя-«стажера».

Модель единого информационно-методического пространства.
Всё более популярной становится работа по созданию единого информационно-методического пространства. С каждым годом увеличивается количество городов, вовлечённых в эту работу. В качестве примера можно привести создание муниципальной образовательной системы города Челябинска, в котором согласно концептуальным основам уже создано и эффективно работает единое методическое пространство. Анализ реально существующей практики, опыта подобных методических систем предусматривают организацию деятельности муниципальных методических служб как сложной и многоуровневой структуры:
•федеральный уровень - взаимодействие с АПКиППРО, РАО, ФИРО, с издательствами, учреждениями повышения квалификации педагогических работников Москвы, Иркутска, Томска, Тюмени и др.;
• международный уровень - сотрудничество с зарубежными странами по проблемам образования (Чехия, Германия, Франция, Китай, Италия и др.).
На данной организационной базе, решая задачи сопровождения образовательных учреждений, в настоящее время происходит апробация дополнительных (новых) структурных элементов муниципального информационно-методического пространства.
Наиболее используемая (как правило, в условиях нововведений системного характера, к которым относится и ФГОС) - матричная структура, построенная на сочетании линейно-функционального и проектного управления. В этой структуре члены проектных групп подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям линейных и функциональных подразделений, находящихся на разных уровнях управленческой иерархии. Примерами таких групп можно назвать рабочие группы по введению ФГОС (по разработке ООП, по формированию УУД и т.д.), профессионально-творческие коллективы по подготовке к конкурсам профессионального мастерства, советы по различным направления инновационной деятельности и т.д. Такой подход позволяет обеспечивать интеграцию деятельности муниципальной методической службы и образовательных учреждений: с одной стороны, определяется инвариантное для группы методистов содержание методической работы, а с другой - осуществляется совместная коллективно-распределенная деятельность по реализации этого содержания через командные проекты.
Особое место в структуре методических служб принадлежит пространству муниципальных инновационных площадок, федеральных и региональных стажировочных и экспериментальных площадок по коррекционному образованию т.д.
Ведущей идеей становится сетевая организация единого информационно-методического пространства, а основной формой взаимодействия — совместные программы, проекты, структуры.
Созданная модель многоуровневой системы организации методической работы позволяет активизировать и нацелить на эффективную работу существующие ресурсы, организовать сотрудничество на различных уровнях на принципах сетевого взаимодействия.

Заключение.
Живя в динамично изменяющемся обществе, педагог сегодня должен быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, овладевать обновляющимся содержанием и технологиями обучения, различными формами выявления результатов своей профессиональной деятельности с целью повышения качества образовательного процесса, а также – предъявления полученных результатов социальному окружению. На этапе формирования обновленной модели образования приобретает актуальность создание условий для профессионального развития педагогов. Системные изменения в образовании требуют от руководящих и педагогических работников постоянного совершенствования профессиональных, коммуникативных, информационных, правовых компетентностей, пересмотра прежних ценностных ориентиров, целевых установок, освоения новых способов деятельности.
Очень большое значение должно играть развитие профессиональной компетентности, которая представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств, причем на первое место выдвигается критичность мышления, способность к анализу и самоанализу, потребность в развитии и самосовершенствовании, склонность к творчеству.
Систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, формирование профессиональных компетентностей, развитие 5 личностных качеств педагогических кадров, должно осуществляться через непрерывное профессиональное образование:
• формальное (повышение уровня квалификации по программам дополнительного профессионального образования), неформальное (профессиональное развитие в системе методического обеспечения образовательного процесса);
• неформальное (самостоятельное освоение педагогическими работниками теоретических знаний, практических умений, инновационного опыта в коммуникациях информационного пространства).
Педагогические работники, осваивая образовательные программы учебных курсов, накапливают новые теоретические знания и практические умения и повышают свой профессиональный уровень. В межкурсовой, межаттестационный период специалисты осваивают и применяют новые педагогические явления в образовательной практике, которые сопровождаются саморазвитием, профессиональным ростом (формирование компетентностей) и личностным ростом (саморазвитие) педагогов.
Профессиональное развитие педагога - это путь от репродуктивной педагогической деятельности к педагогическому мастерству и новаторству. Его успешность определяется организацией и содержанием методического сопровождения профессионального и личностного роста руководящих и педагогических работников.
Так же не надо забывать и об организационно-методическом сопровождении профессионального развития руководящих и педагогических работников в межкурсовой, межаттестационный период, которое обеспечивают:
• муниципальные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования и методические службы муниципальных образований;
• субъекты методической работы муниципальных образовательных учреждений;
• субъекты методической работы государственных образовательных учреждений системы образования региона.
Организационно-методическое сопровождение обеспечивает взаимосвязь и преемственность повышения квалификации и профессионального развития специалистов, подготовку педагогов к введению нового содержания образования, овладению инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями в межкурсовой, межаттестационный период совокупностью средств методической работы адекватным современным условиям развития образования.

Список литературы:
1. Волкова О.В. Самообразование педагога/ «Справочник заместителя директора школы» № 2/февраль 2011 г.
2. Яковлева Н.И. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов/»Справочник заместителя директора школы» № 6/июнь 2008 г.
3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 г. N 03-52/46.
4. Дополнения к Разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08. 2011 г. No 03-515/59.
5. Об утверждении Положения о порядке аттестации руководящих работников государственных образовательных учреждений Московской области. Приказ Министерства образования Московской области от 22.06.2011 No 1616.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редколл.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 No1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года»);
9. Журнал «Учет в сфере образования» № 6, июнь 2010 г.
10. ИНТЕРНЕТ-ресурсы www.chel-du.ru/pics/uploads/Upravlenie/konzep_metod_rabot.pd «Модель управления системой методической работы в МОС г.Челябинска» http://минобрнауки.рф/ http://zakon.edu.ru/ http://www.consultant.ru/ http://profsovetnik.ru/ http://www.un.org/ru/ http://kpmo.momos.ru/ http:// www.menobr.ru/ http://www.labex.ru/ http://izvestia.ru/news/557220#ixzz2xZ8EtgX6,. http://pedsovet.su/, http://ipknk.ru/, http://nsportal.ru/, http://wiki.iteach.ru/index.php/, http://ipk.kuz-edu.ru/

ссылка на Приложения
http://yadi.sk/d/k05DrrfSMRgoD
Категория: Методическое сопровождение процесса аттестации учителя ( | Добавил: MAbakumova (15.04.2014) | Автор: Абакумова Марина Юрьевна E
Просмотров: 2520 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Уже загружена. Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz