Воскресенье, 11.12.2016, 14:49

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Методическое сопровождение процесса аттестации учителя (

Создание комплекса условий для подготовки к аттестации
Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

Кравченко Н.В., методист высшей кв.к.
МБУ ДО Дом детского творчества г.Нижний Тагил

Создание комплекса условий для подготовки к аттестации
педагогических работников Дома детского творчества

В сфере образования тенденция применения аттестационных процедур к педагогическим работникам обозначилась достаточно давно, но в последние годы она стала складываться в новую систему, в том числе и ее методическое сопровождение. Опытом системного сопровождения процесса аттестации педагогических работников Дома детского творчества (далее ДДТ) мы бы хотели поделиться. Сложившаяся модель аттестации в учреждении предполагает наращивание, использование соответствующих ресурсов, стабильно обеспечивающих эффективную подготовку к аттестации педагогических работников. Опыт показывает, что успех проведения независимой экспертизы аттестации, в первую очередь, зависит от создания комплекса условий, организованных для осуществления ее продуктивной процедуры, а именно, нормативно-правовых, кадровых, информационно-методических, организационно-содержательных, научно-методических, морально-психологических. Данная статья поможет ответственным за подготовку аттестации получить качественный результат в учреждении дополнительного образования через предложенную модель методического сопровождения процесса аттестации.
Как заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация работников образовательных учреждений и ее методическое сопровождение, которая предполагает соответствие квалификации педагогов современным и перспективным задачам, стоящим перед ОУ.
В настоящее время проблема методического сопровождения подготовки к аттестации педагогов в системе учреждений дополнительного образования является объектом внимания небольшого количества исследователей, педагогов-практиков, психологов Алямовской В., Аванесовой В.С., Антиповой В.М., Вишняковой В.Ф., Корминой Е.В., Грудиной Н.С. и др. Но комплексный подход в подготовке к аттестации не рассматривался практически ни одним автором.
Создание комплексных условий для проведения аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности методической службы Дома детского творчества. Эффективные условия создаются в ДДТ на основе действующего законодательства в сфере образования и с учетом региональной образовательной политики. Рассмотрим эти условия подробнее.
Нормативно-правовые условия
Процедура аттестации работников Дома детского творчества в предаттестационный период организуется в соответствии с установленными требованиями. В учреждении на начальном этапе проведения аттестации формируется пакет локальных и нормативных документов (см. Приложение 1), с которыми каждый аттестующийся может ознакомиться в методическом кабинете учреждения. Все аттестационные процедуры осуществляются с использованием нового экспертного инструментария, предложенного к использованию в 2013 году Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, который основан на оценке следующих компонентов профессиональной деятельности: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и самосовершенствования.
Кадровые условия
Аттестация работников – зеркало административной и методической работы, так как при этом четко выявляется уровень профессиональной грамотности кадров и их потенциальные возможности.
В начале аттестационного года назначаются два ответственных за организацию и проведение аттестации в учреждении, которые утверждаются приказом директора. Создается рабочая группа, в состав которой входят руководящие работники, руководители методических объединений, методист и некоторые члены педагогического коллектива, которые посещают открытые мероприятия, где заполняют оценочные листы по уровню профессиональной компетентности аттестующихся.
Информационно-методические условия
В методическом кабинете созданы необходимые информационно-методические условия для работы с информацией, представленной в нескольких видах: печатном и цифровом (книги, энциклопедии, периодические издания, методическая литература, библиографические перечни, электронные каталоги, тематические и информационные папки, информационные стенды, тематические выставки и др.). С целью подготовки к аттестации педагогов ежегодно:
Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

 оформляется информационный стенд «Аттестация – 20…», где располагаются необходимые документы и текущая информация по аттестации;
 пополняется электронный каталог отчетных презентаций и выступлений педагогов на аттестации, с которыми аттестующиеся педагоги могут ознакомиться;
 пополняется библиотечный фонд научно-методической литературой, периодическими изданиями (в 2013г. осуществлена подписка на 6 периодических изданий: «Наука и практика воспитания и дополнительное образование (ДО)», «ДО и воспитание», «Внешкольник. ДО и социальное воспитание», «Последний звонок» и «Педсовет» (сценарии), «Журнал мод. Рукоделие»), а также методической продукцией, выпущенной педагогами ДДТ;
 в распоряжении педагогов предоставлен один компьютер с множительной техникой и с выделенной линией Интернет.
В помощь педагогу по заявленной проблеме с источниками информации работает методист. Отбирая необходимый материал, методист его систематизирует, составляет каталоги, ускоряя процесс выбора, затем для удобства пользователей компонует данную информацию в дайджесты, информационные листы, перечни или бюллетени, памятки, а также в виде экспресс-информации. Методистом подбирается и предлагается научно-методическая литература, периодическая печать для работы над аналитическим или творческим отчетами, проектами на следующий межаттестационный период. Необходимые документы и текущая информация по аттестации доводятся до сведения каждого аттестующегося через информационный уголок; участники аттестации обеспечиваются пакетами методических материалов (методические рекомендации, памятки, брошюры, словари и др.); наиболее интересные и грамотные научно-методические работы педагогов ДДТ печатаются в сборниках, с которыми аттестующиеся также могут ознакомиться в методическом кабинете.
В учреждении 1 раз в месяц проводится информационно-методический день для педагогических работников. Подобная форма работы позволяет оперативно ознакомить с новыми нормативно-правовыми документами, уточнить представления об актуальных проблемах и вопросах современного образования, в частности – процессов аттестации, путях и способах их решения; предъявить коллегам собственный опыт практической деятельности, обменяться идеями, методическими находками, пополнить профессиональное портфолио.
Для ознакомления с различными документами и материалами, касающимися аттестации, педагоги используют не только Интернет Дома детского творчества, но и домашний, используя следующие сайты:
Интернет – ресурсы:
www.edu.ru
Федеральный портал Российское образование
www.fcior.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.mon.gov.ru
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
www.catalog.iot.ru
Образовательные ресурсы сети Интернет
www.uchportal.ru
Учительский портал
www.1september.ru
Издательский дом 1 сентября
http://www.minobraz.ru
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
www.dm-centr.ru ГБОУ СО «Дворец молодежи»
www.ntagil.org Официальный сайт города Нижний Тагил
upro- ntagil. org Управление образования города Нижний Тагил
ntf-irro.ru НТФ ИРО
mimc-nt@narod.ru
МБУ «Информационно-методический центр» г. Н.Тагил
gddiut@gmail.com
МБУ ДО ГДДЮТ г.Н.Тагил
www.ddt-tc.ucoz.ru
МБУ ДО Дом детского творчества г. Н.Тагил

Организационно-содержательные условия
Внешние условия
В течение аттестационного года осуществляется тесное взаимодействие со специалистами Управления образования Администрации города Нижний Тагил. Ответственные за организацию и проведение аттестации в Доме детского творчества посещают все мероприятия, проводимые работниками вышеназванного учреждения, отвечающие за организацию и осуществление аттестационных процессов в городе: это тематические консультации и информационные совещания для ответственных лиц за аттестацию в ОУ.
Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

Внутренние условия
В период подготовки к аттестации в учреждении проводятся различные организационно-содержательные и методические мероприятия (см. таблицу 1 на примере 2013 аттестационного года).
Таблица 1


п/п Форма мероприятия Тема мероприятия и
краткое содержание Дата проведения Ответственный
1. Административный совет Тема выступления: «Аттестация пед. работников, отработка системы стимулирования» 16.01.
2013г. Зам. директора по УВР
2. Установочное совещание рабочей группы Создание рабочей группы (распределение обязанностей, составление плана и разработка технологии деятельности, графика консультаций работников информационно-методического отдела по вопросам аттестации. Раскрытие основных требований ко всем этапам проведения аттестации) 17.01.
2013г. Ответственный за организацию аттестации
3. Инструктивно-методическое совещание с членами рабочей группы Проведение установочного совещания с членами рабочей группы ДДТ, связанного с вопросами организации и проведения 1 этапа (самооценки) 20.08.
2013г. Ответственный за организацию аттестации
4. Пед. совет «Итоги работы ДДТ за учебный год и перспективы развития в 2012-13 уч.г.».
Тема выступления «Основные подходы подготовки и проведения аттестации в 2013г.» 30.08.
2013г. Зам. директора по УВР,
ответственный за организацию аттестации
5. Групповая консультация для аттестующихся педагогов Тема «Нормативно-правовое обеспечение организации аттестации пед. работников» (в сопровождении электронной презентации) 31.08.
2013г. Ответственный за организацию аттестации
6. Групповая консультация для аттестующихся педагогов Тема «Организационно-содержательная деятельность педагога в условиях подготовки к аттестации» 7.09.
2013г. Ответственный за организацию аттестации
7. Административный совет Тема выступления «О ходе подготовки к аттестации пед. работников» 2.10.
2013г. Зам. директора по УВР,
ответственный за организацию аттестации
8. Административный совет Тема выступления «О подготовке предзащиты аттестующихся пед. работников» 16.10.2013г. Зам. директора по УВР,
ответственный за организацию аттестации
9. Предзащита аттестующихся педагогов Единая тема «Современные образовательные технологии в практике педагога: применение и эффективность» 17.10.
2013г. Ответственный за организацию аттестации
10. Групповая консультация для аттестующихся педагогов Тема «Методика подготовки публичного выступления педагога на аттестации» 23.10.2012г. Ответственный за организацию аттестации, педагог-психолог
11. Административный совет Тема выступления «О подготовке аттестационных документов к процедуре аттестации» 26.10.2013г. Зам. директора по УВР,
ответственный за организацию аттестации
12. Обучающий семинар-совещание для членов рабочей группы Основные подходы к организации и проведению II этапа аттестации (независимой экспертизы) 30.10.
2013г. Ответственный за организацию аттестации, зам. директора по УВР
13. Административный совет Тема выступления «О подготовке отчетной информации по результатам аттестации в 2013г.» 9.11.
2013г. Зам. директора по УВР,
ответственный за организацию аттестации

Немаловажное значение для успешного представления практических результатов на аттестации педагогических работников ДДТ имеют, на наш взгляд, такие мероприятия как:
- организация социологического опроса среди родителей и их детей, посещающих творческие объединения ДДТ с целью выявления образовательных потребностей родителей, детей и уровень удовлетворенности образовательными услугами Дома детского творчества, а также уровня качества образовательных услуг, предоставляемых аттестующимися педагогами;
- сбор информации у педагогов ДО по результатам проведения мониторинга качества освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ;
- сбор информации по подготовке ежегодного публичного доклада и его размещение в конце учебного года на сайте ДДТ.
Ежегодно в ДДТ организуются методические недели, в которых осуществляется взаимопосещение аттестующихся педагогов открытых учебных занятий по профилю работы и досуговых мероприятий. Педагоги, присутствующие на таких мероприятиях в качестве эксперта, заполняют оценочный лист и выводят средний балл.
Кроме того, в 2011 году методистом разработана и реализуется в настоящее время программа профессионального роста педагогов «Путь к мастерству». В рамках реализации данной программы в течение 2013 года проводилась Школа профессионального роста педагогов дополнительного образования «Успех» по теме «Учебное занятие как основная форма вариативной организации процесса обучения» (5 занятий) и 1 круглый стол.
Большое значение в работе педагога имеет период подведения итогов и результатов практической деятельности за год. Каждый педагог отчитывается перед рабочей группой (РГ), предоставляя результаты своей деятельности за год на электронных и бумажных носителях, в схемах, таблицах и т.д. После заслушивания отчета члены РГ вносят предложения, изменения, корректировку в профессиональную деятельность педагога и дают общую оценку. Кроме того, используется технология мониторинга профессиональной компетентности педагогических работников. В конце учебного года каждый педагог дополнительного образования заполняет бланк «Отчет о работе объединения за учебный год». Все заполненные карты и бланки, а также наработанные педагогом материалы за учебный год вносятся в «Аттестационное дело педагога, часть 1» (В аттестационное дело, часть 2, входят материалы проверок и оценочные листы открытых мероприятий педагога).
Рабочая группа ДДТ контролирует выполнение и реализацию рекомендаций, данных аттестующимся экспертами представительства ГАК на следующий межаттестационный период (журнал учета рекомендаций). С этой целью за членами рабочей группы закрепляются конкретные педагоги с целью отслеживания качества их труда. Члены рабочей группы отчитываются о проделанной работе в учебном году на итоговом педагогическом совете.
Результат аттестации педагога во многом зависит от непрерывного профессионального роста через различные организационные формы повышения квалификации.
Основной целью повышения квалификации (ПК) педагогических и руководящих работников Дома детского творчества является установление соответствия между постоянно растущими социальными требованиями к личности и деятельности педагога и уровнем его готовности к выполнению профессиональных и должностных функций. В Доме детского творчества создана система повышения квали¬фикации педагогических работников. Она включает в себя проведение методической недели, практико-направленные, проектные, постоянно-действующий (1 раз в 3 месяца) семинары, школы профессионального роста, педагогические советы.
Особое внимание уделяется внедрению активных форм обучения: мастер-классы, творческие мастерские, открытые учебные занятия, организация и проведение круглых, проблемных столов, самообразование. Такой подход к системной организации повышения квалификации позволяет сформировать модель развития ПК педагогов как целостную, достаточно динамичную систему.

Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

В начале аттестационного года педагоги заполняют заявку на прохождение курсов, на основе которой планируется работа по повышению квалификации с учетом результатов аттестационных процессов. При этом наметилась тенденция перехода ДДТ к вариативной системе, предоставляющей педагогам возможность выбора учреждения и формы, возможность выбора образовательных программ повышения квалификации и семинаров. Это происходит синхронно, включая методическую работу внутри учреждения и деятельность муниципальных, региональных и федеральных служб.
Что дают курсы повышения квалификации педагогам ДДТ?
- влияют на качество педагогической деятельности и ее результаты;
- обеспечивают педагогам успешность в аттестационных процессах;
- создают предпосылки к внесению изменений в образовательный процесс, к поиску эффективных форм педагогического труда;
- способствуют овладению системой целеполагания, планирования и проектирования собственной образовательной или управленческой деятельности, методологией и современными технологиями образования;
- имеют возможность познакомиться с передовым опытом работы, проанализировать собственные результаты педагогической деятельности, разработать под руководством специалиста и защитить проект, направленный на улучшение своей педагогической практики;
- повышают заинтересованность педагогов в создании совместных образовательных проектов и программ (студии);
- актуализируют педагогов к выступлениям на методических совещаниях, педагогических советах, семинарах, научно-практических конференциях с презентациями результатов апробации педагогических проектов, которые разрабатывались и защищались в ходе аттестации;
- повышают практический (технологический) уровень в аналитических отчётах и педагогических проектах аттестующихся: педагоги чётко формулируют проблемы на основе анализа результатов работы за межжаттестационный период, выявляют пути их решения с использованием современных образовательных технологий.
Одним из форм повышения квалификации педагогов ДДТ является самообразование как неотъемлемая часть профессиональной деятельности. В конце каждого учебного года педагоги сдают отчеты по самообразованию. В них они раскрывают содержание своей деятельности, формы представления и предполагаемые результаты. Обращение и решение поставленных проблем через различные формы действий, деятельности оптимизируют учебный процесс и совершенствуют самоподготовку педагогов. Именно педагогическая техника, обогащенная навыками, знаниями, инновационным опытом воздействует на обучающихся, вызывает встречный творческий процесс обучающихся и, одновременно оказывает влияние на творческий рост самого педагога. В процессе самостоятельного повышения своего профессионализма работники проявляют такие качества как интерес, потребность в новых знаниях, самостоятельность, выдвижение тактических задач, их реализация в ходе практической деятельности, которые определяют эффективность и повышение качества образовательного процесса.
Научно-методические условия
В ДДТ создаются необходимые научно-методические условия, а именно:
- составление программы и плана мероприятий по подготовке к аттестации, графика проведения аттестующимися открытых зачетных мероприятий;
- организация и проведение открытых учебных занятий, мастер-классов и досуговых мероприятий, их экспертиза (заполнение экспертных оценок);
- проведение педагогом-психологом групповых и индивидуальных консультаций для педагогических работников по вопросам проведения мониторинга в объединении, подготовки к аттестации и др.;
- организация обучения педагогов по образовательным программам при ГБОУ СО «Дворец молодежи» г.Екатеринбург и в др. квалификационных центрах;
- организация участия работников в семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т.д. по планам ДДТ, ГБОУ СО «Дворец молодежи» и др.;
- комплектование Аттестационных дел (часть 1 (индивидуальная папка достижений педагога) и часть 2 (материалы экспертизы рабочей группы по проверке соответствия педагогов имеющей кв.категории) педагогов научно-методическими материалами;
- составление аналитической справки по результатам социологического опроса по выявлению уровня качества образовательных услуг в Доме детского творчества аттестующимися педагогами;
- составление аналитической справки по результатам мониторинговых исследований качества освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ;
Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

- составление аналитической справки по результатам организации и проведения аттестации в аттестационном году;
- составление отчета о результатах самообследования и предоставления его в открытом доступе в сети Интернет.
С 2012 года учреждение работает по единой методической теме «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования». В связи с этим, в 2013 году проведена большая работа по внедрению проектного метода в образовательный процесс Дома детского творчества. Сделан акцент на корректировку содержания образовательных программ с целью создания развивающей образовательной среды, способствующей активной учебно-познавательной деятельности учащихся. В течение 2013 аттестационного года осуществлена корректировка всех программ педагогов, где 20% отведено на проектную деятельность.
Проведёны педсовет, цикл семинаров «Организация проектно-исследовательской деятельности педагога и учащихся в условиях дополнительного образования», индивидуальные консультации специалистов отдела по методической работе.
Кроме того, 17 мая 2013 года был организован семинар «Инновационная деятельность педагога дополнительного образования», который провели специалисты ГБОУ СО «Дворец молодёжи» г.Екатеринбург. Дом детского творчества включился в деятельность по созданию пилотной базовой площадки областного Дворца молодёжи. Тема «Создание и апробация модели помощи в профессиональном самоопределении обучающихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования посредством интеграции общего и дополнительного образования». Определена проектная группа по разработке и реализации проекта, в которую включены 10 педагогических работников, в том числе и аттестующиеся.
Итогом работы за год по данному направлению стал Фестиваль проектов обучающихся нашего учреждения под названием «Идея. Проект. Воплощение», который прошёл в рамках итоговой аттестации обучающихся. В фестивале приняли участие более 100 воспитанников объединений ДДТ от 8 до 17 лет, обучающихся в 12 образовательных учреждениях города. Всего было представлено 12 групповых и 10 индивидуальных проектов от 21 объединения нашего учреждения. Социальные, творческие и исследовательские проекты отличались актуальностью, практичностью и оригинальностью предъявления результата.
Морально-психологические условия
Вопросы сохранения психологического здоровья каждого педагога становятся достаточно актуальными и в настоящее время. Действие многочисленных стрессовых факторов вызывает у педагога нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и «выгоранию». Все мы знаем, что аттестационная процедура большинством педагогов часто воспринимается как стрессовая, что находит свое отражение в отношении к аттестации. По предыдущему опыту аттестация усложнялась определенными трудностями и проблемами, среди них мы выделили следующие:
* неумение педагогом управлять своими психическими состояниями и преодолевать психические барьеры;
* недостаточное понимание как своих индивидуально-психологических особенностей, так и особенностей обучающихся и неумение их учитывать.
В силу этого одной из важных задач аттестации мы поставили профилактику и снятие стрессового состояния аттестуемых. В связи с этим педагогом-психологом ДДТ была разработана программа «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов».
Чтобы избежать стресса у педагогов перед аттестацией, проводится комплексная работа, направленная на предупреждение и (или) устранение эмоциональных перегрузок, формирование у них характеристик психологически здоровой личности, общую социально-психологическую поддержку. В качестве методик, направленных на вышеназванные направления, применяются специальные приемы, разработанные на основе методов активного социального обучения: групповая дискуссия, элементы ролевых игр, беседа и др. В качестве разминки в начале занятий используются приемы социально-психологического тренинга.
Показателем успешности данной работы является снижение у педагогов тревожности и неуверенности в себе, повышение устойчивой мотивации, как к профессиональной деятельности, так и к самой процедуре аттестации.
Создание морально-психологических условий способствует также повышению заинтересованности педагогов в саморазвитии. С этой целью используются поддержка инициативы и творчества работников и их поощрение. Реализуется программа стимулирования педагогического труда, которая предусматривает разнообразный спектр моральных и материальных поощрений.
Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

Серьезным материальным и моральным стимулом для профессионального роста педагогов ДДТ является признание их профессионализма, которое выражается в следующих формах:
- вручение дипломов и денежных премий первым трем победителям фестиваля проектов «Идеи. Проект. Воплощение», смотров-конкурсов учебных аудиторий и методических материалов;
- выплата денежных премий педагогам, участвовавших и победивших в профессиональных конкурсах, «Грани таланта» и др.;
- занесение в Книгу почета учреждения.

Хотелось бы представить условия по обеспечению реализации основных принципов аттестации: открытость, гласность, коллегиальность, объективность, а именно, роль общественной экспертизы на всех этапах аттестации педагогических кадров.
Интересы развития образования, построения его с учетом требований потребителей образовательных услуг, учредителя, социальных партнеров-заказчиков предполагают необходимость включения в процесс проведения аттестации педагогических работников представителей общественности. Развитие общественного характера аттестационных процессов связывается с возможностью повышения объективности оценки деятельности педагога.
Процедура аттестации в Доме детского творчества всегда носит открытый характер. Так, в 2013 аттестационном году общественный характер в учреждении выразился в присутствии на аттестации следующих представителей образовательного сообщества:
- заместителей руководителя и учителя образовательных учреждений Тагилстроевского района города Нижний Тагил (4 чел.);
- обучающихся объединений ДДТ (12 чел.);
- руководителей структурных подразделений (клубов по месту жительства – 3 чел.);
- методиста детско-юношеского центра «Радуга» (1 чел.);
- председателя общественного движения «Тагил без ям», помощника депутата А.М. Кубасова от КПРФ (1 чел.);
- родителей, представителей родительских комитетов (5 чел.);
- представителей выпускников (8 чел.);
- председателя профсоюзной организации Дома детского творчества.
О проявлении государственно-общественного характера управления в системе дополнительного образования через процедуру аттестации педагогических работников можно судить по следующим фактам:
• аттестация педагогических работников проводилась в образовательном учреждении в форме презентационно-творческой площадки по теме «Современные образовательные технологии в практике педагога: применение и эффективность», где публично представлены результаты деятельности педагогов Дома детского творчества за межаттестационный период. Информация о проведении данной площадки была включена в городской план мероприятий, а также размещена на сайте ДДТ;
• представление результатов деятельности педагогических работников сопровождалось организацией выставки учебно-методической продукции и выставки детского творчества, характеризующих деятельность аттестующихся и их воспитанников;
• общественный характер оценки аттестующихся педагогов проявился в том, что в 2013 году проводилось анкетирование родителей обучающихся объединений учреждения на выявление удовлетворенности образовательными услугами ДДТ (98%).
Для родителей привлекательность занятий в объединениях, руководителями которых являются аттестующиеся педагоги, заключается в успешной реализации ребенка (63%), в возможности приобрести новых друзей (57%), в его участии в выставках различного уровня (28%) и получении призовых мест в конкурсах и выставках (33%), освещение его достижений в СМИ (9%). Немаловажную роль для родителей играет внимательное отношение педагога к ребенку (40%);
• в рамках итоговой аттестации обучающихся ДДТ в апреле 2013 года проходил фестиваль проектов «Идея. Проект. Воплощение». Результаты реализации проектов презентовались широкой общественности: родителям, представителям близлежащих школ, жителям микрорайона;
• результаты профессиональной деятельности педагогов представлялись в материалах ежегодного публичного доклада об итогах работы учреждения, в выступлениях аттестующихся на педагогических советах, научно-практических конференциях и др.


Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

Присутствие на аттестации представителей педагогического коллектива, социума не ограничивалось только слушанием и возможностью задавать вопросы, реализовалось право высказывать собственное мнение, давать оценку профессионализма педагогического работника.
Для аттестующихся - это широкое признание результатов их деятельности. Это, несомненно, способствует повышению объективности в оценке деятельности педагога, обеспечивает ему социальную защиту и поддержку; формированию положительного имиджа учреждения и единого информационно-методического пространства взаимодействия всех заинтересованных субъектов в его профессиональном развитии.
С 2012 года в учреждении разработан и действует мониторинг качества дополнительного образования, мониторинг эффективности методической работы в межаттестационный период, позволяющий оценить ее по различным аспектам: результаты образовательного процесса, уровень профессиональной компетентности и методической культуры педагога, методической деятельности в целом всех педагогических и руководящих работников, организация воспитательной работы.
В учреждении методической службой осуществляется также мониторинг процесса аттестации и подготовки к ней, а именно отслеживается:
- уровень моральной и методической подготовки педагогов (проводится анкетирование, см. Приложение 2);
- уровень взаимодействия педагогов ДДТ в методических мероприятиях различного уровня, на которых они делятся практическим опытом;

Формы
методической работы Количество человек
2012 аттест. год 2013 аттест. год
Выступления на НПК, пед. чтениях, семинарах международного, областного, городского уровней 2 8
Выступления на пед советах /семинарах ДДТ 16 21
Подготовка и проведение открытых занятий, мастер-классов 11 16

- тенденция повышения профессионально-квалифицированного уровня педагогов (например, в 2013 ат.г. участников в семинарах, НПК различного уровня – 29 чел., в сравнении с 2012 ат.г. – 18 чел.);
- уровень самообразования педагогов (на примере 2013г.), где учитывается проведение открытых мероприятий для педагогической общественности ДДТ, района и города с использованием новых форм, методов, приемов и пр. (12 чел.); участие работников в Областном конкурсе программно-методических материалов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период (6 чел.); количество разработанной методической продукции (учебно-методические пособия, методические рекомендации, сборники сценариев, альманах и др. - 8 шт.);
- качество дополнительного образования всего учреждения (например, фактически, всего за 2013 год получено обучающимися объединений ДДТ 105 призовых мест в сравнении с 2012г. – 80): на международном уровне – 2 чел.; на всероссийском уровне – 4 чел. (в 2012г. – 2 чел.); на уровне области – 15 чел. (в 2012г. – 2 чел.); на уровне города – 84 чел. (в 2012г. – 76 чел.);
- участие аттестованных педагогических работников в организации профессионально-педагогического взаимодействия в аттестационном году (2013г.);

Кол-во аттестованных работников в ОУ Кол-во/ доля работников, осуществляющих руководство учебно-исследов. деятел-ю школьников (обучающихся ) от общего количества аттестованных (%) Кол-во/ Доля работников, участвующих в опытно – экспериментальной деятел-ти, от общего количества аттестующихся (%) Кол-во/ Доля работников, предоставляющих собственный опыт пед. общественности от общего количества атестованных (%) Количество/Доля работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах, от общего количества аттестующихся (%) Количество/
Доля работников, владеющих совр.. образ. технологиями и методиками , эффективно применяющих в практической професс. деятел-ти, от общего кол-ва аттестующихся (%)
Муни-ци-пального уровня Всероссийского уровня Между-народного уровня
1 2 3 4 5 6 7 8
5 5 (100%) 5 (100%) 5 (100%) 1 (20%) 0 0 5 (100%)

Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

- появление тенденции на досрочную аттестацию в связи с повышением ранее присвоенной квалификационной категории (в 2011г. – 0 чел., в 2013г. – 2 чел.),
- количество педагогов, повысивших свою категорию с первой на высшую (2011г. – 3 чел., 2013г. – 6 чел.;
- количество аттестованных работников по годам (неаттестованных работников увеличилось в связи с приходом новых сотрудников).

Аттестацион-ный год Тип квалификационной категории Н/А Общее кол-во работни-ков
высшая первая вторая СЗД
2011 3 58 - - 3 64
2012 3 31 1 - 9 54
2013 6 34 1 3 14 59

На основании вышеперечисленных условий мы пришли к следующим выводам:
* Разработанная технология поэтапной подготовки к аттестации способствует формированию теоретической и практической готовности педагогических работников к представлению и защите своей профессиональной деятельности в день аттестации. По итогам аттестации следует выделить появления у педагогов осмысления опыта своей работы, приобретение новых профессиональных и культурологических знаний, умений (например, выявлять трудности или проблемы, определять пути их разрешения, анализировать и обобщать свой педагогический опыт). На основании такого самоанализа план деятельности на следующий период становится содержанием проектировочной работы педагога при прохождении будущей аттестации.
* Развитию нормативных, организационно-содержательных условий осуществления аттестационных процессов в учреждении уделяется большое внимание. Назначены ответственные за организацию и проведение аттестации педагогических работников в лице заместителя директора по УВР и методиста. Имеется полный комплект новых нормативно-правовых документов по аттестации на бумажном и электронном носителях.
Своевременно происходит ознакомление работников с имеющимися инструктивными материалами по порядку и методике проведения аттестации, сбор и регистрация заявлений на аттестацию. Созданы условия для выявления педагогами объективной самооценки своей профессиональной деятельности. Ежегодно утверждается приказом директора учреждения состав и перспективный план работы рабочей группы, анализируются результаты аттестации прошедшего года. На итоговом педсовете в конце учебного года доводится до сведения педагогического коллектива о результатах подготовки педагогов к аттестации. В целом, процедура аттестации в ДДТ проходит успешно. Все аттестующиеся подтверждают заявленную категорию.
* Экспертиза аттестационных материалов позволяют сделать вывод, что ответственные за аттестацию в МБУ ДО ТДДТ обеспечивают необходимые условия для организации и проведения аттестационных процедур соблюдают порядок и процедуру проведения аттестации в соответствии с новыми требованиями.
* Вся работа Дома детского творчества построена на принципах открытости и доступности для всех педагогических работников. Учреждение предоставляет все имеющиеся информационные ресурсы для более эффективной подготовки педагогов к аттестации, в частности, своевременного ознакомления педагогов с нормативными, организационными и содержательными основаниями аттестации. Ресурсы ДДТ на сегодня востребованы и являются мощным фактором и условием, способствующим самообразованию и повышению профессиональной компетентности педагогов.
Повышение роли общественности в проведении аттестации педагогических работников Дома детского творчества позволяет обеспечить прозрачность оценки профессиональной компетентности работников, минимизировать риски пристрастной или субъективной оценки экспертной комиссии на основе независимой экспертизы. Кроме того, система участия общественности в аттестации педагогических работников позволит сформировать новые подходы к оценке результатов профессиональной деятельности педагогов.
* Действующая организационная модель методического сопровождения процесса аттестации педагогов Дома детского творчества позволяет в достаточной мере обеспечить стабильность, объективность, достоверность положительной оценки результатов труда каждого аттестующегося и успешное прохождение ими аттестации. Совершенствуются формы и процедура аттестации с учетом индивидуальных потребностей и возможностей педагогов. Действующая система методического сопровождения подготовки к аттестации по индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности педагога в предаттестационный период обеспечивает повышение мотивации к публичному представлению результатов своей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Аттестация педагогических работников (из опыта работы муниципальных образовательных учреждений города Екатеринбурга). – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2013. – 80 с.
2. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – 2-е изд., переработано и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998.
3. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки // Сост. С. А. Рогожин и яр; Под общ. ред. В. П. Прокопьева и др. - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2005. - Вып. 3.
4. Переходов В. И. Основы управления инновационной деятельностью. - М.: ИНФРА-М, 2005.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ http://минобрнауки.рф/
6. http://www.edu54.ru/node/62470

Приложение 1

Перечень нормативно- правовых документов,
определяющих основания аттестации педагогических работников в Доме детского творчества

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 декабря 2012г.
2. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 (далее – Порядок аттестации).
3. Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации №03-52/46 от 18.08.2010 года «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 года № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».
5. Административный регламент (проект) исполнения Министерством общего и профессионального образования Свердловской области государственной функции по организации проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Регламент).
6. Положение о Главной аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденное приказом министра общего и профессионального образования Свердловской области от «13» января 2011 года № 33-ал.
7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области «О работе Главной аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области», «О деятельности Центров квалификационных испытаний» в текущем календарном году.
8. Соглашение Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и Свердловской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (с изменениями).
9. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 13.01.2011 г. № 03-05/11 «Об организационных вопросах аттестации в связи с введением с 01 января 2011 года нового порядка аттестации».
10. Постановление Администрации города Нижний Тагил от 13 августа 2009 года № 1402 «О введении системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений города Нижний Тагил, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (новая редакция)», с изменениями в соответствии с постановлением Администрации города Нижний Тагил от 30 декабря 2009 года № 2491.
11. Постановление Администрации города Нижний Тагил от 30 сентября 2010 года № 2184 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению образования Администрации города Нижний Тагил».
Положения
* Положение о мониторинге качества дополнительного образования в ТДДТ;
* Положение о работе Комиссии по аттестации руководящих работников МБУ ДО Дом детского творчества;
* Положение об аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности;
* Положение о рабочей группе по сопровождению аттестационных процессов педагогических и руководящих работников МБУ ДО ТДДТ;
* Положение об итоговой аттестации обучающихся в объединениях МБУ ДО ТДДТ;
Международный Институт Развития «ЭкоПро»
Образовательный портал «Мой университет»
www.moi-universitet.ru
Центр подготовки педагогов к аттестации
www.moi-rang.ru

* Положение об экспертизе новых дополнительных общеобразовательных программ МБУ ДО ТДДТ.
Программы
* Программа деятельности рабочей группы по подготовке к аттестации педагогических работников МБУ ДО ТДДТ;
* Программа «Мониторинг качества образования в МБУ ДО ТДДТ;
* Программа «Психолого-педагогический мониторинг качества освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ»;
* Программа внутреннего контроля МБУ ДО ТДДТ;
* Программа профессионального роста педагогов МБУ ДО ТДДТ «Путь к мастерству»;
* Программа «Мониторинг профессионального роста педагогических и руководящих работников МБУ ДО ТДДТ.
Приказы
- приказы «О назначении ответственного за организацию и проведении аттестации педагогических работников МБУ ДО Дом детского творчества в 20… аттестационном году» и «Об утверждении списка педагогических работников МБУ ДО Дом детского творчества, подавших заявление на аттестацию»;
- приказ «Об утверждении состава рабочей группы (групп) МБУ ДО ТДДТ на аттестационный год»;
- приказ «О проведении психолого-педагогического мониторинга качества освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ»;
- приказ о работе экспертной комиссии по аттестации руководящих работников на соответствие занимаемой должности (по необходимости);
- приказ «О работе аттестационной комиссии МБУ ДО ТДДТ для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в аттестационном году;
- приказ «О проведении аттестации педагогических работников с целью установления соответствия занимаемой должности» (по необходимости).

Приложение 2

Анкета для педагогов

Для того чтобы максимально подготовить вас к процедуре аттестации, просим ответить на предложенные вопросы:
Ф.И.О. ______________________________________________________________________

1. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений вы отдали бы при этом большее предпочтение в первую, вторую… очередь (укажите номер):
- самообразование
- семинар, практикум
- творческие группы
- курсовая переподготовка
- аттестация
- открытые просмотры, конкурсы

2. Перечислите положительные и отрицательные стороны аттестации:
___________________________________________________________________________

3. Какие затруднения вы испытываете в организации образовательного процесса
___________________________________________________________________________

4. Какие пособия, материалы и литература вам необходимы ____________________________

5. Связываете ли вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии ___________________________________________________________

6. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы усовершенствовать свои знания в первую, вторую… очередь (укажите номер):
- научно-теоретическая подготовка
- методическая подготовка
- психолого-педагогическая подготовка
- нормативно-правовая база
- другое (укажите)
Категория: Методическое сопровождение процесса аттестации учителя ( | Добавил: natacha-1963 (10.04.2014) | Автор: Наталья E
Просмотров: 896 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Наталья Владимировна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен для участия в конференции. На будущее большая просьба: если материал целиком располагается на странице сайта, убирайте колонтитулы. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz