Пятница, 24.11.2017, 08:35

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации

Методы и приемы активного обучения педагогов по вопросам аттестации как путь овладения ими актуальными знаниями, умениями и навыками
Методы и приемы активного обучения педагогов по вопросам аттестации как путь овладения ими актуальными знаниями, умениями и навыками

Ивлева И.В.,
Учитель русского языка и литературы, заместитель директора
МАОУ СОШ № 102,
Чкаловский район, город Екатеринбург

Новый порядок аттестации педагогических кадров, вступивший в силу 1 января 2011 года, определил необходимость подготовки педагогов к аттестации в новой форме. Учителям нужна качественная помощь в изучении нормативно–правовой базы аттестации, в знакомстве с требованиями, предъявляемыми к квалификационным категориям, вопросам организации и проведения аттестации, соблюдением прав аттестуемого педагога. Учителя должны осознанно подойти к выбору вида и формы подготовки и прохождения аттестационных процедур, грамотному и аргументированному представлению своих интересов и защите своих прав в процессе аттестации.
Разработанная в школе система консультаций по вопросам аттестации ставит своей целью оказание педагогам методической, организационной и психологической помощи. Консультации мы рассматриваем как составную часть формирования профессиональной компетентности учителя, т.е. как процесс обучения, самосовершенствования, овладения актуальными знаниями, умениями и навыками.
Отличительной особенностью проводимых в школе консультаций является использование практико–ориентированного подхода к обучению педагогов через применение технологий, методов и приемов активного обучения.
В современной дидактике понятие «активное обучение» было введено в 1960-ые годы в исследованиях М.М. Бирштейн, В.И. Рыбальского и др. В 1965 году М.Н. Скаткин, анализируя исследования по активизации процесса обучения, акцентирует внимание на использование активных методов. Данные исследования были ориентированы, в первую очередь, на обучение детей. Использование технологий, методов и приемов активного обучения взрослой аудитории началось после знакомства специалистов профессионального образования с фундаментальным трудом Ш. Ноулса по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». Ш.Ноулс обозначил основные положения обучения взрослой аудитории: ведущая роль взрослого обучающегося, использование в процессе обучения профессионального и жизненного опыта, знаний, умений, навыков обучающихся, скорейшее применение взрослым обучающимся полученных при обучении знаний и умений, приоритет в процессе обучения совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.
Выстраивая свою образовательную деятельность с учителями в рамках консультирования по вопросам аттестации, мы учитываем принципы андрагогики и выделяем две узловые функции обучения: сообщение новой информации и формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков.
Функция сообщения новой информации реализуется в основном в форме лекционных занятий. Возникают следующие дидактические задачи: разрушить неверные стереотипы, заинтересовать, убедить, побудить к самостоятельному по¬иску и активной мыслительной деятельности, помочь совершить мысленный переход от теоретического уровня к прикладным знаниям.
Для решения этих задач применяем такие методы и приемы активного обучения: лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция с применением элементов «мозгового штурма», лекция с разбором микроситуаций, «пресс-конференция», программированная лекция-консультация и др.
На этапе формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков решаем дидактические задачи, связанные с умением учителей работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения, аргументировано их защищать в дискуссии, взаимодействовать, управлять процессом в динамике его развития. Это анализ и обсуждение конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и разбор инцидентов, проектирование учебного занятия, анализ и обобщение конкретных рабочих материалов (документов, проектов и т. п.), выполнение специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и практических целях и т. п.
Для решения этих задач мы считаем наиболее эффективной технологию педагогической мастерской. Организация мастерской предполагает творческий поиск, разрешение ситуации и проходит в рамках взаимодействия учителей друг с другом и с мастером (в нашем случае, с организатором аттестации в школе). Атмосфера, создаваемая на консультации, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности учителя.
Рассмотрим реализацию данной технологии на примере консультации по теме «Аналитический отчет как форма предъявления результатов практической деятельности за межаттестационный период».
Технология педагогической мастерской предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.
Первый этап мастерской – индукция - создает мотивационную базу для активной творческой и исследовательской работы. Для решения этой задачи используется набор индукторов, которые «натолкнут» учителя на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься: стихотворение; неизвестное понятие, термин, изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события, непривычный звук, шум, музыкальный отрывок, графический знак, загадка. В работе над обозначенной выше темой в качестве индуктора педагогам было предъявлено юмористическое изображение учителя, несущего кипу бумаг. Демонстрация сопровождалась песней «Чему учат в школе». Учителям было предложено задание: дать определение аналитического отчета, определить его функцию и структуру.
Самоконструкция предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку осознаваемая проблема личностно значима, первоначально учителя стараются ответить на вопрос самостоятельно, ориентируясь только на собственные мысли. После выполнения задания каждый сообщил свою точку зрения на вопрос, охарактеризовал свое видение проблемы и варианты ее решения. Высказываемые мысли зафиксировали на доске, плакате, в тетради, на интерактивной доске. На этапе социоконструкции организовали парную работу. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов позволило учителям сопоставить свои знания с опытом коллег, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, что привело к взаимообогащению субъективного опыта партнеров.
На этапе социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжался в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Групповая работа обеспечила интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Учителям было предложено воспользоваться поиском информации в сети Интернет, в статьях методических журналов, методическими рекомендациями по написанию аналитического отчета, разработанными сотрудниками ГБОУ ДПО СО ИРО.
Результаты работы групп были предложены для рассмотрения всеми участникам мастерской, было организовано афиширование работ, презентация различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов. Основная задача этапа – обеспечить «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Разрыв, так определяется суть данного этапа, предполагает возникновение у учителя внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для разрешения несоответствия учителю требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания. Мы предложили учителям для самостоятельного изучения список литературы, список ссылок на ресурсы Интернета, памятку по теме «Как написать аналитической отчет».
На этапе рефлексии воплощается одна из важнейших задач мастерской - вызвать у учителя положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на консультации было наиболее важным и значимым.
Таким образом, использование в процессе консультационной работы по вопросам подготовки учителей к аттестации технологий, методов и приемов активного обучения приводит к эффективному усвоению педагогами необходимой информации, снимает психологическое напряжение, сопровождающее большинство учителей в ходе аттестации, и позволяет оказать им действенную методическую помощь.
Категория: Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации | Добавил: ivlevaiv (17.11.2013) | Автор: Ивлева Ирина Валерьевна E
Просмотров: 965 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Ирина Валерьевна! 
Ваш материал прошел первичную экспертизу  и допущен к участию в конференции. 
С уважением Жоголева Е.Е.,  руководитель  корпуса экспертов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz