Моделирование профессионального роста педагога. Юдина О.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории КОГОБУ СОШ с УИОП г.Омутнинска, руководитель ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа.
Плыву не туда, куда ветер дует, а как парус поставлю.
Наверное, каждый хотя бы раз в жизни задумывался, тот ли путь он выбрал и не стал ли бы он счастливее, выбрав иную дорогу. Достаточно часто бывает это и с педагогами, поэтому очень важно для каждого из нас знать, что ты состоялся в профессии, что к твоему мнению прислушиваются не только дети, но и коллеги, что у тебя есть чему поучиться, что ты интересен. Отрадно видеть, что проблема педагогических кадров затронула и правительство: одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является совершенствование учительского корпуса, предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. В нашей школе в 2007-2008 учебном году началась работа по созданию и реализации проекта «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству», в котором я и приняла участие. В данной статье я постараюсь рассказать, каким образом реализация названного проекта сказалась на моем профессиональном развитии, каким образом была составлена и реализована модель моего профессионального роста. За основу была взята программа, предполагающая следующие этапы работы (см. схему 1): 1. определение стартовой позиции педагога через проведение системы диагностик; 2. выбор форм работы, направленных на профессиональное развитие педагога; 3. реализация комплекса запланированных мероприятий; 4. подведение итогов, рефлексия; 5. определение новой стартовой позиции.
Схема 1 Согласно данной программе в первую очередь необходимо было определить мою стартовую позицию как учителя. На тот момент у меня имелись некоторые достижения: образование: высшее педагогическое, Вятский государственный педагогический университет, 1998 год; педагогический стаж: 13 лет; категория: первая (приказ РУО №116 от «03» апреля 2006 г.); награды и поощрения: Диплом слушателя курса «Интернет-технологии для учителей предметников» за лучшую выпускную работу – презентацию на тему «Серебряный век русской поэзии». 19.11.2005; Почетная грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации и совершенствованию учебного и воспитательного процесса. Приказ 11-н. 2005 г.; Грамота РУО за творческий педагогический труд, значительные успехи в работе по организации учебно-воспитательного процесса» Приказ № 20-н от 27.09.2006г.; Благодарственное письмо КИПК и ПРО за большую плодотворную работу и высокий профессионализм в рамках деятельности творческой лаборатории «Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся на уроках русского языка и литературы» Приказ № 229/од от 01.08.2007.
Далее был проведен комплекс диагностик профессиональных и личностных качеств педагога. Диагностический этап включает в себя подбор, проведение, анализ диагностических материалов и определение ступени профессионального роста, на которой находится педагог. Для этого использовались различные диагностики, предложенные психологической службой школы: «Личностный дифференциал». Составитель Истратова О.Н. Цель: изучение социально-психологических свойств личности, самосознания. «Способность саморегуляции». Составитель Истратова О.Н. Цель: узнать о способности владеть собой в различных ситуациях. «Способность учителя к саморазвитию». Составитель Рогов В.И. Цель: выявить способность учителя к саморазвитию. «Кто я есть в этом мире?» Составитель Рогов В.И. Цель: изучение самооценки педагога. «Факторы саморазвития учителя». Составитель Рогов В.И Цель: выявить факторы, препятствующие и стимулирующие обучению, развитию и саморазвитие учителя. «Шкала оценки потребности в профессиональных достижениях». Составитель Рогов В.И. Цель: измерить уровень мотивации достижения. Методика «Ценностные ориентации педагога». Автор М. Рокич. Цель: изучить ценностные ориентации. (Названные диагностики представлены в следующих изданиях: Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск: «Петероком», 1991; Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – 2-е изд., переработано и доп. – М.: ВЛАДОС, 1998.) Диагностики показали: - способность учителя к саморазвитию – 36 баллов; - уровень мотивации достижения – 14 баллов; - уровень развития профессиональной компетентности учителя – 82 балла; - уровень коммуникативных и организатор¬ских склонностей – 12 баллов; - стиль общения педагога – 29 баллов; Общее количество: 73 балла, что соответствует среднему показателю развития педагога. Таким образом, по итогам первого этапа работы можно сделать вывод: педагог готов к использованию инноваций, знает интерактивные формы и методы обучения, владеет современными педагогическими технологиями, умеет анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, т.е. педагог находится на 4 ступени профессионального развития – мастерство. Следующим очень важным этапом реализации программы стало определение форм методической работы, которые помогли бы мне подняться на более высокую ступень профессионального развития. Вот некоторые из них: 1. участие в методических мероприятиях: конкурсы профессионального мастерства; научно-практическая конференциях; творческая лаборатория; методическая олимпиада педагогов; 2. обмен опытом работы через выступления-презентации; публикации; работу педагога-андрогога КИПК и ПРО; проведение открытых уроков; 3. освоение новых технологий педагогической деятельности: педагогическая мастерская; мастер-класс; семинар-практикум. В 2008 году я начала работу по новой методической теме «Использование информационных технологий на уроках русского языка для повышения мотивации учащихся». Для реализации методической темы имелись необходимые ресурсы: пройдены курсы «Информационные технологии в образовании», появилась возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе, участвовать в дистанционных конкурсах различного уровня. Педагогический опыт по реализации методической темы был представлен через публикации в сборнике докладов Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы учебно-воспитательной деятельности учреждений образования, проведение мастер-класса «Технология проведения публичного урока» на ОМО учителей русского языка и литературы, открытых уроков культуры речи «Экология языка» в рамках областной творческой лаборатории кафедры управления развитием образования КИПК и ПРО (технология педагогических мастерских), «Берегите наш язык!» в рамках курсов КИПК и ПРО «Управление развитием детской одаренности в общеобразовательной школе» в форме публичного урока на окружном и региональном уровнях. Возникла потребность в повышении профессиональной компетентности, поэтому, не дожидаясь очередных курсов, я приняла участие в курсовой подготовке по следующим вопросам: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации образования (профильная школа)». 2008 г. «Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы». 2009 г. «Проблемы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта». 2009 г. Особый интерес у меня вызвала исследовательская работа в творческих лабораториях КИПК и ПРО: «Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся» «Управление развитием одаренности подростков в условиях общеобразовательной школы» «Актуальные проблемы углубленного изучения русского языка» Эта работа помогла проанализировать мою педагогическую деятельность. Небывалый до этого интерес вызвали различные методические мероприятия школьного, районного, окружного и регионального уровней. Как результат реализации программы профессионального роста появились следующие достижения: учитель высшей квалификационной категории (с 2009 г.); руководитель РМО учителей русского языка и литературы; член методического Совета школы и РУО Омутнинского района; участник рабочей группы ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа; руководитель ОМО учителей русского языка и литературы Восточного образовательного округа; эксперт аттестационной комиссии педагогов Восточного образовательного округа; член Совета школы. Таким образом, мне была предоставлена возможность подняться на более высокую ступень профессионального роста. Вновь проведенная диагностика показала, что я, набрав в общей сумме 197 баллов, перешла на 5 ступень профессионального развития педагога - повышенный уровень готовности к инновациям (по Марковой А. К.) Профессиональный рост был замечен коллегами, я стала победителем профессионального школьного конкурса «Звездный час», призером предметно-методической олимпиады учителей русского языка Кировской области в 2010 году, была награждена Почетной грамотой департамента образования Кировской области за творческий педагогический труд, значительные успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения (2009 г.), а в 2012 году - победителем конкурсного отбора лучших педагогических работников области. Впереди – новая ступень. Были намечены и новые перспективы профессионального роста: работа в творческой лаборатории КИПК и ПРО «Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях ОУ»; экспериментальная деятельность по профессионально-личностному развитию (ВятГГУ); освоение, внедрение и реализация ФГОС ООО; становление педагога-андрогога, т.е. работа в качестве преподавателя на курсах повышения квалификации, которые проводятся на базе нашей школы как методического центра института развития образования Кировской области; участие во Всероссийских конкурсах и проектах; Профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому впереди еще много интересного и нового. Таким образом, реализуемая в школе в рамках проекта программа позволяет сделать процесс профессионального развития педагога более целенаправленным, а значит, и более эффективным. Я согласна с Л.Н.Толстым: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни».
Уважаемая Ольга Валерьевна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в Конференции. С уважением Жоголева Е.Е., руководитель корпуса экспертов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]