Среда, 22.11.2017, 19:21

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации

Практическое занятие для педагогов: «Стресс, как сопутствующий фактор аттестации педагога»
Практическое занятие для педагогов
«Стресс, как сопутствующий фактор аттестации педагога»

Цели:
1. Обозначить признаки и особенности протекания стресса.
2. Научить самостоятельно справляться с ситуациями нервного напряжения.
3. Повысить самооценку, улучшить эмоциональное самочувствие педагогов.
Оборудование: небольшие кусочки бумаги разных цветов, рисунок дерева формата А-3, листы и ручки для записи, спокойная музыка, мультимедийное оборудование для проведения слайдовой презентации.
Длительность мероприятия: 1,5 часа

Ход занятия
I. В зале звучит спокойная музыка. Перед началом занятия все присутствующие приклеивают цветной листочек к «Чудо-дереву», отвечая на вопрос: «С каким цветом у вас ассоциируется ваше эмоциональное со-стояние?»

II. Приветствие.

Слайд №1
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодняшняя наша встреча по-священа теме «Стресс, как сопутствующий фактор аттестации педагога».
Мы с вами определим, что такое стресс, его симптомы, повысим свою самооценку и научимся использовать состояние стресса в своих целях.

III. Сейчас, чтобы настроиться на работу и поднять настроение я предлагаю вам упражнение «На одну букву».
Цель. Вызвать положительные эмоции, повысить самооценку и настроить на занятие.
Каждый педагог по очереди называет своё имя и прилагательное на ту же букву, с которой начинается имя. Прилагательное, по мнению участника, должно характеризовать его наиболее полно.

IV. Как правило период аттестации вводит нас в состояние стресса. Мы все понимаем, что это значит: мы нервничаем, у кого-то пропадает сон, у кого - то аппетит, кто-то чувствует, что заведён как пружина, кто-то считает, что наступили самые тяжёлые дни его жизни и это состояние не-возможно пережить.

Слайд №2
Таким образом, стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много или он длится продолжительное время, организм слабеет, теряет силы и способ-ность решать проблемы.

Слайд №3
Положительное значение стресса
- Это сигнал о потребности в отдыхе, остановке;
- Нужно что-то менять в своей жизни, чтобы улучшилось настроение, появилась жизненная энергия;
- Время для начала самореализации и самовыражения;
- Через какое-то время появляется активность и силы для борьбы за себя, своего любимого, свое дело.

Слайд №4
Причины стресса
Внешние - беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, аттестация)
Внутренние - жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека

Слайд №5
Сейчас я предлагаю вам пройти экспресс – тест « Обнаруживаете ли вы у себя признаки стресса?» (приложение 1)
Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, выбирая один из предложенных вариантов ответа: "да" или "нет". Подсчитайте количество набранных вами ответов "да" и ознакомьтесь с их оценкой, приведенной в конце теста.
Если у вас больше пяти ответов "да", ваши нервы на пределе. Исправляйте положение, а может быть, нужно обратиться к врачу.

Слайд №6
Симптомы стресса
Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса:
1. Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем по-рой без особых на то причин.
2. Плохой, беспокойный сон.
3. Физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
4. Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

Слайд №7
5. Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.
6. Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.
7. Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.
8. Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.
9. Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: чело-век покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

V. Как вы думаете, как можно избавится от такого состояния или хотя бы смягчить его действие?

Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так:
1.играю со своими детьми
2.читаю, лежа на диване
3.занимаюсь садом, цветами.

Второй список может выглядеть так:
1.играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и радость
2. смотрю телевизор, погружаюсь в мир любимых книг
3. работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы.

Слайд №8
Вот ряд моих рекомендаций:
1. Самое эффективное - различная физическая нагрузка: занятия спортом, прогулки, выезды на природу, работа на даче. При этом важно немного физически устать и тогда проходит психологическая усталость, раздражительность заметно снижается или исчезает совсем.
2. Многие отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы «в порядок» помогает вода и все, что с ней связано: плавание, ванная, душ, баня, сауна.
3. Расслабиться и получить удовольствие от жизни поможет какое-либо увлечение. Положительные эмоции и радость эффективно компенсируют напряжение, которое приходится переживать на работе и в жизни.
4. Некоторые хорошо восстанавливаются в кругу семьи. Ощущение семейного благополучия и надежности отношений с близкими защищает и поддерживает.
5. Легко «сбрасывать» раздражение помогает общение со спокойны-ми и оптимистичными людьми, причем, не обязательно знакомыми.
6. Прогулка с домашними животными, беседа о них. Даже при не-продолжительном разговоре о любимых кошках и собаках люди успокаиваются и настраиваются на позитивный лад.
7. Известно, что нет лучше лекарства, чем хороший сон. Поэтому стоит задуматься о том, как вы спите.
8. Помочь справиться со стрессовым состоянием может равномерное, спокойное дыхание. Вдох следует делать глубокий, через нос. Выдыхать же надо медленно и через рот.
9. При стрессе также важно правильно питаться. Еда должна быть легкой и хорошо усваиваться. Ешьте не спеша, небольшими порциями.
10. Отвары трав (ромашка, мелисса, душица, шалфей).

VI. А теперь несколько практических упражнений для снятия эмоционального напряжения, гнева:

Визуализация — мысленно выразите свои чувства и переживания. Представьте свой страх или гнев в виде какого-то объекта (облака, воз-душного шара и т.п.) теперь мысленно, лучше с закрытыми глазами наполните этот объект своими переживаниями, после этого объект сжимается и исчезает, либо растворяется или улетает.

«Заземление» — представьте: гнев, страх входит в вас как пучок отрицательной энергии. Затем представьте себе, как эта энергия отпускается в ноги и свободно уходит в землю.

«Настроение» — возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пят-на, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8—10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят на ум. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его, скомкайте обрывки и выбросьте в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.

VII. Часто наши мысли и переживания настолько сильно нами овладевают, что психологический дискомфорт переходит в физический. У нас начинает болеть голова, спина, шея, сердце и т.д. сейчас мы с вами потренируемся выполнять несколько упражнений направленных на снятие мышечных зажимов и напряжения.

1. Очень хорошее упражнение для снятия мышечного напряжения в треугольнике «шея- лопатки» , тот район , в котором чаще всего возникает тяжесть и напряжение после сидячей или сосредоточенной работы.
Поднимаете ручки вверх, как можно выше, отводите назад, как можно дальше. И медленно, разводя руки в стороны, опускаете ручки вниз. Процесс опускания рук вниз длится 10-15 секунд, размеренно и не спеша (Ручки идут запястьями вниз, как будто ладонями гладите по стене)

Сядьте на удобный стул (кресло) не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду.

2.Вытяните кончики ног с пальцами вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 секунд, затем снимите напряжение мышц, т.е. мгновенное расслабление. Во время напряжения мышц важно не ослаблять усилия, потом, сбросив напряжение, вы ощутите прилив крови к мышцам и тепло. Наслаждайтесь этим ощущением и дышите нормально примерно в течение 10 секунд до сокращения мышц.

3.Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы вверх. Происходит снова напряжение мышц ступней и голеней. Выдержите так 10 секунд, а затем 10 секунд расслабьтесь.

4.Поднимите руки горизонтально, параллельно полу. Сожмите кулаки и с усилием напрягайте всю руку. Делайте это в течение 10 секунд, за-тем расслабьте руки. Повторение этого упражнения с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами.

VIII. Стресс и напряжение очень сильно отражается на нашем лице, на лбу появляются мимические морщины. Я предлагаю вам упражнения, которые помогут снять напряжение с лицевой мускулатуры, например, упражнение «Муха».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Ещё одно упражнение «Удивление» Вытяните губы в виде буквы «О» и раскройте пошире глаза, как в пантомиме карикатурно изображают удивление. Не хмурьте бровей. Выдержите 10 секунд, затем расслабьтесь.

IX. Часто процесс аттестации вызывает в нас чувство неуверенности, страха, что что-то не получится, может привести к необоснованному занижению самооценки. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Слайд №9
Сейчас я предлагаю Вам небольшой тест на определение самооценки разработанной коллективом психологов под руководством М.К.Тутушкиной (см. приложение 2)

Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие
отдельные качества личности (черты характера)

Слайд №10
1) Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый столбец - назовем его "Мой идеал" - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его "Антиидеал" - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

2) Из первого ("положительного") и второго ("отрицательного") рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе "да - нет": есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Слайд №11
Обработка результатов и выводы.
Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов помещенных в столбце "Мой идеал". Если результат близок к единице, вы скорее себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

0 0,4 0,5 0,6 1
/-----------------------/----------/---------/----------------------/
заниженн. нормальн. завышенн.

Слайд №12
Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом "Антиидеал". Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - заниженной, к 0,5 - нормальной.

0 0,4 0,5 0,6 1
/-----------------------/----------/----------/-----------------------/
завышенн. нормальн. заниженн.

Как вы думаете, как можно повысить свою самооценку?

Игра «Три буквы»
Цель. Вызвать положительные эмоции, повысить самооценку.
Каждый по очереди выходит на середину. Остальным психолог определяет три буквы, например А, К, О. участники должны охарактеризовать этого человека (внешне, личность и т.д.) словами которые начинаются на эти буквы.

Упражнение «Кинопроба»
(на развитие чувства собственной значимости)
1. Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми Вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым Вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но ....» и дополните словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:
• Что Вы чувствовали, делясь своими достижениями?
• Как Вам кажется — другие испытывали то же, что и Вы, когда Вы выступали? Почему?

Как было сказано ранее, в определённой мере стресс может быть полезен. Я предлагаю Вам упражнение «Восприятие жизни», которое по-может увидеть плюсы в любой ситуации.
Разделите лист на 2 колонки. В первой запишите плохие события и ситуации своей жизни. В правой — положительные аспекты тех же событий.
Правила:
1. Не обсуждать и не обдумывать идеи.
2. Записывать все идеи, которые придут в голову.
3. Не оценивать идеи как плохие или хорошие.
После выполнения упражнение совместное обсуждение положительных интерпретаций

X. Каждому человеку для хорошего эмоционального самочувствия в день необходимо не менее 4 объятий или поглаживаний, но признайтесь себе, получаете ли вы или даёте эти самые объятия и поглаживания? Давайте улучшим своё эмоциональное самочувствие!

Игра «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» про-ходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мой-ку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Слайд №13
XI. В заключении нашего занятия хочу вновь отметить, что наши слова и мысли очень сильно влияют на нас на физическом уровне. Если вы ежедневно будете назвать себя неудачником, вечно больным и несчастным человеком – всё это воплотиться в вашей жизни. Чтобы вы чувствовали себя уверенными и счастливыми я предлагаю вам положи-тельные утверждения – аффирмации.

Слайд №14
Данные выражения, при их регулярном и осознанном повторении, действительно придадут вам уверенности в себе и стойкости в борьбе с любыми стрессами и помогут пройти весь путь процесса аттестации без потерь:

• Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.
• С каждым днем я люблю себя все больше и больше.
• У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.
• Я уникальна во всей Вселенной.
• Я единственная и неповторима в своем роде.
• Таких как я больше нет.
• Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.
• Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.
• Я – хозяйка своей жизни.
• Я – свободная личность.

Слайд №15
XII. Рефлексия.
На просторах интернета мне встретилось такое стихотворение
Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!

XIII. Наше занятие закончено, прошу вас вновь выбрать и приклеить цветной листочек к «Чудо-дереву», отвечая на вопрос: «С каким цветом сейчас у вас ассоциируется ваше эмоциональное состояние?»

Спасибо за участие!


Список литературы:
1. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
2. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.
3. Практическая психология: Учебник / Авторы: М. К. Тутушкина и др. СПб, Издательство «Дидактика Плюс» 2001
4. Управляемые визуализации. Изд. Класс, 2002.(метафора проживания состояния и поиск ресурсов).

Электронные ресурсы:
5. Психологические упражнения для тренингов
http://trepsy.net/kommunikat/
6. Как справиться со стрессом. Рекомендации
http://marks.on.ufanet.ru/ANTISTRE/RELAX.HTM
7. Упражнения разминки
http://azps.ru/training/indexrz.html


Приложение 1

Тест « Обнаруживаете ли вы у себя признаки стресса?»
Ответьте, пожалуйста, на поставленные вопросы, выбирая один из предложенных вариантов ответа: "да" или "нет". Подсчитайте количество набранных вами ответов "да" и ознакомьтесь с их оценкой, приведенной в конце теста.
1. Часто ли вам хочется плакать?
2. Грызете ли вы ногти, крутите ли волосы?
3. Вы нерешительны?
4. Ощущаете ли вы, что вам не с кем поговорить?
5. Часто ли вы раздражаетесь?
6. Едите ли вы, когда не испытываете голода?
7. Возникает ли у вас ощущение, что не можете с чем-то справиться?
8. Возникает ли у вас ощущение, что вы вот-вот взорветесь?
9. Пьете ли вы или курите, чтобы успокоиться?
10. Страдаете ли вы бессонницей?
11. Вы постоянно в мрачном настроении?
12. Вы водите машину на больших скоростях и часто рискуете?
13. Вы утратили энтузиазм и надежду на лучшее?
14. Вы утратили интерес к половой жизни?

Если у вас больше пяти ответов "да", ваши нервы на пределе. Исправляйте положение, а может быть, нужно обратиться к врачу.

Приложение 2
Тест «Самооценка»
Инструкция: Внимательно прочтите слова, характеризующие
отдельные качества личности (черты характера):

аккуратность, беспечность, вдумчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

1) Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом. В первый столбец - назовем его "Мой идеал" - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его "Антиидеал" - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

2) Из первого ("положительного") и второго ("отрицательного") рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе "да - нет": есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и выводы.

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов помещенных в столбце "Мой идеал". Если результат близок к единице, вы скорее себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

0 0,4 0,5 0,6 1
/-----------------------/----------/---------/----------------------/
заниженн. нормальн. завышенн.

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом "Антиидеал". Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - заниженной, к 0,5 - нормальной.

0 0,4 0,5 0,6 1
/-----------------------/----------/----------/-----------------------/
завышенн. нормальн. заниженн.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действуют по принципу "как бы чего не вышло". Это отражается на его внеш-нем виде: голова втянута в плечи, походка нерешительная, глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого чело-века за очень сердитого, злого, неконтактного. Это приводит к отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с заниженной самооценкой очень раним.
Как показал психологический эксперимент, если всех таких страдальцев поставить рядом и попросить их найти друг в друге недостатки, то, как правило, будут названы не те, которые каждому из них омрачают существование.
Объективных критериев красоты или уродства, как правило, не существует. Некрасивыми или несчастливыми бывают именно те люди, которые себя таковыми считают. Уход в свои недостатки и жизненные неприятности приводит к возникновению комплексов неполноценности. Именно эти комплексы, а не сами недостатки вызывают негативную реакцию окружающих.
Когда встречаешь человека со страдальческими глазами и стиснуты-ми губами, боящегося сказать слово и отводящего в смущении взгляд от собеседника, в сознании невольно возникает образ стены с колючей проволокой под током высокого напряжения. На эмоциональном уровне это выражается как нежелание общаться с таким человеком, на рациональном - в виде оценки его как некрасивого, неинтересного. Хотя присмотревшись, видишь, что у него приятное лицо, он может оказаться приятным собеседником и надежным другом. Но, чтобы все это увидеть, надо приложить немало усилий по преодолению барьера, воздвигаемого теми, кто считает себя непривлекательными.
Человек с заниженной самооценкой, несмотря на все трудности, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой. Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень их притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям.
Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах.
Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и не-удачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Источник: https://drive.google.com/file/d/0B9jsge8qujnweFFuRkJRZUljMHc/edit?usp=sharing
Категория: Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации | Добавил: Klio79 (23.03.2014) | Автор: Ольга Васильевна Тонких E
Просмотров: 1313 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Ольга Васильевна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен до участия в конференции. Большое спасибо! Успехов! Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz