Воскресенье, 04.12.2016, 11:08

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 4
Пользователей: 2
tata4010, lara_ice

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации

Практическое занятие для воспитателей «Если человек научится управлять собой, ему не стоит труда управлять и государством»
[c]Практическое занятие для воспитателей


«Если человек научится управлять собой,
ему не стоит труда управлять и государством»[/c]

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики стресса.

Ход занятия

1. Приветствие «Доброе пожелание»
Участники группы встают по кругу и по очереди желают друг другу что-нибудь доброе, приятное.

2. Упражнение «Продолжите фразу»
Цель: разогрев, сближение членов группы

Участникам предлагается продолжить фразу «Стресс - это…»

Психолог. Для определения Вашей стрессоустойчивости необходимо ответить на вопросы теста.

3. Тест «Анализ стиля жизни»
Цель: определение стрессоустойчивости.


4. Мини-лекция «Стресс»
Психолог. Стресс (от англ. давление, напряжение) — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д.
Основные признаки стресса:
• физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
• эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
• поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.).
Наиболее стрессовыми считаются профессии группы «человек-человек» - педагоги, врачи, воспитатели, психологи, работники торговли, менеджеры и т.д. Основными причинами возникновения стресса являются физическая и психологическая напряженность труда, переутомляемость, высокий уровень ответственности, постоянное оценивание со стороны разными людьми, конфликт с администрацией или коллегами. К стрессогенным факторам в профессиональной деятельности педагогов относятся проблемы, связанные с аттестацией педагогических работников.
По данным Новиковой И.А., Зеховой М.С. «большинство педагогов, проходящих процедуру аттестации, имеют признаки психологического стресса. Чувствуют беспокойство 2/3 педагогов; каждый второй – ощущает усталость, повышенную утомляемость, озабоченность, тревожность, психическую напряженность, повышенную возбудимость, раздражительность, боли (головные, в груди, животе, спине, шее), расстройство желудочно-кишечного тракта, бессонницу. Более половины педагогов во время прохождения процедуры аттестации испытывает стресс высокой или средней степени выраженности.
Стрессорами во время аттестации для половины педагогов служат повышение нагрузки, отсутствие свободного времени для отдыха, конфликты (с коллегами, детьми, родителями, администрацией), оценочное отношение со стороны экспертов, боязнь публичных выступлений, открытых мероприятий».8
Чтобы справиться со стрессом в любой ситуации необходимо распознавать, управлять стрессом, уметь расслабляться, снимать напряжение. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения способствуют поддержанию психологического здоровья, ведению активной профессиональной деятельности.
К таким упражнениям относятся - дыхательная гимнастика, массаж, релаксация, арт-терапия, с которыми мы познакомимся сегодня на нашем занятии.

5. Мини- лекция «Дыхание»
Психолог « Правильное дыхание стабилизирует эмоциональное состояние человека. Цикл дыхания включает три фазы: вдоха, выдоха и паузу. Во время вдоха происходит активация психического состояния, при выдохе наступает успокоение. Зная эту закономерность, можно сформулировать два правила:
1. Относительно короткая фаза вдоха, чередующаяся с более длительным выдохом и следующей за этим паузой, создаёт состояние общего успокоения (успокаивающее дыхание)
2. Длительная фаза вдоха с некоторой задержкой дыхания на вдохе и относительно короткая фаза выдоха приводит к повышению активности нервной системы и всех функций организма (мобилизующее дыхание)
Произвольно устанавливая ритм дыхания, можно добиться желаемого состояния, отдохнуть или мобилизовать свои внутренние резервы»1

6. Упражнение «Антистрессовое дыхание»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
В стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
- медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!
7. Упражнение «Релаксация по Бенсону»
Цель: расслабление, отдых, снятие напряжения, очищение сознания.

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте руки, ноги, тело, лицо. Дышите через нос. Осознайте свое дыхание. После выдоха говорите про себя слово «один».
Например: вдох…выдох – «один», вдох…выдох – «один» и т.д. в течение 5 мин. Дышите легко и естественно. Сохраняйте принятую позу. Через 5 мин откройте глаза и медленно встаньте.
Примечание: не беспокойтесь о том, насколько успешно и глубоко вы достигли релаксации, не напрягайтесь, позвольте релаксации возникать в своем теле, в своем темпе. Применяйте эту технику 1 – 2 раза в сутки в любое время, но не ранее чем через 2 ч после еды.

8. «Релаксация»
Психолог Музыка целительно воздействует на состояние человека. Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека.

«Люди, умеющие расслабляться,
обладают не только большей гибкостью мышления,
но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».
Р. Коуплан

Релаксация9
• Выберите для релаксации удобное для вас время и место
• Примите любую позу - важно только, чтобы вы чувствовали себя комфортно и вам никто не мешал
• Ладони раскройте и направьте в сторону источника звука.
• Ноги ни в коем случае не должны быть скрещены, эта поза замыкает естественную циркуляцию энергии в вашем организме.
• Включите музыку.
• Старайтесь ни о чем не думать, не заставляйте себя представлять что-то определенное.
• Максимально расслабьтесь и просто слушайте.
• Помните! Для здоровья полезен звук до 80-85 децибел, более громкий уже вреден и вы получите в результате не облегчение, а головную боль и ухудшение самочувствия.

В группе для релаксации используется произведение “Аве Мария” Шуберта

9. Массаж рук

Психолог Одним из способов, с помощью которого человек может успокоиться, является воздействие на рефлексогенные зоны, заложенные в коже кистей рук.
Массаж рук усиливает кровообращение в тканях, поднимает тонус мышц, улучшает самочувствие, поднимает настроение, устраняет тревогу и усталость.
Массаж кистей занимает не более 5-10 минут. Вы можете его делать 3-4 раза в день, сидя за рабочим столом.

Упражнение «Шестигранный карандаш»3
Цель: усиление кровообращения в тканях, устранение тревоги и усталости.

Возьмите шестигранный карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла. Время: 1-2 минуты.
После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти до появления в ней тепла. Время: 1-2 минуты. Затем то же левой рукой.
Можно, взяв карандаш правой рукой, растирать им внутренние стороны каждого пальца левой руки. То же другой рукой. Время: 2-3 минуты.
Взяв карандаш правой рукой, надавливайте его не заточенным концом на болезненные точки (если они у вас есть) левой кисти, делая круговые движения в течении 1-2 минут. Тоже левой рукой. Попробуйте делать неполные вращения сначала в одну, затем в другую сторону в течении 30-40 секунд, надавливая на область каждой болезненной точки.
Закончив массаж кистей, разотрите правой рукой каждый палец левой руки (а затем наоборот) движениями сначала вдоль пальца, потом поперёк. Время: 2-3 минуты на каждую руку.

Психолог» Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Рисуя мандалу можно избавиться от накопившейся усталости, внутреннего напряжения, от многих психологических проблем.

10. Упражнение «Мандала»2
Цель: снятие внутреннего напряжения, усталости; восстановление энергии и позитивного настроения.
Материал: бумага формата А-4, акварельные краски, цветные и восковые карандаши, фломастеры, пастельные мелки, циркуль, записи расслабляющей музыки.

В буддизме изображения в круге используются для медитации и ритуального очищения пространства. Мандалы являются символом баланса, гармонии и единства мира и души человека.

Этапы рисования мандалы:
• Обеспечьте себе спокойную обстановку.
• Выполняйте рисунок лучше всего под медитативную, расслабляющую музыку.
• Для рисования мандалы начертите циркулем на бумаге круг.
• Внутри круга можете начинать рисовать от центра или наоборот двигаться от края к центру, идти почасовой стрелки или против. Это не столь важно.
• Сделайте рисунок простым карандашом, не выходя за рамки круга, затем начинайте раскрашивать.
• Создавайте цвета и формы внутри круга такие, которые подсказывает вам ваша душа.
• Дайте своей мандале название. Постарайтесь понять, какие чувства вызывает у вас этот рисунок. На обратной стороне листа запишите мысли, которые пришли к вам в голову. Порвите лист на мелкие кусочки, символически отпуская негативные чувства.

С помощью рисования мандал, можно регулировать своё душевное состояние путём выбора определённых цветов. Помните: все теплые цвета (с преобладанием красного) активизируют и стимулируют чувства, в то время как холодные (с доминантным присутствием синего) – успокаивают. Мандала, в которой присутствуют и теплые и холодные цвета, настраивает организм на гармонию.

11. Рефлексия
Участники по кругу обмениваются мнениями «Что больше всего понравилось?»

12. Прощание.
«Если человек научиться управлять собой, ему не стоит труда управлять и государством» Конфуций

Всем,спасибо!

Список литературы:
1. Сазонова Н.П. Саморегуляция педагогов ДОУ в профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие для педагогов, студентов педагогических факультетов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВТ-ПРЕСС», 2010 – 64 с.
2. Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя /Маргарита Шевченко. Екатеренбург: У-Фактория; М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. -128 с.

Электронные ресурсы:
3. http://doctor.kz/health/news/2007/08/29/22
4. http://med-books.info/valeologiya_739/relaksatsiya-bensonu.html
5. http://www.vashpsixolog.ru/
6. http://www.b17.ru/article/mandala_story/
7. http://www.resobr.ru/materials/370/5535/?sphrase_id=37608
8. Новикова И.А., Зехова М.С. Психологический стресс у педагогов, проходящих процедуру аттестации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.04.2014).
9. http://samsebelekar.ru/

Приложение1

Бостонский тест на стрессоустойчивость
«Анализ стиля жизни»
( разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона)
Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.
1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
10. Вас поддерживает Ваша вера.
11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
12. У Вас много друзей и знакомых.
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
14. Вы здоровы.
15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.
Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:
– почти всегда – 1;
– часто – 2;
– иногда – 3;
– почти никогда – 4;
– никогда – 5.
Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.
Интерпретация результатов
Набрано менее 10 баллов – у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничего не угрожает;
От 11 до 30 баллов – у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряжённой жизни активного человека;
От 31 до 50 баллов – задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь;
Свыше 50 баллов – вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьёзно задуматься о своей жизни – не пора ли ёе изменить, и подумать о своём здоровье.
Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Приложение 2
О чем расскажет ваша мандала?6
О чем говорят цвета,
которые вы использовали в своем рисунке

Красный – активность, упорство, настойчивость, энергия, радость, любовь, страсть физическая сила. Но, в то же время, красный цвет может указывать на разрушение, упрямство, агрессию и нетерпимость. Красный цвет указывает на важность момента, привлекает внимание, выделяет детали из общей композиции.
Оранжевый – энергия, жизнерадостность, сила, свободолюбие, терпимость. Также оранжевый цвет может указывать на демонстративные действия и неадекватную самооценку.
Желтый – радость жизни, уверенность в себе, восприимчивость к новому, свободное выражение своих мыслей и чувств. Но присутствие желтого цвета может говорить и о рассеянности, легкомыслии и язвительности.
Зеленый – уравновешенность, спокойствие, воля к жизни, обязательность, обновление, надежда. В то же время зеленый цвет может рассказать о негибкости, занудстве, ревности и эгоизме.
Синий – миролюбие, сила духа, организованность, умение строить отношения. Но также синий цвет может показывать страх, нерешительность, склонность к депрессии и унынию.
Белый – легкость, открытость, единение с другими людьми, начало перемен. В своем противоположном значении белый цвет расскажет о разочаровании, отрешенности от мира, бесплодности усилий, изоляции и некоторой чопорности в отношениях.
Черный – созидание, предвидение, сила воли, выход на новый уровень. Но, конечно, черный цвет может указывать и на присутствие страха, депрессивности, пустоты, протеста, подавления чувств и разрушение.
Серый – реализм, соединение противоположностей, здравомыслие, информированность. Использование серого цвета в рисунке мандалы также может говорить о скуке, равнодушии, ограниченности и неконтактности.
Розовый – доброта, нежность, любовь, романтичность. Но, в то же время, розовый цвет укажет на легкомысленность в отношениях, демонстрацию сексуальности, чрезмерную чувствительность.
Коричневый – надежность, здравый смысл, смирение. Кроме того, коричневый цвет может означать разочарованность, ограниченность, приземленность.
Голубой – творчество, свобода, свежесть взглядов и идей, полет мысли. Также голубой цвет покажет холодность, рациональность, отсутствие сексуальности.
Фиолетовый – интуиция, духовность, тайна, самопознание. А также фиолетовый цвет в мандале может указывать на скрытое напряжение, консерватизм, отрицание материальной стороны жизни.

Где расположены цвета в мандале?
Центр – это то сокровенное, что действительно для вас важно, это отражение ваших глубинных чувств и желаний.
Цвета, которые вы использовали ближе к краю окружности, рассказывают о том, что вы хотите показать людям, что несете в этот мир.

Символы, наиболее часто встречающихся в рисунках мандал

Круг – совершенство, единение с Вселенной, целостность, законченность, чувство защищенности, наполненность жизни.
Квадрат – постоянство, равновесие, безопасность, ограничения, нравственность, моральные устои.
Треугольник – гармония, жизнелюбие, власть, мудрость.
Цветок – красота, гармония, обновление жизни, потребность в духовном совершенствовании, доброта, понимание быстротечности жизни.
Крест – равновесие, соединение противоположностей, единство души и тела, потребность в духовной поддержке, ситуация выбора, готовность принять свою темную сторону.
Спираль – жизненная сила, потребность в принятии циклических изменений в жизни, энергия перемен, развитие, движение.
Глаз – потребность в более ясном видении ситуации, ощущение контроля со стороны, потребность в духовном наставнике.
Сердце – переживание сильных чувств - любви, радости или горя; сострадание, отзывчивость, потребность в свободном проявлении чувств.
Рука – власть, защита, действие, сила, потребность в контактах с людьми, способность помогать другим людям, готовность начать новое дело, активность, уверенность в своих действиях.
Звезда - превосходство, постоянство, уверенность, целеустремленность, потребность в лидерстве, мистическое ощущение защиты и покровительства высших сил, успешное взаимодействие с материальным миром.
Дерево – развитие, потребность в единстве с другими людьми, семейственность, энергия созидания, принятие разнообразия жизненных циклов.
Животные – интуиция, потребность в защите, духовность, связь с природными инстинктами.

Категория: Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации | Добавил: asvet-lana22 (15.04.2014) | Автор: Баранова Светлана Александровна E
Просмотров: 748 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Светлана Александровна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен к участию в конференции. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz