Воскресенье, 04.12.2016, 11:11

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 9
Гостей: 6
Пользователей: 3
Natali_Saraeva, tata4010, lara_ice

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации

Психологическая поддержка педагогов в процессе подготовки к аттестации

 Ирина Валентиновна Пащенко,

учитель физики

 МБОУ   СОШ № 30 г. Иркутска

Профессия учителя принадлежит к числу «помогающих» и «отдающих себя другим». Педагог изо дня в день, из года в год, сосредотачивает все свои силы на том, чтобы опекать, развивать, объяснять, воспитывать и поддерживать своих учеников и их родителей. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные и физические силы, пополнять их или забывает, или не успевает,  или не может. Утомление и стресс накапливаются годами, а через каждые пять лет работы, учитель подтверждает свою профессиональную пригодность в виде аттестации – сдает экзамены, проводит открытые уроки, защищает творческую работу, представляет портфолио. Переживает, нервничает, огорчается, вновь оказавшись в роли ученика на ЕГЭ.

В период прохождения аттестации, несмотря на то, что она длится 2-3 месяца, педагоги испытывают синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к обучающимся и коллегам. Яркие эмоции (в нашем случае, отрицательные) блокируют мыслительные процессы. Дело в том, что когда мы взволнованы и чувствуем угрозу (а экзамен представляет реальную угрозу нашему статусу и материальному положению), наши мышцы напрягаются, мы готовимся убежать или напасть на объект угрозы. Сердце начинает учащенно биться, вырабатывается адреналин (агрессия) либо норадреналин (оцепенение). От организма требуется действие, а не размышление. Поэтому и блокируются мыслительные процессы. А учитель должен сдать экзамены по предмету, по психологи, по педагогике и ИКТ технологиям.

 В первую очередь, это касается тех, кому за сорок. Несмотря на достаточный педагогический опыт, высокий профессионализм у учителя происходит физический спад. В связи с этим, в период прохождения аттестации  у преподавателя заметно снижается энтузиазм в работе, исчезает сияние в глазах, нарастает негативизм и усталость. За последние пять лет, я наблюдала ситуации, когда талантливые и творческие педагоги становились профессионально непригодным или уходили из школы из-за постоянного стресса по поводу подтверждения своей категории.

Я уверена в том, что психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального стресса должна стать приоритетной линией в работе администрации и  школьного психолога с учителями - предметниками. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать другие формы работы, такие как: помощь в организации личностно-ориентированного обучения и психологическое просвещение.

По определению Н.Е. Водопьяновой,  долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности приводит к личностной деформации. Обычными становятся такие чувства, как: усталость, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным и мысли: о несправедливости, о положении педагога в обществе, невысокой оценки окружающими твоих трудовых стараний, о собственном несовершенстве.

Как правило, учителя, постоянно живущие в состоянии волнения и переживаний, с трудом изменяют свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому редко самостоятельно могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний, развитие физических симптомов, таких как: головные боли, гипертония, ишемическая болезнь сердца и т.д.

Какова же стратегия помощи педагогам в период прохождения аттестации?

Первое - информирование педагогов о том, что такое аттестация, каким образом она будет проходить, кто будет проводить и, обязательно, открытый банк заданий для тестирования. Тогда педагоги будут более уверены в себе и своих силах, потому что процесс аттестации станет более понятным, определенным, а значит и подконтрольным.

Второе - стоит  поработать школьному психологу со страхами учителя: страха ошибки, страха собственного несовершенства, страха не достигнуть обязательного успеха. И только тогда учитель будет работать в атмосфере безопасности, радости и творчества.

Не зря говорят: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Неплохим способом может стать работа в паре с тем коллегой,  к которому вы питаете доверие.

Это и поочередное заполнение документации или электронного журнала, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая совместная работа существенно облегчает жизнь и даст чувство защищенности и уверенности. Можно работать в паре с опытным, авторитетным коллегой, к которому можно обратиться за помощью и советом.

 Все мы знаем о том, что пик работоспособности человека приходится на первую половину дня. Этот уровень в течение дня больше не достигается. Аттестацию лучше всего проходить соответственно в 10-11 часов дня, на которые приходится утренний пик активности.  

На период с октября по февраль приходится самое тяжелое время для организма. Дневного света все меньше, в результате чего снижается общая работоспособность. В результате человек становится раздражительным, быстро устает, у него ухудшается память. Аттестацию лучше проходить в сентябре месяце, когда организм здоров после отпуска, много солнца и сравнительно много фруктов, овощей и ягод.

Во время стресса организм сжигает огромное количество витаминов. Непосредственно в день аттестации следует учесть, что пища должна быть легкой и калорийной. Это орехи (праздник мозга), изюм, курага. Пить лучше всего соки или минеральную воду. Можно использовать быстрорастворимые витамины.

 

Литература:

 

  1. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф. – М., 2000.
  2. Психология здоровья. – СПб., 2000.
  3. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1986
Категория: Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации | Добавил: irinapashhenko (31.01.2014) | Автор: Пащенко Ирина Валентиновна E
Просмотров: 836 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Уникальность текста 58 %.

1  
Уважаемая Ирина Валентиновна! Ваш материал прошел первичную экспертизу и допущен для участия в конференции. Успехов!
Технический эксперт  Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz