Суббота, 10.12.2016, 17:39

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации

Рекомендации по предотвращению стрессового состояния педагогов в период аттестации .
Существенные преобразования, произошедшие в культурной, социально-экономической и политической жизни Российского государства предопределили появление новых ценностей в образовании. Все это повлияло не только на подготовку специалистов в системе профессионального образования, но и на аттестацию педагогических работников, которая должна осуществляться адекватно требованиям как самой личности педагога, так и требованиям рынка труда.
Многие исследователи отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. К стрессогенным факторам в профессиональной деятельности педагогов относятся проблемы, связанные с аттестацией педагогических работников.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им категорий. Одной из задач аттестации является стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. При присвоении квалификационной категории педагогам предъявляются высокие требования ко всем аспектам педагогической деятельности: знаниям, педагогическим умениям и способам, результатам деятельности и, конечно, к профессионально значимым качествам личности.
Педагоги, проходящие процедуру аттестации, вынуждены работать в условиях, вызывающих огромное эмоциональное напряжение. Проявления психологического стресса у педагогов разнообразны и обширны: тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональное опустошение. Состояние стресса нередко приводит к предпосылке различных заболеваний. Часть педагогов отказывается от прохождения аттестации по причине неудовлетворительного состояния: например, повышенная утомляемость; усталость; боли (головы, в груди, животе, спине, шее); бессонница; расстройство желудочно-кишечного тракта; слабость; сонливость; сильное сердцебиение трудности с глотанием пищи, сухость во рту; головокружение;обострение аллергических реакций; тошнота.
Можно сказать, что стресс во время аттестации связан, прежде всего, с повышением нагрузки и отсутствием свободного времени для отдыха, с различного рода конфликтами (с коллегами, детьми, родителями, администрацией), и обусловлен боязнью оценочного отношения со стороны экспертов, боязнью публичных выступлений, открытых мероприятий.
Как помочь педагогу подготовиться к этой важной, трудоемкой и ответственной процедуре? Необходимо отметить, что в основной школе, где 64 ученика, психолога нет. Поэтому на методическом совете разработана система рекомендаций по предотвращению и коррекции проявлений стресса аттестующегося педагога:
Эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. К естественным способам регуляции организма и саморегуляциии относятся длительный сон, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка.
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
К естественным приемам регуляции организма можно отнести:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем за окном;
рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Совет о способах саморегуляции.
• Никогда не страдайте в одиночку (не держите в себе свои тревоги, проблемы), поговорите с тем, кому доверяете - подругой, домашним питомцем (котом, щенком - молчаливым и благородным слушателем).
• Примите теплый душ, расслабьтесь и дайте волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит).
• Тщательно проанализируйте ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию).
• Используйте все виды терапии:
• музыка (тихая, негромкая, любимая);
• природотерапия: полистайте альбомы с натюрмортами; погуляйте на свежем воздухе;
• трудотерапия: вымойте посуду, полы, поработайте в саду;
• спите, когда хочется и сколько хочется, спите днем (15-40 минут), дневной сон - сон красоты;
• помогает частое мытье рук под струей холодной воды;
• пройдите курс массажа.
Займитесь спортом, просто бегайте по утрам. Физическая усталость всегда «вышибает» умственную.Вообще физическая нагрузка – это панацея почти, что от всех бед и лекарство от всех душевных травм.
Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания
1. Будьте внимательны к себе: это поможет Вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит Вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить задругих их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
8. Если Вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти аттестационный период. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».

Литература
1. Анисимова О. А. Стресс и профессиональное здоровье педагога / О. А. Анисимова // Психолог в школе. – 2000. – № 1-2. – С. 100-107.
2. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
3. Пряжников Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 2. – C. 87-95.
4. Реан А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопр. психологии. – 1997. – № 1. – С. 45-54.
5. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / С. В. Субботин. – Пермь, 1992. – 48 с.
Категория: Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации | Добавил: nadezhda-59 (15.04.2014) | Автор: Ниткалеева Надежда Андреевна E
Просмотров: 814 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Надежда Андреевна! Ваш материал не может быть допущен до участия в конференции, так как уникальность текста составляет лишь 17 %. Технический эксперт  Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz