Воскресенье, 11.12.2016, 14:47

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации

Синдром профессионального выгорания педагогов: причины и пути предотвращения.
Синдром профессионального выгорания педагогов:
причины и пути предотвращения.

Синдром профессионального выгорания - это сложный психологический феномен, который часто встречается у педагогов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми (детьми, родителями, администрацией, коллегами). Синдром включает в себя целый комплекс психологических и физических симптомов, которые имеют существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека. Профессиональное выгорание является очень индивидуальным процессом, поэтому и симптомы появляются не одновременно и с разной степенью выраженности.
Причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
1. Высокая эмоциональная включенность в работу, неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
2. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.
3. Загруженность в течение рабочего дня.
4. Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте.
5. Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
Профессиональное выгорание — это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому педагогу особенно важно распознать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессионального выгорания.
Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.
Вторая стадия - снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов, повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии — в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил.Педагог стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.
Выгорание это постепенный процесс, который развивается в течение длительного периода времени. Оно не происходит в одночасье, но может начинать развиваться незаметно, если не обращать внимание на предупреждающие сигналы. Симптомы выгорания сначала едва заметны, но со временем они становятся всё более ясными. Необходимо обратить внимание на ранние признаки выгорания, чтобы предотвратить его.
Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, тошнота, головокружение, дрожание (тремор), артериальная гипертония, болезни сердца, аритмии и т.д.
Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, потеря идеалов и надежд или профессиональных перспектив. Человек старается побыть в одиночестве после работы, любые мелочи буквально выводят из себя.
Поведенческие симптомы: во время рабочего дня появляется желание прерваться и отдохнуть, нарастает безразличие к еде, а так же злоупотребление успокоительными средствами и антидепрессантами.
Интеллектуальное состояние: уменьшение интересов к нововведениям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии, формальное выполнение работы.
Социальные симптомы: отсутствие энергии для социальной активности, уменьшение интереса к досугу, ограничение контактов, уменьшение взаимоотношений с другими людьми, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, недостатка поддержки со стороны семьи, детей коллег и т.д.
Если вы обнаружили в себе предупреждающие признаки выгорания, помните, что если не предпринять меры, они могут только ухудшиться. Своевременные меры позволят вернуть контроль над своей жизнью, достичь большей гармонии и предотвратить полномасштабное развёртывание профессионального выгорания.
Начните день с расслабляющего ритуала. Сразу после пробуждения не стоит вылезать из постели, попробуйте проводить сеанс, по крайней мере, пятнадцати минутной медитации, делать лёгкие растягивающие упражнения, или читать что-то, что вас вдохновляет.
Начните питаться здоровой пищей, займитесь спортом и примите здоровые привычки сна. Правильное питание, регулярные занятия физической зарядкой, достаточный отдых позволит вам получить массу энергии, сделает вас более гибким для решения ежедневных задач и обязанностей.
Установите границы. Не перенапрягайте себя. Научитесь говорить «нет» в ответ на просьбы, которые отнимают у вас время и которые вам выполнять совершенно не хочется. Если вы находите это трудным, напомните себе, что один ответ нет, не нежеланную просьбу, освобождает время для того, чтобы сказать «да» чему-то более важному и более желанному.
Создайте ежедневный отдых от технологий. Установите время на каждый день, когда вы можете полностью отдохнуть от техники. Уберите ваш ноутбук, выключите телефон, перестаньте проверять электронную почту. Скройтесь от этой вечно шумящей и испускающей электромагнитные волны техники.
Питайте свою творческую сторону. Творчество является мощным противоядием от выгорания. Попробуйте что-то новое, начните забавный проект или возобновите любимое хобби. Выберите мероприятие, которое не имеет ничего с работой.
И помните, что педагог, который «перегорел», «сгорел на работе» не может считаться профессионалом, поскольку не владеет самым главным навыком – заботиться о сохранности своего основного профессионального инструмента – себя.
Категория: Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации | Добавил: Nata (14.04.2014) | Автор: Подгорбунских Наталья Сергеевна E
Просмотров: 695 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Наталья Сергеевна! Ваш материал не может быть допущен до участия в конференции, так как уникальность текста составляет лишь 20%. Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz