Система работы с учителем в межаттестационный период
Современное общество предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности учителя. Педагог должен обладать богатым творческим потенциалом, ответственностью, способностью принимать самостоятельные решения в сложных педагогических ситуациях, видеть в себе источник личностного и профессионального развития, делать свою деятельность более открытой. В этом процессе важную роль играет аттестация педагогических кадров. Она призвана активизировать рефлексию учителя, направленную на осознание им затруднений и проблем в его педагогической деятельности, на поиск путей их преодоления Необходимо отметить также, что аттестация усиливает стрессовые состояния, которые в последнее время и без того приобретают массовый характер в учительской среде вследствие специфики современного социально-экономического положения. К сожалению, для многих педагогов аттестация связана с большими психологическими перегрузками. Кроме того, педагоги болезненно относятся к всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда, что часто влечет за собой конфликты, разочарования, недовольство, а порой и депрессию. В психологической науке большое внимание уделяется изучению психологического оценивания поведения в стрессовых ситуациях, а педагог, изъявивший желание пройти процедуру аттестации, оказывается в ситуации, близкой к положению учащегося при оценивании, и испытывает определенные проблемы психологического содержания. Как помочь педагогу в этот сложный период? Для успешного решения этой задачи необходима работа в течение всего межаттестационного периода: взаимодействие администрации в лице директора, заместителя директора по учебной работе (в малокомплектных школах он же методист) и психолога общеобразовательного заведения. Прежде всего необходимо представить саму аттестацию и подготовку к ней как некую систему, обеспечивающую развитие профессионала и психологическую поддержку личности учителя. Это длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности. Далее необходимо определить структуру взаимодействия аттестуемого с администрацией, психологом и коллективом учителей. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемого, недостаточно четко сформулированные цели, задачи и методы работы с педагогом (кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога) отрицательно влияют не только на процесс аттестации, но и на профессиональный рост учителя, его комфортность в период аттестации. Под комфортностью же следует понимать атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки. Для достижения этого необходимо провести огромную работу с аттестующимся педагогом: — расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин через самообразование педагога, курсы повышения квалификации, различные семинары и спецкурсы; — повышение уровня профессионализма и психологической компетентности (участие в конкурсах различного уровня и тематики); — создание условий для возможности проявления творчества, новаторства; — развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога (педагог может попробовать себя в роли тьютера, координатора, руководителя проектной деятельности учащихся); — формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.
Это создаст условия для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства» Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят и от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе. Педагогический стаж, особенности профессиональнопедагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние. Учителя-стажисты и педагоги, проходившие аттестацию много раз, имеющие звания и президентские премии, аттестуются на общих основаниях. Последние считают это ущемлением своих профессиональных прав и предпочитают уволиться, но не собирать многочисленные справки для подтверждения своего профессионализма. Полагаю, что по отношению к данной категории педагогов должен быть иной подход: их заслуги должны быть учтены. Очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно. И здесь роль каждого структурного звена важна: — руководитель учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога; — заместитель директора по учебной работе организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем. Совместно с педагогом составляет программу методической учебы педагога, готовящегося к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа; — психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога. В период подготовки аттестационных материалов учителю необходима нередко помощь при описании своего педагогического опыта с точки зрения современных требований психолого-педагогической науки, т. к. необходимо эффектно и качественно продемонстрировать свой личный опыт, осмысленный в терминах современных психолого-педагогических и методических знаний. Именно поэтому одним из новых направлений в деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическая диагностика профессионального опыта учителя. Совместный анализ педагогом и психологом диагностических материалов, отражающих динамику развития психических свойств учащихся, обучаемых этим учителем, помогает педагогу более качественно осмыслить достигнутые педагогические результаты Думается, что внедрение методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создаст условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволит повысить качество образования и мастерство учителя. Рефлексия всех участников образовательного процесса поможет учителю своевременно корректировать не только выполнение своей образовательной программы, но и средства достижения конечных результатов. Очень важным, является первоначальный период после аттестации. Когда все заканчивается, учитель еще долго не может отойти в мыслях от процедуры, перебирая в голове удачные и неудачные моменты. Здесь здоровье многих педагогов "сдает". Человек начинает страдать и физически, и психологически. Этого нельзя допускать, поэтому очень важно и здесь поддержать учителя. Хотя бы добрым словом!
Вейкум Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кутузовская СОШ» Шербакульского района Омской области.