Четверг, 23.11.2017, 21:41

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы конференции по аттестации пед.кадров » Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации

Система работы с учителем в межаттестационный период
Современное общество предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности учителя. Педагог должен обладать богатым творческим потенциалом, ответственностью, способностью принимать самостоятельные решения в сложных педагогических ситуациях, видеть в себе источник личностного и профессионального развития, делать свою деятельность более открытой. В этом процессе важную роль играет аттестация педагогических кадров. Она призвана активизировать рефлексию учителя, направленную на осознание им затруднений и проблем в его педагогической деятельности, на поиск путей их преодоления
Необходимо отметить также, что аттестация усиливает стрессовые состояния, которые в последнее время и без того приобретают массовый характер в учительской среде вследствие специфики современного социально-экономического положения.
К сожалению, для многих педагогов аттестация связана с большими психологическими перегрузками. Кроме того, педагоги болезненно относятся к всякого рода вмешательству в свою профессиональную деятельность, к оценке их труда, что часто влечет за собой конфликты, разочарования, недовольство, а порой и депрессию.
В психологической науке большое внимание уделяется изучению психологического оценивания поведения в стрессовых ситуациях, а педагог, изъявивший желание пройти процедуру аттестации, оказывается в ситуации, близкой к положению учащегося при оценивании, и испытывает определенные проблемы психологического содержания.
Как помочь педагогу в этот сложный период?
Для успешного решения этой задачи необходима работа в течение всего межаттестационного периода: взаимодействие администрации в лице директора, заместителя директора по учебной работе (в малокомплектных школах он же методист) и психолога общеобразовательного заведения.
Прежде всего необходимо представить саму аттестацию и подготовку к ней как некую систему, обеспечивающую развитие профессионала и психологическую поддержку личности учителя. Это длительный процесс совершенствования профессионального мастерства и психологической компетентности личности.
Далее необходимо определить структуру взаимодействия аттестуемого с администрацией, психологом и коллективом учителей. Отсутствие согласованности в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемого, недостаточно четко сформулированные цели, задачи и методы работы с педагогом (кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога) отрицательно влияют не только на процесс аттестации, но и на профессиональный рост учителя, его комфортность в период аттестации. Под комфортностью же следует понимать атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки.
Для достижения этого необходимо провести огромную работу с аттестующимся педагогом:
— расширение знаний в области педагогики, психологии и смежных дисциплин через самообразование педагога, курсы повышения квалификации, различные семинары и спецкурсы;
— повышение уровня профессионализма и психологической компетентности (участие в конкурсах различного уровня и тематики);
— создание условий для возможности проявления творчества, новаторства;
— развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога (педагог может попробовать себя в роли тьютера, координатора, руководителя проектной деятельности учащихся);
— формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами.

Это создаст условия для успешного восхождения по «лесенке профессионального мастерства»
Особенности индивидуальной работы с педагогом зависят и от уровня его самооценки и стажа педагогической деятельности. Самооценка подразумевает оценку своей деятельности, положения в коллективе. Педагогический стаж, особенности профессионально­педагогической деятельности оказывают непосредственное влияние на становление педагога как профессионала. Важно учитывать также статус педагога в коллективе, его преобладающее эмоциональное состояние.
Учителя-стажисты и педагоги, проходившие аттестацию много раз, имеющие звания и президентские премии, аттестуются на общих основаниях. Последние считают это ущемлением своих профессиональных прав и предпочитают уволиться, но не собирать многочисленные справки для подтверждения своего профессионализма. Полагаю, что по отношению к данной категории педагогов должен быть иной подход: их заслуги должны быть учтены.
Очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.
И здесь роль каждого структурного звена важна:
— руководитель учреждения способствует управленческому и организационному обеспечению профессионального роста педагога;
— заместитель директора по учебной работе организует профессиональную поддержку и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем. Совместно с педагогом составляет программу методической учебы педагога, готовящегося к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа;
— психолог обеспечивает повышение психологической компетентности педагога, способствует развитию личностных и профессионально значимых качеств педагога; улучшает эмоциональное самочувствие педагога.
В период подготовки аттестационных материалов учителю необходима нередко помощь при описании своего педагогического опыта с точки зрения современных требований психолого-педагогической науки, т. к. необходимо эффектно и качественно продемонстрировать свой личный опыт, осмысленный в терминах современных психолого-педагогических и методических знаний. Именно поэтому одним из новых направлений в деятельности педагога-психолога является психолого-педагогическая диагностика профессионального опыта учителя. Совместный анализ педагогом и психологом диагностических материалов, отражающих динамику развития психических свойств учащихся, обучаемых этим учителем, помогает педагогу более качественно осмыслить достигнутые педагогические результаты
Думается, что внедрение методического и психологического сопровождения педагогов в период аттестации создаст условия веры педагога в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, позволит повысить качество образования и мастерство учителя. Рефлексия всех участников образовательного процесса поможет учителю своевременно корректировать не только выполнение своей образовательной программы, но и средства достижения конечных результатов.
Очень важным, является первоначальный период после аттестации. Когда все заканчивается, учитель еще долго не может отойти в мыслях от процедуры, перебирая в голове удачные и неудачные моменты. Здесь здоровье многих педагогов "сдает". Человек начинает страдать и физически, и психологически. Этого нельзя допускать, поэтому очень важно и здесь поддержать учителя. Хотя бы добрым словом!

Вейкум Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кутузовская СОШ» Шербакульского района Омской области.
Категория: Профессиональная поддержка учителей в процессе  аттестации | Добавил: gali_vei (06.01.2014) | Автор: Вейкум Галина Васильевна E
Просмотров: 1242 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Галина Васильевна! 
Ваш материал прошел первичную экспертизу и   допущен к участию в  конференции.
Технический эксперт Беляевская Т.Я.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz