Суббота, 03.12.2016, 01:14

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы » Педагогические технологии

Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность

  С 2011 года образование переходит на новые ФГОСы.    В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как

 - инициативность,

 - способность творчески мыслить;

- находить нестандартные решения.

          В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается  необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике.

          Методологической основой ФГОС нового поколения является компетентностно– деятельностный подход. Цели образования выступают  в виде характеристик сформированности УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД).        Стандарты  ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и их эффектов.  

 Одной из таких технологий является  исследовательская технология, потому что она: 

- формирует самостоятельность мышления,

 - заставляет мыслить творчески,

- нарабатывает  нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций ( то есть формируя УУД!!!),

 - добывает  самостоятельно логическим путем новые знания.

         Среди основных направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность  решать жизненные и профессиональные задачи. 

С какой целью используется учебная исследовательская деятельность в образовательном процессе?

          Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

           Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая определенную структуру и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере (нормированную постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы). Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. 

         Содержание учебного исследования базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования, традициях оформления такого рода работ.

 Что же мы видим в этих определениях?

         Исследования в образовательном процессе являются инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности и т.д.     Все это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который дает высокий педагогический результат.

         Наша задача – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь ее адаптировать для себя, творчески использовать с пользой для себя полученные знания. Для этого мы и обучаем детей исследовательской деятельности. Для этого мы используем учебные исследования.       Хочется привести слова Л. Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»!

         Исследовательская технология требует от учителя перестройки, в первую очередь, мышления, методического подхода к пониманию и организации учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности. Подготовка педагогов-руководителей исследовательской деятельности школьников отличается от подготовки учителей-предметников. Учителю необходима помощь в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включать школьников в проведение исследований. Поэтому учиться организовывать учебно – исследовательскую деятельность учащихся необходимо.

            Успешного выпускника может подготовить только учитель,  который владеет современными эффективными методами и средствами  взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится  сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».                                                                                        А.Н. Колмогоров

          Поэтому задача современного педагога - создать условия для запуска исследовательской деятельности ребенка, так как она является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами.Любая педагогическая технология, в том числе и инновационная, требует от учителя обучения.

А методическая работа в школе не предусматривает подобное обучение?

          Общение с учителями, участие в работе многих форумов, профессиональных сообществ показало, что на местах, то есть в школах, такого обучения не осуществляется. Более того, часто единицы педагогов из всего коллектива на деле используют исследовательскую технологию ( никого не хочу обидеть, но имею ввиду именно «используют», а не пишут отчеты!)

А методисты управлений образования и т.п.?

          Далеко не все из них сведущи в этом вопросе и могут оказать методическую помощь учителям. Да и не их это дело, по большому счету. Их задача - предоставить учителю информацию о том, 

где и как можно обучиться этой технологии и решить организационные вопросы по данному обучению.

А методисты региональных институтов повышения квалификации?

         Да, здесь ведется большая работа,  и методисты разрабатывают программы повышения квалификации по исследовательской деятельности. Часто это делается централизовано на базе самих институтов, то есть с отрывом от «производства» и семьи педагога, что само по себе уже не совсем удобно.

ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!!

ЦППА предлагает Вам  дистанционный курс

 «Основы исследовательской деятельности учащихся» http://moi-rang.ru/index/dk_organizacija_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja/0-47

Этот  дистанционный курс построен на деятельностном подходе к процессу обучения и является практико ориентированным - Вы будете не просто изучать основы исследовательской деятельности, но и постигать саму технологию «изнутри»:

-  организацию исследовательской деятельности,

-  приемы и методы формирования исследовательских умений и навыков, упражнения и памятки,

-  накапливать методическую папку руководителя - организатора исследовательской деятельности учащихся. 

               И еще одно - в этот курс заложено индивидуальное сопровождение процесса обучения каждого педагога:

- всегда можно задать все интересующие Вас вопросы по темам обучения и получить на них ответы;

- всегда можно корректировать свои ответы и выполненные задания;

- всегда можно пользоваться всеми рекомендациями и методическими советами.

            Список использованных ресурсов:

Форум ТГ «Исследовательские умения и навыки» http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=133205&tmpl=Thread&BoardId=282240&ThreadId=443724&page=0

Вяйзинен М.А. Подготовка педагогов к реализации исследовательской технологии. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=133205&d_no=289292&ext=Attachment.aspx?Id=140343

Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии./ А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999.- №10. 

Жоголева Е.Е. Исследовательская работа на уроках русского языка и не только….

.

Автор:

Жоголева Е.Е.,  руководитель

Центра подготовки педагогов к аттестации 

Категория: Педагогические технологии | Добавил: ZhogolevaEE (30.04.2013) | Автор: Жоголева Елена Евгеньевна E
Просмотров: 3261 | Комментарии: 3 | Теги: исследование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Елена Евгеньевна! Интересно было читать Ваш материал, согласна с Вами, что исследовательская деятельность сегодня в рамках программы ФГОС входит в систему образования, основанную на использовании современных иновационных технологий, позволяющих формированию ключевых компетенций обучающихся.  Работая с иновационными технологиями в исследовательской деятельности учитель не останавливается на достигнутом, непрерывно стремится к вершинам  своего професионального мастерства. В материале чётко и логично представлен вопрос исследовательской работы со школьниками.  Верно отмечено в Вашей работе, что в задачу современного педагога входит создание условий для запуска исследовательской деятельности ребёнка. Я с Вами согласна, что любая педагогическая технология требует от учителя обучения.   В Вашем материале так же указаны проблемы, которые в настоящее время наиболее значимы   в реализации исследовательской деятельности для всех педагогов.  Ваша работа заинтересовала меня и я бы хотела более подробно познакомиться с мотивами исследовательской деятельности. Я поняла, что Вы занимаетесь исследовательской деятельностью, можно ли познакомиться с программой курса, а конкретно с формами и методами работы с обучающимися. Крайне интересна мотивация в Вашей работе. Заранее спасибо, с уважением Светлана.

2  
Елена Евгеньевна! Ваша статья об исследовательскойдеятельности вызвала неподдельный интерес. Дьюи считал, что обучаемый в
индивидуальном развитии повторяет путь познания человечеством окружающего мира.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Обучаемый усваивает
материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате
возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным участником своего
обучения. В ходе исследовательской деятельности, сопровождающейся постановкой
опытов, приводящей к нахождению ответов на спорные вопросы, обучающий совершает
восхождение от частного к общему, т.е. использует индуктивный метод познания. И
педагог должен создать условия для такой исследовательской деятельности.Но в
связи с этим, как вы точно подметили,  упедагога возникает множество вопросов, чёткие ответы на которые вы даёте в соей
статье. Я с вами совершенно согласна, что владение методикой исследования, системой исследовательских уменийстановится  сегодня одной из важнейшихкачественных характеристик успешного учителя. Не всегда есть возможность пройти
очную курсовую подготовку педагогам из "глубинки" и то, что вы
предлагаете в своей статье, я думаю, очень здорово. Хотелось бы узнать об
исследовательской деятельности учащихся в области информационных технологий.
Спасибо за интересную статью.

1  
Елена Евгеньевна! С большим интересом ознакомилась с материалом "Исследовательская деятельность", в нем четко и логично представлен вопрос исследовательской работы школьников. Действительно, современные требования к организации учебного процесса, новые образовательные стандарты особое место отводят деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности и применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Верно Вы отметили, что " исследовательская технология формирует самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывает опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций, добывает самостоятельно логическим путем новые знания." Цель исследовательской работы - в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Самостоятельно полученные знания являются новыми и личностно - значимыми для конкретного учащегося. В подтверждение тому высказывание Леонардо да Винчи "Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок".
Ваша работа интересна, она окажет помощь творчески мыслящим педагогам. Ее отличают четкие ответы на вопросы, которые возникают у многих педагогов.
В ней вы указываете, что необходимо учиться организовывать научно - исследовательскую деятельность учащихся. Хочется узнать - как? И еще, хотелось бы продолжить с Вами разговор о формах организации исследовательской деятельности.
Большое спасибо за интересный и полезный труд!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz