Четверг, 23.11.2017, 21:41

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
Мой Университет
Подарки от ЦППА
Эл.сборники
Главное
Горячая новость
Проекты и Конкурсы
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Библиотека ЦППА
Edu-family
Поделиться
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы » Педагогические технологии

Система Е.Н.Ильина

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии


Система Е.Н. Ильина

Умножать, а не только уважать человека в человеке.

Е.Н.Ильин

Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина

По уровню применения: частнопредметная.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.

Целевые ориентации

•  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

•  Преподавание литературы как искусства.

Концептуальные положения и гипотезы

• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;

•  принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;

•  художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

•  принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;

•  в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

•  идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;

•  нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;

•  знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;

•  сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;

•  педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;

•  формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

•  метод духовного контакта;

•  демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;

•  учитель - предметник, художник, врач;

•  работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.

Особенности содержания

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:

а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Особенности методики

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Урок литературы - это:

-   человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

-   своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;

-   не аргументы и факты, а открытия;

-   совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Литература

1. Иванихин В,В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.

2.     Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.

3.     Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

4.     Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

5.     Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.

6.     Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».

7.     Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.

8.     Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.



Источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0474/1_0474-128.shtml
Категория: Педагогические технологии | Добавил: ZhogolevaEE (18.05.2013) | Автор: Жоголева Елена Евгеньевна E
Просмотров: 12997 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Здравствуй , Елена Евгеньевна. Я прошу Вас принять мою работу ещё раз и здесь . Очень сожалею, что она не дошла.
Отзыв на статью о системе Е.Н. Ильина.

Рубрика "педагогические технологии" давно считается"настольной книгой" любого учителя.предложенные статьи помогают в главном: анализировать свою деятельность, так сказать "сверять часы", выявлять проблемы. А без этого нельзя, иначе новый учебный год не станет действительно НОВЫМ.
Спасибо автору статьи о педагогической системе Евгения Николаевича Ильина.В работе очень ёмко , но содержательно представлены концепты авторской гуманистической технологии учителя. Структура описания, композиция целиком соответствует классической схеме. Но вместе с тем чувствуется личностное , эмоциональное соучастие.Автор стать сопереживает "жгучей проблеме", солидарен с "учителем - художником, врачом" и рассматривает урок как чудо "спектакля".
Автор статьи исходит из того , что преподавание литературы - процесс, формирующий душу человека, а это под силу только высокому искусству. поэтому каждый урок Ильина - маленькая жизнь, открытие. , спектакль.
Хотелось бы отметить, что в статье делается акцент на особенности взаимодействия учителя и ученика: это деятельность по разрешению личностно значимой для подростка нравственной проблемы, разрешить которую нельзя без КНИГИ.
Автор статьи убеждён в актуальности и злободневности гуманистической концепции Евгения Николаевича Ильина. И с этим трудно не согласиться. Ведь ЛИЧНОСТЬ литературного героя, писателя или учителя - это те нравственные ориентиры, которые помогут "подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности"
Статья заставляет задумать о новых аспектах преподавания литературы. Коммуникативное пространство современного подростка не ограничивается общением с книгой и писателем. Хочется надеяться на то, что идеи классической литературы и и представленной педагогической технологии подскажут новый виток развития, выход из точки бифуркации.
Благодарю автора статьи за интересное чтение и возможность систематизировать свой педагогический опыт.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz