Суббота, 03.12.2016, 03:21

Центр подготовки педагогов к аттестации

Логин:
Пароль:
На память!
Главное
Горячая новость
Конкурс
Олимпиада педагогов 4

21.12.2015 - 01.09.2016

Четвертая Олимпиада педагогов "Современное образование" ЗДЕСЬ!

Форум Олимпиады ЗДЕСЬ!

Советы участникам Олимпиады ЗДЕСЬ!

Обучение
Законодательство
Консультирование
Кабинет психолога
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы » Педагогические технологии

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Дайте мне точку опоры, и я переверну всю Землю.

Архимед



           Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.

Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + «репетитор».
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.

Целевые ориентации
■Формирование ЗУН.
■Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.
■Ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).
Принципы
-   многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
-   личностно-ориентированный подход;
-   гуманизм (все дети талантливы);
-   ученье без принуждения;
- бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
- соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания
•  Материал вводится крупными дозами.
•  Поблочная компоновка материала.
•  Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов •  Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Особенности методики
 Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) - наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений.
1.      Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО); повторное объяснение по красочному плакату - опорному конспекту; краткое обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими кон спектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2.      Самостоятельная работа дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта (кодирование - декодирование); запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
3.      Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти; учитель проверяет работы по мере поступления; одновременно идет «тихий» и магнитофонный опрос; после письменной работы - громкий опрос.
4.      Устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении (П.А.Гальперин) происходит во время различных видов опроса.
5.   Второе повторение - обобщение и систематизация: уроки взаимоконтроля; публикация списков зачетных вопросов заранее; подготовка; использование всех видов контроля (у доски, тихого, письменного и др.); взаимоопрос и взаимопомощь; игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).
Контроль, оценка
        В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.
      Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.
Шлейф методических приемов (педагогических микроэлементов) включает: полетное повторение, релейные контрольные работы, десантный метод, метод цепочки, «купание» в задачах, поиск ошибок в книгах, решение задач на листочках, решение задач по выбору (плашки), решение в 4 руки, урок опытов, удар «по мозгам», решение снизу вверх, поощрение подсказки, урок открытых мыслей, шестой балл, творческий конспект, скороговорки, приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.п.) и др.

     Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
-   каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
-   возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
-   формируются ответственность, честность, товарищество.
Примечание. Общепедагогическая технология В.Ф.Шаталова реализована в предметных технологиях В.М.Шеймана (физика), Ю.С.Меженко (русский язык), А.Г.Гайштута (математика), С.Д.Шевченко (история) и др.

Литература
1. ГайштутА.Г. Приемы интенсификации обучения математике в 4-5 классах. - Киев, 1980.
2.     Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. - М.: Знание. 1990.
3.     Меженко Ю.С. Опорные конспекты на уроках языка // Русский язык и литература в средних учебных заведениях. -1990. - № 1-12.
4.     Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М.: Педагогика, 1987.
5.     Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 1988. .
6. Селевко Г.К. Альбом схем по курсу физики. - Омск, 1986.
7.     Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.
8.     Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1980.
9.     Шаталов В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: Просвещение, 1989
10.    Шаталов В.Ф. Опорные сигналы в физике. 6 класс, 7 класс. - Киев, 1979.
11.    Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - М.: Педагогика, 1980.
12.    Шаталов В.Ф. Психологические контакты. - М.,1992.
13.    Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987.
14.    Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989.
15.    Шаталов В.Ф., Шейман В.М., ХаптА.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике - М.: Просвещение, 1989.
16.    Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М.: Просвещение, 1991. 



Источник: http://www.pedlib.ru/Books/1/0474/1_0474-128.shtml
Категория: Педагогические технологии | Добавил: ZhogolevaEE (09.07.2013) | Автор: Жоголева Елена Евгеньевна E
Просмотров: 7489 | Комментарии: 4 | Теги: педагогические технологии | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 4
4  
Уважаемый Владимир Федорович!
С большим интересом ознакомилась с Вашей статьёй. Я слышала о вашей методике, но никогда с ней не сталкивалась. Материал очень актуальный и полезный. А Вы - творческий и думающий педагог. Казалось бы, методика не нова, но как современна: это и использование портфолио ("послужной список ученика" wink , и мотивация ("принцип открытых перспектив" wink , и нахождение ребенка в ситуации успеха ("каждый ребенок в любое время может исправить любую оценку на более высокую" wink . Впечатляет и разнообразие представленных методических приёмов. Хотелось бы подробнее о них узнать. Ваша технология, разработанная для уроков математики, реализована в других предметных технологиях (русский язык, физика, история). Как Вы считаете, возможно ли использование Вашей технологии или её элементов при обучении иностранным языкам? С уважением Марина Александровна.

3  
Уважаемый Виктор Федорович! С
удовольствием познакомился с Вашей статьей, очень понравилось четкое
структурирование материала, в особенности классификационные параметры
технологии, которые с самого начала дают представление о технологии
интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала. В своей педагогической деятельности я
часто обращаюсь к опорным конспектам, и представленный Вами материал помог мне получить
дополнительную информацию об особенностях методики. Применение этой методики позволяет
достигать цели обучения -  формирование
познавательной самостоятельности, уверенности обучающихся в своих силах на
основе многократного повторения, обязательного поэтапного контроля и
бесконфликтности учебной ситуации. Еще раз хочу поблагодарить Вас за
представленный материал и хотел бы узнать Вашу точку зрения о создании опорных
конспектов самими обучающимися для развития их творческих способностей и
ассоциативного мышления. Большое спасибо за Вашу работу!

2  
Уважаемый Виктор Федорович!
С удовольствием ознакомилась с Вашим материалом. Согласна с Вами, что одна из инновационных технологий - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, которая позволяет сформировать ключевые компетенции учащихся. В своей работе я использую данную технологию, и вот что заметила:
- ученики уже на раннем этапе учатся конспектировать, использовать схемы, рисунки, при этом дети больше запоминают, развивается память и внимание.
- принцип открытых перспектив позволяет ребёнку учиться успешно, а значит с удовольствием.
- исключает конфликты с учителем и родителями.
Безусловно реализация Вашей технологии влечет за собой ощутимые изменения в методической работе учителя: он больше не сможет останавливаться на достигнутом, а будет непрерывно стремиться к вершинам своего профессионального мастерства.
Скажите пожалуйста,Вы не занимаетесь такой проблемой, как разработкой электронных версий опорных конспектов, схем, уроков. Уверена, что многие коллеги были бы Вам благодарны за такую работу. Просто огромное СПАСИБО за Ваш БЛАГОРОДНЫЙ труд. С уважением Светлана Владимировна.

1  
Уважаемый Владимир Федорович!
Интересно было читать Ваш материал. Абсолютно согласна с Вами, что технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала сегодня – одна из инновационных технологий потому, что позволяет сформировать ключевые компетенции учащихся. Её реализация неизменно влечёт за собой и ощутимые изменения в методической работе учителя: он больше не сможет останавливаться на достигнутом, а будет непрерывно стремиться к вершинам своего профессионального мастерства, к постоянному движению вперёд, к достижению всё новых и новых целей!Учитель на уроке уже выступает в роли "консультанта", он направляет учеников, а ученики в свою очередь сами находят(открывают) новые знания. Разные виды контроля тоже заинтересовывают детей. Ученики уже на раннем этапе учатся кратко конспектировать, используя схемы, рисунки,знаками. Очень много приемов используется в этой технологии. при чтении, конспектировании дети запоминают больше, у них развивается память, внимание.Я абсолютно уверена, что талантливые дети могут появиться только у талантливого учителя. Дети чувствуют интерес к себе и отзываются на него, а еще они тянутся к интересным и увлеченным своим делом учителям. Они выбирают для внеклассной деятельности именно таких учителей. С уважением Ирина Сергеевна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Образовательный портал "Мой университет", 2013
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz